Автор: Бегларян Арпине Граатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО КК "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Тбилисская
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Тема: "Азбука Земли"
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АЗБУКА ЗЕМЛИ»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 36 недель (144 часа)
Возрастная категория: 7-10 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется: на бюджетной основе
ID-номер программы в навигаторе 9429
Автор-составитель:
Бегларян Арпине Граатовна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО КК ЭБЦ
г. Краснодар, 2024
Принята на заседании
Педагогического совета
от « » 2024 г.
Протокол №
Утверждаю
Директор ГБУ ДО КК ЭБЦ
______________ /А.Б.Уджуху/
«__»_____________2024 г.
2
Содержание
Раздел
1.
«Комплекс
основных
характеристик
образования»:
объем,
содержание, планируемые результаты».
Стр.
1.1
Пояснительная записка программы:
3
1.2.
Направленность.
3
1.3.
Новизна, ,
3
1.4.
Актуальность
3
1.5.
Педагогическая целесообразность.
4
1.6.
Отличительная особенность
4
1.7.
Формы обучения
4
1.8.
Режим занятий
4
1.9.
Особенности организации образовательного процесса.
4
2.
Цель и задачи программы.
5
3.
Учебный план.
6
4.
Содержание программы.
7
5.
Планируемые результаты.
9
Раздел
2.
«Комплекс
организационно-педагогических
условий,
включающий формы аттестации».
10
2.1.
Календарный учебный график.
10
2.2
Раздел программы «Воспитание»
11
2.3.
Условия реализации программы
14
2.4.
Формы аттестации.
14
2.5.
Оценочные материалы.
14
2.6.
Методические материалы.
15
3.
Список литературы.
20
Приложения
22
3
РАЗДЕЛ 1
. Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Азбука Земли» является программой естественно-научной направленности»,
предназначена
для
детей
младшего
школьного
возраста
Программа
разработана в соответствии с требованиями нормативно правовых актов:
1.
Федеральный Закон
от 29.12.2012 №
273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 "Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утверждена распоряжением правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей».
5.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
в
Российской
Федерации
до
2030
года.
Распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р.
Данная программа модифицирована, разработана на основе авторской
программы
С.Е.
Довбня,
Л.Н.
Ердакова.
З.В.
Молодцова
«Программа
по
экологии начальной общеобразовательной школы».
1.2.Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
вокруг
нас»
является
программой
естественнонаучной
направленности,
ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста и направлена
на
формирование
у
учащихся
интереса
к
биологии,
развитие
любознательности, расширение знаний о растительном и животном мире.
1.3.Новизна
программы
заключается
в
том,
что
наряду
с
теоретическими знаниями обучающиеся
получают практические умения и
навыки,
которые
способствуют
формированию
экологического
мировоззрения, приобщению обучающихся к проблемам охраны природы,
формированию
знаний,
умений,
навыков,
способствующих
становлению
экологического сознания и культуры, а также формированию ответственности
за состояние окружающей среды.
1.4.Актуальность.
В
настоящее
время
возрастает
значимость
экологического
образования
и
воспитания.
Формирование
экологической
культуры является одной из главных компетенций современного российского
образования. Практические навыки и знания, полученные по программе, как
нельзя
лучше
отвечает
целям
экологического
образования
обучающихся,
возрождают
и
развивают
их
экологическую культуру.
Тесное
общение
с
4
природой, изучение процессов и явлений, происходящих в ней, практическая
деятельность формирует бережное и ответственное отношение к природе.
1.5.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в
процессе её реализации обучающиеся овладевают первичными знаниями в
области биологии, экологии и географии. Посредством изучения природы у
обучающихся
формируется
экологический
взгляд
на
мир,
целостное
представление о взаимодействии живой и неживой природы и человека, как
части
природы.
Это
способствует
выработке
у
обучающихся
навыков
экологического мышления и поведения, приёмов и навыков самостоятельной
познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для
более серьёзных исследований.
1.6.Отличительная особенность программы заключается в том, что при
изучении
многообразия окружающей природы посредством теоретических
занятий,
важное
место
отводится
и
экскурсиям,
это
дает
возможность
обучающимся
познакомиться
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии,
способствует
развитию
мировоззрения,
ценностным
ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей
среды.
В
рамках
программы
предполагается
знакомство
обучающихся
с
постановкой экспериментов и наблюдений, что позволяет направить их в
дальнейшем на работу в рамках проектной и исследовательской деятельности.
1.7.Адресат
программы.
Обучение
по
программе
осуществляется
с
детьми,
с
любым
видом
и
типом
психофизиологических особенностей, с
разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную
принадлежность, пол и национальность, возраст детей от 7 до10лет. В данном
возрасте у ребёнка проявляется интерес к знакомству с природой изучению ее
особенностей и закономерностей. В этом возрасте более тесное знакомство с
природой
стимулирует,
прежде
всего,
развитие
психических
процессов
непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.
Группы
формируются
из
обучающихся,
имеющих
устойчивый
интерес
к
познанию природы. Форма организации занятий
– групповая. Количество
учащихся в группе 15.человек.
1.8.Уровень, объем и сроки реализации программы.
Уровень программы – базовый.
Срок реализации – 36 недель, запланированное количество часов для
реализации программы – 144 часа.
Режим
работы:
2
раза
в
неделю
по
2
академических
часа.
Продолжительность академического часа 40 минут. Между занятиями 10
минутный перерыв.
Форма обучения: очная.
1.9.Особенности организации образовательного процесса.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса данной
программы является её практическая и исследовательская направленность,
самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного
времени
отводится
на
практические
и
самостоятельные
работы
с
целью
развития и закрепления навыков исследовательской работы.
5
Достаточно большое количество часов отводится на форму контроля.
Формы
контроля
нашей
программы
построены
в
виде
урока-зачёта,
творческие
конкурсы,
игр-конкурсов,
предлагающих
учащимся
различные
физические задачи; конференции, викторины, тестирование и защите учебных
проектов.
В начале года и во втором полугодии с
обучающимися проводятся
инструктажи по технике безопасности.
2.Цель программы
Цель
программы:
формирование
у
обучающихся
целостного
представления об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях
живой
и
неживой
природы,
законов,
действующих
в
системе
«человек-
общество-природа».
Задачи.
I. Образовательные (предметные) задачи:
- формирование первичных знаний обучающихся в области биологии,
географии и экологии;
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений,
единстве
неживой
и
живой
природы,
о
взаимодействии
и
взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование исследовательских навыков;
- знакомство
обучающихся
с
основными
источниками
загрязнения
окружающей
среды
и
возможными
способами
устранения
экологических
последствий.
II. Личностные задачи:
- развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
любознательности;
- формирование у обучающихся умений работать с информацией;
- воспитание у обучающихся способности к саморазвитию;
- формирование экологической культуры;
- воспитание коммуникативных навыков, умений адекватно вести себя в
стрессовой ситуации.
III. Метапредметные задачи:
- развитие мотивации личности обучающихся к обучению в области
биологии, географии и экологии;
- формирование
качеств,
необходимых
для
продуктивной
исследовательской
деятельности:
наблюдательность,
анализ
и
синтез
ситуаций, коммуникативные качества;
- развитие способности к саморазвитию;
- формирование умений публичных выступлений.
6
3. Учебный план
В
основу
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Азбука
Земли»
положен
развивающий
принцип
обучения.
Содержание
программы
соответствует
целям
и
задачам,
изложенным
в
пояснительной записке.
1. Содержание программы отражено в учебно-тематическом плане
(таблица 1).
Таблица 1. Учебно-тематический план
№
п/
п
Разделы и темы
Количество часов
Формы
аттестации\контр
оля
Всего
Теория Практика
1.
Вводное занятие.
4
2
2
Экскурсия.
Наблюдения за
природой
2.
Наблюдаем за природой
6
2
4
Тест
3.
Неживая природа
26
10
16
Экологическая
игра
4.
Земля живая планета
12
6
6
Викторина
5.
Разнообразие растений
40
14
26
Экологическая
игра
6.
Грибы
4
2
2
Зачет
7.
Бактерии и вирусы
4
2
2
Тест
8.
Разнообразие животных
20
8
12
Показ
работы,
конкурсы
9.
Охрана природы
26
8
16
Изготовление
буклета
Итоговое занятие
2
2
Аттестация
Итого
144
56
88
7
4 Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. – 2 ч.
Теория:
Предмет
и
задачи
курса
«Азбука
Земли».
Ознакомление
с
законом: «Об охране окружающей среды». Техника безопасности и правила
поведения во время занятий и на экскурсии.
Практика:
Экскурсия
в
природу
«Растения
вокруг
нас»
по
прилегающей территории школы.
Раздел 2. Наблюдаем за природой. - 6 ч.
Теория:
Знакомство
с
методами
изучения
природы,
с
правилами
заполнения дневника наблюдений. Знакомство с объектами живой и неживой
природы, определение роли
неживой природы в жизни всего живого на Земле.
Изучение
явлений
природы.
Знакомство
с
красотой
осенней
природы.
Изучение
зависимости
существования
растений
и
животных
от
условий
внешней среды обитания.
Практика:
Заполнение
дневника
наблюдений.
Осенняя
экскурсия.
Наблюдения за явлениями природы в осеннее время. Практическая работа -
Определение объектов живой и не живой природы.
Раздел 3. Неживая природа
Теория: Знакомство с атмосферой Земли, составом и свойством воздуха,
значением воздуха и его охраной. Изучение атмосферных осадков. Знакомство
с основными показателями погоды. Определение значения воды в природе для
человека и других живых существ. Знакомство с природными явлениями -
круговоротом
воды.
Формирование
у
обучающихся
ответственного
отношения к водным ресурсам и возможных подходов к экономии воды в
быту. Изучение значения, состава и свойств почвы. Знакомство с почвенным
покровом края, с составом почвы и почвообразующими факторами. Изучение
видов и характеристик почв Краснодарского края. Знакомство с обитателями
почвы.
Практика: Пр. р. «Составление графика температур и розы ветров»;
Измерение
температуры
воздуха,
направление
и
силу
ветра,
заполнение
дневника наблюдений. Определение и нанесение на карту океанов, морей;
Этапы круговорота воды; Вода растворитель; Выполнение игрового задания
«советы, как экономить воду в быту», где определяются планетарные запасы
объема
воды;
Выполнение
игрового
задания
«Хранителей
воды»,
где
обучающихся знакомятся с возможностями переработки отходов, обсуждают
экологические
поступки,
позволяющие
следовать
правилам
трёх
«П»
в
повседневной
жизни
(меньше
потреблять,
повторно
использовать,
перерабатывать), Описание почвенного профиля, Опыты с почвой (почва под
микроскопом). Выполнение поделок из природного материала. Экологическая
игра, выполнение игрового задания.
Раздел 4. Земля живая планета
8
Теория:
Знакомство
с
экологией
и
биологией
как
наукой
о
живой
природе, с природой как источником познания. Знакомство с простейшими
экологическими связями между живой и неживой природой, рассматривая
связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Изучение
простейшей цепи питания. Знакомство с организмами: кто где живет, кто как
передвигается, кто как растет, кто что ест.
Практика:
Заполнение
дневника
наблюдения,
рассматривая
экологические
связи
на
примере
растений
и
животных
прилегающей
территории школы. Экскурсия Определение экологических связей в живой
природе на примере хвойных растений («ель и все вокруг нее») обнаружение
«прямых связей» и «косвенных связей».
Раздел 5. Разнообразие растений
Теория:
Знакомство
с
многообразием
растительного
мира,
видами
растений,
растительностью
края.
Знакомство
с
определителем
растений.
Определение видов растений. Определение лиственных и хвойных деревьев
по
их
внешнему
виду.
Правила
поведение
в
лесу.
Знакомство
с
теплолюбивыми
и
холодостойкими растениями, первоцветами, адаптацией
первоцветов
к
экстремальным
природным
условиям.
Знакомство
с
лекарственными
растениями
их
охрана
и
рациональное
использование.
Изучение
реликтовых
растений.
Знакомство
с
ядовитыми
растениями.
Комнатные растения, уход и размножения. Планетарное значение растений.
Влиянием растений на формирование климата.
Практика: Пр. р. «Определение лиственных деревьев по их внешнему
виду на пришкольной территории и их описание», «Определение хвойных
деревьев на пришкольной территории по их внешнему виду и их описание».
Систематическая
проверка
знаний
блиц-опросом.
Наблюдение
за
фенологическими
изменениями
растений
на
пришкольной
территории.
Выполнение рисунков о лесе. Изготовление буклета о правилах поведения в
лесу.
Изготовление
аппликация
по
теме
«Первоцветы».
Создание
экологической
листовки
«Берегите
первоцветы!».
Проведение
игры
«Удивительный растительный мир».
Раздел 6. Грибы
Теория: Изучение особой группы живых существ грибов и лишайников.
Знакомство
с
разнообразием
шляпочных
грибов,
плесенью,
дрожжами,
паразитическими грибами и другими видами.
Практика:
Определение
и
соотношение
шляпочных
грибов
по
отношению к деревьям, с которыми они связаны.
Раздел 7. Бактерии и вирусы
Теория: Знакомство с бактериями их питанием, размножением. Вредные
и полезные бактерии. Значение бактерий для природы и человека. Знакомство
с размножением, питанием, дыханием вируса, с разнообразием форм вируса.
Практика: Выполнение заданий по карточкам «Определение бактерий
и вирусов»
Раздел 8. Разнообразие животных
9
Теория:
Знакомство
с
царством
Животные.
Знакомство
с
классом
млекопитающие
их
внешним
строением.
Изучение
внешнего
строения
и
особенностей
передвижения
многоклеточных
животных.
Изучение
представителей
кишечнополостных
и
моллюсков
на
примере
обитателей
Черного моря. Знакомство с классом Земноводные, представителями класса,
обитающими в нашем крае. Изучение обитателей водоемов, рыб. Знакомство с
многообразием
насекомых.
Изучение
особенностей
класса
Птицы,
их
внешнего вида. Биофизика животных. Понятие науки этологии.
Практика:
«Определение
животных
по
их
внешнему
виду
и
описанию». «Определение обитателей водоема». Проведение экологической
акции «Зелёный ветер». Наблюдение за домашними животными и описание
правил их содержания. Выбор информации по теме из научной литературы.
Проведение викторины «Узнай птицу».
Раздел 9. Охрана природы
Теория:
Знакомство
с
понятием
особо
охраняемые
природные
территории,
их
категориями
и
режимом
охраны.
Изучение
редких
и
находящихся на
грани исчезновения растений и
животных. Знакомство с
заповедниками
и
заказниками
на
примере
заповедников
и
заказников
Краснодарского края. Знакомство с памятниками природы края в игровой
форме.
Практика:
Проведение мозгового штурма «Заповедники, заказники,
зоопарки».
«Определение охраняемых растений». Изготовление поделки
«Лотос».
Проведение
игры
«По
страницам
Красной
книги».
Проведение
экскурсии в природу. Изготовление буклета о правилах поведения в природе.
Итоговое занятие
Практика: закрепление знаний викторина «Заповедный край».
5. Планируемые результаты
В
рамках
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Азбука Земли» в качестве основных планируемых результатов
возможен, но не ограничивается следующим, список формирующихся умений
и навыков:
I. Образовательные (предметные) результаты:
- умение применять полученные знания в области биологии, географии и
экологии;
- иметь представление о
закономерностях и
взаимосвязях природных
явлений,
единстве
неживой
и
живой
природы,
о
взаимодействии
и
взаимозависимости природы, общества и человека;
- иметь навыки в исследовательской работе;
- знать
основные
источниками
загрязнения
окружающей
среды
и
возможные способы устранения экологических последствий.
II. Личностные результаты:
10
- иметь
навыки
познавательной
активности,
сравнивать
и
делать
выводы;
- уметь работать с информацией;
-
уметь
работать
с
дополнительным
материалом,
повышая
свое
самообразование и саморазвитие;
уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения;
- бережно и ответственно относиться к природе.
III. Метапредметные результаты:
- уметь
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- уметь
логично,
доступно,
выразительно
излагать
свои
мысли,
достигать своей цели в исследовательской деятельности;
- уметь
оценивать
правильность
выполнения
поставленной
задачи
и
иметь собственное представление о возможности её решения;
- уметь публично высказывать свое мнение.
РАЗДЕЛ 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1. Календарно-учебный график
Календарно-учебный
график
представлен
в
виде
календарно-
тематического планирования в приложении 1.
11
2.2 Раздел программы «Воспитание»
Экологическое воспитание способствует формированию у детей умение
понимать
и
себя,
и
все,
что
происходит
вокруг
Под
экологическим
воспитанием
детей
принято
понимать
прежде
всего,
воспитание
человечности, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые
живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для
полноценной жизни.. Ребенок узнает о неразрывной связи живого организма
с внешней средой, о приспособленности к определенным элементам среды
обитания.
Через
познание
живого
происходит
одухотворение
бытия,
эстетическое
восприятие
природы,
формируется
этика
взаимодействия
человека с миром. Часто из-за отсутствия элементарных знаний о природе
дети не могут выбрать правильную линию поведения.
Главный
путь
повышения
эффективности
экологического
развития
состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы.
В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы
обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин,
демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные
методы позволяют сформировать яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование.
Использование этих методов позволяет педагогу уточнять представления
детей, углублять их путем установления связей и отношений между
отдельными предметами и явлениями природы,.
Словесные методы – помогают формировать у детей эмоционально-
положительное отношение к природе .
.Основные формы организации работы с детьми по экологическому
воспитанию:
Организованная образовательная деятельность (занятия). Занятия
позволяют
педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с
учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Экскурсии – это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество
экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить
детей с объектами и явлениями природы.
Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл
праздников и досугов
заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный
отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий
используется материал, который детям хорошо знаком.
Экологические акции – это значимые мероприятия, направленные на
сохранение
12
окружающей среды. В ходе их проведения обучающихся получают
природоведческие знания, у них формируются навыки экологической
культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической
пропагандой и среди родителей, которые становятся активными
помощниками. Природоохранные акции могут быть приурочены к датам,
событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.
Труд детей в природе. Трудясь в природе, дети знакомятся со
свойствами
качествами, состояниями объектов природы. В процессе труда воспитываются
любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей
развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное
отношение к ней, самостоятельность и отзывчивость.
Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического
воспитания.
Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную
окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей
используются различные формы:
оформление наглядной информации экологической направленности для
родителей;
родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы,
консультации;
совместные досуги, праздники, викторины и т.д.
участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-
передвижек.
анкетирование, проведение опросов.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической
культуры – это длительный процесс. А самое главное в экологическом
воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать,
пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять
природу.
13
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название
события,
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Практический
результат
и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события
1
Экскурсия по ЭБЦ
16-20.09.
2024
Экскурсия
на
уровне группы
Фотоотчет об экскурсии.
Заметка на сайте Центра
2
Краевой
конкурс
«ЭКО семья»
07.10-
20.11.24
Участие
в
конкурсе
на
уровне Центра
Дипломы
победителям
и
призерам,
сертификат
участникам
3
Праздник
«Эко
двор»
октябрь
Праздник
на
уровне Центра
Фотоотчет о празднике.
Заметка на сайте Центра
4
Всероссийский
урок Черного моря
31.10.2024
Викторина
«Подарок
Черному
морю»
на
уровне
группы
Фотоотчет
о
проведении
урока
Заметка на сайте Центра.
5
Всероссийский
экологический
диктант
ноябрь
Участие
в
диктанте
на
уровне Центра
Дипломы
победителям
и
призерам,
сертификат
участникам
6
Региональный
этап
III
Всероссийской
олимпиады
по
естественнонаучной
грамотности
ноябрь
Участие
в
олимпиаде
на
уровне Центра
Дипломы
победителям
и
призерам,
сертификат
участникам
7
Новогодняя Ёлка
декабрь
Праздник
на
уровне Центра
Фото-
и
видеоматериалы
с
выступлением детей
8
Проводы
зимы
«Масленица»
март
Праздник
на
уровне Центра
Фотоотчет о празднике.
Заметка на сайте Центра
9
Всероссийская
акция
«Сад
Памяти»
Март-май
Участие в акции
на
уровне
Центра
Фотоотчет об акции.
Заметка на сайте Центра.
10
Всероссийская
акция «День птиц»
15.04.2025
Участие в акции
на
уровне
Центра
Фотоотчет об акции.
Заметка на сайте Центра.
11
Всероссийская
акция «День Земли»
22.04.2025
Участие в акции
на
уровне
Центра
Фотоотчет об акции.
Заметка на сайте Центра.
12
Умей
дружить
экологическая
игра
«День Земли»
22- 30.04.
2025
Выполнение
игровых заданий
на
уровне
группы
Заметка на сайте Центра.
Сдача макулатуры.
13
Всероссийский
Урок Победы
05-07.05.
2025
Участие в уроке
на
уровне
Центра
Возложение
цветов
к
мемориалу погибших в ВОВ
14
Всероссийский
урок Арктики
21.05.2025
Участие в уроке
на
уровне
Центра
Фотоотчет об уроке
Заметка на сайте Центра.
14
2.3.Условия реализации программы
1.
учебная аудитория, оборудованная необходимыми физическими
приборами для проведения учебных, лабораторных занятий (парты, стулья,
шкафы, физическое оборудование, электрооборудование);
2.
мультимедийное
оборудование
(для
показа
фильмов
и
мультимедийных лекций);
3.
компьютер;
4.
цифровой фотоаппарат;
5.
мультимедийные презентации;
6.
видеоматериалы;
7.
доска школьная маркерная;
8.
канцелярские
принадлежности:
(линейки,
ручки,
карандаши,
маркеры, штангенциркуль);
9.
дидактические средства:
- специальную литературу (книги и журналы о природе);
- иллюстрации, фотографии, рисунки;
- фотоматериалы (слайд-фильмы, фотографии и другое);
- иллюстративный
материал
(таблицы,
фотоматериалы,
рисунки,
наборы открыток, картинок, биологические игры);
- кинофильмы.
2.4. Формы аттестации
Проводятся
текущий,
промежуточный
и
итоговый
контроль
по
дополнительной общеразвивающей программе.
Текущий
контроль
проводится
на
каждом
занятии.
Используется:
метод
наблюдения, оценка достижений, викторины, контроль, творческие задания,
контрольные и проверочные работы.
Промежуточный контроль проводится в конце изучения каждой темы -
игры, викторины, турниры, итоговые занятия, участие в конкурсах на уровне
учреждения дополнительного образования.
Итоговая
аттестация:
проводится
по
результатам
обучения
по
программе. Используется: диагностика, итоговую аттестацию обучающихся,
которая проходит путем итогового тестирования.
2.5. Оценочные материалы
Для
диагностики
результативности
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Азбука
Земли»
используются методики по темам: экология, ботаника, зоология (приложение
2).
15
2.6. Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Азбука Земли» представляет собой специально организованную деятельность
педагога
и
обучающихся,
направленную
на
решение
задач
обучения,
воспитания,
развития
личности.
Индивидуализация
обучения
в
системе
дополнительного
образования
детей
осуществляется
со
стороны
самого
ребенка,
который
сам
осуществляет
выбор
интересного
для
себя
вида
деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как
носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
Образовательный процесс отвечает следующим требованиям:
- имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие у детей природных
задатков и интересов;
- разнообразный как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и
практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
- включает в себя педагогический мониторинг в ходе реализации программы;
- базируется на развивающих методах обучения детей;
-
используется
диагностика
интересов
и
мотивации
детей
с
тем,
чтобы
обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления,
которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами
найти для себя занятие по душе;
- основывается на социальном заказе общества.
Образовательный
процесс
осуществляется
через
учебное
занятие
(теорию или практику).
На
занятиях используются
следующие
методы обучения:
словесно-
наглядный,
вербальный,
дедуктивный,
поисковый,
кейс
-
метод,
самостоятельная работа, исследовательский, игровой.
Применяемые методы воспитания:
методы
формирования
сознания
(методы
убеждения)
–
объяснение,
рассказ, беседа, диспут, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения –
приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение,
воспитывающие ситуации;
методы
стимулирования
поведения
и
деятельности
–
поощрение
(выражение
положительной
оценки,
признание
качеств
и
поступков)
и
наказание
(осуждение
действий
и
поступков,
противоречащих
нормам
поведения).
В
процессе
обучения
обучающиеся
познают
закономерности
окружающего
мира,
наблюдая
за
естественными
процессами
природы,
проводят свои маленькие исследования в протекании естественных законов
природы и жизни. Выполняя практические задания, обучающиеся вникают в
естественные
законы
природы,
учатся
видеть
прекрасное
и
бережно
относиться к природе.
Описание педагогических технологий, применяемых при реализации
программы: технология индивидуализации обучения, технология группового
16
обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской
деятельности,
технология
проектной
деятельности,
технология
игровой
деятельности,
коммуникативная
технология
обучения,
технология
коллективной творческой деятельности.
Для
реализации
педагогических
технологий
проводится
работа
с
учебной и научной литературой, использование компьютерной техники и сети
Интернет. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с
объектами живой и неживой природы и микроскопами. Обучаемые получают
элементарные
навыки
работы
с
природными
объектами,
знакомятся
с
основными
приемами
наблюдения
за
природой,
учатся
работать
с
лабораторным
оборудованием.
К
концу
обучения
обучающиеся
могут
самостоятельно провести наблюдение за живыми и не живыми объектами,
составить отчет о наблюдении. На этом этапе у обучающихся формируется
желание вести исследования.
Формы организации учебного занятия.
В
течение
всех
занятий дети
ведут
тетрадь,
в
которой записывают
основные
понятия
и
выполняют
письменные
тренировочные упражнения.
Кроме того, каждое занятие включает в себя как минимум одно задание,
предполагающее
погружение
в
учебную
проблему,
ее
обсуждение
и
выработку
решения.
Многие
занятия
проводятся
в
форме
экскурсий,
на
которых обучающиеся ведут наблюдения за объектами природы. В конце
каждого
занятия
обсуждается,
как
и
в
какой
форме
можно
применить
полученные
знания.
Таким
образом,
в
курсе
сочетаются
элементы
традиционного обучения
и
методы
активного
психологического обучения
(игра, дискуссия по принятию решения, практическая работа и т.д.)
Методами контроля являются:
- устный контроль – применяется при индивидуальном и фронтальном
опросе учащихся с целью повторения и закрепления учебного материала;
-
практический
контроль
применяется
для
выявления
сформировавшихся тех или иных умений и навыков практической работы
обучающихся, проводится на каждом занятии;
-
письменный
контроль
осуществляется
в
форме
карточек-заданий
тестов-заданий,
учебных
или
творческих
заданий
по
различным
видам
деятельности;
-
взаимоконтроль
осуществляется
при
оценке
качества
работ
обучающихся друг у друга;
Средствами
контроля
результатов
освоения
программы
являются
статистические
таблицы
достижений
учащихся,
кроссворды,
тесты,
викторины.
Методика контроля знаний обучающихся приведена в приложении 2.
17
Алгоритм подготовки учебного занятия
1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на
следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из
его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В
зависимости
от
результатов,
что
необходимо
изменить
в
последующих
учебных
занятиях,
какие
новые
элементы
внести,
от
чего
отказаться?
-
Все
ли
потенциальные
возможности
занятия
и
его
темы
были
использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап Моделирующий.
По
результатам
анализа
предыдущего
занятия
строится
модель
будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике
процесса обучения здесь можно опираться на виды и разновидности занятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
-
Определение
темы
и
ее
потенциала,
как
обучающего,
так
и
воспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
-
Продумывание
содержательных
этапов
и
логики
занятия,
отбор
способов работы, как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми
материала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия.
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного
материала (содержания занятия).
-
Обеспечение
учебной
деятельности
обучающихся:
подбор,
изготовление
дидактического,
наглядного,
раздаточного
материала;
подготовка заданий.
-
Материально-техническое
обеспечение:
подготовка
кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.
Алгоритм учебного занятия
Блоки
Этап
учебного
занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Подготов
ительный
Организацион
ный
Подготовка
детей
к
работе на занятии
Организация
начала
занятия,
создание
психологического
настроя на учебную деятельность
и активизация внимания
Проверочный
Установление
правильности
и
Проверка
домашнего
задания
(творческого,
практического),
18
осознанности
выполнения
домашнего
задания
(если
таковое
было),
выявление
пробелов и их коррекция
проверка
усвоения
знаний
предыдущего занятия
Основной
Подготовител
ьный
(подготовка
к
новому
содержанию)
Обеспечение
мотивации
и принятие детьми цели
учебно-познавательной
деятельности
Сообщение темы, цели учебного
занятия
и
мотивация
учебной
деятельности
детей
(например,
эвристический
вопрос,
познавательная
задача,
проблемное задание детям)
Усвоение
новых знаний
и
способов
действий
Обеспечение
восприятия,
осмысления
и
первичного
запоминания
связей
и
отношений
в
объекте
изучения
Использование
заданий
и
вопросов, которые активизируют
познавательную
деятельность
детей
Первичная
проверка
понимания
изученного
Установление
правильности
и
осознанности
усвоения
нового
учебного
материала,
выявление
ошибочных или спорных
представлений
и
их
коррекция
Применение
пробных
практических
заданий,
которые
сочетаются
с
объяснением
соответствующих
правил или обоснованием
Закрепление
новых знаний,
способов
действий и их
применение
Обеспечение
усвоения
новых знаний, способов
действий
и
их
применения
Применение
тренировочных
упражнений,
заданий,
которые
выполняются
самостоятельно детьми
Обобщение
и
систематизац
ия знаний
Формирование
целостного
представления знаний по
теме
Использование
бесед
и
практических заданий
Контрольный
Выявление
качества
и
уровня
овладения
знаниями,
самоконтроль
и
коррекция
знаний
и
способов действий
Использование
устного
(письменного)
опроса,
а
также
заданий
различного
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого,
поисково-
исследовательского)
Итоговый
Итоговый
Анализ
и
оценка
успешности
достижения
цели,
определение
перспективы
последующей работы
Педагог
совместно
детьми подводит итог занятия
Рефлексивны
й
Мобилизация
детей
на
самооценку
Самооценка
детьми
своей
работоспособности,
психологического
состояния,
причин
некачественной
работы,
результативности работы
Информацион
ный
Обеспечение
понимания
цели,
содержания
Информация
о
содержании
и
конечном
результате
домашнего
19
домашнего
задания,
логики
дальнейшего
занятия
задания,
инструктаж
по
выполнению,
определение
места
и роли данного задания в системе
последующих занятий
20
3.Список литературы
1. Литература для педагогов
Государственный
доклад
"О
состоянии
окружающей
природной
среды
Российской Федерации в 2014 г." - М.: Центр международных проектов,
2014г - 508 с.
1.
Дежникова
Н.С.,
Иванова
Л.
Ю.,
Клемяшова
Е,
М.,
Снитко
И.В.,
Цветкова
И.
В.
Воспитание
экологической
культуры
у
детей
и
подростков. М.; Педагогическое общество России, 2011 г.
2.
Дмитриева Н. Я., А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир» , 2012 г
3.
Закон
Краснодарского
края
от
29.03.05
«Об
особо
охраняемых
природных территориях Краснодарского края»
4.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной
школе: Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГА, 2013г.
5.
Ковда В.А. Почвенный покров, его улучшение, использование и охрана.
- М., 2013г - 180 с.
6.
Ковинько А. Секреты природы – это так интересно!.. М.; Линка-Пресс,
2014
Григорьев
А.
Города
и
окружающая
среда
–
космические
исследования. - М.: Мысль, 2010г.
7.
Молдова
Л.П.
Игровые
экологические
занятия
с
детьми:
Учебно
–
методическое пособие.-М.: ЦГЛ, 2013г -38с.
8.
Ридигер
О.Н.
Экологическое
воспитание
в
семье
и
школе.
Экологическая
культура
личности:
воспитание
детей
и
молодежи:
Материалы
международных
научно-педагогических
чтений,
посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика
Б.Т. Лихачева /Под ред. Е.М.Клемяшовой и др.- М. Институт семьи и
воспитания РАО, 2010 г. 190с.
9.
Рудский В. Г. Экология. Природные комплексы. Учебное пособие для
учащихся 3 класса. Томск, 2010г.
10.
Шинкаренко И. В. Исчезающий мир. Рассказы о редких и исчезающих
животных и растениях. Челябинск: Аркаим, 2014 г.
2. Литература для обучающихся
1. Алексеев И. Экология. Санкт - Петербург 2011 г.
2. Былова А. М., Экология растений. Москва изд. Вентана-Граф 2011 г.
3. Гальперштейн Л.Я., Я открываю мир растения. М: «Росмэн»,2012г
4. Горелов А. А., Человек - гармония - природа 2010 г.
5. Одум Ю. Экологический мир 2010 г Реймерс Н.Ф.
Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль, 2010г- 637
с.
6. Толковый словарь по охране природы. /Под ред. В.В. Снакина. - М.:
Экология, 2013 г - 191 с.
21
.
7. Поляков В.А.,«Экологическая взаимообусловленность мира»2011г.
8. Скородумов Н.М Личный пример мастера 2005.
9. Столяров Ю. С., Комский Д. М. Мои открытия . – М.: Просвещение
10.Тамбиев А.Х., Экологическая азбука для детей. Животные 2013г.
11. Усачев А. А., А.Н. Березин Основы безопасной
жизнедеятельности.2010г
12. Экология животных. В. Г. Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2011
г.
Календарный-учебный график
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения
занятия
Форма
занятия
Место
проведения
План.
Фак
т.
1.
Введение
4
1
Вводное занятие. Предмет и задачи
курса «Мир вокруг нас». Техника
безопасности и правила поведения во
время занятий
2
Дискуссия
Учебный кабинет
2
«Растения вокруг нас»
2
Экскурсия
Прилегающая
территория
школы
2.
Наблюдаем за природой
6
3
Методы изучения природы. Дневник
наблюдений и работа с ним.
2
Беседа,
практическая
работа
Учебный кабинет
4
Живая и неживая природа. Роль
неживой природы в жизни всего живого
на Земле. Пр. р. Определение объектов
живой и не живой природы.
2
Экскурсия,
практическая
работа
Уч. кабинет,
прилегающая
территория
школы
5
Явления природы. Наблюдения за
явлениями природы осенью. Экскурсия.
2
Беседа,
экскурсия
Уч. кабинет,прил.
террит. школы
3.
Неживая природа
26
6
Воздух. Воздушная оболочка Земли.
Пр. р. «Составление графика
температур и розы ветров»
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
7
Чистота окружающего воздуха – залог
здоровья.
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
23
8
Роль ветра в жизни растений и
животных.
2
Дискуссия
Учебный кабинет
9
Вода и жизнь
Пр. р. Определение и
нанесение на к/к океанов и морей
2
Беседа,
практическая
работа
Учебный кабинет
10
Вода в нашей жизни. Круговорот воды
в природе.
Пр. р. Этапы круговорота
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
11
Свойства воды
Пр. р. Вода растворитель
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
12
Значение воды. Хранители воды
2
Эколог. игра
Учебный кабинет
13
Приспособление растений и животных
к жизни в условиях недостатка влаги.
2
Дискуссия
Учебный кабинет
14
Значение и состав почвы.
Пр. р. Описание почвенного профиля
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
15
Свойства, структура, механический
состав почвы.
Пр. р. Определение состава глины в
почве мокрым методом.
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
16
Обитатели почвы.
2
Дискуссия
Учебный кабинет
17
Поделки из природного материала
2
Творческая
работа
Учебный кабинет
18
Экологическая игра «Солнце, воздух и
вода – наши лучшее друзья»
2
Экологическа
я игра
Учебный кабинет
4.
Земля живая планета
12
19
Понятие об экологии. Что изучает
экология.
2
Беседа
Учебный кабинет
20
Биология - наука об организмах
2
Беседа
Учебный кабинет
24
21
Окружающая среда. Связь организма с
окружающей средой.
2
Дискуссия
Учебный кабинет
22
Кто что ест и кто как растет
2
Беседа
Учебный кабинет
23
Экологические связи в живой природе
на примере елового леса («ель и все
вокруг нее») Понятия «прямые связи»,
«косвенные связи».
2
Экскурсия
Пр. работа
Учебный кабинет
24
Связи в природе, цепи питания.
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
5.
Разнообразие растений
40
25
Многообразие растительного мира
2
Дискуссия
Учебный кабинет
26
Определение растительного мира
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
27
Водоросли, мхи, папоротники, хвойные
и цветковые
2
Беседа
Учебный кабинет
28
Деревья. Виды деревьев
2
Дискуссия
Учебный кабинет
29
Лиственные деревья.
2
Беседа
Учебный кабинет
30
Пр. р. «Определение лиственных
деревьев по их внешнему виду на
пришкольной территории и их
описание
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
31
Хвойные деревья.
2
Беседа
Учебный кабинет
32
Пр. р. «Определение хвойных деревьев
на пришкольной территории по их
внешнему виду и их описание»
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
33
Художественная мастерская, рисунки
«Лес»
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
34
Правила поведение в лесу
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
35
Травы, кустарники
2
Беседа
Учебный кабинет
25
36
Первоцветы
2
Беседа
Учебный кабинет
37
«Первоцветы»
2
Творческая
работа
Учебный кабинет
38
«Берегите первоцветы!»
2
Творческая
работа
Учебный кабинет
39
Лекарственные растения
2
Беседа
Учебный кабинет
40
Охрана и рациональное использование
лекарственных растений
2
Дискуссия
Учебный кабинет
41
Ядовитые и реликтовые растения
2
Беседа
Учебный кабинет
42
Теплолюбивые и холодостойкие
растения
2
Дискуссия
Учебный кабинет
43
Комнатные растения, уход и
размножения
2
Беседа
Учебный кабинет
44
«Удивительный растительный мир»
2
Экологическа
я игра
Учебный кабинет
6.
Грибы
4
45
Грибы и лишайники как особые группы
живых существ.
2
Рассказ
презентация
Учебный кабинет
46
Разнообразие грибов и лишайников.
Пр. р. Определение и соотношение
шляпочных грибов по отношению к
деревьям, с которыми они связаны.
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
7.
Бактерии и вирусы
4
47
Как живут бактерии
Беседа
Учебный кабинет
48
Кто такие вирусы.
Беседа,
пр. занятие
Учебный кабинет
8.
Разнообразие животных
20
49
Разнообразие животного мира
2
Дискуссия
Учебный кабинет
50
Млекопитающие, дикие животные
2
Дискуссия
Учебный кабинет
26
51
«Как прекрасен этот мир»
2
Экологическа
я игра
Учебный кабинет
52
Ракообразные, моллюски, черви
2
Беседа
Учебный кабинет
53
Пр. р. Определение животных по их
внешнему виду и описанию
2
Беседа,
пр. работа
Учебный кабинет
54
Животные водоемов. Рыбы. Пр. р
«Определение обитателей водоема»
Беседа,
пр. работа
Учебный кабинет
55
Насекомые
Дискуссия
Учебный кабинет
56
Птицы леса
2
Беседа
Учебный кабинет
57
«Зелёный ветер»
2
Акция
Пришкольная
территория
58
«Узнай птицу»
2
Викторина
Учебный кабинет
9.
Охрана природы
26
59
Красная книга. Устройство и
содержание. Причины создания
2
Беседа
Учебный кабинет
60
Понятие особо охраняемые природные
территории, их категории.
2
Беседа
Учебный кабинет
61
Заповедники
2
Беседа
Учебный кабинет
62
Заказники
2
Беседа
Учебный кабинет
63
«Заповедники, заказники»
2
Мозговой
штурм
Учебный кабинет
64
Памятники природы Краснодарского
края
2
Игра
путешествие
Учебный кабинет
65
Охраняемые растения Краснодарского
края.
2
Рассказ
Учебный кабинет
66
Пр. р. «Определение охраняемых
растений»
2
Практическая
работа
Учебный кабинет
67
Художественная мастерская «Лотос»
2
Творческое
Учебный класс
27
занятие
68
Охраняемые животные Краснодарского
края
2
Беседа
Учебный кабинет
69
«По страницам Красной книги»
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
70
Экскурсия
2
Экскурсия
Парк
71
Правила поведения в природе.
«Ваше отношение к природе»
2
Практическое
занятие
Учебный кабинет
72
Итоговое занятие
2
Викторина
Учебный кабинет
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методики выявления уровня компетентности обучающихся
Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука Земли».
Цель:
определить
уровень
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы обучающимися.
Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая апрель.
Параметры диагностирования:
I. Ключевые компетенции по трем направлениям;
II. Метапредметные компетенции по 6 направлениям;
III. Предметные компетенции.
Шкала
оценки
(уровень):
В
–
высокий
(проявляется
полностью);
В/с
–
выше
среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из
перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или
совсем не проявляется).
I. Методика оценки ключевых компетенций
№
Компетенции
Показатели уровня
сформированности
1.1
Компетенции самопроявления
1.Проявляет способность к саморазвитию.
2.Управляет своим эмоциональным состоянием.
3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться.
4.Стремится к конечному результату.
5.Проявляет силу воли.
6.Проявляет уверенность в своих силах.
7.Самодостаточен.
8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания
9.Способен к самоконтролю и рефлексии.
10.Знает свои сильные и слабые стороны
9-10 показателей
высокий уровень;
6-8-выше среднего;
5 -средний;
1-4 –ниже среднего
1.2
Информационная компетенция
1. Способен работать с разнообразной информацией.
2. Умеет использовать ИКТ-технологии.
3. Умеет пользоваться собранной информацией:
анализировать, обобщать, делать выводы.
3- высокий уровень;
2-выше среднего;
1 -средний;
0–ниже среднего
1.3
Коммуникативная компетенция
1. Способен высказывать свое мнение.
2. Умеет публично выступать.
3. Понимает, как вести себя с взрослыми и ровесниками.
4. Комфортно чувствует себя в коллективе сверстников.
5. Эмоционально привязан к родителям и взрослым.
6. Понимает, что нельзя высмеивать, обижать, дразнить
7. Способен работать в группе.
8. Понимает ценность своей активности.
9. Осознает ценность языкового и речевого развития.
10. Способен побуждать других людей работать сообща
ради достижения поставленной цели.
11. Способен проявлять эмпатию, чувствительность к
эмоциональному состоянию собеседников.
12. Проявляет гибкость, способность адекватно менять
свое поведение в зависимости от ситуации.
10-12 показателей
высокий уровень;
7-9-выше среднего;
5-6 -средний;
1-4 –ниже среднего
Средства контроля: опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича
«Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы
(Л.Н. Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение,
тестирование, контрольное задание, самооценка.
29
II. Методика оценки метапредметных компетенций
№
Компетенции. Параметры диагностирования.
Показатели уровня
сформированности
2.1
Социальные
1. Проявляет организаторские способности.
2. Способен адекватно вести себя в различных
социальных ситуациях.
3. Положительно относится к сохранению традиций.
4. Активно участвует в акциях.
5. Способен к состраданию.
6. Умеет договариваться в конфликтной ситуации.
7. Соблюдает правила, общественные требования.
8. Проявляет толерантность, тактичность.
9.Осознаѐт свой гражданский долг.
8-9- высокий
уровень;
6-7-выше среднего;
5 -средний;
1-4–ниже среднего
2.2
Исследовательские
1. Умеет организовать и оформить исследовательскую
работу.
2. Способен к восприятию новых знаний.
3. Умеет выделять главное в проектной деятельности.
4. Способен выстраивать логическую цепочку.
5. Умеет ставить и решать познавательные задачи.
6. Способен к нестандартным решениям.
7. Способен разрешать проблемные ситуации,
8. Готов использовать новые идеи и инновации для
достижения цели,
9. Умеет проводить целенаправленные наблюдения,
замечать и описывать различия и сходства.
8-9- высокий
уровень;
6-7-выше среднего;
5 -средний;
1-4–ниже среднего
2.3
Экологические
1. Понимает ценность природы.
2. Стремится к улучшению экологической обстановки.
3. Активно участвует в экологических акциях.
4. Понимает взаимосвязь человека и природы.
5. Понимает значимость экологических знаний.
6. Прогнозирует свои действия и применяет
экологические знания в практической деятельности.
7. Умеет предотвращать и сводить к минимуму
деятельность, причиняющую вред окружающей среде.
6-7 показателей
высокий уровень;
4-5 выше среднего;
3 -средний;
1-2 –ниже среднего
2.4
Технологические
1. Способен выполнять действия по образцу, алгоритму
2. Способен организовать рабочее место,
3. Способен ориентироваться в разных видах
деятельности, средствах и способах деятельности.
4. Осознает определенные требования к продукту своей
деятельности,
5. Анализирует достоинства и недостатки собственного
продукта.
5- высокий уровень;
4-выше среднего;
3 -средний;
1-2 –ниже среднего
2.5
Здоровьесберегающие
1. Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни,
5- высокий уровень;
4-выше среднего;
30
2. Осознает ценность жизни и своего здоровья,
опасности курения, алкоголизма, наркомании;
3. Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода;
4. Осознает необходимость соблюдения техники
безопасности,
5. Понимает, как действовать во время пожара, на
дороге, в чрезвычайных ситуациях.
3 -средний;
1-2 –ниже среднего
2.6
2.6 Художественно-эстетические
1. Понимает ценность культуры, в том числе культуры
разных народов,
2. Умеет творчески оценивать продукт деятельности с
позиции эстетики, технологии, качества,
3. Понимает ценность классических произведений,
искусства,
4. Проявляет творчество в своей деятельности,
5. стремится выразить себя с помощью различных
средств.
6. Способен быть оригинальным,
6 показателей -
высокий уровень;
4-5 выше среднего;
3 -средний;
1-2 –ниже среднего
Средства контроля: Наблюдение, тестирование, мониторинг участия в мероприятий
отдела (акции, рейды, познавательные программы), Центра (выставки, конкурсы, слеты)
III. Методика оценки предметных компетенций
Предметный компонент
Показатели уровня
сформированности
1.Знает основные законы экологии, типы экосистем;
2.Знаето взаимодействии живой и неживой природы;
3.
Имеет
представление
о
жизни
животных
в
естественных
условиях, а также животных, вошедших в красную книгу;
4.Знает животных контактного зоопарка;
5.Знает разнообразие птиц
6. Имеет представление о растительном мире, о роли растений в
жизни людей, разнообразии растений, о растениях, занесенных в
красную книгу;
7.Знает
растения,
произрастающие
в
дендрарии
и
тропические
растения теплицы;
7.Знает правила поведения в природе;
8.
Знает
о
существующих
в
природе
взаимосвязях
растений,
животных и человека;
9. Знает возможные причины и следствия вмешательства человека
в природу;
10. Умеет вести дневники наблюдения;
11.Умеет составлять простейшие цепи питания;
12. Умеет выполнить мини-исследование
8- высокий уровень;
6-7-выше среднего;
5 -средний;
1-4–ниже среднего
Средства контроля: занятия-конкурсы на повторение теоретических знаний и
практических умений; занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных
разделов программы); самопрезентация (представление проделанной работы на занятии);
участие в акциях, конкурсах различного уровня.
Тест «Ваше отношение к природе» (В.А. Ясвин)
31
Приложение 3
Проверочная работа
«Живая и неживая природа»
1. Что такое природа?
1)
всё, что окружает человека
2)
всё, что создал человек
3)
всё, что окружает человека и не создано им
2. Дерево, дом, люди-это...
А) живая природа
Б) окружающий мир
В) неживая природа
3. Машина, стол, посуда-это...
А) живая природа
Б) сделано руками человека
В) неживая природа
4. Какая бывает природа?
А) живая и мёртвая
Б) живая и неживая
В) живая и сделанная человеком
5. Что относится к неживой природе?
1)
куст
2)
мухомор
3)
ручей
4) самолёт
6. Что относится к живой природе?
1) вулкан
2) дуб
3) звонок
4) звезда
7. Что не относится к природе?
1)
гвоздь
2)
Луна
3)
камень
4) воздух
8. Без чего животные на Земле смогут обойтись
?
1) без солнечного света 3) без воздуха
2) без воды 4) без зоопарка
9. Подчеркни признаки живой природы.
Питается, дышит, цветёт, размножается, учится, рождается, думает, растёт, двигается.
10. Подчеркни то, что относится к живой природе.
Снежинка, роса, червь, река, осина, ромашка, пчела, уж, горы, земля, рыба, попугай,
туча, человек.
32
Приложение 4
Проверочная работа.
«Разнообразие растений»
1.Какая наука изучает жизнь растений?
А) экология б) ботаника в) химия
2 . К какой группе растений относится яблоня?
А) цветковые растения б) хвойные растения в) папоротники
3. Какие растения являются жителями воды?
А) мхи б) водоросли в) папоротники
4. Что несёт энергию, необходимую для развития растения?
А) вода б) солнечный свет в) почва
5. Что растения выделяют при дыхании?
А) кислород б) углекислый газ в) азот
6. О какой группе растений идёт речь?
Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья.
Кроме листьев, есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
_________________________________________________
7. Определи к какой группе относится растение.
Одуванчик - _______________________________
Сосна -___________________________________
Морская капуста- ___________________________
8. Дополни предложение.
При питании растение поглощает _____________________________,
а выделяет ______________________________________.
9. Какие вещества образуются при питании растения в его зелёной «кухне»?
___________________________________________________________
10. Какую роль играют растения в жизни человека?
_____________________________________________________________________________
33
Приложение 5
Проверочная работа
«Разнообразие животных»
1.У насекомых …
А) 4 лапки б) 6 лапок в) 8 лапок
2.Соедини название группы животных с их внешними признаками.
Группа животных
Внешний признак
А) Тело покрыто шерстью
1. Насекомые
Б) Тело покрыто чешуёй
2.Птицы
В) Тело покрыто перьями
3.Пресмыкающиеся
Г) Тело покрыто кожей с сухими чешуйками
4.Звери
Д) Тело состоит из трёх частей: голова, грудка, брюшко
5. Рыбы
3. Как называют животных, которых люди разводят и используют в хозяйстве?
А) комнатные Б) домашние В) культурные
4. Как называется наука о животных?
А) ботаника; Б) зоология; В) астрономия.
5. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
Это морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы __________________
Животные, у которых восемь ног ( 4 пары) – это ___________________________________
6. Запиши 3 представителей группы «Земноводные».
_____________________________________________________________________________
7. Какое животное относится к растительноядным?
1) кабан 2) ящерица 3) сова 4) сокол
8. Какое животное относится к насекомоядным?
1) крот 2) мышь 3) ястреб 4) рысь
9. Какое животное пропущено в цепи питания ?
Дуб -…………….. - сова
1) заяц 2) мышь 3) белка 4) сойка
10. Какое звено в цепи питания является первым?
1) растительноядное животное 2) насекомоядное животное
3) хищное животное 4) растения
34
Приложение 6.
Проверочная работа
«Грибы, бактерии»
1. Грибы относятся к царству
а) растений
б) животных
в) грибов
2. Какая часть гриба является подземной?
а) шляпка
б) ножка
в) грибница
3. Назови несъедобный гриб?
а) белый гриб
б) желчный гриб
в) шампиньон
4. Где можно собирать грибы?
а) в лесу
б) в городских скверах
в) у шоссейных дорог
5. Где грибы берут питательные вещества?
а) производят сами
б) поглощают из остатков растений и животных
в) получают от животных
6. Бактерии - это…
а) грибы
б) одни из самых маленьких и самых простых (примитивных) живых существ на Земле
в) растения
7. Бактерии живут
а) в воде, в почве
б) в воде, почве, в воздухе
в) в воде, почве, в воздухе, в организмах животных
8. Бактерии можно рассмотреть только
а) под микроскопом
б) в темноте
в) под ярким светом
9. Бактерии относятся к царству
а) бактерий
б) растений
в) животных
10. Слово "бактерия" в переводе с греческого языка означает:
а) палочка
б) кружок
в) клетка
35
Приложение 7.
Проверочная работа
«Охрана природы»
1.Ты нашёл на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
А) полюбуюсь на него и пойду дальше
Б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу
В) затопчу его
2.Ты нашёл гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
А) покормлю птенца
Б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели
В) буду наблюдать издали
3.Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
А) пойду, но буду собирать очень осторожно
Б) расспрошу об этом учительницу
В) не пойду
4.После привала во время похода у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как
бы ты поступил с ними, прежде чем продолжить поход?
А) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик
Б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился
В) закопал бы в землю
5.Как ты сам оцениваешь свои знания в области охраны природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили
6. Какая книга является документом об охране флоры и фауны?
А) Красная
Б) Синяя
В)Оранжевая
7. Что создают люди для охраны животных?
А) заповедники
Б) национальные парки
В) цирки
8
. Что можешь сделать ты для охраны природы?
А) бережно использовать воду
Б) сажать деревья и цветы
В) ломать ветки деревьев и кустарников
9.
Какой корм необходимо насыпать в кормушки, чтобы помочь зимним птицам?
А) корнеплоды
Б) зерно
Г) жёлуди
10.
Подумай и запиши. Какое значение для людей имеет
экология?__________________________________________________________
36
Приложение 8
Итоговая аттестация
Фамилия, имя___________________________________________________
1. Что не относится к признакам живых организмов?
1)
дыхание 3) течение
2)
рост 4) питание
2. Какое свойство воздуха указано неверно?
1)
прозрачен 3) не имеет запаха
2)
серого цвета 4) бесцветен
3.Какое растение является мхом?
1)
черёмуха 3) кактус
2)
ромашка 4) кукушкин лён
4. Какое животное относится к группе насекомых?
1)
паук 3) таракан
2)
дождевой червь 4) слизень
5. Как называется наука о животных?
1) ботаника 3) астрономия
2) зоология 4) экология
6. Какое растение относится к зерновым культурам?
1)
капуста 3) рожь
2)
тимофеевка 4) лён
7. Как ты различишь сахар, соду и соль?
1)
по цвету 3) по запаху
2)
по размеру 4) по вкусу
8. Что находится в основании экологической пирамиды?
1)
растения 3) хищники
2)
насекомые 4) растительноядные животные
9. Какое вещество газообразное?
1) алюминий
3) кислород
2) песок 4) вода
10. Какое растение ядовитое?
1)вороний глаз 3) ромашка,
2)клевер 4)сыроежка