Автор: Журавлёва Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по математике для 4 классов "Интеллектуальный марафон"
Тема: внеурочная деятельность по математике в 4 классе
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ № 5
_____________ Л.А.Фомина
Приказ № 104-р от 26.08.2020г
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон»
для детей 4 класса
Срок реализации 1 год
Программу разработала:
учитель начальных классов
Журавлева Светлана Сергеевна
2020-2021 уч. год.
1
I Пояснительная записка
Программа кружка «Интеллектуальный марафон» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности
в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться
развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения,
выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных
операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать,
думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на
уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей
математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на
любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только
общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа
проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа по внеурочной деятельности «Интеллектуальный марафон» для 4 классов разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего
образования МБОУ СОШ № 5 и Положением о программе курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5.
2
Программа состоит из следующих разделов:
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности
3. Тематическое планирование
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования
ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
3
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи;
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
называть:
любое следующее (предыдущее) при счете многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;
классы и разряды многозначного числа;
единицы величин: длины, массы, скорости, времени;
пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед,
куб, пирамида, конус, цилиндр);
4
сравнивать:
многозначные числа;
значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
различать:
цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду;
читать:
любое многозначное число;
значения величин;
информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
воспроизводить:
устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;
письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;
способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого,
делителя);
способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;
моделировать:
разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;
упорядочивать:
многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);
значения величин, выраженных в одинаковых единицах;
анализировать:
структуру составного числового выражения;
характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;
конструировать:
алгоритм решения составной арифметической задачи;
составные высказывания с помощью логических слов-связок «и», «или», «если, то», «неверно, что»;
контролировать:
свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приемы;
решать учебные и практические задачи:
записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;
вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;
решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел);
формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;
5
вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
называть:
координаты точек, отмеченных в координатном углу;
сравнивать:
величины, выраженные в разных единицах;
различать:
числовое и буквенное равенства;
виды углов и виды треугольников;
понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
воспроизводить:
способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;
приводить примеры:
истинных и ложных высказываний;
оценивать:
точность измерений;
исследовать:
задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);
читать:
информацию представленную на графике;
решать учебные и практические задачи:
вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;
исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;
прогнозировать результаты вычислений;
читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;
измерять длину, массу, площадь с указанной точностью,
сравнивать углы способом наложения, используя модели.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 уч. год.
Программа рассчитана на 34 ч (1 час в неделю)
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа. Арифметические действия. Величины. (16ч)
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,
«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач. (12ч)
Решение задач, допускающих несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом
условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка
в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково
символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных
действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. (6ч)
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Содержание программного материала
Количество
часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1.
Числа. Арифметические действия. Величины.
16
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры:
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое
домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День
и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками»,
«Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние
карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание
в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
2.
Мир занимательных задач.
12
Решение задач, допускающих несколько способов решения. Задачи с
недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие
несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в
таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково
символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ
и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:
8
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных
действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
3.
Геометрическая мозаика
6
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный»
конструктор;
—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Итого:
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
уро
ка
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания
Тип урока
Планируемые результаты освоения материала
Предметные
Метапредметные
Личностные
1.
Интеллектуальная
разминка
1
Решение олимпиадных
задач международного
конкурса «Кенгуру»
Урок-игра
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для
выполнения
конкретного
задания
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
2
«Числовой
конструктор»
1
Числа от 1 до 1000.
Составление трехзначных
чисел с помощью
комплектов карточек с
Урок-игра
Знание чисел от 1
до 1000, их
последовательнос
Аргументировать
свою позицию в
коммуникации,
Заинтересованность в
расширении и углублении
получаемых
9
числами: 1) 0,1,2,3,4…
9(10); 2)10,20,30,40…90;
3)100,200,300,400…900.
ть
учитывать разные
мнения,
использовать
критерии для
обоснования своего
суждения
математических знаний.
3
Геометрия вокруг
нас
1
Конструирование
многоугольников из
одинаковых
треугольников
Урок-сказка
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Анализировать
текст задачи:
ориентироваться в
тексте, выделять
условие и вопрос,
данные и искомые
числа (величины)
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
4
Волшебные
переливания
1
Задачи на переливание
Работа в
группах
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Включаться в
групповую работу,
участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
высказывать
собственное мнение
и аргументировать
его
Готовность использовать
получаемую
математическую
подготовку в учебной
деятельности при
решении практических
задач, возникающих в
повседневной жизни.
5
В царстве
смекалки
1
Решение нестандартных
задач (на «отношения»).
Сбор информации и
выпуск математической
газеты
Работа в
группах
Владеть
нумерацией
многозначных
чисел. Называть
разрядный и
десятичный
состав числа.
Соблюдать
Участвовать в
учебном диалоге,
оценивать процесс
поиска и результат
решения задачи
Способность
характеризовать и
оценивать собственные
математические знания и
умения.
10
алгоритмы
письменного
сложения и
вычитания.
Правильно
записывать числа
в римской
системе.
6
В царстве
смекалки
1
Решение нестандартных
задач (на «отношения»).
Сбор информации и
выпуск математической
газеты
Работа в
группах
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Применять
изученные способы
учебной работы и
приёмы
вычислений для
работы с
числовыми
головоломками
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
7
«Шаг в будущее»
1
Игра «Крестики-нолики
на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др,
«Монтажник»,
«Строитель»,
«Полимино», «Паркеты и
мозаики» и др. из
электронного пособия
«Математика и
конструирование»
Урок-игра
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Выполнять пробное
учебное действие,
фиксировать
индивидуальное
затруднение в
пробном действии
Высказывать
собственные суждения
и давать им обоснование.
8
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции
по заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в
соответствии с условием.
Проверка выполненной
работы
Урок-
практика
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
Включаться в
групповую работу,
участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
высказывать
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
11
ответа на
заданные вопросы
собственное мнение
и аргументировать
его
9
«Спичечный»
конструктор
1
Построение конструкции
по заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в
соответствии с условием.
Проверка выполненной
работы
Урок-
практика
Оценивать
правильность хода
решения и
реальность ответа
на вопрос задачи.
Решать
арифметические
задачи разных
видов
Моделировать
ситуацию,
описанную в тексте
задачи,
использовать
соответствующие
знаково-
символические
средства для
моделирования
ситуации
Умение устанавливать, с
какими учебными
задачами ученик может
самостоятельно успешно
справиться.
10
«Спичечный»
конструктор
2
Построение конструкции
по заданному образцу.
Урок-игра
Называть плоскую
фигуру,
изображённую на
чертеже.
Рассматривать
многогранник как
пространственную
фигуру.
Анализировать
расположение
деталей (танов,
треугольников,
уголков, спичек) в
исходной
конструкции
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
10
Числовые
головоломки
1
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда
(судоку).
Творческий
урок
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Применять
изученные способы
учебной работы и
приёмы
вычислений для
работы с
числовыми
головоломками
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
12
11
Интеллектуальная
разминка
1
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры
(работа на компьютере),
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Урок-игра
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для
выполнения
конкретного
задания
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
12
Интеллектуальная
разминка
1
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры
(работа на компьютере),
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Урок-игра
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для
выполнения
конкретного
задания
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
13
Математические
фокусы
1
Порядок выполнения
действий в числовых
выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините
числа 1 1 1 1 1 1 знаками
действий так, чтобы в
ответе получилось 1,2,3,4,
…15
Творческий
урок
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Участвовать в
учебном диалоге,
оценивать процесс
поиска и результат
решения задачи
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и учащимися
класса при работе в
парах.
14
Математические
игры
1
Построение
математических пирамид
«Сложение в пределах
1000», «Вычитание в
пределах 1000»,
«Умножение»,
«Деление». Игры
«Волшебная палочка»,
Творческий
урок
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
Участвовать в
учебном диалоге,
оценивать процесс
поиска и результат
решения задачи
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и учащимися
13
«Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше»,
«Гонки с зонтиками» (по
выбору учащихся»
ответа на
заданные вопросы
класса при работе в
парах.
15
Секреты чисел»
1
Числовой палиндром –
число, которое читается
одинаково слева направо
и справа налево.
Числовые головоломки:
запись числа 24(30) тремя
одинаковыми цифрами.
Работа в
группах
Контролировать
свою
деятельность:
проверять
правильность
вычислений
изученными
способами.
Анализировать
предложенные
варианты решения
задачи, выбирать из
них верные,
выбирать наиболее
эффективный
способ решения
задачи
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование.
16
Математическая
копилка
1
Составление сборника
числового материала,
взятого из жизни (газеты,
детские журналы), для
составления задач.
Работа в
группах
Контролировать
свою
деятельность:
проверять
правильность
вычислений
изученными
способами.
Анализировать
предложенные
варианты решения
задачи, выбирать из
них верные,
выбирать наиболее
эффективный
способ решения
задачи
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование.
17
Математическое
путешествие
1
Вычисления в группах:
первый ученик из числа
вычитает 140; второй –
прибавляет 180, третий –
вычитает 160, а
четвертый – прибавляет
150. Решения и ответы к
пяти раундам
записываются. Взаимный
контроль
Урок-
путешестви
е
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Участвовать в
учебном диалоге,
оценивать процесс
поиска и результат
решения задачи
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
14
18
Выбери маршрут.
1
Единица длины –
километр. Составление
карты путешествия: на
определенном транспорте
по выбранному
маршруту, например,
«Золотое кольцо» России,
города-герои и др.
Работа в
группах
Контролировать
свою
деятельность:
проверять
правильность
вычислений
изученными
способами.
Анализировать
предложенные
варианты решения
задачи, выбирать из
них верные,
выбирать наиболее
эффективный
способ решения
задачи
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование.
19
Числовые
головоломки
1
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда
(судоку).
Творческий
урок
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Применять
изученные способы
учебной работы и
приёмы
вычислений для
работы с
числовыми
головоломками
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
20
В царстве
смекалки
1
Сбор информации и
выпуск математической
газеты (работа в группах).
Работа в
группах
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Включаться в
групповую работу,
участвовать в
обсуждении
проблемных
вопросов,
высказывать
собственное мнение
и аргументировать
его
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
21
В царстве
смекалки
1
Сбор информации и
выпуск математической
газеты (работа в группах).
Работа в
группах
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
Включаться в
групповую работу,
участвовать в
обсуждении
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
15
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
проблемных
вопросов,
высказывать
собственное мнение
и аргументировать
его
22
Мир
занимательных
задач
1
Задачи со многими
возможными решениями.
Задачи с не
достающими данными, с
избыточным составом
условия.
Задачи на доказательство:
найти цифровое значение
букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ
и др.
Урок-игра
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Анализировать
текст задачи:
ориентироваться в
тексте, выделять
условие и вопрос,
данные и искомые
числа (величины)
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
23
Геометрический
калейдоскоп
1
Конструирование
многоугольников из
заданных элементов.
Конструирование из
деталей танграма: без
разбиения изображения
на части; заданного в
уменьшенном масштабе.
Урок-игра
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для
выполнения
конкретного
задания
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
24
Интеллектуальная
разминка
1
Работа в «центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры
(работа на компьютере),
математические
головоломки,
занимательные задачи.
Урок-игра
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для
выполнения
конкретного
задания
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
25
Разверни листок
1
Задачи и задания на
Урок-
Умение
Анализировать
Способность высказывать
16
развитие
пространственных
представлений
практикум
рассуждать
логически
грамотно
предложенные
варианты решения
задачи, выбирать из
них верные,
выбирать наиболее
эффективный
способ решения
задачи
собственные суждения и
давать им обоснование.
26
От секунды – до
столетия
1
Время и его единицы:
час, минута, секунда;
сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни
класса. Цена одной
минуты. Что происходит
за одну минуту в городе
(стране, мире). Сбор
информации. Что
успевает сделать ученик
за одну минуту, один час,
за день, за сутки?
Составление различных
задач, используя данные о
возрасте своих
родственников.
Творческий
урок
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Применять
изученные способы
учебной работы и
приёмы
вычислений для
работы с
числовыми
головоломками
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
27
От секунды – до
столетия
1
Время и его единицы:
час, минута, секунда;
сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни
класса. Цена одной
минуты. Что происходит
за одну минуту в городе
(стране, мире). Сбор
информации. Что
успевает сделать ученик
за одну минуту, один час,
за день, за сутки?
Творческий
урок
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Применять
изученные способы
учебной работы и
приёмы
вычислений для
работы с
числовыми
головоломками
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
17
Составление различных
задач, используя данные о
возрасте своих
родственников.
28
Числовые
головоломки
1
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа. Заполнение
числового кроссворда
(какуро).
Творческий
урок
Умение
рассуждать
логически
грамотно
Применять
изученные способы
учебной работы и
приёмы
вычислений для
работы с
числовыми
головоломками
Способность
преодолевать трудности,
доводить начатую работу
до ее завершения.
29
Конкурс смекалки
1
Задачи в стихах. Задачи-
шутки. Задачи-смекалки.
Урок-игра
Правильно
выполнять
арифметические
действия
Сравнивать разные
приёмы действий,
выбирать удобные
способы для
выполнения
конкретного
задания
Способность к
самоорганизованности.
Способность
преодолевать трудности.
30
Это было в
старину.
1
Старинные русские меры
длины и массы: пядь,
аршин, вершок, верста,
пуд, фунт и др. Решение
старинных задач. Работа с
таблицей «Старинные
русские меры длины»
Урок-
путешестви
е
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Анализировать
текст задачи:
ориентироваться в
тексте, выделять
условие и вопрос,
данные и искомые
числа (величины);
— искать и
выбирать
необходимую
информацию,
содержащуюся в
тексте задачи, на
Способность к
самоорганизованности.
18
рисунке или в
таблице, для ответа
на заданные
вопросы
31
Математические
фокусы
1
Алгоритм умножения
(деления) трехзначного
числа на однозначное
число. Поиск
«спрятанных» цифр в
записи решения
Урок-
погружение
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Участвовать в
учебном диалоге,
оценивать процесс
поиска и результат
решения задачи
Владение
коммуникативными
умениями с целью
реализации возможностей
успешного
сотрудничества с
учителем и учащимися
класса при работе в
парах.
32
Энциклопедия
математических
развлечений
1
Составление сборника
занимательных заданий.
Использование разных
источников информации
(детские познавательные
журналы, книги и др.)
Урок-
погружение
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Моделировать
объёмные фигуры
из различных
материалов
(проволока,
пластилин и др.) и
из развёрток
Готовность и способность
к саморазвитию.
Самостоятельность
мышления.
Сформированность
мотивации к обучению.
33
Энциклопедия
математических
развлечений
1
Составление сборника
занимательных заданий.
Использование разных
источников информации
(детские познавательные
журналы, книги и др.)
Урок-
погружение
Умение выбирать
необходимую
информацию,
содержащую в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для
ответа на
заданные вопросы
Моделировать
объёмные фигуры
из различных
материалов
(проволока,
пластилин и др.) и
из развёрток
Готовность и способность
к саморазвитию.
Самостоятельность
мышления.
Сформированность
мотивации к обучению.
19
34
Математический
лабиринт
1
Итоговое занятие –
открытый
интеллектуальный
марафон. Подготовка к
международному
конкурсу «Кенгуру».
Урок-
практикум
Умение
анализировать
текст задачи:
ориентироваться,
выделять условие
и вопрос, данные
и искомые
числа(величины
Ориентироваться на
точку начала
движения, на числа
и стрелки 1→ 1↓ и
др., указывающие
направление
движения
Высказывать
собственные суждения и
давать им обоснование.
Литература:
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
20