Напоминание

Играем ансамблем


Автор: Добровольская Татьяна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ «Вдохновение»
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Играем ансамблем
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО ЦДТ «Вдохновение»

Играем ансамблем

(методическая разработка)

Выполнил:

педагог

дополнительного

образования

Добровольская Т.И.

САМАРА 2024

Содержание

1. Методика обучения игре в ансамбле в младших классах

2. Методика обучения игре в ансамбле в средних классах

3. Методика обучения игре в ансамбле в старших классах

Методика обучения игре в ансамбле в младших классах

Обучение игре в фортепианном ансамбле в начальных классах детской

музыкальной

школы

(ДМШ)

это

важный

элемент

музыкального

образования, который способствует развитию музыкального слуха, ритма,

взаимодействия между музыкантами и общего музыкального понимания. Вот

несколько методов и подходов к организации такого обучения.

1. Создание комфортной атмосферы

Обеспечьте доброжелательную и поддерживающую среду, где каждому

ученику будет комфортно выражать себя.

Важно создать у учеников ощущение командной работы.

2. Подбор репертуара

Выбирайте простые и интересные произведения, соответствующие

уровням подготовки учащихся.

Репертуар может включать классическую, народную и современную

музыку, а также элементы импровизации.

3. Постепенное наращивание сложности

Начинайте с простых мелодий и постепенно переходите к более сложным

произведениям.

Используйте партитуры, написанные для двух и более фортепиано, где

каждая партия будет адаптирована к уровню исполнителя.

4. Развитие навыков взаимодействия

Уделяйте внимание игре в унисон и соразмерности динамики и скорости.

Проводите

упражнения

на

развитие

слуха

и

ритмического

взаимодействия; например, можно использовать «взаимные игры», в которых

один ученик начинает играть, а другой присоединяется через определенное

время.

5. Индивидуальные и совместные занятия

Совмещайте индивидуальные занятия с совместными репетициями. На

индивидуальных уроках ученики могут отрабатывать свои партии, а на

совместных — учиться координации и взаимодействию.

6. Упражнения на импровизацию

Поощряйте детей к импровизации, это поможет развить их творческие

способности и умение работать в ансамбле.

Импровизация может быть организована как совместное творчество, где

каждый участник добавляет свои идеи.

7. Анализ и рефлексия

После каждой репетиции выделяйте время для обсуждения успешных

моментов и областей, требующих улучшения.

Важно, чтобы ученики развивали критическое мышление и умение давать

друг другу конструктивную обратную связь.

8. Проведение концертов и мастер-классов

Организуйте концерты и выступления, на которых ученики смогут

продемонстрировать свои навыки игры в ансамбле перед публикой.

Приглашение профессиональных музыкантов для мастер-классов может

вдохновить учащихся и предоставить новые перспективы.

9. Интеграция других предметов

Включайте

элементы

теории

музыки,

слухового

восприятия

и

ансамблевой практики в общую программу обучения.

Используйте игры, направленные на развитие музыкального слуха и

ритмики, чтобы сделать занятия более увлекательными.

Важно помнить, что обучение игре в фортепианном ансамбле — это не

только работа над музыкальными произведениями, но и создание условий

для

творческого

самовыражения

и

развития

сотрудничества

между

учениками. Регулярная практика, разнообразные подходы к обучению и

поддержка со стороны учителя сыграют ключевую роль в успешном

овладении навыками ансамблевой игры.

Методика обучения игре в ансамбле в средних классах

Обучение игре в фортепианном ансамбле в среднем звене ДМШ (детской

музыкальной школы) требует системного подхода, включающего как

музыкальные, так и педагогические аспекты. Вот некоторые ключевые

моменты, которые можно учесть при разработке методики:

1. Цели обучения

Развитие музыкального слуха:

Совместная игра развивает навыки

слушания и восприятия музыкального контекста.

Совместная музыкальная интерпретация: Ученики учатся работать в

группе, согласовывая свои действия для достижения единого звучания.

Развитие технических навыков: Игра в ансамбле помогает улучшить

технические навыки игры на инструменте.

2. Подбор репертуара

Простые ансамбли: Начните с легких произведений, которые доступны

ученикам по уровню подготовки.

Разнообразие стилей: Включите различные музыкальные стили и жанры,

чтобы расширить кругозор учеников.

Участие в конкурсах: Выбор произведений для совместных выступлений

и конкурсов может мотивировать учащихся.

3. Организация работы

Создание группы: Формирование ансамбля из учащихся с различным

уровнем подготовки позволяет работать друг над другом.

Регулярные репетиции: Установите регулярный график занятых, чтобы

учащиеся имели возможность привыкнуть друг к другу и к особенностям

совместной игры.

Разделение ролей:

Распределение ролей внутри ансамбля (например,

мелодия и аккомпанемент) позволяет каждому ученику понять свою

значимость в группе.

4. Методические приемы

Синхронизация:

Уделяйте

внимание

работе

над

ритмом

и

синхронизацией. Использование метронома может помочь в этой задаче.

Обсуждение интерпретации:

Стимулируйте учащихся обсуждать и

вырабатывать

общее

музыкальное

решение

произведения,

включая

динамику, артикуляцию и фразировку.

Игра «по слуху»: Включайте упражнения, где ученики играют известные

мелодии «по слуху», что развивает их музыкальную интуицию.

5. Оценка и самоанализ

Совместная обратная связь: После репетиций обсуждайте, что прошло

хорошо, а что можно улучшить.

Самостоятельные занятия:

Поощряйте учащихся к самостоятельной

работе над своей партией вне ансамбля.

6. Интеграция с другими дисциплинами

Теория музыки:

Параллельно с практикой, обучайте основам теории

музыки, чтобы ученики понимали структуру произведения.

Вокальное исполнение: Включение вокальных элементов может помочь в

развитии музыкального слуха и ритма.

7. Организация концертов

Выступления перед зрителями: Публичные концерты помогут ученикам

научиться справляться с волнением и позволят продемонстрировать свои

достижения.

Обратная

связь

от

слушателей:

После

концертов

обсуждайте

выступления с учениками и зрителями, чтобы выделить сильные и слабые

стороны.

При реализации данной методики важно помнить, что каждый ученик

уникален, и подходы к обучению могут варьироваться в зависимости от

индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся.

Методика обучения игре в ансамбле в старших классах

Обучение игре в фортепианном ансамбле в старших классах детской

музыкальной школы (ДМШ) может быть организовано по нескольким

основным направлениям. Ниже приведены методические рекомендации,

которые помогут педагогам эффективно обучать учеников:

1. Формирование группы

Подбор участников: Создайте ансамбли из учеников с разным уровнем

подготовки, чтобы обеспечить гармоничное взаимодействие.

Определение роли:

Назначьте роли каждому участнику (исполнитель

партии, аккомпаниатор и т.д.), что поможет структурировать работу.

2. Выбор репертуара

Разнообразие стилей: Включите в программу произведения разных эпох

и стилей, чтобы расширить музыкальный кругозор участников.

Уровень сложности: Выбирайте произведения, соответствующие уровню

подготовки учеников. Сложные произведения могут быть адаптированы или

упрощены.

3. Методы обучения

Совместная практика: Организуйте регулярные репетиции, на которых

акцентируйте внимание на совместном звучании и совместном ритме.

Обратная

связь:

Поощряйте

участников

давать

друг

другу

конструктивную критику и делиться впечатлениями о выступлениях.

Использование технологий: Записывайте репетиции для последующего

анализа и обсуждения.

4. Развитие навыков взаимодействия

Синхронизация: Тренируйте умение играть в унисон, обращая внимание

на динамику и артикуляцию.

Музыкальная интерпретация: Обсуждайте общую музыкальную идею

произведения, чтобы ученики могли лучше понимать, как передать её через

игру.

Импровизация:

Включайте элементы импровизации, чтобы развивать

творческое мышление и индивидуальные навыки.

5. Концертная деятельность

Выступления: Организуйте концерты для показательных выступлений

ансамблей, что поможет снять страх перед публикой и развить сценические

навыки.

Запись

концертов:

Записывание

выступлений

может

помочь

в

самоконтроле и выявлении областей для улучшения.

6. Оценка и рефлексия

Анализ результатов: Проводите регулярные оценки прогресса каждого

ученика и ансамбля в целом.

Обсуждение успехов и трудностей: Ведите открытые обсуждения о том,

что удается, а что вызывает трудности, чтобы определить планы на будущее.

7. Дополнительные практики

Учебные семинары:

Организуйте мастер-классы с приглашёнными

специалистами.

Совместное обучение: Стимулируйте взаимодействие среди учеников для

обмена опытом и идеями.

Обучение игре в фортепианном ансамбле в старших классах требует

комплексного подхода, объединяющего музыкальную теорию, практические

навыки и творческое взаимодействие. Уделение внимания каждому из этих

аспектов поможет ученикам не только развить свои музыкальные навыки, но

и насладиться процессом совместного исполнения.

Список литературы

1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987.

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 3-4 классах ДМШ. Киев,

1979.

3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ. Киев,

1982.

4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1986.

5. Булатова Л.Б. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной. М., 1976.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.

7. Алексеев А.Д. Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск второй. М.,

2000.



В раздел образования