Напоминание

внеурочная деятельность по математике в 4 классе


Автор: Журавлёва Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по математике для 4 классов "Интеллектуальный марафон"
Тема: внеурочная деятельность по математике в 4 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ № 5

_____________ Л.А.Фомина

Приказ № 104-р от 26.08.2020г

Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон»

для детей 4 класса

Срок реализации 1 год

Программу разработала:

учитель начальных классов

Журавлева Светлана Сергеевна

2020-2021 уч. год.

1

I Пояснительная записка

Программа кружка «Интеллектуальный марафон» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности

в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться

развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения,

выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,

связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных

операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,

думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на

уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант

наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей

математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической

терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на

любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только

общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и

участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа

проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Программа по внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» для 4 классов разработана в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего

образования МБОУ СОШ № 5 и Положением о программе курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5.

2

Программа состоит из следующих разделов:

1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

2. Содержание курса внеурочной деятельности

3. Тематическое планирование

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования

ситуации;

конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

3

воспроизводить способ решения задачи;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

конструировать несложные задачи;

ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

правильно выполнять арифметические действия;

умение рассуждать логически грамотно;

знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в четвертом классе ученик научится:

называть:

любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

классы и разряды многозначного числа;

единицы величин: длины, массы, скорости, времени;

пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед,

куб, пирамида, конус, цилиндр);

4

сравнивать:

многозначные числа;

значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

различать:

цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;

читать:

любое многозначное число;

значения величин;

информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить:

устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;

способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого,

делителя);

способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;

моделировать:

разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:

многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

анализировать:

структуру составного числового выражения;

характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

конструировать:

алгоритм решения составной арифметической задачи;

составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;

контролировать:

свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;

решать учебные и практические задачи:

записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;

решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);

формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;

5

вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:

называть:

координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать:

величины, выраженные в разных единицах;

различать:

числовое и буквенное равенства;

виды углов и виды треугольников;

понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

воспроизводить:

способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

приводить примеры:

истинных и ложных высказываний;

оценивать:

точность измерений;

исследовать:

задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

читать:

информацию представленную на графике;

решать учебные и практические задачи:

вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;

прогнозировать результаты вычислений;

читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,

сравнивать углы способом наложения, используя модели.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 уч. год.

Программа рассчитана на 34 ч (1 час в неделю)

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Числа. Арифметические действия. Величины. (16ч)

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,

«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,

«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного

пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач. (12ч)

Решение задач, допускающих несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом

условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка

в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте

задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково

символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на

доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных

действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика. (6ч)

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание программного материала

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Числа. Арифметические действия. Величины.

16

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры:

«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое

домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,

«Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День

и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,

«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние

карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание

в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к

палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного

пособия «Математика и конструирование».

2.

Мир занимательных задач.

12

Решение задач, допускающих несколько способов решения. Задачи с

недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие

несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,

выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор

необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в

таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление

аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково

символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ

и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на

доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:

8

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных

действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных

способов решения.

3.

Геометрическая мозаика

6

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный»

конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного

учебного пособия «Математика и конструирование».

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уро

ка

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Интеллектуальная

разминка

1

Решение олимпиадных

задач международного

конкурса «Кенгуру»

Урок-игра

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Сравнивать разные

приёмы действий,

выбирать удобные

способы для

выполнения

конкретного

задания

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

2

«Числовой

конструктор»

1

Числа от 1 до 1000.

Составление трехзначных

чисел с помощью

комплектов карточек с

Урок-игра

Знание чисел от 1

до 1000, их

последовательнос

Аргументировать

свою позицию в

коммуникации,

Заинтересованность в

расширении и углублении

получаемых

9

числами: 1) 0,1,2,3,4…

9(10); 2)10,20,30,40…90;

3)100,200,300,400…900.

ть

учитывать разные

мнения,

использовать

критерии для

обоснования своего

суждения

математических знаний.

3

Геометрия вокруг

нас

1

Конструирование

многоугольников из

одинаковых

треугольников

Урок-сказка

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Анализировать

текст задачи:

ориентироваться в

тексте, выделять

условие и вопрос,

данные и искомые

числа (величины)

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

4

Волшебные

переливания

1

Задачи на переливание

Работа в

группах

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Включаться в

групповую работу,

участвовать в

обсуждении

проблемных

вопросов,

высказывать

собственное мнение

и аргументировать

его

Готовность использовать

получаемую

математическую

подготовку в учебной

деятельности при

решении практических

задач, возникающих в

повседневной жизни.

5

В царстве

смекалки

1

Решение нестандартных

задач (на «отношения»).

Сбор информации и

выпуск математической

газеты

Работа в

группах

Владеть

нумерацией

многозначных

чисел. Называть

разрядный и

десятичный

состав числа.

Соблюдать

Участвовать в

учебном диалоге,

оценивать процесс

поиска и результат

решения задачи

Способность

характеризовать и

оценивать собственные

математические знания и

умения.

10

алгоритмы

письменного

сложения и

вычитания.

Правильно

записывать числа

в римской

системе.

6

В царстве

смекалки

1

Решение нестандартных

задач (на «отношения»).

Сбор информации и

выпуск математической

газеты

Работа в

группах

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Применять

изученные способы

учебной работы и

приёмы

вычислений для

работы с

числовыми

головоломками

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

7

«Шаг в будущее»

1

Игра «Крестики-нолики

на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др,

«Монтажник»,

«Строитель»,

«Полимино», «Паркеты и

мозаики» и др. из

электронного пособия

«Математика и

конструирование»

Урок-игра

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Выполнять пробное

учебное действие,

фиксировать

индивидуальное

затруднение в

пробном действии

Высказывать

собственные суждения

и давать им обоснование.

8

«Спичечный»

конструктор

1

Построение конструкции

по заданному образцу.

Перекладывание

нескольких спичек в

соответствии с условием.

Проверка выполненной

работы

Урок-

практика

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

Включаться в

групповую работу,

участвовать в

обсуждении

проблемных

вопросов,

высказывать

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

11

ответа на

заданные вопросы

собственное мнение

и аргументировать

его

9

«Спичечный»

конструктор

1

Построение конструкции

по заданному образцу.

Перекладывание

нескольких спичек в

соответствии с условием.

Проверка выполненной

работы

Урок-

практика

Оценивать

правильность хода

решения и

реальность ответа

на вопрос задачи.

Решать

арифметические

задачи разных

видов

Моделировать

ситуацию,

описанную в тексте

задачи,

использовать

соответствующие

знаково-

символические

средства для

моделирования

ситуации

Умение устанавливать, с

какими учебными

задачами ученик может

самостоятельно успешно

справиться.

10

«Спичечный»

конструктор

2

Построение конструкции

по заданному образцу.

Урок-игра

Называть плоскую

фигуру,

изображённую на

чертеже.

Рассматривать

многогранник как

пространственную

фигуру.

Анализировать

расположение

деталей (танов,

треугольников,

уголков, спичек) в

исходной

конструкции

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

10

Числовые

головоломки

1

Решение и составление

ребусов, содержащих

числа. Заполнение

числового кроссворда

(судоку).

Творческий

урок

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Применять

изученные способы

учебной работы и

приёмы

вычислений для

работы с

числовыми

головоломками

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

12

11

Интеллектуальная

разминка

1

Работа в «центрах»

деятельности:

конструкторы,

электронные

математические игры

(работа на компьютере),

математические

головоломки,

занимательные задачи.

Урок-игра

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Сравнивать разные

приёмы действий,

выбирать удобные

способы для

выполнения

конкретного

задания

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

12

Интеллектуальная

разминка

1

Работа в «центрах»

деятельности:

конструкторы,

электронные

математические игры

(работа на компьютере),

математические

головоломки,

занимательные задачи.

Урок-игра

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Сравнивать разные

приёмы действий,

выбирать удобные

способы для

выполнения

конкретного

задания

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

13

Математические

фокусы

1

Порядок выполнения

действий в числовых

выражениях (без скобок,

со скобками). Соедините

числа 1 1 1 1 1 1 знаками

действий так, чтобы в

ответе получилось 1,2,3,4,

…15

Творческий

урок

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Участвовать в

учебном диалоге,

оценивать процесс

поиска и результат

решения задачи

Владение

коммуникативными

умениями с целью

реализации возможностей

успешного

сотрудничества с

учителем и учащимися

класса при работе в

парах.

14

Математические

игры

1

Построение

математических пирамид

«Сложение в пределах

1000», «Вычитание в

пределах 1000»,

«Умножение»,

«Деление». Игры

«Волшебная палочка»,

Творческий

урок

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

Участвовать в

учебном диалоге,

оценивать процесс

поиска и результат

решения задачи

Владение

коммуникативными

умениями с целью

реализации возможностей

успешного

сотрудничества с

учителем и учащимися

13

«Лучший лодочник»,

«Чья сумма больше»,

«Гонки с зонтиками» (по

выбору учащихся»

ответа на

заданные вопросы

класса при работе в

парах.

15

Секреты чисел»

1

Числовой палиндром –

число, которое читается

одинаково слева направо

и справа налево.

Числовые головоломки:

запись числа 24(30) тремя

одинаковыми цифрами.

Работа в

группах

Контролировать

свою

деятельность:

проверять

правильность

вычислений

изученными

способами.

Анализировать

предложенные

варианты решения

задачи, выбирать из

них верные,

выбирать наиболее

эффективный

способ решения

задачи

Высказывать

собственные суждения и

давать им обоснование.

16

Математическая

копилка

1

Составление сборника

числового материала,

взятого из жизни (газеты,

детские журналы), для

составления задач.

Работа в

группах

Контролировать

свою

деятельность:

проверять

правильность

вычислений

изученными

способами.

Анализировать

предложенные

варианты решения

задачи, выбирать из

них верные,

выбирать наиболее

эффективный

способ решения

задачи

Высказывать

собственные суждения и

давать им обоснование.

17

Математическое

путешествие

1

Вычисления в группах:

первый ученик из числа

вычитает 140; второй –

прибавляет 180, третий –

вычитает 160, а

четвертый – прибавляет

150. Решения и ответы к

пяти раундам

записываются. Взаимный

контроль

Урок-

путешестви

е

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Участвовать в

учебном диалоге,

оценивать процесс

поиска и результат

решения задачи

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

14

18

Выбери маршрут.

1

Единица длины –

километр. Составление

карты путешествия: на

определенном транспорте

по выбранному

маршруту, например,

«Золотое кольцо» России,

города-герои и др.

Работа в

группах

Контролировать

свою

деятельность:

проверять

правильность

вычислений

изученными

способами.

Анализировать

предложенные

варианты решения

задачи, выбирать из

них верные,

выбирать наиболее

эффективный

способ решения

задачи

Высказывать

собственные суждения и

давать им обоснование.

19

Числовые

головоломки

1

Решение и составление

ребусов, содержащих

числа. Заполнение

числового кроссворда

(судоку).

Творческий

урок

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Применять

изученные способы

учебной работы и

приёмы

вычислений для

работы с

числовыми

головоломками

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

20

В царстве

смекалки

1

Сбор информации и

выпуск математической

газеты (работа в группах).

Работа в

группах

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Включаться в

групповую работу,

участвовать в

обсуждении

проблемных

вопросов,

высказывать

собственное мнение

и аргументировать

его

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

21

В царстве

смекалки

1

Сбор информации и

выпуск математической

газеты (работа в группах).

Работа в

группах

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

Включаться в

групповую работу,

участвовать в

обсуждении

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

15

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

проблемных

вопросов,

высказывать

собственное мнение

и аргументировать

его

22

Мир

занимательных

задач

1

Задачи со многими

возможными решениями.

Задачи с не

достающими данными, с

избыточным составом

условия.

Задачи на доказательство:

найти цифровое значение

букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ

и др.

Урок-игра

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Анализировать

текст задачи:

ориентироваться в

тексте, выделять

условие и вопрос,

данные и искомые

числа (величины)

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

23

Геометрический

калейдоскоп

1

Конструирование

многоугольников из

заданных элементов.

Конструирование из

деталей танграма: без

разбиения изображения

на части; заданного в

уменьшенном масштабе.

Урок-игра

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Сравнивать разные

приёмы действий,

выбирать удобные

способы для

выполнения

конкретного

задания

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

24

Интеллектуальная

разминка

1

Работа в «центрах»

деятельности:

конструкторы,

электронные

математические игры

(работа на компьютере),

математические

головоломки,

занимательные задачи.

Урок-игра

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Сравнивать разные

приёмы действий,

выбирать удобные

способы для

выполнения

конкретного

задания

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

25

Разверни листок

1

Задачи и задания на

Урок-

Умение

Анализировать

Способность высказывать

16

развитие

пространственных

представлений

практикум

рассуждать

логически

грамотно

предложенные

варианты решения

задачи, выбирать из

них верные,

выбирать наиболее

эффективный

способ решения

задачи

собственные суждения и

давать им обоснование.

26

От секунды – до

столетия

1

Время и его единицы:

час, минута, секунда;

сутки, неделя, год, век.

Одна секунда в жизни

класса. Цена одной

минуты. Что происходит

за одну минуту в городе

(стране, мире). Сбор

информации. Что

успевает сделать ученик

за одну минуту, один час,

за день, за сутки?

Составление различных

задач, используя данные о

возрасте своих

родственников.

Творческий

урок

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Применять

изученные способы

учебной работы и

приёмы

вычислений для

работы с

числовыми

головоломками

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

27

От секунды – до

столетия

1

Время и его единицы:

час, минута, секунда;

сутки, неделя, год, век.

Одна секунда в жизни

класса. Цена одной

минуты. Что происходит

за одну минуту в городе

(стране, мире). Сбор

информации. Что

успевает сделать ученик

за одну минуту, один час,

за день, за сутки?

Творческий

урок

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Применять

изученные способы

учебной работы и

приёмы

вычислений для

работы с

числовыми

головоломками

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

17

Составление различных

задач, используя данные о

возрасте своих

родственников.

28

Числовые

головоломки

1

Решение и составление

ребусов, содержащих

числа. Заполнение

числового кроссворда

(какуро).

Творческий

урок

Умение

рассуждать

логически

грамотно

Применять

изученные способы

учебной работы и

приёмы

вычислений для

работы с

числовыми

головоломками

Способность

преодолевать трудности,

доводить начатую работу

до ее завершения.

29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-

шутки. Задачи-смекалки.

Урок-игра

Правильно

выполнять

арифметические

действия

Сравнивать разные

приёмы действий,

выбирать удобные

способы для

выполнения

конкретного

задания

Способность к

самоорганизованности.

Способность

преодолевать трудности.

30

Это было в

старину.

1

Старинные русские меры

длины и массы: пядь,

аршин, вершок, верста,

пуд, фунт и др. Решение

старинных задач. Работа с

таблицей «Старинные

русские меры длины»

Урок-

путешестви

е

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Анализировать

текст задачи:

ориентироваться в

тексте, выделять

условие и вопрос,

данные и искомые

числа (величины);

— искать и

выбирать

необходимую

информацию,

содержащуюся в

тексте задачи, на

Способность к

самоорганизованности.

18

рисунке или в

таблице, для ответа

на заданные

вопросы

31

Математические

фокусы

1

Алгоритм умножения

(деления) трехзначного

числа на однозначное

число. Поиск

«спрятанных» цифр в

записи решения

Урок-

погружение

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Участвовать в

учебном диалоге,

оценивать процесс

поиска и результат

решения задачи

Владение

коммуникативными

умениями с целью

реализации возможностей

успешного

сотрудничества с

учителем и учащимися

класса при работе в

парах.

32

Энциклопедия

математических

развлечений

1

Составление сборника

занимательных заданий.

Использование разных

источников информации

(детские познавательные

журналы, книги и др.)

Урок-

погружение

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Моделировать

объёмные фигуры

из различных

материалов

(проволока,

пластилин и др.) и

из развёрток

Готовность и способность

к саморазвитию.

Самостоятельность

мышления.

Сформированность

мотивации к обучению.

33

Энциклопедия

математических

развлечений

1

Составление сборника

занимательных заданий.

Использование разных

источников информации

(детские познавательные

журналы, книги и др.)

Урок-

погружение

Умение выбирать

необходимую

информацию,

содержащую в

тексте задачи, на

рисунке или в

таблице, для

ответа на

заданные вопросы

Моделировать

объёмные фигуры

из различных

материалов

(проволока,

пластилин и др.) и

из развёрток

Готовность и способность

к саморазвитию.

Самостоятельность

мышления.

Сформированность

мотивации к обучению.

19

34

Математический

лабиринт

1

Итоговое занятие –

открытый

интеллектуальный

марафон. Подготовка к

международному

конкурсу «Кенгуру».

Урок-

практикум

Умение

анализировать

текст задачи:

ориентироваться,

выделять условие

и вопрос, данные

и искомые

числа(величины

Ориентироваться на

точку начала

движения, на числа

и стрелки 1→ 1↓ и

др., указывающие

направление

движения

Высказывать

собственные суждения и

давать им обоснование.

Литература:

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

20



В раздел образования