Напоминание

"РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ И ИНТЕГРАЦИИ ИХ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА"


Автор: Анисимова Ольга Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования клуба
Учебное заведение: МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статья
Тема: "РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ И ИНТЕГРАЦИИ ИХ В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ И ИНТЕГРАЦИИ ИХ

В РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ КЛУБА ПО МЕСТУ

ЖИТЕЛЬСТВА

Анисимова Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования клуба по месту жительства «Полет»

МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» г.о. Самара

Аннотация:в данной статье рассматривается проблема языковой адаптации детей

мигрантов в России и предлагаются формы ее решения .Многие мигранты планируют

наладить свою жизнь в долгосрочной перспективе, получая российское гражданство ,

желая остаться здесь жить навсегда . Одним из способов социализации детей

мигрантов и интеграции их в Российское общество являются учреждения

дополнительного образования, в частности подростковые клубы по месту жительства.

Представлен инновационный опыт создания почвы для адаптации детей мигрантов,

состоящей из определенных этапов.

Ключевые слова: языковая адаптация, социализация, дети мигрантов,

театрализованная деятельность, разность культур.

На сегодняшний день большое количество мигрантов из ближнего зарубежья -

Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана работают в России, в частности в г.

Самаре. Трудовые мигранты приезжают к месту работы вместе с детьми, в том числе

школьного возраста. Многие из этих детей в будущем получат российское гражданство и

трудоустроятся в России. Дети, мигрировавшие с родителями в Россию, оказываются в

трудных условиях - им необходимо выучить язык, уяснить нормы поведения и

законодательства, принятые в принимающей стране, познакомиться с её культурой и

историей.

Процесс адаптации таких детей осложняется из-за отсутствия, либо недостаточного

знания русского языка. Языковой барьер – это препятствие в общении, мешающее

взаимопониманию. Большинство детей мигрантов, в данном случае, детей-инофонов

испытывают дискомфорт, потому что не понимают, о чем говорят вокруг них. Они зачастую

не имеют возможности развивать свою коммуникативную компетенцию, так как дома

погружаются в национальную среду, общаются с людьми своей этнической группы,

разговаривая на родном языке. Неудовлетворительные отметки в школе, которые являются

следствием недостаточного знания русского языка, также негативно сказываются на

самооценке ребенка-мигранта, что приводит к появлению раздражительности и нервозности,

потере интереса к обучению. Учащиеся, для которых русский язык является неродным, не

только не говорят на нем, но и думают иначе.

Целенаправленное обучение русскому языку детей мигрантов в самарских школах не

проводится из-за отсутствия учителей, владеющих методикой обучения русскому языку как

неродному или иностранному. Все это усугубляет проблему адаптации и социализации

детей-инфонов. Для решения данной проблемы могут быть привлечены учреждения

дополнительного образования, в частности подростковые клубы по месту жительства,

которые способны осуществлять дополнительную социализацию такой категории детей.

В МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» работа с детьми-мигрантами ведется путем вовлечения их

в детские объединения клубов по месту жительства. В клубе по месту жительства «Полёт»

работа по адаптации и интеграции детей мигрантов ведется по следующим направлениям:

языковая адаптация детей мигрантов;

активное приспособление ребенка мигранта к условиям социальной среды.

В клубе по месту жительства «Полет» действует детский кукольный театр

«Маленькая страна», который посещают дети мигрантов. На занятиях с целью социализации

таких детей оказывается помощь в освоении русского языка посредством театрализованной

деятельности. У детей совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется

диалогическая, эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания

произведения, логика и последовательность событий, дети получают эмоциональный

подъём. Все это способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов,

пантомимики, интонации, модуляции голоса, появляется живой интерес к самостоятельному

познанию и размышлению. Театральная деятельность стимулирует активную речь и

позволяет формировать опыт социального поведения.

Языковая адаптация детей мигрантов состоит из нескольких этапов. Вначале работы с

детьми данной категории проводится тестовая методика диагностики устной речи младших

школьников , целью которой является выявление уровня владения русским языком как

средством коммуникации. Далее идет погружение в языковую среду, которое происходит

на театральных занятиях через артикуляционные упражнения, дикционные тренинги М.В.

Смирновой с использованием чистоговорок и скороговорок, работу с тренировочными

звукосочетаниями, а также через прослушивание аудиозаписей по разговорной речи. На

занятиях в театральном объединении используются актерские тренинги И.Ю. Егоровой,

которые помогают развивать диалогическую речь детей на русском языке, создают условия

для самостоятельного максимального использования связной речи. Использование на

занятиях дидактических игр для развития словарного запаса позволяет пополнять словарный

запас детей-инофонов, для которых русский язык не является родным.

Использование сюжетов русских народных сказок для постановок кукольных

спектаклей также оказывает положительное влияние на развитие разговорной речи. Участие

детей мигрантов в кукольных спектаклях является одной из эффективных форм включения

их в межкультурный диалог, а также создает высокую мотивацию изучения русского языка.

Помимо того, что дети мигрантов в процессе заучивания текста усваивают значительное

количество лексического материала, они еще вырабатывают коммуникативные умения. На

материале сказок они знакомятся с культурой русского народа как системой отношений и

норм. Через сказочные персонажи приобщаются к пониманию национального самосознания

русского народа, тем самым вырабатывается толерантное отношение к окружающим и

вежливое межкультурное общение.

В результате работы в данном направлении дети-инофоны постепенно овладевают

устной речью русского языка как средством межличностного общения, происходит снятие

межъязыкового барьера.

Социализации и интеграции детей мигрантов к условиям социальной среды

способствуют различные виды деятельности. В клубе проводятся небольшие экскурсы об

истории России, города Самары, демонстрируются ролики о национальных праздниках и

традициях, народной кухне народов, проживающих на территории России. Организуются

экскурсии по городу Самаре, рассказывающие о его достопримечательностях.

С большим удовольствием дети посещают и смотрят постановки детского кукольного

театра «Аленький цветочек» в МБУ ДО «ЦВР «Крылатый», ходят на мероприятия в музей-

студию «А гений Пушкина нам освещает путь…» и городскую библиотеку № 20, где

знакомятся с писателями разных национальностей и их произведениями.

В подростковом клубе «Полет» организуются национальные праздники с

использованием народных костюмов, театрализацией, приготовлением и совместной

дегустацией национальных блюд. На данные мероприятия приглашаются родители. Для

качественного проведения таких мероприятий, приобретения костюмов установлены

контакты и сотрудничество с национальными диаспорами, этнокультурными общинами г.

Самары.

В детском кукольном театре «Маленькая страна» ставятся спектакли не только по

мотивам русских народных сказок, но и сказок народов, населяющих Россию. Дети-

мигранты наравне с носителями языка участвуют в таких спектаклях.

Все проводимые в клубе мероприятия способствуют погружению детей мигрантов в

этнокультурную среду, где получают представление о культуре, традициях, ценностях

представителей разных национальностей России, а также сплочению коллектива.

Постоянно идет общение и взаимодействие с родителями, что является важным

инструментом повышения эффективности адаптации детей из семей мигрантов.

В результате проведенных мероприятий дети-мигранты приобретают знания о

культуре страны пребывания, происходит развитие толерантного отношения друг к другу,

формируется доброжелательное отношение к окружающим людям.

Таким образом, проводимая в клубе по месту жительства работа с детьми мигрантов

способствует обретению социального опыта в повседневной жизни, снижению риска

возникновения факторов правонарушений, развитию способности к толерантному общению,

успешной интеграции в многонациональное поликультурное пространство России.

Список литературы:

1. Александрова Д. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с

Российской школой // Вопросы образования. журн. 2012, № 1. С. 176-187.

2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка – Воронеж,

2000.

3. Григорян А. Б. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для

педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского

автономного округа-Югры) – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ

«Институт развития образования», 2012.

4. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной

коммуникации – М., 2002.

5.Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге: Учебное пособие. Изд.3-е, испр.

и доп.-СПб.:Изд-во РГИСИ,2018.-132с.



В раздел образования