Напоминание

Проблема нравственного воспитания обучающихся в педагогической литературе


Автор: Иваникова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г. Сафоново Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Проблема нравственного воспитания обучающихся в педагогической литературе
Раздел: начальное образование





Назад




Проблема нравственного воспитания обучающихся в педагогической

литературе

Иваникова Елена Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 7»

г. Сафоново Смоленской области

Проблема

нравственного

воспитания

детей

волнует

педагогическую

общественность не одно десятилетие. Многие учёные и видные деятели

подходили к рассмотрению этой проблемы с разных позиций.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: Он считал,

что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как

жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Наиболее полно роль нравственного воспитания в развитии личности

описывал К.Д. Ушинский. Он считал, что главное в педагогике - это «воспитание

духовной стороны человека». Источник духовного развития и нравственных

убеждений для человека К.Д. Ушинский видел в церкви, объясняя своё

утверждение тем, что в школе человек пребывает лишь краткий период своей

жизни, тогда как церковь сопровождает его на всем жизненном пути.

Суть процесса морального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского,

состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника,

превращаются в нормы и правила поведения. Воспитание – это постепенное

обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, подготовка к борьбе против

всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным

содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких

качеств личности,

как гуманизм, гражданственность, честь, ответственность,

трудолюбие, умение управлять собой.

В

современной

справочной

литературе

имеются

разные

подходы

в

толковании понятий «нравственность», «мораль», «нравственное воспитание».

В малом толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Лопатина

понятие нравственности приравнено к понятию мораль. "Мораль (латинское

mores-нравы) - совокупность норм поведения человека в обществе; духовные

качества, проявляющиеся в этом поведении».

У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность – правила, определяющие

поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе»

[1].

Педагогический словарь под редакцией Т.М. Коджаспировой определяет

нравственность как «систему внутренних правил человека, основанных на

гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия,

готовности прийти на помощь» [2].

Словарь по социальной педагогике под редакцией Л.В. Мардахаева толкует

нравственность как совокупность норм и принципов поведения людей по

отношению к обществу и другим людям.

В педагогической энциклопедии под редакцией И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова

нравственное воспитание определяется как «целенаправленное формирование

морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и

правил нравственного поведения» [3].

По мнению Ю.К. Бабанского «нравственное воспитание – это процесс,

направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка и

предопределяет его отношение к Родине, обществу, коллективу и к самому себе».

Ю.К.

Бабанский

выделял

в

содержании

нравственного

воспитания

школьников следующие компоненты: формирование нравственного сознания,

развитие нравственных чувств, приобретение личностью опыта нравственных

отношений. Только единство этих компонентов обеспечивает развитие у личности

школьника устойчивых нравственных качеств.

А.М.

Новиков

рассматривает

нравственное

воспитание

как

процесс,

направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств

и стремлений.

Наряду с «нравственным воспитанием» в педагогической литературе

встречается и термин «духовно – нравственное воспитание».

Так О.А. Бахчиева даёт такое определение этому понятию: «Духовно –

нравственное воспитание – формирование у подрастающего поколения системы

ценностей, которыми личность руководствуется; становление определённых

качеств личности: гуманности, доброты, честности, уважения к старшему

поколению, толерантности и т.д.; приобретение подрастающим поколением

знаний о культурно – историческом наследии, о народных традициях, о

моральных нормах, принятых в обществе» [4].

Таким образом, под нравственностью человека понимаются его моральные

принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к другим людям и др.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и

требования морали выступают как привычные формы поведения. Следовательно,

вопрос нравственного воспитания один из важнейших в формировании и развитии

личности человека.

В современном обществе большое внимание уделяется формированию и

развитию у учащихся нравственных ценностей:

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина

России,

разработанной

в

2009

г,

определяется

духовно

нравственное воспитание как «педагогически организованный процесс усвоения

и

принятия

обучающимся

базовых

национальных

ценностей,

имеющих

иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей

являются многонациональный народ Российской Федерации, государство,

семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские

религиозные объединения» [5].

Роль нравственного сознания в формировании личности приобретает особое

значение в младшем школьном возрасте, когда ребёнок включается в новую

систему общения, знакомится с новыми требованиями к поступкам, отношениям и

качествам человека.

В этот период закладывается основа становления личностных качеств

ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У

младшего

школьника

складываются

следующие

психологические

новообразования, лежащие в основе его личностного отношения к нравственным

ценностям и поведению в соответствии с ними: повышенная восприимчивость к

внешним влияниям; вера в истинность всего, чему учат; способность к усвоению

образца; становление воли; способность оперировать отвлечёнными понятиями;

способность

к

внутреннему

планированию,

руководствуясь

нравственными

требованиями и чувствами.

По мнению В.С. Мухиной, младшие школьники прежде всего должны усвоить

такие ценности, как доброта, честность, внимательное отношение к другим

людям. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных ценностей в

жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и

несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

И.А.

Каиров

и

О.С.

Богданова

выделяют

следующие

направления

формирования нравственных ценностей:

когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества,

принятых норм поведения и встраивание их во внутренний план;

мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов

общества как внутренней потребности;

эмоциональный, предполагающий принятие нравственных идеалов на

позитивном уровне;

деятельностный,

в

процессе

которого

происходит

освоение

нравственных идеалов общества в различных видах социально значимой

деятельности.

Таким образом, основой нравственного воспитания младших школьников

являются культурные нормы и ценности общества, многие из которых являются

универсальными человеческими ценностями, формирующимися с младшего

школьного возраста. Среди них убеждения человека, моральные принципы,

ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым

людям,

умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и

ценностями;

способность

к

самостоятельному

нравственному

поступку

в

различных ситуациях.

Список литературы

1.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2006.

– 1199 с.

2.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.:

Академия, 2000. – 174 с.

3.

Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и

преподавателей. – М.: Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.

4.

Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. //

Начальная школа. – 2011. - № 1. – с. 46 – 50

5.

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков — М.:

Просвещение, 2009. — 24 с. (Стандарты второго поколения).



В раздел образования