Напоминание

Специфика работы в спортивно-оздоровительных группах по виду спорта художественная гимнастика


Автор: Харитоненкова Олеся Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Спортивная школа №1"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Специфика работы в спортивно-оздоровительных группах по виду спорта художественная гимнастика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика работы в спортивно-оздоровительных группах по виду спорта

художественная гимнастика

Срок реализации: 1 год

Составитель: Харитоненкова О.А.

г. Смоленск

2024г.

2

Содержание

Пояснительная

записка…………………………………………………………3

1. Примерное распределение часов по разделам подготовки …………………4

2. Инструктивно-методическая часть ………………………………………… 16

3. Перечень информационного обеспечения ………………………………… 35

3

Пояснительная записка

План

работы

по

художественной

гимнастике

(далее

План)

предназначен для тренера в спортивно-оздоровительных группах в детских

садах и рассчитан на 1 год.

Минимальный возраст зачисления детей для зачисления в группы

5 лет.

Минимальное количество обучающихся в группе 10 человек.

В объеме двигательной активности детей 5-6 лет занятия проводятся 3

раза в неделю по 60 мин. С учетом психофизических особенностей детей

дошкольного возраста и в соответствии с СанПиНом на физическое развитие

отводится

30

мин.

непосредственно

на

занятие

и

30

мин.

на

организационную подготовку. Организационная подготовка включает в себя

целый комплекс мероприятий:

- прием тренером от воспитателя группы детей;

-организованно привести детей в зал;

- обеспечить дисциплину, настроить детей на занятия;

- по окончанию занятий организованно покинуть зал;

- передать группу детей воспитателю.

Целью

реализации Плана в спортивно-оздоровительных секциях

является

формирование физического, хореографического, музыкального

развития воспитанников, чтобы на основе интереса детей к занятиям

художественной гимнастикой создать благоприятные условия для раскрытия

способностей формирующейся личности, развития в дальнейшем стремлении

к спортивному самосовершенствованию и укреплению здоровья.

Задачами являются:

- укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- привитие стойкого интереса к занятиям художественной гимнастикой;

-овладение

начальными

основами

техники

упражнений

художественной гимнастики.

Основными принципами работы являются:

- от простого к сложному,

- от медленного к быстрому,

- посмотри и повтори,

- вместе с партнером,

- осмысли и выполни.

При реализации Плана могут быть использованы различные методы:

- теоретические (рассказ, беседа, объяснение);

-наглядные (показ, видео, фотоиллюстрации);

-практические (упражнения, тренаж, основы движений);

-игровые (создание ситуаций успеха для каждого ребенка).

Основными средствами являются:

4

- средства общей физической и специальной подготовки;

- изучение элементов упражнений;

- имитационные упражнения (подводящие);

- игры (сюжетные, подвижные, музыкальные).

Ожидаемый

результат

определяется

в

зависимости

от

индивидуальной способности детей в раннем дошкольном возрасте:

- развитие творческого мышления, памяти, воображения, умение

выражать эмоции;

-

приобретение

и

развитие

коммуникативных

способностей

активности, сообразительности, умение импровизировать и двигаться под

музыку;

- овладение основными элементами упражнений художественной

гимнастики;

- приобретение и закрепление теоретических знаний и практических

умений и навыков для дальнейшего их применения и совершенствования.

1. Примерное распределение часов по разделам подготовки

п/п

Месяцы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Все

го

за

год

1.

Количество

тренировочных

занятий

10

11

12

13

11

12

-

9

12

13

13

13

129

2.

Количество

тренировочных

часов

10

11

12

13

11

12

-

9

12

13

13

13

129

Разделы

подготовки

Соотношение объемов тренировок по разделам в часах

3.

ОФП

2,0

2,2

2,4

2,6

2,2

2,4

-

1,8

2,4

2,6

2,6

2,4

25,6

4.

СФП

1,0

1,1

1,2

1,3

1,1

1,2

-

0,9

1,2

1,3

1,3

1,2

12,6

5.

Изучение

элементов

упражнений

1,0

1,1

1,2

1,3

1,1

1,2

-

0,9

1,2

1,3

1,3

1,2

12,8

6.

Комплекс

упражнений без

предмета

0,5

0,55

0,6

0,6

5

0,5

5

0,6

-

0,4

5

0,6

0,6

5

0,6

5

0,6

6,4

7.

Теоретическая

подготовка

0,5

0,55

0,6

0,6

5

0,5

5

0,6

-

0,4

5

0,6

0,6

5

0,6

5

0,6

6,4

8.

Организационная

подготовка

5,0

5,5

6,0

6,5

5,5

6,0

-

4,5

6,0

6,5

6,5

6,0

64,0

9.

Музыкальное

развитие

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

10.

Спортивно-

оздоровительные

мероприятия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1,0

1,0

5

2. Инструктивно-методическая часть.

2.1. Содержание и методика работы по разделам подготовки

2.1.1.Теоретическая подготовка:

1.Инструктаж по технике безопасности на тренировочном занятии.

2. Общие теоретические понятия и терминология в художественной

гимнастике.

3. Правила поведения в спортзале.

4.Гигиенические основы занятий:

- одежда и обувь для занятий;

- влияние утренней гимнастики на занимающегося;

5. Закаливание организма занимающихся.

6.Правила поведения в зимний период.

7.Питание и режим дня занимающихся.

8.Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

9.Значение музыки в художественной гимнастике.

10.Правила поведения на водоемах.

11.Правила поведения в лесопарковой зоне.

12.Правила дорожного движения и поведение на дорогах.

2.1.2.Общая физическая подготовка:

1. Строевые упражнения:

1.Построение.

2.Повороты направо, налево, кругом.

3. Ходьба на месте и в движении.

2.Общеразвивающие упражнения:

1. Упражнения для шеи и туловища.

2. Упражнения для рук и плечевого пояса.

3.Упражнения для ног.

4.Упражнения для мышц голени и стоп.

5.Различные комплексы ОРУ без предмета и с предметом.

3. Игры:

1.Сюжетные игры («Щенки и котята», «Цветные машины»).

2.Подвижные игры для профилактики плоскостопия («Совушки»,

«Ёжик», игра с мячом «Фокусник», «Смельчаки», «Силачи»).

3.Музыкальные игры («Замри», «Чей бубен», «Кошки- мышки»).

4.Игры на развития внимания («Займи место», «Карлики и великаны»).

2.1.3.Специальная физическая подготовка:

1.Музыкально-двигательное воспитание:

1.Шаги:

- шаг с носка;

- шаг на полупальцах;

6

- шаг на пятках;

- шаг с высоким подниманием бедра;

- шаг с захлёстыванием голени;

- приставной шаг;

- переменный шаг;

2. Бег:

- обычный бег по кругу;

- бег с высоким подниманием бедра;

- бег с захлёстыванием голени;

- подскоки;

- галоп;

2.Разминочный комплекс №1:

1. «Куколка весёлая – грустная»

2. «Утюжки – стрелочки».

3. «Кроватка для куколки».

4. Складка.

5. «Бабочка».

6.Ноги в стороны, наклон вперёд.

7. «Лягушка».

8. «Кошечка злая, кошечка добрая».

9. Прогиб назад лёжа на полу.

10. «Коробочка».

11. «Лодочка».

13. «Качалочка».

14. Отвороты в полушпагате.

Разминочный комплекс №2:

1. «Куколка весёлая – грустная».

2. «Утюжки – стрелочки».

3. «Кроватка для куколки».

4.Складка.

5. «Бабочка».

6.Ноги в стороны, наклон вперёд.

7. «Лягушка».

8. «Кошечка злая, кошечка добрая».

9. Прогиб назад лёжа на полу.

10. «коробочка».

11. «Киска лезет под забор».

12.Наклон на коленях.

13. «Лодочка».

14. «Качалочка».

15. Отвороты в полушпагат.

16. Растяжка на шпагаты.

17. Махи (вперёд и назад).

3.Акробатика:

7

1. «Ёжики» (группировка).

2. Кувырки (вперёд, назад).

3. Берёзка.

4 .«Мост» из положения лёжа.

2.1.4.Техника выполнения упражнений без предмета.

Изучение элементов упражнений:

1.Повороты:

- переступанием;

- скрестный поворот;

- поворот нога на пассе (вправо, влево).

2.Равновесия:

- равновесие на полупальцах на двух ногах;

- равновесие в приседе на двух ногах;

- переднее, заднее и боковое равновесие;

- равновесие нога на пассе (вправо, влево);

- равновесие на колене нога вперёд.

3.Волны:

- волны руками («Пружинка», «Полоскание»);

- взмахи;

- волна туловищем вперёд.

4.Прыжки:

- прыжок ноги вместе (вертикальный);

- прыжок на правой и левой ноге;

- прыжок со сменой ног вперёд («ножницы»);

- поджатые прыжки;

- прыжок ноги врозь;

-прыжки выпрямившись с поворотом на 90

о

и 180

о

.

Комплекс упражнений без предмета:

1.И.п.- о.с., руки в стороны.

1- шаг с носка с правой вперёд;

2- шаг с носка с левой вперёд;

3- шаг с носка с правой вперёд;

4- подскок на правой, левая на пассе;

5-8 – тоже с левой;

2.И.п. – о.с., руки в стороны.

1-2 – шаг с правой, левая на пассе;

3-4 - равновесие на пассе;

3.И.п. - левая нога в сторону на носке, руки в стороны.

1-2 - галоп влево, руки в стороны;

3- шаг влево;

4- полуприсед на левой ноге, правая нога прямая на пятку в сторону,

руки на пояс;

8

5-8 - скрёстный поворот налево, руки вверх;

4. И.п.- о.с, руки вверх.

1-2 - упор присев;

3-6 - кувырок вперед;

7-8 – и.п.

5.И.п. - упор присев.

1-2 - перекат на спину ноги вытянуты вверх;

3-6 - «березка»;

7-8 - положение лежа на спине;

9-10 - поворот тела направо на живот;

6. И.п.- лежа на животе, ладони стоят на полу, ноги прямые.

1-3 - «колечко»;

4 - И.п.

5-8 - сед на колени.

2.1.5. Строевые упражнения. При выполнении строевых упражнений

необходимо добиваться с самых первых занятий строгого сохранения

интервалов и дистанций. Строевые упражнения легче усваиваются, если

использовать подходящие образные сравнения.

2.1.6. Общеразвивающие упражнения. При выполнении ОРУ важно

правильно дозировать упражнение. Дозировка зависит от индивидуальных

возможностей детей. Выполняя ОРУ необходимо последовательно включать

в работу разные группы мышц.

Упражнения для шеи и туловища.

1. И. п. – о.с.; 1-2 – наклон головы назад до отказа; 3-4 – И.п.; 5-6 –

наклон головы вперед; 7-8 – и. п.

2. И. п. – о.с.; 1-2 – наклон головы вправо; 3-4 – И. п.; 5-8 – то же в

другую сторону.

3. И. п. – о.с.; 1-2 – поворот головы вправо; 3-4 – И. п.; 5-8 –то же в

другую сторону.

4. И. п. – стойка руки за головой; 1-3 – три пружинящих наклона

вперёд; 4 – И. п.

5. И. п. – широкая стойка ноги врозь; 1 – наклон к правой, хлопок у

пятки; 2 – И. п.; 3-4 – то же к другой ноге.

6. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе; 1 – поворот туловища

направо (пятки от пола не отрывать); 2 – И. п.; 3-4 – то же в другую сторону.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

1. И. п. – руки к плечам; 1-2 – два круга согнутыми руками вперед; 3-4

– то же назад; 1-4 – поочередные круговые движения вперед; 5-8 – то же

назад.

2. И. п. – о.с.; 1-2 – круг руками вправо; 3-4 – то же влево.

Упражнения для ног.

9

1. И.п. – о.с.; 1 – мах правой ногой, хлопок под ней; 2 – И. п.; 3-4 – то

же в другую сторону.

2. И.п. – о.с.; 1-2 - отвести правую ногу назад на носок и слегка

прогнуться; 3-4 – И.п.;

Упражнения для мышц голени и стоп.

1.И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс; 1-2 – стойка на носках;

2-3 – И.п.

2.И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс; 1-8 - поочередное

сгибание ног с опорой на носок.

3.И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс; 1 – стойка на носках; 2 –

И.п.,3 – стойка на пятках; 4 – И.п.

Различные комплексы ОРУ без предмета и с предметом.

Комплекс №1(без предмета).

1.И. п.: стойка ноги параллельно, руки внизу; 1-2-поднять руки через

стороны вверх, хлопнуть в ладоши; 3-4-опустить через стороны, вернуться в

исходное положение;

2.И. п.: стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1-2-поворот вправо,

отвести правую руку в сторону; 3-4 – вернуться в исходное положение;

3.И. п.: стойка ноги на ширине ступни, руки внизу;1-2- присесть, руки

вынести вперед; 3-4– хлопнуть в ладоши перед собой; 5-8– встать, вернуться

в исходное положение;

4.И. п.: стойка ноги врозь, руки за спину; 1-4–поднять руки в стороны:

наклониться вперед, коснуться пола между носками ног; 5-8–выпрямиться,

руки в стороны, вернуться в исходное положение;

5.И. п.: о.с., руки на поясе; прыжки на двух ногах на месте, в

чередовании с ходьбой.

Комплекс №2 (без предмета).

1. И. п. – о.с.; 1-2 – поднять руки вперед-вверх, ладони повернуть

внутрь, отвести правую ногу назад на носок и слегка прогнуться; 3-4 – и.п.;

5-8 – то же в другую сторону.

2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе; 1 – сгибая левую, наклон

вправо, левую руку вверх, правую за спину; 2-3 – два пружинящих наклона

вправо; 4 – и. п.; 5-8 – то же в другую сторону.

3. И. п. – о. с., руки на поясе; 1 – глубокий выпад правой; 2-3 два

пружинящих покачивания; 4 – толчком правой вернуться в и. п.; 5-8 – то же с

другой ноги.

4. И. п. – упор присев; 1 – упор лежа; 2 – упор лежа ноги врозь; 3 – упор

лежа; 4 – И. п.

5. И. п. – руки согнуты, кисти в кулак. На каждый счет прыжки вправо,

влево, вперед, назад.

Комплекс №3(с флажками).

10

1.И. п.: стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз; поднять руки с

флажками вверх, посмотреть на флажки, опустить их, вернуться в исходное

положение, повторить (5-6 раз).

2.И. п.: стойка ноги на ширине, флажки у плеч; присесть, коснуться

палочками флажков пола, встать, вернуться в исходное положение,

повторить (5-6 раз).

3.И. п.: стойка ноги на ширине плеч, флажки вниз; повернуться вправо

(влево), флажки в стороны, вернуться в исходное положение, повторить (5-

6раз).

4.И. п.: сидя ноги врозь, флажки у груди; наклониться, коснуться пола

между носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное положение, повторить

(5-6 раз).

5.И. п.: ноги слегка расставлены, флажки свернуты и лежат у носков

ног; прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (на счет 1-8),

повторить 3раза.

Комплекс №4(с кубиком).

1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. Поднять

руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку, опустить руки.

Поднять через стороны руки и передать кубик из левой в правую руку (4-5

раз).

2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке.

Присесть, поставить кубик на пол, встать, руки на пояс. Присесть, взять

кубик, выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. – стойка на коленях, кубик в правой руке. Поворот вправо

(влево), положить кубик у носков ног, выпрямиться, вернуться в исходное

положение (по 3 раза в каждую сторону).

4. И. п. – сидя, ноги врозь, кубик в правой руке. Наклониться вперед,

положить кубик у носка правой (левой) ноги, выпрямиться, руки на пояс.

Наклониться вперед, взять кубик, вернуться в исходное положение (5-8 раз).

5. И. п. – ноги слегка расставлены, руки произвольно, кубик на полу.

Прыжки на двух ногах вокруг кубика в обе стороны в чередовании с

небольшой паузой.

2.1.7. Игры

1.Сюжетные игры («Щенки и котята», «Цветные машины»).

Игра «Щенки и котята»

Оборудование: гимнастическая стенка, скамейка или лесенка, детские

стульчики.

Описание. Все играющие делятся на котят и щенков. «Котята» ходят

легко, мягко, плавно около гимнастической стенки, «щенки» сидят на другой

стороне комнаты за скамейкой или лесенкой, в «будках» из стульчиков. По

команде взрослого щенки перелезают через скамейку и на четвереньках

стараются догнать котят, которые, мяукая, влезают на гимнастическую

11

лесенку. После 2-3 повторений играющие меняются ролями, и игра

начинается снова.

Игра «Цветные машины»

Оборудование:

разноцветные

кольца

по

количеству

играющих

(поровну на каждый цвет), соответствующие им по цвету флажки.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки (они машины в

гараже) и держат в руках кольца разных цветов («рули»). Взрослый

поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кольцо такого же

цвета, выбегают на площадку, крутят «рули» и гудят, подражая машинам.

Когда взрослый опускает флажок, «машины» возвращаются в гараж. Затем

взрослый поднимает флажок другого цвета или несколько одновременно, а

дети с кольцами заданных цветов продолжают движение. Если дети не

замечают, что флажок опущен, взрослый дает команду словами: «Машины

синего цвета возвращаются в гараж!» По мере тренировки можно совсем

отказаться от флажков и играть с помощью словесных сигналов.

2.Подвижные игры для профилактики плоскостопия («Совушки»,

«Ёжик», игра с мячом «Фокусник», «Смельчаки», «Силачи»).

Игра "Совушки"

Материал: канат, гимнастическая палка или обруч.

Описание: переступать по канату приставным шагом правым и левым боком,

пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат.

Игра «Ёжик»

Материал: массажный мяч «ёжик».

Массируем мы ножки,

Чтоб бегать по дорожке.

И.П. стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке

сначала правой ногой, затем левой.

Игра с мячом

«Фокусник»

(Все движения выполняются по тексту; по

желанию их можно усложнить; слова разучиваются по ходу игры)

«Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.

Ловко им поглажу ножку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимают лапку кошке.

Мячик пальцем покручу, и другой ногой начну».

Игра «Смельчаки»(материал: деревянные палочки).

И.П. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу одной ногой.

То же другой ногой.

Игра «Силачи»

«Мы платочки в ножки взяли,

И немного помахали.

Материал: платочки».

И.П. – стоя, руки на поясе, разложенный платочек на полу перед ногой. Под

музыку захватить платочек одной ногой, помахать им, положить. То же

другой ногой. Выигрывает тот, кто не уронит платочек ни разу.

12

3.Музыкальные игры («Замри», «Чей бубен», «Кошки- мышки»).

Игра «Замри

После того, как воспитатель включает магнитофон с песней или

мелодией, дети начинают танцевать. Когда музыка прекращается, каждый

должен замереть в той позе, в которой он находился в момент выключения

магнитофона. Когда музыка заново включается, ребята опять начинают

танцевать. Игра способствует развитию внимания.

Игра «Чей бубен?»

Дети рассаживаются по стульчикам. Воспитатель дает одному из

игроков бубен и начинает петь песню (под аккомпанемент или без него) про

этого ребенка с упоминанием его имени. В конце песенки воспитатель

называет имя другого ребенка, которому игрок тут же должен вручить

музыкальный инструмент. Постепенно текст песни запоминается (он всегда

один и тот же – меняется только имя) и дети начинают исполнять ее хором,

пытаясь называть любые имена, чтобы запутать игрока с бубном и отвлечь от

слов воспитателя.

Игра «Кошки-мышки»

Воспитатель готовит два музыкальных произведения – громкое и

настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные

игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к

водящему на корточках к «спящему» коту. Когда мелодия меняется, кот

просыпается и начинает бегать за мышками, которые разбегаются от него в

разные стороны.

4.Игры на развития внимания («Займи место», «Карлики и великаны»).

Игра «Займи место»

Оборудование: кубики или флажки для обозначения места каждого

играющего.

Описание. Играющие становятся в круг, отмечая свое место кубиком

или флажком, положенным на пол. По команде взрослого они разбегаются в

разные стороны.В это время взрослый незаметно убирает один из кубиков

(флажков), этим оставляя одного играющего без места. По новому сигналу

взрослого дети возвращаются в круг и занимают любое свободное место.

Тому, кто остался без места, дети хором говорят:

Катя, Катя, не зевай (Саша, Таня и т. д.), быстро место занимай!

Игра повторяется несколько раз. При последней игре взрослый

возвращает назад убранный им кубик или флажок, чтобы все дети заняли

свое место.

Игра «Карлики и великаны»

В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая

компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово

«карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны

вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и

13

слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве...тер, ве...дро,

ве...сна, ве...лоси- пед!» Или «Ка...ртошка, ка...питошка, ка...рета, ка...пуста!»

Основными средствами СФП являются музыкально-двигательные

занятия, акробатика и разминочный комплекс.

Музыкально-двигательное

воспитание.

Шаги

и

бег

в

художественной гимнастике способствуют воспитанию выразительности,

пластичности и грациозности, укрепляют мышечную силу и суставно-

связочный аппарат. При разучивании шагов целесообразно использовать

целостный метод обучения. В отличие от ходьбы бег имеет безопорную фазу

и выполняется энергичным отталкиванием. Во время бега требуется

соблюдать свободное прямое положение туловища, точное положение рук и

правильную постановку ног: с носка на опору.

1.Шаги:

- шаг с носка;

И.п. – I

позиция ног, туловище прямо, лопатки

соединены, плечи опущены, руки на поясе; 1-2 – вытянуть правую вперёд

(колено и стопа натянуты); 3-4 – поставить стопу слегка выворотно, т.е.

пяткой вперёд, а носками в стороны. Затем повторить шаги с другой ноги.

Дозировка: повторить 16-32 шага.

- шаг на полупальцах; И.п. – стойка на полупальцах, туловище прямо,

лопатки соединены, плечи опущены, руки в стороны; 1 – шагправой вперёд;

2 – шаг левой вперёд; Дозировка: повторить 16-32 шага.

- шаг на пятках;И.п – стойка на пятках,туловище прямо, лопатки

соединены, плечи опущены, руки за спину; 1 – шаг правой вперёд; 2 – шаг

левой вперёд; Дозировка: повторить 16-32 шага.

- шаг с высоким подниманием бедра;И.п. – стойка на полупальцах,

туловище прямо, плечи опущены, таз подтянут, колени прямые, руки на

поясе. 1-4 – начать шаг, сильно сгибая ноги в коленях вперёд, носок прижат к

колену

опорной

ноги,

колени

поднимать

высоко,

стопы

натянуты.

Дозировка: повторить 16-32 шага.

- шаг с захлёстыванием голени;И.п. – стойка на полупальцах, туловище

прямо, плечи опущены, таз подтянут, колени прямые, руки на поясе. 1-4 –

начать шаг, сильно сгибая ноги в коленях, стопы натянуты и стремятся

коснуться таза. Дозировка: повторить 16-32 шага.

- приставной шаг – может выполняться вперёд, назад и в сторону.

Рассмотрим вперёд: И.п. – IIIпозиция ног, правая впереди, руки на пояс; 1-2 -

шагом правой вперёд стойка на ней, левая назад на носок; 3-4 – скользящим

движением по полу приставить левую в и.п. Дозировка: повторить 16-32

шага.

- переменный шаг – состоит из двух: приставного шага и шага с

впереди стоящей ноги. Следующий переменный шаг выполняют с другой

ноги. И.п. – III позиция ног, правая впереди; 1-2 – приставной шаг с правой

вперёд; 3 – шаг правой вперёд, левая назад на носок; 4 – левую скользящим

14

движением по полу провести вперёд на носок. Затем тоже с другой ноги.

Дозировка: повторить 16-32 шага.

2. Бег:

- обычный бег по кругу; И.п. – стойка на полупальцах, туловище прямо,

лопатки соединены, плечи опущены, руки на поясе; 1-4 – начать бег вперёд.

Дозировка: ½ круга.

- бег с высоким подниманием бедра; И.п. – о.с., туловище прямо, плечи

опущены, таз подтянут, колени прямые, руки на поясе. 1-4 – начать бег,

сильно сгибая ноги в коленях вперёд, носок прижат к колену опорной ноги,

колени поднимать высоко, стопы натянуты. Дозировка: ½ круга.

- бег с захлёстыванием голени; И.п. – о.с., туловище прямо, плечи

опущены, таз подтянут, колени прямые, руки на поясе. 1-4 – начать бег,

сильно сгибая ноги в коленях, стопы натянуты и стремятся коснуться таза.

Дозировка: ½ круга.

- подскоки; И.п. – о.с., туловище прямо, плечи опущены, таз подтянут,

колени прямые, руки на поясе. 1- шагая правой вперёд, перенести на неё

центр тяжести и подпрыгнуть,левая в подскоке подтягивается к колену

правой, согнутая в колене с натянутой стопой; 2 – тоже с другой. Дозировка:

1 круг.

- галоп – может выполняться вперёд, назад и в сторону. Рассмотрим в

сторону: И.п. –I позиция ног, туловище прямо, плечи опущены, таз подтянут,

колени прямые, руки на поясе. 1-2 – шаг скользящим движением правой в

сторону с последующим прыжком толчком двумя. В фазе полёта левая

подтягивается к правой; 3-4 – приземление на левую перекатом с носка,

мягко сгибая колени, правая вправо на 45

о

.Дозировка: 1 круг.

Разминочный комплекс №1.

1.«Куколка весёлая – грустная» (сед ноги вперед, руки в упоре сзади).

2.«Утюжки – стрелочки» (стопы на себя – стопы оттянуты).

3.«Кроватка для куколки» (тянем руками стопы на себя, колени

втянутые, пятки оторвать от пола).

4.Складка (наклон вперёд к прямым ногам).

5.«Бабочка» (сед стопы вместе, колени в стороны).

6.Ноги в стороны, наклон вперёд.

7. «Лягушка» (лёжа на животе, колени в стороны, стопы вместе).

8. «Кошечка злая, кошечка добрая» (стоя на коленях, руки на полу

вперёд, спина вогнутая-прогнуться, голова стремится к ягодицам).

9. Прогиб назад лёжа на полу (руки в «кузнечике).

10.«Коробочка» (прогиб назад лёжа на полу, руки прямые, голова

стремится к ягодицам, ноги согнуты в коленях).

11.«Лодочка».

13.«Качалочка».

14. Отвороты в полушпагате.

15

Разминочный комплекс №2.

1.«Куколка весёлая – грустная» (сед ноги вперед, руки в упоре сзади).

2.«Утюжки – стрелочки» (стопы на себя – стопы оттянуты).

3.«Кроватка для куколки» (тянем руками стопы на себя, колени

втянутые, пятки оторвать от пола).

4.Складка (наклон вперёд к прямым ногам).

5.«Бабочка» (сед стопы вместе, колени в стороны).

6.Ноги в стороны, наклон вперёд.

7.«Лягушка» (лёжа на животе, колени в стороны, стопы вместе).

8. «Кошечка злая, кошечка добрая» (стоя на коленях, руки на полу

вперёд, спина вогнутая-прогнуться, голова стремится к ягодицам).

9. Прогиб назад лёжа на полу (руки в «кузнечике).

10.«Коробочка» (прогиб назад лёжа на полу, руки прямые, голова

стремится к ягодицам, ноги согнуты в коленях).

11.«Киска лезет под забор».

12.Наклон на коленях (прогиб назад, руки на ягодицах).

13.«Лодочка».

14. «Качалочка».

15. Отвороты в полушпагат.

16.Растяжка на шпагаты.

17.Махи (вперёд и назад).

Акробатика

Акробатические

упражнения

способствуют

развитию

и

совершенствованию

важнейших

двигательных,

психомоторных

и

психических качеств. Важно при этом обеспечить безопасность выполнения,

учитывая особенности психики детей этого возраста.

1.«Ёжики» (группировка) – подводящее упражнение к выполнению

кувырков. И.п. – группировка: голова как можно ниже опущена вниз между

коленями, согнутые руки обнимают колени. 1 – откачнуться назад на лопатки

и шейный отдел позвоночника, таз как можно выше над головой, согнутые в

группировке ноги не отрывать от груди, руки удерживают колени; 2 – не

останавливаясь

в

предыдущем

положении,

без

помощи

рук

(руки

удерживают колени) откачнуться вперёд и вернуться в и.п.

2. Кувырки (вперёд, назад).

Рассмотрим кувырок вперёд: И.п. – стойка на правой, левая назад на

носок, туловище и голова прямо, плечи опущены, таз и живот подтянуты,

руки в стороны. 1 – одновременно выполнить следующие действия: наклон

туловища вперёд ниже горизонтали, голова как можно ниже, колено правой

ноги согнуть, прямые руки поставить на пол в стороны, опираясь на тыльные

стороны

ладоней;2

-

одновременно

выполнить

следующие

действия:

поднимая назад и вверх левую ногу, увеличить сгибание правого колена,

увеличить наклон головы вперёд, мягко опустить лопатки на пол; 3 -

одновременно выполнить следующие действия: мягко оттолкнуться правой

16

стопой от пола, согнуть левую ногу и присоединить её к правой ноге,

туловище находится в группировке, руки в стороны; 4 – не замедляя

предыдущего движения, закончить кувырок, колено и голень левой ноги

поставить на пол, стопу согнутой правой ноги поставить вперёд на пол, таз

подтянуть вверх до положения стойка на левом колене, правая согнутая нога

вперёд, туловище и голова прямо, руки в стороны.

Рассмотрим кувырок назад: И.п. – стойка в полном приседе на двух

ногах, туловище и голова в полной группировке, руки вперёд. 1 – согнуть обе

руки и приблизить их к лопаткам ладонями назад; 2 – откачнуться назад до

положения стойки на лопатках в группировке и поставить ладони на пол как

можно ближе к лопаткам; 3 – не замедляя предыдущее движение, закончить

кувырок, вернувшись в исходное положение.

3. Берёзка.И.п. –лежа на спине, поясница прижата к полу, ноги лежат

на полу, стопы и колени натянуты, туловище и голова прямо, руки вдоль

тела. 1-4–поднять ноги и туловище вверх в положение стойка на лопатках,

руками

подпереть

спину

сзади.

Туловище

и

ноги

держать

строго

вертикально. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног

заканчивая лопатками, носки стремятся ввысь; 5-8 – вернуться в и.п., опуская

таз, а затем ноги на пол.

4.«Мост» из положения лёжа. И.п. – лёжа на спине, ноги согнуты и

максимально приближены к тазу, стопы разведены на ширину плеч и плотно

прижаты к полу, согнутые руки на ширине плеч максимально приближены к

плечам, ладони плотно прижаты к полу. 1-4 – опираясь на стопы и ладони,

выпрямить колени и локти, одновременно максимально поднять таз вверх,

туловище и голову наклонить назад. Для большего развития гибкости

плечевого пояса максимально выпрямить колени и перенеся центр тяжести

тела на руки; 5-8 – опираясь на руки, вернуться в и.п.

Основными

элементами

упражнений

являются

повороты,

равновесия, волны и прыжки.

Повороты

представляют собой динамические упражнения, правильное

исполнение которых зависит от умения сохранять равновесия. Кроме этого,

успешное выполнение поворотов зависит от правильного поворота головы.

Она должна в начале движения несколько отставать от поворота туловища, а

затем обгонять его. Для овладения поворотами занимающимся необходимо

хорошо стоять на высокихполупальцах, держать в подтянутом положении

туловище.

- переступанием; И.п. – стойка на полупальцах, руки на поясе. 1-8 –

выполняется цепочка поворотов на высоких полупальцах маленькими

быстрыми шагами, перенося тяжесть тела с ноги на ногу. При этом колени не

сгибать, спину держать прямо, с места не сходить.

- скрестный поворот;И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – из стойки на всей

стопе поставить одну ногу скрестно вперёд на носок; 2 –вставая на носки,

сделать поворот на 180

о

; 3-4 – опуститься на всю стопу.

17

- поворот нога на пассе (вправо, влево);

Рассмотрим поворот пассе вправо. И.п. – стойка на полупальцах, руки в

стороны. 1-2 – Замах. Шаг левой ногой, правую провести вперёд на носок.

Правая рука в 1 позиции, левая – в сторону. Замах для поворота берётся

руками, а не плечами или корпусом. Корпус и плечи неподвижны. Поворот

выполняется только вокруг своей оси. Голову держать прямо; 3 – встать

правой ногой вперёд на высокие полупальцы, плотно прижать левую стопу к

колену опорной ноги. Руки раскрыть во 2 позицию. Выполнить поворот на

360

о

, колено левой ноги точно вперёд; 4 – завершить поворот в стойке на

полупальцах, руки в стороны. Повторить упражнение другой ногой.

Равновесия

– это упражнения, предъявляющие особые требования к

вестибулярному аппарату. Правильное их исполнение требует большой

гибкости

и

силы

ног.

Для

выполнения

равновесия

надо

научиться

выдерживать ОЦТ в границах площади опоры. Нужно помочь ребёнку так

изменить положение таза, чтобы ему было легко сохранять равновесие.

Важно уяснить роль маховых движений руками, которые помогают

сохранить устойчивость.

- равновесие на полупальцах на двух ногах;И.п. – о.с., туловище прямо,

плечи опущены, таз подтянут, колени прямые, руки в стороны. 1 – встать на

высокие полупальцы на двух ногах; 2-6 – удержать форму равновесия; 7-8 –

и.п.

- равновесие в приседе на двух ногах;И.п. – о.с., туловище прямо, плечи

опущены, таз подтянут, колени прямые, руки в стороны. 1 – присед на

полупальцах на двух ногах, колени сомкнуты; 2-6 – удержать форму

равновесия; 7-8 – и.п.

- переднее, заднее и боковое равновесие;

Рассмотрим переднее равновесие: И.п. – о.с., туловище прямо, плечи

опущены, таз подтянут, колени прямые, руки в стороны. 1-2 – вывести

правую ногу вперёд на носок и поднять её на высоту 45

о

; 3-6 – удержать

форму равновесия; 7-8 – и.п.

Повторить упражнение другой ногой.

Рассмотрим заднее равновесие: И.п. – о.с., туловище прямо, плечи

опущены, таз подтянут, колени прямые, руки в стороны. 1-2 – вывести

правую ногу назад на носок и поднять её на высоту 45

о

, правую руку

горизонтально вперёд, левую в сторону; 3-6 – удержать форму равновесия; 7-

8 – и.п.

Повторить упражнение другой ногой.

Рассмотрим боковое равновесие: И.п. – о.с., туловище прямо, плечи

опущены, таз подтянут, колени прямые, руки в стороны. 1-2 – вывести

правую ногу в сторону на носок и поднять её на высоту 45

о

, корпус слегка

наклонить влево; 3-6 – удержать форму равновесия; 7-8 – и.п.

Повторить упражнение другой ногой.

- равновесие нога на пассе (вправо, влево);

18

Рассмотрим равновесие нога на пассе вправо: И.п. – о.с., туловище

прямо, плечи опущены, таз подтянут, колени прямые, руки в стороны. 1 –

сгибая левую ногу, скользящим движением провести натянутую стопу по

правой ноге. Зафиксировать бедро в горизонтальном положении, колено

вперёд, носок прижат к колену опорной ноги; 3-6 – удержать форму

равновесия; 7-8 – и.п.

Повторить упражнение другой ногой.

- равновесие на колене нога вперёд;

Рассмотрим равновесие на колене нога вперёд: И.п. – стойка на

коленях, туловище прямо, плечи опущены, таз подтянут, руки в стороны. 1 –

вытянуть правую ногу вперед на полупалец; 2 – поднять правую ногу вперёд

горизонтально полу, носок натянут; 3-4 – удержать форму равновесия; 5-8 –

и.п.Повторить упражнение другой ногой.

Волнообразные движения – это упражнения, в которых проявляется

пластичность. Правильное их выполнение зависит от координационных

способностей, подвижности суставов и развитости «мышечного чувства». В

начальном периоде обучения разучиваются разнообразные подготовительные

упражнения, которые помогают овладеть отдельными фазами волнообразных

движений. При обучении детей волнообразным движениям следует вначале

выполнять их одной рукой, затем поочередно правой и левой рукой.

Движение выполняется без мышечного напряжения.

- волны руками («Пружинка», «Полоскание»); И.п. – о.с., 1 - слегка

сгибая локоть движением от плеча, поднять руку в сторону с отстающим

движением предплечья и кисти (при этом плечо доходит до горизонтали, а

остальные звенья расположены по округлой линии вниз); 2- слегка сгибая

локоть, опустить руку вниз с отстающим движением предплечья и кисти

кверху.

- взмахи руками;Техника и методика взмахам аналогична технике и

методике обучения волнам, основное отличие – толчкообразное начало

взмахов. Взмах характеризуется энергичным, толчкообразным началом и

постепенным ослаблением (затуханием) к концу.

- волна туловищем вперёд;И.п. – о.с., колени выпрямлены,плечи

опущены, руки вверх, туловище прямо, голова приподнята, смотреть вперёд.

1 – принять положение «круглого» полуприседа, с отстающим движением

рук, плеч и головы. Голова опущена, подбородок касается груди. Спина

выгнута, мышцы живота и ягодиц подтянуты, таз прогнуть вперёд, колени и

пятки сомкнуты. Пятки от пола не поднимать. Руки слегка округлены, ладони

повёрнуты книзу кисти не напряжены; 2 –последовательно и плавно, как по

цепочке, разогнуть сначала коленные суставы, затем тазобедренные суставы

и суставы позвоночника, начиная с нижнего отдела и заканчивая шейным

отделом позвоночника. Глубокая «Волна» может перейти в ноклон туловища

назад, с отстающим движением головы. Во время выполнения «Волны»

колени не разводить, а держать сомкнутыми. Работа рук: во время «Волны»

руки плавно повернуть наружу, ладонями вверх, выполнить круговое

19

движение рук вниз-назад-вверх в боковой плоскости. Плечывые суставы

держать ровно, без перекосов в сторону.

Прыжки. Для правильного освоения прыжков необходима хорошая

пространственная ориентировка, правильное использование пружинящих

движений

при

отталкивании,

выразительность,

лёгкость

и

широкая

амплитуда движений. В ходе обучения дозировка упражнений должна

соответствовать индивидуальным возможностям детей, чтобы предотвратить

неблагоприятные изменения свода неокрепшей стопы.

- прыжок ноги вместе (вертикальный);И.п. – о.с., руки на пояс. 1-2 –

выполнить полуприсед на двух ногах, пятки прижаты к полу; 3-4 –

оттолкнуться двумя ногами, выполнить с места вертикальный прыжок как

можно выше, колени и стопы натянуть. Спину держать прямо, не сгибаться

вперёд. Корпус и плечи неподвижны. Голову держать прямо. 5-6 –

приземление на обе ноги; 7-8 – и.п.

- прыжок на правой и левой ноге;И.п. – стойка на левой ноге, правая

нога с вытянутой стопой прижата к щиколотке левой ноги, руки на пояс. 1-8 -

серия прыжков на левой ноге. Спину держать прямо, не сгибаться вперёд.

Корпус и плечи неподвижны. Голову держать прямо. Тоже с левой ноги.

- прыжок со сменой ног вперёд («ножницы»);И.п. – стойка на носках,

руки в стороны. 1-2 – пружинистый шаг правой ногой вперёд, шаг левой с

отталкиванием вверх и одновременным махом правой вперёд- вверх.

Активный взмах руками вверх для увеличения высоты прыжка. Корпус в

вертикальном положении, голова прямо, подбородок приподнят; 3-4 – после

отталкивания левую ногу резко выбросить вперёд-вверх, чтобы во время

прыжка произошла смена ног. В момент прыжка колени и стопы держать

напряжёнными. Мышцы спины, ягодиц и живота подтянуты. Следить за

выворотностью ног.

- поджатые прыжки; И.п. – о.с., руки на пояс. 1-2 – выполнить

полуприсед на двух ногах, пятки прижаты к полу; 3-4 – оттолкнуться двумя

ногами, выполнить с места прыжок как можно выше, согнув ноги в коленяхи

стопами касаясь таза. Спину держать прямо, не сгибаться вперёд. Корпус и

плечи неподвижны. Голову держать прямо. 5-6 – приземление на обе ноги; 7-

8 – и.п.

- прыжок ноги врозь; И.п. – о.с., руки на пояс. 1-2 – выполнить

полуприсед на двух ногах, пятки прижаты к полу; 3-4 – оттолкнуться двумя

ногами, выполнить с места прыжок как можно выше, разводя две ноги в

стороны на высоту 45

о

, колени и стопы натянуть. Спину держать прямо, не

сгибаться вперёд. Корпус и плечи неподвижны. Голову держать прямо. 5-6 –

приземление на обе ноги; 7-8 – и.п.

-прыжки выпрямившись с поворотом на 90

о

и 180

о

. И.п. – стойка на

носках, руки в стороны. 1-2 – выполнить полуприсед на двух ногах, пятки

прижаты к полу; 3-4 – оттолкнуться двумя ногами, выполнить с места

вертикальный прыжок с поворотом на90

о

или 180

о

как можно выше, колени и

стопы натянуть. Спину держать прямо, не сгибаться вперёд. Замах для

20

поворота берётся руками, а не плечами или корпусом. Корпус и плечи

неподвижны. Поворот во время прыжка выполняется только вокруг своей

оси. Голову держать прямо. 5-6 – приземление на обе ноги; 7-8 – и.п.

Восстановительные

средства

особо

значимы

в

тренировочном

процессе, т.к. позволяют гимнасткам выполнять необходимый объём работы

без ущерба для здоровья (распределение чередования нагрузок и отдыха,

упражнений на расслабления, создание положительного эмоционального

фона, отвлекающие мероприятия, достаточный сон, сбалансированное

питание, витаминизация, гигиенические процедуры, режим дня.

2.2. Объемы нагрузок

Теоретическая подготовка (%)

4,9

Общая физическая подготовка (%)

19,8

Специальная физическая подготовка

(%)

9,9

Изучение элементов упражнений (%)

9,9

Комплекс упражнений без предмета

(%)

5,0

Организационная подготовка (%)

50

2.3.

Рекомендации по участию занимающихся в спортивно-

оздоровительных мероприятиях.

Спортивно-оздоровительные мероприятия могут включать:

- спортивные праздники (подвижные и спортивные игры, конкурсы,

эстафеты, викторины);

- дни спорта, дни здоровья.

Цели

и

задачи:

укреплять

здоровье

занимающихся,

формировать

необходимые двигательные умения и навыки, развивать коммуникативные

способности,

воспитывать

интерес

занимающихся

к

спортивно-

оздоровительным занятиям.

При планировании и подготовке мероприятия необходимо: определить

основные задачи, дату, время и место проведения; определить количество

участников;

обозначить

порядок

подведения

итогов

и

поощрение.

Мероприятия возможно проводить совместно с физкультурным работником

детского сада или воспитателем.

При составлении мероприятия необходимо:

- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;

- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической

21

нагрузкой и эмоциональным наклоном и заданий, направленных на снятие

напряжения; чередовать массовые и индивидуальные

задания;

сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки,

персонажей.

Особое

внимание

следует

уделять

музыке,

продумать

музыкальное

сопровождение

для

всех

моментов.

Спортивные-

оздоровительные мероприятия способствуют приобщению к физической

культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты

характера,

как

коллективизм,

дисциплинированность,

уважительное

отношение к соперникам.

2.4.

Техника безопасности при проведении занятий

Для предотвращения травм на занятиях необходимо учитывать основные

причины травматизма:

– нарушение правил организации занятий и отсутствие сознательной

дисциплины;

– нарушение методики и режима тренировки;

– нарушение врачебных требований и гигиенических условий.

Частыми причинами травм являются: чрезмерные нагрузки; неумение

обеспечить на занятиях и после них достаточный отдых для восстановления

функционального состояния к следующему подходу или тренировке;

недооценка систематической и регулярной работы над техникой; включение

в тренировку упражнений, к которым танцор не готов из-за слабого развития

физических качеств или утомления.

Общие требования безопасности

К

тренировочным

занятиям

допускаются

дети

только

после

ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский

допуск к занятиям спортивными танцами.

При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать

правила поведения в спортивном зале, время тренировок в соответствии с

расписанием учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

Требования безопасности перед началом занятий

Перед началом занятий зал должен быть проветрен естественной

сквозной системой вентиляции.

Вход в зал разрешается только в присутствии тренера.

22

Дети допускаются к занятиям только в соответствующей спортивной

форме. Перед занятием необходимо снять все украшения и предметы,

способные привести к травме: браслеты, цепочки, часы, заколки и т.д.

Перед

началом

занятий

тренер

должен

выявить

любые,

даже

незначительные

отклонения

в

состоянии

здоровья

обучающихся,

с

последующим их освобождением от занятий для предупреждения случаев

травматизма и заболеваний.

Требования безопасности во время занятий

Занятия в зале проходят согласно расписанию.

Тренер должен поддерживать дисциплину во время занятий и добиваться

четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять

контроль за действиями детей.

При занятиях спортивными танцами должно быть исключено:

- пренебрежительное отношение к разминке;

- неправильное обучение технике физических упражнений;

- нарушение дисциплины, невнимательность, поспешность.

При

появлении

во

время

занятий

боли,

а

также

при

неудовлетворительном самочувствии, обучающийся должен прекратить

занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.

Выход занимающихся из спортивного зала во время занятий возможен

только с разрешения преподавателя.

Требования безопасности после окончания занятий

Проветрить спортивный зал.

В раздевалке при спортивном зале переодеться, снять спортивную

форму (одежду и обувь).

Тщательно вымыть лицо и руки с мылом. По возможности

рекомендуется принять душ.

Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

При резком ухудшении состоянии здоровья или травмировании

учащегося тренер должен немедленно прекратить занятия и приступить к

оказанию ему первой доврачебной помощи.

Одновременно нужно вызвать медицинского работника и скорую

помощь.

При обнаружении признаков пожара преподаватель должен обеспечить

эвакуацию детей из опасной зоны согласно схеме эвакуации при условии их

полной безопасности.

Все дети проверяются в месте сбора по имеющимся у тренера

поименным спискам.

При обнаружении пожара действия соответствовать требованиям

инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.

23

Поведение и действие всех лиц в условиях чрезвычайной ситуации

должны

быть

объективными,

без

провокации

паники,

быстрыми

и

эффективными.

Руководство

действиями

в

чрезвычайной

ситуации

осуществляет руководитель образовательного учреждения или назначенный

им представитель администрации.

3

. Перечень информационного обеспечения

1. Карпенко Л.А. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта –

Родина олимпийской художественной гимнастики: Учебное пособие / Л.А.

Карпенко. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999.

2. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов

физ. культ. / Л.А. Карпенко. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – М., 2003

3.Кечеджиева

Л.,

Ванкова

М.,

Чипрянова

М.

Обучение

детей

художественной гимнастике: Пер. с болг. / Л. Кечеджиева, М. Ванкова, М.

Чипрянова. – М.: Физкультура и спорт.

4. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ.

культ. / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

5. М.Э Плеханова «Эстетические аспекты спортивно-технического

мастерства в сложнокоординационных видах спорта». – М.2006.

6. Д.В.Менджерицкая «О детской игре». – М. Просвещение», 1982.

7.

Л.Кечеджиева,

М.Ванкова,

М.Чиприянова

«Обучение

детей

художественной гимнастике». – М.,Физкультура и спорт, 1985.

8. Н.Н.Венгерова, К.В.Гобузева «Особенности видов подготовки в

художественной гимнастике». – С.-Петербург, 2007.

9.

Е.А.Апраксина

«Элементы

народно-сценического

танца

в

художественной гимнастике». – Смоленск, 2007.

10.

О.Г.Румба

«Основы

хореографической

грамотности

в

художественной гимнастике». – Белгород, 2008.

11. Винер И.А. Физическая культура. Гармоническое развитие детей

средствами гимнастики: метод.пособие: 1 – 4 кл. / И.А. Винер, Н.М.

Горбулина, О.Д. Цыганкова; под ред. И.А. Винер. – М.: Просвещение, 2012.

24

Перечень аудиовизуальных средств:

1. Художественная гимнастика. Сборы 2010. Разминка;

2. Художественная гимнастика. Сборы 2010. Хореография № 1.

Перечень Интернет-ресурсов:

1. Матчин, Г.А. Здоровый образ жизни и его компоненты [Электронный

ресурс] : учебное пособие / Г.А. Матчин. – Оренбург : ОГПУ, 2013. – 186 с. –

Режим доступа :http: // руконт. рф/ efd/231669

2. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

[Электронный ресурс] : учебник / Е. Б. Сологуб, А. С. Солодков. – 4-е изд.,

испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2012. – 620 с. - Режим доступа : http: //

руконт. рф/ efd/ 187910, - ISBN 978-5-9718-0568-7

3. Пахомова, С.В. Методики закаливания организма [Электронный

ресурс] : метод.рекомендации / С.В. Пахомова. - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2010,

- 35 с. Режим доступа :http: // руконт. рф/ efd/ 193274

4. Горбань , И.Г. Профилактика травматизма и организация охраны труда

и техники безопасности на занятиях физической культурой и спортом

[Электронный ресурс] : метод. указания / В. А. Гребенникова,

Оренбургский гос. Университет, И.Г. Горбань. – Оренбург : ОГУ , 2014, - 81

с. - Режим доступа :http: // руконт. рф/ efd/271382

5. Сайт Всероссийской Федерации художественной гимнастики

http

://

www

.

vfrg

.

ru

/



В раздел образования