Напоминание

«Формирование функциональной грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»


Автор: Нагорная Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ- гимназия № 34
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование функциональной

грамотности младших школьников

через внеурочную деятельность»

Орел , 2024 год

Формирование функциональной грамотности младших школьников через

внеурочную деятельность .

Функциональная грамотность – это базовое образование личности,

способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации.

Развитие функциональной грамотности у молодого поколения современного

российского общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего

образования. Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и

умений: познавательных и эмоциональных, и поведенческих. Это качества

личности, которые проявляются в мотивированной способности к

творческому поиску, реализации новых идей и дает возможность решать

различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни.

Для человека, желающего быть успешным, наиболее важно: обладать

лидерскими качествами; нестандартным мышлением; стремиться к

самосовершенствованию; уметь нести личную ответственность за принятые

решения; эффективно работать с информацией, стремиться к обучению и

саморазвитию; структурировать и анализировать получаемую информацию;

уметь работать в команде; уметь результативно общаться с разными по

характеру и профессии людьми. Чем бы ребенок ни занимался в будущем, от

него везде потребуется инициатива. А привычка проявлять ее – это одно из

ключевых качеств. Основы функциональной грамотности закладываются в

начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой

деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Образовательные

стандарты рассматривают функциональную грамотность как способность

решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную

грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы

деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности

подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые

позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире

профессий. Естественно только на уроках невозможно решить данную

задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной

грамотности и внеурочную деятельность. Формирование ключевых

компетенций происходит уже тогда, когда ученики принимают участие в

ученическом самоуправлении и исследовательской деятельности, выполняют

роль организаторов школьных дел, планируют и создают учебные творческие

проекты на уроке, на основе интегрированных уроков: с математикой,

логикой, изобразительным искусством, окружающим миром, а также во

внеурочной деятельности и во внеурочное время.

Кружок «Функциональная грамотность» дает более широкие возможности

для применения знаний на практике. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие,

как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая

грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление:

математическая грамотность подразумевает способность применять

математические рассуждения, факты, методы и инструменты для получения

решения, интерпретировать и оценивать полученное решение

математической задачи; читательская грамотность – это способность

человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни; естественно-научная

грамотность предполагает готовность осваивать и использовать знания о

природе, понимание научных исследований, интерпретация научной

аргументации и выводов; глобальные компетенции – это способность

эффективно действовать индивидуально или в группе в различных

ситуациях. Включает заинтересованность и осведомленность о глобальных

тенденциях развития: управление поведением, открытость к новому –

эмоциональное восприятие нового; финансовая грамотность – это сочетание

осведомленности, знаний умений, отношений и поведенческих моделей,

необходимых для принятия успешных финансовых решений и для

достижения финансового благополучия; креативное и критическое

мышление – это способность ребенка самостоятельно или в команде

придумывать и улучшать идеи. Работа по формированию функциональной

грамотности ведется ежедневно в урочной и внеурочной деятельности. В

результате у детей формируются коммуникативные, социальные,

мыслительные качества.

Рассмотрим работу на примере кружка « Функциональная грамотность». На

занятиях используется учебное пособие « Функциональная грамотность.

Тренажер для школьников»

Кружок «Функциональная грамотность» содействует разностороннему

раскрытию индивидуальных способностей детей, развитию интереса к

различным видам деятельности, желанию активно участвовать в

продуктивной, одобряемой обществом деятельности, усиливает вариативную

составляющую общего образования, имеет выраженную практико-

ориентированную направленность.

Цели : всестороннее развитие ребенка ; поиск новых форм привлечения

детей к различным видам деятельности; привитие полезных навыков;

развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности. Программа

кружка предполагает: индивидуальный подход (ориентацию на личностный

потенциал ребенка и его самореализацию); тесную связь с практикой,

ориентацию на создание конкретного персонального продукта;

разновозрастный характер объединений; возможность проектной и/или

исследовательской деятельности.

Мы рассмотрим занятия предусмотренные для младших школьников.

Занятия организованы на основе интересов и потребностей обучающихся. На

подобных занятиях обучающиеся получают не только общие знания о

формах предпринимательства, нормативно-правовых основах ведения

предпринимательской деятельности, но и овладевают практическими

навыками, которые в дальнейшем могут использоваться в профессиональной

деятельности.

В разделе «Математическая грамотность» используются математические

игры, задачи - шутки, ребусы, логические задачи, развивающие смекалку,

сообразительность и умственную активность школьников. Обучающиеся

учатся применять законы Царицы наук Математики в жизни .

В разделах «Читательская грамотность» школьников учат быть вдумчивым

читателем, понимать содержание прочитанного произведения, рассуждать о

том , чему могут научить рассказы, как это можно применить в жизненной

ситуации.

В разделе «Финансовая грамотность » дети узнают что такое « бюджет» ,

откуда в семье берутся деньги и на что тратятся. На практических занятиях

попробуют спланировать семейный бюджет, как рассчитать налог на

выигрыш и т.п.

Выполняя задания из раздела «Естественно-научной грамотности»

обучающиеся окунутся в удивительный мир наблюдений и экспериментов.

На занятиях они будут проводить необычные опыты со свечой , дождевыми

червями , мелом, мылом и магнитом. Узнают , что такое кальций и как

образуются облака, почему в хлебе дырочки и т.п.

В ходе реализации данной программы, обучающиеся овладеют такими

предпринимательскими умениями, как: самостоятельное определение цели

работы, планирование и организация трудового процесса, умение

рационально использовать материалы и оборудование, учитывать фактор

времени в работе, объективно оценивать результаты труда, честно и

добросовестно относиться к своим обязанностям. Функциональная

грамотность формируется на практике. Это, в целом, ее отличительная черта.

Несомненным плюсом является то, что, развивая функциональную

грамотность, ребенок приобретает все то, что необходимо любому

сознательному гражданину и успешному профессионалу в жизни.

Функциональная грамотность – это базовое образование личности,

способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации.



В раздел образования