Напоминание

"Веков связующая нить: музейный урок в начальной школе"


Автор: Сатина Наталья Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Веков связующая нить: музейный урок в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на педагогическом совете школы

учителя начальных классов Сатиной Н.Н.

Тема:

«ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ:

музейный урок в начальной

школе»

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета,

достойно завоеванного русским искусством,

литературой.

Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке,

живописи...»

Д. Лихачев

В настоящее время в культурной жизни нашей

страны

произошли

изменения,

обусловившие

взрыв

интереса

к

отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям,

истокам духовной культуры, фольклору, народным ремёслам.

Само понятие "традиционная народная культура" используется для

обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на

протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день,

когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорно

назревает необходимость приобщения к ней учащихся всех возрастов.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области

просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали,

этики. Становится иной и современная стратегия развития российской

школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной,

образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие

функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная,

акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на

познание, воспитание и развитие.

Уже в самом раннем возрасте детей

начинает

интересовать

предметный

мир.

Познание

окружающего

осуществляется

путем

накопления

чувственных

впечатлений

от

окружающих

ребенка

предметов.

Радость познания и удовольствие от

рассматривания - это, по существу,

явления

сходные

и

одновременные.

Изучение

музейных

экспонатов

способно

обогатить

детей

впечатлениями от совершенно новых,

незнакомых

предметов,

которые

ребенок никогда не встречал, да и не

мог

встретить

в

окружающей

действительности.

Это

сильно

расширяет его кругозор, представление

о мире.

Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на

интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка

одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу

передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным

и свято хранимым человечеством в мировой культуре,

нужно

погрузить

школьника

в

культурно-

историческое пространство. Особая роль в этом

принадлежит музею, именно он приходит на помощь

образованию. Он выводит индивида за границы

социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому

очень важен процесс интеграции музейного дела,

образования и культуры. Сливаясь в единое целое,

музей

и

образование

формируют

духовность

человека.

Среди

музейных

мероприятий,

имеющих

образовательную

и

просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее

время можно назвать музейные уроки. В корне отличающийся от

школьных занятий и экскурсий музейный урок является ярким примером

«красочной» иллюстрации исторических событий. На таких уроках детям

не бывает скучно, так как сам по себе музейный урок отличается от

традиционного.

Учащиеся не сидят за партами, а познают

музейный предмет, играя, соревнуясь друг

с

другом

в

сообразительности

и

находчивости:

отгадывают

загадки,

расшифровывают

ребусы,

отправляются

вместе с работниками музея или педагогом

в путешествия во времени. Они и сами

становятся, в зависимости от

формы

музейного урока, героями невыдуманных

рассказов.

Выбор методов и приёмов определяется целями и задачами урока, типом

отобранных предметов, учётом способностей, навыков и умений учащихся.

1.

Демонстрационный метод. Устное изложение темы (материала)

музейного

урока

сочетается

с

показом

экспонатов

(музейных

предметов), мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем и

т.д. Рассматривание экспонатов сопровождается пояснениями по

каждому из них.

2.

Вопросно-ответный метод (прием диалога).

Это беседа в форме

вопросов — ответов. Но, для детской аудитории вопросы должны

быть прямыми, то есть предполагающими ответ. В этом случае дети

могут быть вовлечены в занимательную беседу, могут проявить свои

знания, они учатся размышлять. В такой обстановке даже робкие,

неуверенные

в

себе

дети

освобождаются

от

скованности

и

вовлекаются в активную работу. С помощью вопросов также легче

контролировать усвоение детьми темы занятия.

3.

Ролевой метод (игра). Хорошо известно,

что одна из основных форм деятельности

ребенка - игра. Для ребенка игра является

средством

социализации,

благодаря

которому он входит в жизнь общества; она

помогает

личности

понять

смысл

человеческого труда; его социальный и

созидательный характер. В коллективной

игре у ребенка формируется потребность

воздействовать на окружающую среду, он

получает возможность выбора действия с

учетом

собственных

интересов,

внутреннего

творческого

потенциала,

индивидуальности, так как выполняемые

действия в игре являются новоприобретенными, еще не ставшими

привычными.

4.

Метод «погружения» в прошлое. Это наиболее распространенный

метод, используемый

в музейной практике.

Как показывает

практика,

для того, чтобы дети лучше понимали прошлое,

необходимо «погружение» в него путем мысленного перемещения

(путешествия) в другое время. Для такого «путешествия» надо

использовать не только музейные предметы, рисунки, фотографии, но

и детское воображение. Надо помочь ребятам представить в своем

воображении иной мир, представить его глазами человека иного

времени.

5.

Метод театрализации. Дети очень любят необычные, яркие события, и

таким необычным событием может стать театр. Включение в урок

элементов

театрализации

делают

его

незабываемым.

А

удачно

подобранный для инсценирования сюжет, поможет порой понять и усвоить

даже очень непростые вещи

6.

Проблемный метод (прием заданий). Данный метод направлен на

развитие

самостоятельной

деятельности

учащихся

и

решает

следующие задачи: придумай – сопоставь – досочиняй.

7.

Практический

метод.

Данный

метод

выражается

в

слове

(исполнение

песен,

частушек,

чтение

сказок),

письменных,

графических,

предметных

(изготовление

материальных

предметов)

работах.

Среди

приемов данного метода наиболее

значимый - прием учебной работы

с

материальным

предметом

(например,

по

ходу

рассказа

педагог

показывает,

как

пользовались

тем

или

иным

предметов – дети воспроизводят

этот процесс).

Урок в музее (в экспозиции или фондах) организуется с целью

приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или

для закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в классе. При

этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретённым

знаниям,

а

как

непосредственный

источник

знания.

Эффективность проведения урока в музее определяется специфической

для музея средой, способствующей формированию у учащихся новых

представлений и понятий, а также систематизации и расширению знаний,

имевшихся ранее. С наибольшей отдачей, как правило, проходят занятия по

закреплению уже пройденного ранее материала. Неординарность ситуации

учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные

интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию.

Большое значение имеет феномен узнавания – подкрепление имевшихся

знаний о предметах осмотром самих подлинников, что превращает

абстрактные знания в конкретные.

Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников,

так как создаёт возможность индивидуального подхода к различному

уровню восприятия музейной информации.

Проведение цикла уроков в музее под руководством учителя воспитывает

музейную культуру у учащихся.

Уроки, проводимые в музее, как показала практика, дают больший эффект,

чем те, что проводятся в обычном классе.

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Музей в образовательном учреждении (в школе) создаётся «в целях

воспитания, обучения и социализации обучающихся». Школьный музей

призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний

по

истории

родного

края,

страны,

школы.

Музей

оказывает

эмоциональное,

информационное

воздействие

и

может

приобщить

учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям, осуществить

патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов,

служения стране.

Музейные уроки дают возможность:

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на

интересе детей к исследовательской деятельности;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на

учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому

ребёнку;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и

внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и

музеях города.

Таким

образом,

музейный

урок

это

уникальный

потенциал

социально-

воспитательной

работы

с

детьми.

Раскрывать перед

детьми

предметный

мир

помогают активные методы,

которые строятся на основе

того, что учащиеся должны не

просто

смотреть,

слушать,

выполнять

задания,

но

и

активно

действовать.

Такие

уроки

способствуют

формированию

личности

обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека

общества,

формируют

нравственное отношение к прошлому. К

прошлому,

без

осмысления

которого,

нельзя

понять

настоящее

и

предвидеть будущее.



В раздел образования