Напоминание

«Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности


Автор: Сычева Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Российская гимназия №59
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: «Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

одна

из

ключевых

задач

современной

начальной

школы.

Функциональная

грамотность

означает

способность

использовать

полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Это не

просто умение читать,

писать и

считать, но и

умение критически

мыслить, анализировать информацию, решать практические задачи и

взаимодействовать

в

социуме.

Рассмотрим

основные

пути

формирования функциональной грамотности младших школьников в

условиях учебной деятельности.

1. Интеграция предметов

Одним из важнейших путей развития функциональной грамотности

является

интеграция

знаний

из

различных

предметных

областей.

Например,

при

изучении

окружающего

мира

можно

связывать

природные

явления

с

математическими

расчетами

и

логическими

задачами. Такая междисциплинарная работа помогает детям видеть

связь между предметами и учит применять знания в практической

деятельности.

2. Проблемное обучение

Проблемное обучение направлено на развитие навыков критического

мышления и умения решать задачи. Учитель ставит перед учениками

реальные или смоделированные жизненные проблемы, требующие от

них анализа информации, поиска решений и принятия решений. В

процессе решения таких задач младшие школьники учатся осмысленно

подходить к изучению материала и использовать полученные знания

на практике.

3. Развитие читательской грамотности

Чтение

основа

формирования

функциональной

грамотности.

Однако,

важно

не

только

научить

детей

читать,

но

и

понимать

прочитанное, анализировать текст, выделять главную мысль, делать

выводы. Для этого необходимо внедрять в учебную деятельность

различные виды текстов: художественные, научные, информационные,

что позволит развивать у детей умение работать с информацией и

использовать её в разных контекстах.

4. Игровые технологии

Использование

игровых

технологий

является

важным

методом

развития

функциональной

грамотности.

Игры

стимулируют

познавательную

активность,

развивают

умение

сотрудничать

и

принимать

решения.

Например,

ролевые

игры

помогают

детям

моделировать ситуации, в которых они могут применить свои знания и

навыки, будь то решение математической задачи или обсуждение

прочитанного текста.

5. Работа в группах

Совместная

деятельность

в

группе способствует формированию

коммуникативных навыков, которые являются частью функциональной

грамотности. В процессе групповой работы младшие школьники учатся

обмениваться

мнениями,

договариваться,

распределять

роли,

принимать решения, что важно как для учебной, так и для дальнейшей

жизни.

6. Использование информационных технологий

Современные цифровые ресурсы предоставляют учителям широкий

спектр

возможностей

для

развития

функциональной

грамотности.

Интерактивные

задания,

образовательные

платформы

и

мультимедийные

материалы

помогают

детям

лучше

усваивать

материал, развивать навыки поиска и анализа информации, а также

работать с цифровыми источниками.

Заключение

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

– это комплексный процесс, требующий разнообразных подходов и

методов. Важно, чтобы учебная деятельность не только передавала

детям

знания,

но

и

учила

их

применять

эти

знания

в

жизни.

Использование

интегративных

подходов,

проблемного

обучения,

читательской грамотности, игровых технологий и цифровых ресурсов

способствует

формированию

функционально

грамотной

личности,

готовой к решению жизненных задач.



В раздел образования