Автор: Татьяна Васильевна Полянская
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №37
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Задачи. Составление выражений и схем
Раздел: начальное образование
Урок: Математика
Тема: Задачи. Составление выражений и схем
Тип урока: открытие новых знаний
Дата: 01.12.2021 г
Класс: 1-г
Учитель: Полянская Т.В.
Технологическая карта урока
УМК «Школа России» Математика 1 класс
Целевые установки на достижение результатов.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь
различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку,
составлять равенство, используя связь целого и частей.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах
поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
(Познавательные УУД).
Содержание
Вопросы и задания,
направленные на
формирование УУД
Указание, какие УУД формируются
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- С чего обычно начинаем урок математики?
- С чего обычно
начинаем урок
математики?
(С устного счёта)
Коммуникативные УУД Уметь совместно
договариваться о правилах поведения и
общения в школе и следовать им.
Регулятивные УУД
Уметь проговаривать последовательность
действий на уроке
2.Актуализация знаний.
А) Логическая разминка (работа по учебнику
№7 с.89
- Прочитайте задание. На какой вопрос надо
ответить? (Как зовут каждого мальчика-
рыболова?)
Б) Устный счёт.
Игра – молчанка (считаем глазками до 9 и
обратно)
-На какой вопрос надо
ответить?
Для чего вам это нужно?
- Где это может
пригодиться?
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Личностные УУД
освоить личностный смысл учения, желание
учиться
2
6
1
4
8
3
9
5
7
На доске примеры 8 + 2 и 7 + 2.
- Чем похожи выражения? (знаком действия,
вторым числом – слагаемым).
- Разным будет ответ или одинаковым?
(Разным). В каком выражении ответ будет
больше? (в первом). Как проверить?
(посчитать). Посчитайте.
- Прочитай примеры по-разному: используя
слова.(«плюс», «слагаемое», «увеличить»)
-Чем похожи
выражения?
Познавательные УУД
Анализ с целью выделения признаков.
Уметь находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
3. Мотивация учебной деятельности.
А) Ребус на доске: Загородный дом
(картинка).
Ответ – задача. ЗА
- А что такое задача?
- Хотите узнать? (Да)
- Откройте учебник на с.88. Определите тему
урока. (Задача) Чему будете учиться? Какие
цели вы поставили? (Узнаем, как построена
задача; будем учиться решать задачи,
записывать решение задачи и ответ)
Учитель вывешивает табличку «Задача».
- Что такое задача?
- Чему будете учиться?
Какие цели вы
поставили?
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Регулятивные УУД
Постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Личностные УУД Формирование мотивации
к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
Б) На доске пословица: «Век живи – век
учись».
- Как понимаете эту пословицу?
- Значит, чему будет посвящён наш урок?
(Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии
нового знания? («Что я не знаю?», «Сам
найду способ»)
- Что мы делали? (Настраивались на работу)
- Как понимаете эту
пословицу?
-Что мы делали?
Умение слушать и понимать речь других
4.Самоопределение к деятельности.
-Составьте рассказ по рисунку. (Рисунок на
доске)
- Выберите схему к рисунку.
- Составьте равенство.
- Что мы повторили? (Умение составлять
рассказ по рисунку, схему к рисунку,
составлять равенство)
- Ребята, мы сегодня с вами маленькие
исследователи.
- Прочитайте тексты. Какой текст является
задачей? (Задание выполняется устно)
Фронтальная проверка.
Что мы повторили?
Познавательные УУД
Уметь преобразовывать информацию из одной
формы в другую: составлять математические
рассказы на основе простейших
математических модулей
Уметь извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
У реки растут 4 осины и 3 липы.
У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько
всего деревьев растёт у реки?
-У нас получились разные варианты.
- А почему некоторые не предложили свои
варианты? (Мы не знаем)
- В каком месте возникло затруднение и
почему? (Не знаем, что такое задача)
- Какой следующий шаг учебной
деятельности? (Сам найду способ)
- Какую цель ставим? (Узнать. Что такое
задача)
- А почему некоторые не
предложили свои
варианты?
- В каком месте
возникло затруднение и
почему?
- Какой следующий шаг
учебной деятельности?
-Какую цель ставим?
(Коммуникативные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя
(Регулятивные УУД)
Уметь проговаривать последовательность
действий на уроке
(Регулятивные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя
- А какое наше действие следующее?
(Составить план)
- Наметим наш план действия:
1.Сами попробуем выполнить задание:
узнать, что такое задача.
2.Сопоставим свои предположения с
учебником, спросим у учителя.
3.Устраним затруднение.
4.Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник,
учитель)
Физкультминутка.
- Какой наш следующий этап? (Выполняем
по плану действия)
- А какое наше
следующее
действие?
- Что нам поможет?
Регулятивные УУД
Уметь проговаривать последовательность
действий на уроке
Познавательные УУД
5.Работа по теме урока.
А) Знакомство со структурой задачи.
Подводящий диалог.
- Предположите, что такое задача?
- Где мы можем уточнить? (обратимся к
- Предположите, что
такое задача?
(Познавательные УУД)
Уметь добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке
(Коммуникативные УУД)
словарю).
(В толковом словаре С.И.Ожегова задача –
это «то, что требует решения»).
- Чем отличается второй текст от первого?
(Во 2 тексте есть вопрос)
- Вы можете на него ответить? (Да)
- Значит, для того, чтобы дать ответ, что
должно быть в задаче? (вопрос).
Вывод: В задаче должен быть… (вопрос).
- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас
спрашивают, что нужно узнать)
Задача
Вопрос
- Прочитайте, это задача? (Сколько грибов
собрали девочки?) (Нет)
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Значит в задаче, кроме вопроса должно
быть … (условие)
- Что такое условие задачи? (Это то, что нам
известно)
Задача
- Чем отличается второй
текст от первого?
- Что такое вопрос
задачи?
- Что такое условие
задачи?
Уметь оформлять свои мысли в устной форме:
слушать и понимать речь других
Умение отвечать на вопросы учителя
(Регулятивные УУД)
Уметь работать по коллективно составленному
плану
УУД коммуникативные: умение
сотрудничать в совместном решении проблемы
Познавательные УУД:
1) умение моделировать и анализировать;
2) умение наблюдать и делать простые выводы
3) умение находить необходимую информацию
4) Умение отвечать на вопросы учителя
Коммуникативные УУД: учить строить
понятные высказывания, аргументировать
свою позицию
Регулятивные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Условие
Вопрос
- Прочитай текст. (У реки растут 4 осины и 3
липы. Сколько всего берёз растёт у реки?)
- Это задача? (Нет)
-Почему, ведь есть условие и вопрос?
(Вопрос не подходит к условию)
- Значит в задаче вопрос связан с условием.
Задача
Условие
/\
Вопрос
Сопоставление с учебником.
Стр.88 №1.
Оформление решения задачи.
- Прочитайте задачу. Работа в парах.
Определитесь, кто из вас будет читать
условие, а кто вопрос. Прочитайте друг
другу.
Фронтальная проверка.
- У кого были такие же результаты?
Прочитайте решение задачи. Объясните,
почему задачу решили сложением? (Чтобы
узнать, сколько всего карандашей, их нужно
сложить вместе и сосчитать).
- Прочитайте ответ задачи.
Познавательные УУД умение наблюдать и
делать простые выводы
-Какая тема урока сегодня? (задача)
- Как же узнать задачу? Из каких частей она
состоит? (Задача состоит из условия и
вопроса, относящегося к условию).
Из каких частей состоит
задача?
6.Первичное закрепление.
- Переходим к этапу закрепления. Каждая
пара сейчас получит лист с тремя
вариантами рассказов. Прочитайте и решите,
какой рассказ можно назвать задачей?
1)В вазу поставили 7 роз, 2 завяли.
2)Сколько всего листов в книге?
3)На полке 6 детских книг и 2 учебника.
Сколько всего книг на полке?
-Что вы решили? Назовите задачу.
Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под
№3: есть условие, вопрос)
- Решите задачу, запишите решение и ответ.
- Почему первый и второй рассказы не будут
задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во
втором нет – условия).
Решение задачи: стр.88 №2.
- Прочитай задачу, нарисуй схему в тетради,
запиши решение и ответ.
-Какой рассказ можно
назвать задачей?
- Расскажите, как вы
рассуждали?
- Почему первый и
второй рассказы не
будут задачей?
Коммуникативные УУД.
(Регулятивные УУД)
Уметь проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану; высказывать своё
предположение.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
7.Самостоятельная работа.
Стр.88 №3.
- Запишите решение задачи.
Фронтальная проверка.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём ошибки?
- В чём причина ошибок?
Самооценка.
- В чём ошибки?
- В чём причина
ошибок?
(Регулятивные УУД)
Уметь вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок.
(Личностные УУД)
Способность к самооценке.
Познавательные УУД: установление
причинно-следственной связи
8.Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель ставили? (Узнать, что такое
задача. Из каких частей состоит.)
- Достигли цели? (Да)
- Какая тема урока была? (Задача)
- Какие математические термины вы сегодня
узнали? (задача, условие задачи, вопрос
задачи, решение задачи, ответ задачи)
- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они
встречаются в жизни постоянно. Решаем
задачи, когда варим суп, едем на машине и
т.д.)
- Расскажите по схеме, чему научились на
уроке?
ЗНАЮ
Я ЗАПОМНИЛ
СМОГ
- Какую цель ставили?
- Для чего нужно уметь
решать задачи?
(Регулятивные УУД)
Уметь оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки
Личностные УУД
1) формируем умение выказывать своё
отношение к происходящему, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать себя в
соответствии с определённой ситуацией.
- Оцените свою деятельность на уроке с
помощью светофора.
9.Домашнее задание. Спросить у родителей,
где им приходится решать задачи.