Автор: Нагорная Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ- гимназия № 34
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование функциональной грамотности младших школьников через внеурочную деятельность»
Раздел: начальное образование
«Формирование функциональной
грамотности младших школьников
через внеурочную деятельность»
Орел , 2024 год
Формирование функциональной грамотности младших школьников через
внеурочную деятельность .
Функциональная грамотность – это базовое образование личности,
способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации.
Развитие функциональной грамотности у молодого поколения современного
российского общества – один из наиболее важных вопросов развития нашего
образования. Функциональная грамотность – это целый ряд навыков и
умений: познавательных и эмоциональных, и поведенческих. Это качества
личности, которые проявляются в мотивированной способности к
творческому поиску, реализации новых идей и дает возможность решать
различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни.
Для человека, желающего быть успешным, наиболее важно: обладать
лидерскими качествами; нестандартным мышлением; стремиться к
самосовершенствованию; уметь нести личную ответственность за принятые
решения; эффективно работать с информацией, стремиться к обучению и
саморазвитию; структурировать и анализировать получаемую информацию;
уметь работать в команде; уметь результативно общаться с разными по
характеру и профессии людьми. Чем бы ребенок ни занимался в будущем, от
него везде потребуется инициатива. А привычка проявлять ее – это одно из
ключевых качеств. Основы функциональной грамотности закладываются в
начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой
деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Образовательные
стандарты рассматривают функциональную грамотность как способность
решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную
грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы
деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности
подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые
позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире
профессий. Естественно только на уроках невозможно решить данную
задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной
грамотности и внеурочную деятельность. Формирование ключевых
компетенций происходит уже тогда, когда ученики принимают участие в
ученическом самоуправлении и исследовательской деятельности, выполняют
роль организаторов школьных дел, планируют и создают учебные творческие
проекты на уроке, на основе интегрированных уроков: с математикой,
логикой, изобразительным искусством, окружающим миром, а также во
внеурочной деятельности и во внеурочное время.
Кружок «Функциональная грамотность» дает более широкие возможности
для применения знаний на практике. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие,
как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая
грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление:
математическая грамотность подразумевает способность применять
математические рассуждения, факты, методы и инструменты для получения
решения, интерпретировать и оценивать полученное решение
математической задачи; читательская грамотность – это способность
человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни; естественно-научная
грамотность предполагает готовность осваивать и использовать знания о
природе, понимание научных исследований, интерпретация научной
аргументации и выводов; глобальные компетенции – это способность
эффективно действовать индивидуально или в группе в различных
ситуациях. Включает заинтересованность и осведомленность о глобальных
тенденциях развития: управление поведением, открытость к новому –
эмоциональное восприятие нового; финансовая грамотность – это сочетание
осведомленности, знаний умений, отношений и поведенческих моделей,
необходимых для принятия успешных финансовых решений и для
достижения финансового благополучия; креативное и критическое
мышление – это способность ребенка самостоятельно или в команде
придумывать и улучшать идеи. Работа по формированию функциональной
грамотности ведется ежедневно в урочной и внеурочной деятельности. В
результате у детей формируются коммуникативные, социальные,
мыслительные качества.
Рассмотрим работу на примере кружка « Функциональная грамотность». На
занятиях используется учебное пособие « Функциональная грамотность.
Тренажер для школьников»
Кружок «Функциональная грамотность» содействует разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей детей, развитию интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, усиливает вариативную
составляющую общего образования, имеет выраженную практико-
ориентированную направленность.
Цели : всестороннее развитие ребенка ; поиск новых форм привлечения
детей к различным видам деятельности; привитие полезных навыков;
развитие инициативы, самоуправления и самостоятельности. Программа
кружка предполагает: индивидуальный подход (ориентацию на личностный
потенциал ребенка и его самореализацию); тесную связь с практикой,
ориентацию на создание конкретного персонального продукта;
разновозрастный характер объединений; возможность проектной и/или
исследовательской деятельности.
Мы рассмотрим занятия предусмотренные для младших школьников.
Занятия организованы на основе интересов и потребностей обучающихся. На
подобных занятиях обучающиеся получают не только общие знания о
формах предпринимательства, нормативно-правовых основах ведения
предпринимательской деятельности, но и овладевают практическими
навыками, которые в дальнейшем могут использоваться в профессиональной
деятельности.
В разделе «Математическая грамотность» используются математические
игры, задачи - шутки, ребусы, логические задачи, развивающие смекалку,
сообразительность и умственную активность школьников. Обучающиеся
учатся применять законы Царицы наук Математики в жизни .
В разделах «Читательская грамотность» школьников учат быть вдумчивым
читателем, понимать содержание прочитанного произведения, рассуждать о
том , чему могут научить рассказы, как это можно применить в жизненной
ситуации.
В разделе «Финансовая грамотность » дети узнают что такое « бюджет» ,
откуда в семье берутся деньги и на что тратятся. На практических занятиях
попробуют спланировать семейный бюджет, как рассчитать налог на
выигрыш и т.п.
Выполняя задания из раздела «Естественно-научной грамотности»
обучающиеся окунутся в удивительный мир наблюдений и экспериментов.
На занятиях они будут проводить необычные опыты со свечой , дождевыми
червями , мелом, мылом и магнитом. Узнают , что такое кальций и как
образуются облака, почему в хлебе дырочки и т.п.
В ходе реализации данной программы, обучающиеся овладеют такими
предпринимательскими умениями, как: самостоятельное определение цели
работы, планирование и организация трудового процесса, умение
рационально использовать материалы и оборудование, учитывать фактор
времени в работе, объективно оценивать результаты труда, честно и
добросовестно относиться к своим обязанностям. Функциональная
грамотность формируется на практике. Это, в целом, ее отличительная черта.
Несомненным плюсом является то, что, развивая функциональную
грамотность, ребенок приобретает все то, что необходимо любому
сознательному гражданину и успешному профессионалу в жизни.
Функциональная грамотность – это базовое образование личности,
способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации.