Автор: Иваникова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г. Сафоново Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Проблема нравственного воспитания обучающихся в педагогической литературе
Раздел: начальное образование
Проблема нравственного воспитания обучающихся в педагогической
литературе
Иваникова Елена Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»
г. Сафоново Смоленской области
Проблема
нравственного
воспитания
детей
волнует
педагогическую
общественность не одно десятилетие. Многие учёные и видные деятели
подходили к рассмотрению этой проблемы с разных позиций.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: Он считал,
что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Наиболее полно роль нравственного воспитания в развитии личности
описывал К.Д. Ушинский. Он считал, что главное в педагогике - это «воспитание
духовной стороны человека». Источник духовного развития и нравственных
убеждений для человека К.Д. Ушинский видел в церкви, объясняя своё
утверждение тем, что в школе человек пребывает лишь краткий период своей
жизни, тогда как церковь сопровождает его на всем жизненном пути.
Суть процесса морального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского,
состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника,
превращаются в нормы и правила поведения. Воспитание – это постепенное
обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, подготовка к борьбе против
всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным
содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких
качеств личности,
как гуманизм, гражданственность, честь, ответственность,
трудолюбие, умение управлять собой.
В
современной
справочной
литературе
имеются
разные
подходы
в
толковании понятий «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание».
В малом толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Лопатина
понятие нравственности приравнено к понятию мораль. "Мораль (латинское
mores-нравы) - совокупность норм поведения человека в обществе; духовные
качества, проявляющиеся в этом поведении».
У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность – правила, определяющие
поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе»
[1].
Педагогический словарь под редакцией Т.М. Коджаспировой определяет
нравственность как «систему внутренних правил человека, основанных на
гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия,
готовности прийти на помощь» [2].
Словарь по социальной педагогике под редакцией Л.В. Мардахаева толкует
нравственность как совокупность норм и принципов поведения людей по
отношению к обществу и другим людям.
В педагогической энциклопедии под редакцией И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова
нравственное воспитание определяется как «целенаправленное формирование
морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и
правил нравственного поведения» [3].
По мнению Ю.К. Бабанского «нравственное воспитание – это процесс,
направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка и
предопределяет его отношение к Родине, обществу, коллективу и к самому себе».
Ю.К.
Бабанский
выделял
в
содержании
нравственного
воспитания
школьников следующие компоненты: формирование нравственного сознания,
развитие нравственных чувств, приобретение личностью опыта нравственных
отношений. Только единство этих компонентов обеспечивает развитие у личности
школьника устойчивых нравственных качеств.
А.М.
Новиков
рассматривает
нравственное
воспитание
как
процесс,
направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств
и стремлений.
Наряду с «нравственным воспитанием» в педагогической литературе
встречается и термин «духовно – нравственное воспитание».
Так О.А. Бахчиева даёт такое определение этому понятию: «Духовно –
нравственное воспитание – формирование у подрастающего поколения системы
ценностей, которыми личность руководствуется; становление определённых
качеств личности: гуманности, доброты, честности, уважения к старшему
поколению, толерантности и т.д.; приобретение подрастающим поколением
знаний о культурно – историческом наследии, о народных традициях, о
моральных нормах, принятых в обществе» [4].
Таким образом, под нравственностью человека понимаются его моральные
принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к другим людям и др.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и
требования морали выступают как привычные формы поведения. Следовательно,
вопрос нравственного воспитания один из важнейших в формировании и развитии
личности человека.
В современном обществе большое внимание уделяется формированию и
развитию у учащихся нравственных ценностей:
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России,
разработанной
в
2009
г,
определяется
духовно
–
нравственное воспитание как «педагогически организованный процесс усвоения
и
принятия
обучающимся
базовых
национальных
ценностей,
имеющих
иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей
являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,
семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские
религиозные объединения» [5].
Роль нравственного сознания в формировании личности приобретает особое
значение в младшем школьном возрасте, когда ребёнок включается в новую
систему общения, знакомится с новыми требованиями к поступкам, отношениям и
качествам человека.
В этот период закладывается основа становления личностных качеств
ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У
младшего
школьника
складываются
следующие
психологические
новообразования, лежащие в основе его личностного отношения к нравственным
ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость к
внешним влияниям; вера в истинность всего, чему учат; способность к усвоению
образца; становление воли; способность оперировать отвлечёнными понятиями;
способность
к
внутреннему
планированию,
руководствуясь
нравственными
требованиями и чувствами.
По мнению В.С. Мухиной, младшие школьники прежде всего должны усвоить
такие ценности, как доброта, честность, внимательное отношение к другим
людям. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных ценностей в
жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и
несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.
И.А.
Каиров
и
О.С.
Богданова
выделяют
следующие
направления
формирования нравственных ценностей:
когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества,
принятых норм поведения и встраивание их во внутренний план;
мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов
общества как внутренней потребности;
эмоциональный, предполагающий принятие нравственных идеалов на
позитивном уровне;
деятельностный,
в
процессе
которого
происходит
освоение
нравственных идеалов общества в различных видах социально значимой
деятельности.
Таким образом, основой нравственного воспитания младших школьников
являются культурные нормы и ценности общества, многие из которых являются
универсальными человеческими ценностями, формирующимися с младшего
школьного возраста. Среди них убеждения человека, моральные принципы,
ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым
людям,
умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и
ценностями;
способность
к
самостоятельному
нравственному
поступку
в
различных ситуациях.
Список литературы
1.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2006.
– 1199 с.
2.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.:
Академия, 2000. – 174 с.
3.
Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и
преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
4.
Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. //
Начальная школа. – 2011. - № 1. – с. 46 – 50
5.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков — М.:
Просвещение, 2009. — 24 с. (Стандарты второго поколения).