Авторы: Яковченко Марина Александровна, Лоншакова Екатерина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДД(ю)Т им. Н.К. Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование дикционных и артикуляционных навыков в младшем хоре
Раздел: дополнительное образование
Открытое занятие
Тема: «Формирование дикционных и артикуляционных навыков в младшем
хоре»
Педагог: Яковченко Марина Александровна
Концертмейстер: Лоншакова Екатерина Алексеевна
Дата проведения:18.09.2024.
Программа: «Хоровое пение»
Возраст учащихся: 8-10 лет
Цель: Развитие артикуляционного аппарата и формирование осознанного
отношения к тексту музыкального произведения»
Задачи:
образовательные
познакомить с понятиями «дикция», «артикуляция»
формировать навык четкого произнесения согласных, правильного
формирования гласных, а так же навык их правильного соединения
развивающие
развивать внимание и любознательность
развивать внимательное отношение к слову, фразе и осознанному
исполнению литературного текста в музыкальном произведении
воспитательные
формировать речевую культуру
воспитывать осознанный подход к обучению
Форма организации занятия: групповая
План:
начальный этап
организационный момент
объяснение темы
основной этап
голосовой тренаж, распевание
работа над дикцией и артикуляцией в произведениях
заключительный этап
подведение итогов занятия (рефлексия, домашнее задание)
Ход занятия
Начальный этап
1.
Организационный момент (1-2 мин.)
Музыкальное приветствие.
Педагог: Ребята, вы хотите научиться петь так, чтобы зрители вас
понимали?
Дети: Да!
2.
Объяснение темы (2-3мин).
Педагог: тогда для этого нужно познакомиться с понятиями
«дикция» и артикуляция». Давайте поразмышляем что эти слова
могут означать?
Дети: ребята предлагают свои варианты ответов и с помощью
педагога приходят к совместному выводу
Педагог: Дикция – четкое, ясное, разборчивое произношение всех
звуков текста. Она зависит от активности губ, языка и артикуляции.
А артикуляция-это правильная работа артикуляционного аппарата
для достижения хорошей дикции. Для этого необходимо не
зажимать нижнюю челюсть, держать рот в правильном положении
(позиция «злая кошка), внутри ощущать купол, т.е. легкий зевок и
после произнесения согласной очень быстро возвращаться в
первоначальное положение.
Основной этап
1.
Голосовой тренаж, распевание (6-7 мин.).
Педагог: А сейчас мы поработаем над дикцией и артикуляцией в
упражнениях. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику!
Дети: смотрят показ педагога, затем выполняют упражнение совместно
(разминка мышц языка, губ, щёк: щелкание, покусывание языка,
«трубочка», освобождение нижней челюсти: движение вниз-вверх,
зевание, движение вправо-влево)
Педагог: А сейчас будем работать над согласными (открыть рот в
позиции «злая кошка» ладони раскрыть, произносим согласные с
одновременным смыканием ладоней и возвращаемся в исходное
положение, смотрим на себя в зеркало.
Дети: произносят звуки Б-Б-Б-Б, П-П-П-П и т.д.
Педагог: показывает упражнение «Страшная сказка» с применением
длительного произнесения гласных и контролем необходимого
открытия рта с помощью пальцев рук, приставленных к щекам.
Дети: произносят звуки У…, У-О…,У-О-А…, У-О-А-Э…, У-О-А-Э-
Ы…
Педагог: показывает упражнение «Вопросы и ответы»на соединение
согласных и гласных.
Дети: произносят слоги вверх и вниз ЛУ-ЛО, ЛА-ЛЭ, ЛЫ-ЛИ, РУ-РО,
РА-РЭ, РЭ-РИ.
Педагог: Ребята, сейчас мы будем развивать дикцию и артикуляцию в
мелодических упражнениях. Показывает упражнения на 5-ти ступенях
мажора вверх и вниз на слог «Да», затем на слоги «До, ре, ми, фа, соль»
Дети: дети поют в тональностях До-мажор, До-диез-мажор, Ре-мажор,
Ре-бемоль-мажор.
Педагог: Молодцы, ребята, у многих хорошо получается четко
произносить согласные, но нужно еще поработать над правильным
открыванием рта и сохранением этой позиции.
2.
Работа над дикцией и артикуляцией в произведениях (30мин.)
Х. Глюк «Струн золотых напев».
Педагог: Давайте вспомним содержание произведения (Легенда об
Орфее и Эвридике), а теперь вслушаемся в звучание первых фраз этого
произведения (читает), вы заметили, что в некоторых слогах очень
много согласных. Давайте произнесем эти фразы таким приемом,
который использовали в распевании (позиция «злая кошка») и обратим
внимание на то, что согласные в конце слога переносятся к
следующему слогу, а гласная предельно растягивается (Струу-нзоо-
лоо-тыы-хнаа-пев…)
Дети: произносят текст
Педагог: А сейчас предлагаю произнести так, чтобы наш голос летел
как будто на другой берег реки. Ведь Орфей пел именно так, когда
стоял на берегу реки Стикс около подземного царства Аида.
Дети: произносят текст более ярко и полетно, сохраняя позицию.
Педагог: Молодцы! Теперь споем произведение с аккомпанементом, и
передайте в звуках содержание и характер.
Дети: исполняют под аккомпанемент фортепиано, педагог дирижирует.
Педагог: Все очень старались, бережно отнеслись к тексту и спели
очень выразительно.
Э. Ханок «Солнышко смеется»
Педагог: В предыдущем произведении мы пели в медленном темпе, а
песню «Солнышко смеется» нам необходимо петь в быстром темпе
поэтому с дикцией и артикуляцией будем работать еще одним
приемом. Мы будем произносить фразы, выделяя ударные слоги в
главных словах.
Дети: произносят фразы с акцентами, сохраняя вокальную позицию.
Педагог: Давайте, устроим конкурс, какая партия наиболее четко и
наиболее выразительно проговорит 1-й куплет!
Дети: конкурс по партиям (сопрано и альты) в среднем темпе и в
быстром.
Педагог: Очень хорошо, победила дружба! А теперь исполним этот
куплет с аккомпанементом и запомните, что великий русский певец Ф.
И. Шаляпин говорил: «Гласные – это река, а согласные - берега». Но
чтобы получилась настоящая «река», предлагаю спеть 1-й куплет без
согласных!
Дети: исполняют первый куплет только на гласные звуки.
Педагог: Здорово, а сейчас исполним песню с полным текстом,
применяя те приемы для дикции и артикуляции, с которыми
познакомились в начале занятия. И еще хочется добавить яркого,
солнечного настроения!
Заключительный этап
Рефлексия.
Педагог: Ребята, спасибо всем за активную работу. Какая была тема
сегодняшнего занятия? Скажите, что вам больше всего запомнилось?
Что понравилось? Теперь вы поняли, для чего нужна дикция и
артикуляция.
Домашнее задание: перед зеркалом закрепить исполнение 1-го
куплета, отслеживая правильное открывание рта и четкое
произношение согласных.