Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.


Автор: Игнатьева Лилия Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы м.р. Кинель-Черкасский Самарской области
Населённый пункт: с. Кинель-Черкассы
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

является одной из ключевых задач современной образовательной

системы. Это связано с тем, что умение применять знания на практике

и

решать

реальные

жизненные

задачи

становится

всё

более

востребованным в современном обществе. В контексте преподавания

математики функциональная грамотность включает в себя не только

освоение

базовых

арифметических

навыков,

но

и

способность

анализировать,

рассуждать

и

находить

решение

в

различных

жизненных ситуациях.

Понятие функциональной грамотности

Функциональная

грамотность

это

способность

человека

использовать полученные знания и умения для решения практических

задач

в

повседневной

жизни.

В

контексте

начальной

школы

это

означает, что ученик должен уметь:

Чётко понимать и выполнять задания;

Анализировать информацию и делать выводы;

Применять

математические

знания

в

реальных

ситуациях

(например, при покупках, измерениях или планировании).

На

уроках

математики

важно

не

только

давать

ученикам

теоретические знания, но и формировать у них навыки применения этих

знаний в жизни.

Значение

математики

в

формировании

функциональной

грамотности

Математика является предметом, который непосредственно связан с

развитием логического мышления, умения решать задачи и применять

знания

в

различных

жизненных

ситуациях.

Сформировать

функциональную

грамотность

на

уроках

математики

можно

через

следующие подходы:

1. Постановка

задач,

приближенных

к

реальной

жизни.

Ученикам

важно

видеть

связь

между

математическими

действиями

и

их

применением

в

жизни.

Например,

можно

предложить

задания

на

подсчёт

стоимости

покупок,

распределение бюджета, измерение площади или объёма, что

поможет ребёнку понимать практическую ценность математики.

2. Развитие логического мышления и навыков анализа. Для

этого

полезно

использовать

задачи,

требующие

анализа,

сравнения данных и принятия решений на основе имеющейся

информации. Например, можно предложить ученикам решить

задачу, в которой нужно выбрать наиболее выгодный способ

покупки или наилучший маршрут движения.

3. Работа

с

текстовыми

задачами.

Текстовые

задачи

способствуют

развитию

умений

не только

математического

расчёта, но и навыков понимания текста, поиска в нём ключевой

информации и формулировки решений.

4. Групповая

работа

и

проекты.

Совместная

работа

над

проектами,

где

нужно

применять

математические

знания,

стимулирует

развитие

функциональной

грамотности.

Например, можно организовать проект по созданию макета

школы или составлению семейного бюджета.

Методические

подходы

к

формированию

функциональной

грамотности

Для

успешного

формирования

функциональной

грамотности

на

уроках математики учителю необходимо использовать разнообразные

методические приёмы:

Активные методы обучения. Включение игровых заданий,

квестов,

математических

викторин

помогает

ученикам

воспринимать математику не как абстрактный предмет, а как

часть реальной жизни.

Интеграция с другими предметами. Например, можно связать

математику

с

окружающим

миром,

искусством

или

информатикой, что помогает видеть математические законы в

разных сферах деятельности.

Использование ИКТ. Современные цифровые инструменты,

такие как интерактивные доски, компьютерные программы или

приложения для решения математических задач, мотивируют

учеников и помогают развивать их практические навыки.

Заключение

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в

начальной

школе

это

важнейшая

задача,

от

которой

зависит

успешность дальнейшего обучения

школьников

и

их

подготовка

к

взрослой

жизни.

Учителю

необходимо

применять

разнообразные

методы, развивающие у детей не только математические способности,

но и умение применять эти знания в повседневных ситуациях. Это

способствует

формированию

всесторонне

развитой

личности,

способной адаптироваться к вызовам современного мира.



В раздел образования