Автор: Бурдуковская Анна Ермиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мухоршибирская СОШ №1"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Мухоршибирский район с.Мухоршибирь
Наименование материала: информационно-коммуникационные технологии
Тема: информационно-коммуникационные технологии
Раздел: начальное образование
Бурдуковская Анна Ермиловна
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я могу запомнить.
Вовлеки меня - и это станет моим навсегда»
Так гласит народная мудрость.
Детство – прекрасная пора!
Стандарты второго поколения ставят перед учителями задачу: научить ребёнка учиться,
а также подготовить ученика, который способен быстро схватывать новую информацию,
внедрять её в практику; преодолеть формализм в обучении, неуспеваемость; необходимо
воспитать человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом, жаждой знания
и творчества.
Русская пословица гласит: «Корень ученья горек, да плод его сладок».
Помощниками
для
решения
данной
задачи
являются
информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ). Как показывает практика, без новых ИКТ уже
невозможно представить современную школу. Для детей младшего школьного возраста, а
особенно для первоклассников важен фактор привлекательности: анимация, цветные
картинки, мультфильмы, игры, презентации, задания разной сложности и т.д.
Разнообразие форм работы на уроках в сочетании с демонстрацией видеоряда и
мультимедиа материалов создаёт у учащихся эмоциональный подъём, повышает интерес к
предмету за счёт новизны его подачи, снижает утомляемость детей.
Компьютер может быть на уроке и тренажёром, и средством подвижной наглядности, и
хранителем информации, и средством контроля и мониторинга.
Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания
учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране
монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит
не созерцательный характер, а и мобилизующий, так как, то, что происходит на экране,
требует ответной реакции.
Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя,
повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют
формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество
образования младших школьников.
Компьютер - средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических
умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также
контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками,
условными
обозначениями
и т. д.,
в редактировании
текстов
и исправлении
ошибок
в творческих работах учащихся.
Особенностью
компьютерного
обучения
является
пошаговая
последовательность
самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса,
а также
наличие
оперативной
обратной
связи,
на основе
которой
возможна
индивидуализация и дифференциация обучения.
1
Работая в школе более 38 лет, приходиться постоянно заниматься самообразованием,
искать новые формы и методы преподавания, перерабатывать новую дополнительную и
методическую литературу.
В своей практике отдаю предпочтение проведению уроков в нестандартной форме:
урок – игра,
урок – экскурсия,
урок – поиск,
урок-диспут,
интегрированному уроку.
Для проведения такого типа урока перерабатывается огромное количество информации.
В наше время на помощь приходят ИКТ. Это новое веяние в образовательном процессе
позволяет провести урок на высоком уровне. Компьютер, интернет, мультимедиа – это те
технологии, без которых педагоги не представляют свою подготовку к уроку.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет совершенствовать традиционную
систему обучения. Учащиеся самостоятельно моделируют, корректируют процессы и
явления, изучаемые на уроке, выступают не только в роли зрителя, слушателя и исполнителя,
но и становятся помощниками учителя (соавторами), выступая перед одноклассниками с
собственно
подготовленными
на
компьютере
докладами,
сообщениями,
проектами,
презентациями.
На уроках русского языка предпочтение отдается использованию упражнений для
закрепления
пройденного
материала
и
развития
речи.
С
удовольствием
проходят
проверочные и контрольные работы по разным темам, что позволяет быстро оценить успех
ученика и получить данные о затруднениях, испытываемых ими.
Длительность занятий для учащихся 3-4 класса не должна превышать 15-20 минут, а в 1 -
2 класса 10-15 минут.
ИКТ использую не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания. Классные
часы, школьные и внешкольные мероприятия, проводимые с помощью новых технологий
стали более разнообразными, интересными и запоминающимися. Родительские собрания –
более практичными и обучающими.
Конечно, чтобы провести урок или подготовить мероприятие с использованием ИКТ,
учитель должен обладать компьютерной грамотностью и умением применять ее на практике.
Для
этого
необходимо
постоянно
повышать
свою
квалификацию
и
заниматься
самообразованием.
Но надо помнить, что ребенок идет в школу за знаниями. И задача учителя состоит в
том, чтобы правильно организовать учебный процесс, который способствовал бы успешному
усвоению учебного материала и положительно сказывался на психологическом развитии
учащегося. Отсюда следует, что ИКТ должны помочь ему разобраться в огромном потоке
информации, проанализировать ее и запомнить, не навредив здоровью.
2