Напоминание

Развитие творческих способностей на занятиях по вокалу


Автор: Елена Викторовна Саломатина
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Город Биробиджан
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Развитие творческих способностей на занятиях по вокалу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«ЦДТ»

Обобщение педагогического опыта

Тема:

Развитие творческих способностей на занятиях по вокалу

Выполнила:

педагог дополнительного образования

музыкальной студии «Радуга»

Саломатина Е.В.

Биробиджан 2024 г.

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное воспитание и обучение занимают особое место в формировании

творческой личности, ее познавательных способностей, поскольку музыка отражает всю

полноту природы человека во всей его гармонической целостности: эмоциональное и

рациональное, чувственное и интеллектуальное. Многими музыкантами и педагогами

высказывалась мысль, что музыка раскрывает каждому самого себя, она активизирует

формирование творческой направленности личности.

В своей педагогической деятельности я использую программу по дополнительному

обучению детей «Унисон», утвержденную методическим советом муниципального

учреждения

дополнительного

образования

детей

«Дом

детского

творчества»

от

23.10.2008года.

Программа

разработана

с

учетом

требований

к

программам

дополнительного образования детей. Следуя принципу «каждый урок – это маленькая

победа». Я стараюсь организовывать учебно-воспитательный процесс таким образом,

чтобы каждый воспитанник мог почувствовать успех, веру в свои силы на любом этапе

обучения вокальному пению.

Вокальная деятельность –это один из видов художественной деятельности,

который, при правильной организации способствует развитию ряда психологических

компонентов, лежащих на основе творчества. Это обусловлено тем, что вокальная

исполнительская

деятельность

опирается

на

механизм

перевоплощения,

который

способствует накоплению богатого интонационного опыта, развитию воображения.

Содержанием вокальных произведений является окружающий мир, мир чувств человека,

выраженный в одухотворенных образах.

Творческая деятельность открывает простор для индивидуального самовыражения,

но для этого необходимы определенные условия. Это прежде всего, компетентность

педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение

методикой развивающего обучения, направленной на формирование творческих качеств

учащихся. Так создается художественно-творческая атмосфера, при которой каждый

ребенок раскрепощается интеллектуально и эмоционально, настраивается на интересный

поиск и решение поставленных задач.

По наблюдениям за развитием учащихся на занятиях по вокалу, можно заметить,

что за время обучения они не всегда раскрывают полностью свои творческие

возможности. Исполняя даже хорошо выученные произведения, учащиеся часто

чувствуют себя не свободно, внутренне "зажимаются", их внимание сосредоточено только

на том, чтобы выполнить все указания педагога. Поэтому исполнение часто получается

формальным и неинтересным, а чрезмерное внимание к деталям мешает не только понять

и почувствовать произведение в целом, но и выразить свое отношение к песне. Если

учащийся, разучивая произведение под руководством педагога, не вложил в него

самостоятельные творческие находки, то вряд ли исполнит его хорошо, с полной отдачей,

поскольку такое исполнение приносит мало радости и удовольствия.

Другая сторона этого процесса - обилие информации, получаемой учащимися в

ходе занятий, еще недостаточно для развития музыкального интеллекта, поэтому на

занятиях уделяется большое внимание необходимости повысить познавательную сторону

занятия. Иначе говоря, воспитывать и развивать творческую активность, а значит,

совершенствовать познание, стимулируя общее развитие и рост учащихся в творческом

плане. Такое развитие получает простор, так как оно основывается на способности

активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней

помощи ориентироваться в музыкальном искусстве.

Таким образом, одной из главных задач музыкального образования является

воспитание независимой творческой активности, а функции педагога выводятся далеко за

рамки научения чему-либо, они гораздо шире и существеннее.

Повышение познавательной и творческой активности учащихся на занятиях по

вокалу

Важными составляющими мастерства педагога является способность объединять в единое

целое все элементы занятия, вариативно применять материал программы, избегая жесткой

схемы.

Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации

учебно-познавательной деятельности учащихся. В педагогической практике я наиболее

часто применяю:

1.личностно-ориентированные технологии, позволяющие создать оптимальные условия

для разностороннего развития личности и реализации природных способностей ребенка;

2. технологии развивающего обучения;

3. здоровъесберегающие технологии, обеспечивающие охрану детского голоса на учебных

занятиях, а также укрепление эмоционально-психического здоровья обучающихся;

4. информационно-коммуникационные

технологии,

повышающие

эффективность

усвоения материала.

Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы

совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу.

Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог

стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости,

проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации

наиболее эффективен.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. На протяжении всех этапов

обучения музыки сохраняют свою актуальность игровые методы ( речевые игры,

пальчиковые игры, ритмические игры, уроки-концерты, вокальное музицирование, пение

про себя, уроки-театрализации (инсценирование песен), тематические занятия. На

занятиях

обязательно

присутствуют

физкультминутки,

которые

помогают

детям

переключиться с одного вида деятельности на другой, размяться, снять напряжение,

нагрузку.

В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для

эстетического , духовного развития личности и творчества детей.

Важным

является

тематическое

построение

занятия,

отражающее

основные

закономерности и функции музыкального искусства. Важными методами изучения и

освоения представленной программы являются:

метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

метод общения;

метод импровизации;

метод драматизации.

Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. В начальной стадии

работы над произведением я использую: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения

и метод анализа.

В своей работе я использую различные методы и виды работы в зависимости от

музыкального опыта детей.

Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу

реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.

Большое внимание уделяю необходимости живого общения педагога с детьми,

позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к

сложному, поскольку носит эмоциональный характер.

Чтобы дать базовый уровень знаний, мной поставлена задача дать детям знания о роли

жанра в музыкальном образе и его выразительных возможности. Получая информацию от

педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск

решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом

процессе. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой

музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Для

эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту

того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.

Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по

принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом

осуществляется через создание условий. Реализацию творческого потенциала ребёнка,

самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений. При подготовке к

праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и

тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо

осваивает

материал

и

ощущает

страх,

поэтому

необходима

дополнительная,

индивидуальная работа. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок»

реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.

Певческая деятельность единственный общедоступный способ музицирования.

Петь хочет и может каждый ребенок за небольшим исключением. Голос - инструмент

общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной

деятельности, познанию красоты и законов музыкального искусства.

Творческое развитие ребёнка теснейшим образом связано с искусством и, в

частности, с занятием на вокале. Именно они могут способствовать развитию

креативности у младших школьников: помогают развить различные творческие умения

детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышление о музыке.

Музыкально – художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности

тогда, когда младшие школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки,

самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации,

которое, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание

произведения, творческий замысел автора с исполнителем. При этом учащиеся

проживают в произведении, познавая музыкальное творчество.

Развитие творческой деятельности, восприятия средств музыкальной выразительности

предлагается

вести

через

систему

творческих

заданий.

Только

самостоятельное

творчество детей на занятии активизирует их способности. Составляя, подбирая

творческие задания, предлагается придерживаться следующих принципов:

1. педагог должен делать основной акцент на развитие творческих способностей ребёнка в

различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные

пути взаимодействия видов деятельности на каждом занятии, исходя из его темы;

2. использовать разнообразные методы и формы работы, прежде всего игровых, чтобы

развивать творческую активность, заинтересовать каждого ребёнка;

3. творческие задания должны выполнятся в определённой последовательности, с

постепенным усложнением, для этого должны быть разработаны серии творческих

заданий;

4. в творческих заданиях следует использовать разнообразный музыкальный материал:

классику, фольклор, современную, серьёзную (академическую) и популярную музыку;

5. наряду с принципом творческой работы на занятии также использовать задания

репродуктивного типа (запоминание элементарных музыкальных понятий, знание имён

композиторов, название произведений).

Построение занятий по вокалу как занятий творчества предлагает также практические

методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация,

театрализация,

пластическое

интонирование,

инструментальное

музицирование,

вокально-хоровое музицирование и другие.

Обучение, воспитание и развитие творческой личности является главной задачей

современного образования, среди средств и способов которого выполнение различных

творческих заданий.

С помощью игровых моментов, приёмов для обучающихся

становится доступнее

понимание содержания и особенностей музыкального произведения, а трудоёмкий

процесс слушания музыки или её разучивания облегчает. Важно, чтобы они были не

слишком утомительные, помогали занимательнее и плодотворнее провести урок.

Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание и развивать внутренний слух,

действует приём под названием «Пение про себя». Часть выученной песни используется

как обычно, а часть – «молча» с пропеванием благодаря внутреннему слуху и памяти.

Чередование манер пения – вслух и «про себя» удобно проводить построчно, проверяя

настрой своей вокальной интонации. Для развития воображения можно обратиться к

примеру «слушаем музыку с закрытыми глазами».

Работа по совершенствованию лексического состава речи можно дзапоминанию основных

лейтмотивов. С этой целью к ним придумывается текст, подходящий по смыслу и

ритму. Прием

«Сюрприз

урока» способствует

воспитывать

чуткость

к

миру

музыкальных звуков. Предмет «обрастает» звуками (постукивания, бренчание, шорох…),

характеризующими

его

в

различных

ситуациях,

а

затем

выступает

в

качестве

художественного образа музыкального произведения. В роли «сюрприза» выступают

игрушки, иллюстрации, наглядные пособия, элементы карнавальных костюмов, герои

сказок и т. д. (т.е. то, что отражает содержание образа изучаемого произведения).

Таким образом, обучение, воспитание и развитие творческой личности является

главной для детей современного образования. Основа творчества - нахождение чего-то

нового, а также развитие самого человека – внешнее и внутреннее. Естественно, для

ребёнка более важным является его внутреннее развитие, при котором существенно

обогащается опыт ребёнка.

Проводимая работа даёт положительные результаты:

учащиеся любят музыку, активно занимаются вокальной деятельностью, выступают на

сцене,

участвуют

в

певческих

конкурсах

на

муниципальном,

региональном

и

всероссийском уровнях.

Ни одно мероприятие Центра детского творчества не обходится без участия

музыкальной студии «Радуга». В процессе концертной деятельности наиболее ярко

проявляются творческие способности обучающихся.

Некоторые из выпускников нашей студии связали свою будущую профессию с музыкой.

Данный педагогический опыт будет эффективен при условии развития творческих

способностей на занятиях по вокалу на всех этапах обучения в музыкальной студии.



В раздел образования