Напоминание

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА «МАДЬЯР» НА КОНЕ


Автор: Антонов Серей Анатольевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ по спортивной гимнастике
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА «МАДЬЯР» НА КОНЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

спортивная школа по спортивной гимнастике

(МБУДО СШ по спортивной гимнастике)

Методическая разработка

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА «МАДЬЯР» НА КОНЕ

Выполнил: Антонов С.А.,

тренер-преподаватель

Смоленск

2024

2

О Г Л А В Л Е Н И Е

1.Введение…………………………………………………………………… 3

2.Классификация упражнений на коне-махи…………………………... 4-8

3.Взаимосвязь техники выполнения упражнений и технической

подготовки……………………………………………………………….. 9-15

4.Задачи исследований……………………………………………………..15

5.Методы исследования…………………………………………………….15

6.Видеоциклография………………………………………………… …….15

7.Анализ техники выполнения проходки впёред «Мадьяр» на теле, ручке,

между ручками, ручке и лицом наружу………………………….……16-20

8.Выводы………………………………………………………………….…21

9.Методические рекомендации………………………………………. 21-23

10.Список литературы ………………………………………………….24-25

3

1.Введение.

Один из сложнейших элементов на гимнастическом коне, проходка

вперёд впервые был выполнен венгерским гимнастом Золтаном Мадьяром

и получил его имя. Международная федерация гимнастики (ФИЖ)

утвердила этот элемент в правилах соревнований и международной

терминологии как «Мадьяр».

С начала 80-х годов в упражнениях на коне произошли качественные

изменения. Ведущими тенденциями стали проходы (перемещения вдоль оси

снаряда кругами) как сомкнутыми, так и широко разведёнными ногами.

Элемент «Мадьяр» стал базовым упражнением, на основе которого

создано несколько вариантов проходов в переднезаднем направлении,

отличающихся как длиной шагов, так и местом опоры о снаряд. Он входит в

комбинации лучших гимнастов мира. Зная основные технические

характеристики этого элемента, появляются широкие возможности для

создания современных комбинации на данном виде гимнастического

многоборья.

4

2.Классификация упражнений на коне-махи.

Чтобы целенаправленно конструировать наиболее выразительные, ценные

в спортивном и эстетическом отношении средства достижения спортивных

целей, необходимо в целостной двигательной деятельности (ДД) выявить

по условным критериям её части, единицы двигательной деятельности

(ЕДД) и их связи, отношения; для этого есть законы существования и

развития.

Считая, что главной качественной характеристикой вращательных

движений является ось вращения тела, а причиной изменения угловой

скорости – взаимодействие внешних и внутренних сил, можно по этим

критериям выделить ЕДД:

1.

Действия звеньями тела, направленные на задание и поддержание

колебательного движения тела по фронтальной плоскости вокруг

переднезадней оси, проходящей через центр масс тела (Ц.М.Т.) гимнаста,

расположенной в исходном положении (И.П.) над центром площади

опоры и перемещающейся в процессе махов в основном по вертикали

(по В.И.Гавердовскому,1979,1999).

2.

Действия звеньями тела, направленными на задание и поддержание

вращательного движения тела вокруг О.Ц.М., расположенного над центром

площади опоры, типа кругового маятника, при котором траектории

движения точек верхней и нижней половины тела образуют два конуса

с общей вершиной в О.Ц.М. Обе эти ЕДД пока условны, однако они

существуют в виде конкретных перемахов одной ногой и скрещений (1)

и кругов двумя на разных частях снаряда в упорах продольно и

поперёк (2). Они могут быть выполнены и в чистом виде, но и в

исскуственных условиях (на тренажёрах). Это означает, что им можно

обучать, формировать навыки фронтального, плоского маятника и

эллиптического (кругового) маятника или размахивания. Это двигательная

5

база, на которой можно строить более сложные структурные

образования.

3.

Повороты вокруг продольной оси тела (винты). Как и первые две,

третьи ЕДД в чистом виде могут быть выполнены лишь в специально

созданных условиях, а реально существуют в виде перемахов, скрещений

и кругов с поворотами, органически сливаясь с ЕДД 1 и 2.

4.

Действия звеньями тела, преимущественно руками, при взаимодействии с

опорой, приводящие к перемещению всего тела (О.М.Ц.) вдоль оси

снаряда. По аналогии с ходьбой, бегом и прыжками единицы

перемещений удобно называть шагами и прыжками.

5.

Действия звеньями тела, расположенного боком к опоре вокруг

вертикальной оси, проходящей через точку опоры. Это структурная база

так называемых входов выходов.

6.

Действия звеньями тела, направленные на вращение всего тела,

расположенного передней или задней поверхностью к опоре, вокруг

переднезадней оси, проходящей через центр опоры и О.Ц.М. гимнаста.

7.

Взаимодействия ног и нижней части тела «деласал» и скрещений, т.е.

взаимосвязанные, но самостоятельные бросковые движения ногами через

сторону кверху, а при торможении броска – и всей нижней части тела

(в перспективе – в стойку на руках и через стойку). В изолированном

виде механизм этого взаимодействия единый. Сливаясь с 1-й и 2-й ЕДД

он приобретает новое качество, становясь в первом случае скрещением

или каким-либо перемахом одной, а во втором – кругом Деласала.

8.

Переходные действия, обеспечивающие связи между всеми ЕДД в

ритмичную и гармоничную комбинацию, предотвращающие потери темпа

и удары ногами о снаряд в момент переключений, перевода рабочих

звеньев тела с фронтальной на горизонтальную орбиту или обратно.

Гимнасты называют их перебивками. Все базовые упражнения на коне

представляют собой колебательные движения тела гимнаста, как

физического маятника вокруг ЦМТ (Б.В.Маслов, 1987). Для практиков

6

важно знать, каким общим элементам техники приходится обучать

гимнастов на основе знания общей закономерности. Овладение техникой

близкой к идеалу, зависит прежде всего от рациональности исходных

рабочих положений, от взаимодействия с опорой, т.е. действия руками и

плечевым поясом. Основные рабочие положения при кругах двумя – это

упор и упор сзади. В упорах необходимо слегка прогибаться. При

движении по кругу для перемаха вперёд прогибание переходит в

изгибание в сторону. В упоре сзади тело становится слегка вогнутым, а

при перемахе назад снова слегка изгибается в сторону. И всё это – без

произвольного опускания туловища и без провала в плечевых суставах.

Характеристика отдельных рабочих положений заключается в

следующем: упор – это наклонное (примерно под 60° к вертикали)

положение прямого тела на выпрямленных руках. Величина наклона

почти постоянна при всех упорах продольно. Из практических

соображений рекомендуется сильнее загружать руки, подавая плечевой

пояс дальше вперёд. Упоры поперёк заметно отличаются друг от друга

углом наклона тела. При самом низком угол уменьшается до 45°, а при

высоком достигает 90° (тело горизонтально).

Упор сзади. В силу анатомических особенностей человеческого тела угол

отведения туловища от рук здесь меньше, чем в упоре, а потому и

наклон рук назад также менее значителен. При кругах двумя это

приводит к тому, что проекция траектории головы располагается перед

опорой, а не вокруг неё. Упоры сзади поперёк характеризуются

наименьшим углом отведения туловища от рук, а между собой роднятся

в основном величиной сгибания в тазобедренных суставах.

Разновысокие упоры. Разница в высоте точек опоры приводит к наклону

тела в сторону и большей загрузки нижней руки. Гимнаст должен

постараться нивелировать этот перекос действиями в плечевых суставах.

В верхнем – провиснуть, а в нижнем – выключиться. Хотя и в этом случае

наклон тела ликвидировать не удаётся, но траектория движения ног всё,

7

же приближается к горизонтали. К этому основному способу

выравнивания положения тела можно добавить ёще и сгибание в

кистевом суставе нижней руки.

Действия руками и плечевым поясом. Руки и плечевой пояс – опорные

звенья двигательного аппарата гимнаста. Но кроме передачи усилий от

рабочих звеньев – туловища и ног – на опору они и непосредственно

участвуют в перемещениях всего тела. Особенно большое влияние усилия

мышц рук и плечевого пояса оказывают на движение ближайшего к ним

звена - туловища.

Начальный импульс для различных переходов, поворотов и переходов

с поворотами в большинстве случаев сообщается телу именно благодаря

усилиям рук и плечевого пояса. Эффективность взаимодействия с опорой

зависит, прежде всего, от надежности и удобства хвата и правильности

выбора места опоры.

Хваты. Конструкция снаряда допускает большое разнообразие хватов

и положений кистей на опоре. К хватам предъявляются следующие

требования:

- необходим максимальный контакт кисти с опорой. Опорная кисть

должна плотно прилегать к поверхности снаряда; площадь

соприкосновения к поверхностей должна быть, возможно, большей;

-соприкасающиеся поверхности должны быть, возможно, более

горизонтальными, так как самые большие нагрузки – вертикальные.

Следует поэтому избегать опоры на скат ручек, а особенно на тело

коня, где исключается захват опоры пальцами;

-основное давление на опорную руку должно сосредотачиваться на

основании ладони. Направление главных опорных усилий – вдоль оси

рук.

Положение кисти на ручке. При разучивании кругов на ручках кисти

необходимо ставить на середину ручки. Пальцы должны плотно

обхватывать ручку, не допуская проскальзывания.

8

Хваты двумя руками за ручку. Как в положении упора продольно,

так и поперек без крайней необходимости не следует сближать кисти

до предела, стараясь увеличить площадь опоры но, не нарушая общих

требований к хватам. В положении поперек более надежен хват снизу,

так как супинация рук сопряжена их разгибанием и фиксацией

локтевых суставов. Хват сверху освобождает плечевой пояс от лишнего

напряжения, «удлиняет» руки по сравнению с хватом снизу, допускает

большее сближение кистей, но он менее надежен. Среди лучших

исполнителей упражнений на коне обе разновидности хватов поперек на

ручке практикуются в равной мере, но каждый отдельный мастер

предпочитает пользоваться одним.

Положение кистей на теле. При опоре о тело коня гимнаст свободен

в выборе места для хвата, но основание ладони должно быть на

горизонтальной части поверхности. Не следует располагать кисти близко

к торцовой части тела коня.

Перехваты. Общие требования к действиям кистями:

- прежде чем снять руку с опоры, гимнаст должен постараться загрузить

ее и продлить активные движения, направленные на сообщение

максимума энергии рабочим движениям. Только, тогда ноги получат

максимальный разгон, толчковая рука разгрузится и снимется с опоры;

- кисть ставится на опору движением сбоку. Заканчивая перемах, гимнаст

не падает сверху на руку, которой дохватывается, а как бы сначала

притягивается. И только по мере возвращения плечевого пояса в среднее

положение начинает опираться сверху;

- кисть поставленная на опору, загружается постепенно. Внешне это

проявляется в отсутствии стука при смене опоры;

- перехват должен быть как можно более быстрым. После отталкивания

свободная рука не отводится далеко от тела и быстро, не дожидаясь

окончания перемаха, кротчайшим путем ставится на опору.

9

3.Взаимосвязь техники упражнений и технической подготовки.

Понятие «техническая подготовка» в его обычном широком смысле

включает в себя две связанные, но различные категории.

Первая из них – техническая подготовка как процесс. Она охватывает

все организационно-методические моменты, связанные, прежде всего с

обучением и достижением определенного, в том числе планируемого,

уровня технического мастерства. Именно в этой своей части техническая

подготовка действительно сливается с обычными представлениями о

процессе обучения-тренировки. Все методы воздействия на

занимающихся, так или иначе приводящие к становлению нужного

двигательного навыка, могут рассматриваться и как методы технической

подготовки.

Вторая категория – техническая подготовка как состояние гимнаста;

точнее, ее следовало бы назвать технической подготовленностью.

Под технической подготовленностью мы будем подразумевать

совокупность необходимых (в широком смысле программы) или

фактически приобретенных в процессе занятий двигательных навыков, а

также уровень владения ими.

Иными словами, техническая подготовленность – это то, что умеет

делать гимнаст (или должен уметь) и то, как он делает это (или должен

делать).

Основной и принципиальный интерес представляет собой первый

компонент технической подготовленности – «что» (совокупность

двигательных навыков, подлежащих освоению).

Основные задачи технической подготовки решаются в результате

учебно-тренировочного процесса. При этом решение первой из задач

связанно с процессом обучения упражнениям, а второй - с процессом

совершенствования, в узком смысле – тренировки гимнаста. Таким

образом, техническая подготовка обусловливает и то, что гимнаст учится

делать и то, как он выполняет разучивание упражнения.

10

Рассмотрим несколько аспектов, относящихся к технической

подготовке гимнаста.

Элементы начальной «школы гимнаста». К ним относятся:

- важнейшие рабочие положения на снарядах в статике и в условиях

элементарных перемещений;

- элементы гимнастического стиля (выполнение упражнений с прямыми

и согнутыми руками и ногами, оттянутыми носками, напряженной

кистью (мужчины), с правильной осанкой и др.)

-элементы пластики; движения развивающие чувства ритма, навыков

работы с музыкальным сопровождением;

- овладеть силой, гибкостью, координацией движений, способностью

ориентации в пространстве и т.д.

Базовые двигательные навыки. К числу таких действий относятся

сложно-координационные действия универсального назначения,

используемые в виде более или менее автоматизированных частных

навыков:

- удержание рациональной рабочей осанки в условиях выполнения

сложно-координационного движения;

- владение техникой силовых перемещений и фиксаций при переходе

к статическим силовым и равновесным положениям;

- умение сохранять статическую устойчивость, балансировать в

сложных равновесных положениях;

- владение техникой бросковых движений в висах и упорах;

- владение основными отталкиваниями ногами и руками;

- владение безопорными вращениями различной сложности, включая

навык ориентации в пространстве (сальтовая и винтовая подготовка);

- владение приземлениями и техникой восстановления равновесия в

прыжках и соскоках.

Техническое совершенствование гимнаста выступает в неразрывной

связи с обучением гимнаста двигательному навыку. Однако, конкретные

11

задачи технического совершенствования отличны от узкопонимаемых

задач обучения. Здесь предметом работы являются:

- выразительные детали техники движения, его стиль;

- амплитуда маха на опоре;

- ритм движения и соединения;

- высота вылета над снарядом или дальность приземления;

- стабильность движения и точность попадания в конечное положение;

- надежность исполнения при многократном исполнении, в

меняющихся связок.

Техническое совершенствование как самостоятельный раздел работы

особенно характерно для гимнастов высшей квалификации, хотя ему

должно уделяться важное место в работе с любимыми контингентами

занимающихся. ( Л.Я.Аркаев, Н.Г.Сучилин, 2004 ).

Все основные задачи технической подготовки гимнаста могут с

большим или меньшим успехом решаться в процессе текущей работы

над программами.

Однако, современная теория и методика гимнастики

противопоставляют такой «естественной» технической подготовке

понятие специализированной технической подготовки.

Основная отличительная черта специализированной технической

подготовки – ее опора на специальный учебный материал и

соответствующие ему методы работы.

Наиболее важную роль специализированная техническая подготовка

играет на начальных этапах работы с гимнастами (В.К.Жуков, 1983). В

настоящее время имеется положительный опыт подготовки

высококвалифицированных спортсменов, начальная подготовка которых в

СДЮСШОР целиком строилась на освоении специального учебного, а не

классификационного материала (Ю.Г.Свистовский, 2003; В.Т.Дударев,

Ю.Г.Свистовский, 2005, Ю.Г.Свистовский, 2008).

12

Принципиально важной частью содержания технической подготовки в

гимнастике является освоение ряда универсальных двигательных

навыков. Для этого используются частные виды технической подготовки,

осуществляемые средствами, как самой гимнастики, так и других,

близких с этой точки зрения, видов спорта (Ю.Ф.Курамшин, 2003).

В ходе учебно-тренировочного процесса и по мере участия в

соревнованиях занимающиеся гимнастикой приобретают целый ряд

навыков и качеств, совокупность которых отражает специфику

гимнастики как вида спорта. Процесс становления таких навыков и

качеств обычно связывают с понятием подготовки гимнаста (М.Л.Укран,

1961 ,1971; В.Б.Корнберг, 1979; Ю.К. Гавердовский, В.М.Смолевский, 1979;

С.А.Алекперов, Ю.И.Наклонов, 1985; Е.М.Аксенов, 2002;Ю.Г.Свистовский,

2003). В специальной литературе обычно выделяют три основных

компонента подготовки гимнастов: техническая, физическая и

психологическая подготовка, безусловно существует тактическая и

интеллектуальная подготовки, но в прцессе подготовки гимнастов им

уделяют недостаточное внимание.

По мнению Ю.К.Гавердовского, Ф.Мамедова, Г.К.Уткевича (1979),

С.В.Вельдяева(1995), В.Т.Дударева (1995) в процессе специального и

спортивного совершенствования гимнаст овладевает значительным

количеством новых для него упражнений, повышает уровень исполнения

ранее освоенных движений. С этой точки зрения основным предметом

технической подготовки в гимнастике является, прежде всего,

двигательный навык, в отличие от других видов подготовки. Под

технической подготовкой в гимнастике следует понимать совокупность

необходимых или фактически выработанных двигательных навыков и

сопутствующих качеств.

Этому определению соответствуют две основные задачи технической

подготовке в гимнастике:

13

1.Овладение кругом разнообразных по сложности двигательных

навыков, составляющих собой основной предмет технической подготовки

в гимнастике.

2.Закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков в

соответствии с общей и индивидуальной программами подготовки

гимнаста.

Современное упражнение на коне-махе характеризуется самыми

различными видами кругов, махов, одноножных махов и скрещений в

различных видах опоры на всех частях коня. Разрешается выполнять

элементы через стойку на руках с поворотами или без поворотов. Все

элементы должны выполняться махом и без остановок (Правила

соревнований по спортивной гимнастике (мужчины) – М.,2005)

При анализе техники упражнений на коне нужно четко выделять

закономерные чередования отдельных действий, усилий; их длительность,

силу, акценты:

- чередование ускорений, движения по инерции, торможения в махе

каждой ногой (или обеих сомкнутых ног), таза и плечевого пояса;

- чередование относительного ускорения и торможения плечевого пояса

и нижней части тела в поворотах, переходах, поворотах с переходами;

- чередование разных по длительности фаз опоры руками;

- изменение нагрузок на опору;

- подъемы и опускания нижней части тела и о.ц.т.;

- повторные перемещения частей тела относительно опоры (удаление

от опоры, относительное сохранение достигнутого положения ног,

приближение к опоре).

Техническая подготовка гимнаста на коне состоит из формирования

общих навыков рациональной осанки, динамического равновесия, темпа и

ритма, увеличения размахов вращений при кругах двумя и колебаний в

стороны при маятникообразных махах; формирования частных навыков

14

выполнения всего объема элементов и соединений, входящих в

программу соревнований, а затем – обязательных и произвольных

комбинаций (Ю.Г.Свистовский, 2008).

Все базовые упражнения на коне представляют собой колебательные

движения тела гимнаста как физического маятника вокруг ц.м.т.

Поэтому их выполнение подчиняется общим законам механики

управляемо тела. Для практиков важно знать, каким общим элементам

техники придется обучать гимнастов на основе общих закономерностей.

В связи с этим, какие базовые навыки необходимы:

1

Рациональная посадка в упоре и техника работы в плечах (стабильное

положение при кругах, провисание и выталкивание в плечах при

скрещениях т.п.).

2

Техника одноопрных положений при поворотах вокруг руки в упорах

сзади и спереди.

3

Техника вспомогательных приемов изменения высоты упора

(выравнивающее разновысокие положения в плечах при упоре на теле и

ручке).

4

Опора руками о теле коня: в упоре поперек и продольно, на скате, на

седле.

5

Навык хвата двумя руками за одну ручку в упорах продольно и

поперек в ходе круговых движений.

6

Перехваты при перемещениях вдоль коня в упорах продольно и

поперек.

7

Переходы с круговых движений на маятникообразные и обратно.

Анализируя тенденцию развития упражнений на коне можно ожидать,

что в ближайшие годы проходка в перед «Мадьяр» будет усложняться

винтами. Изучение проходки вперед «Мадьяр» в различных вариантах

дает возможность овладения элементами более высокой значимости, но

на основе проходи вперед.

15

4. Задачи исследований

Цель исследования определила следующие задачи:

1. Проанализировать технику гимнастического элемента «мадьяр» на коне.

2. Определить временные параметры двухопорных положений (ДОП) и

одноопорных положений на левой (правовой) руке (ООП).

3. Сформулировать методические рекомендации по основным деталям

техники выполнения данного гимнастического элемента.

5. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Видеоциклография.

3. Компьютерная обработка видеосъемки.

.

6.Видеоциклография

Гимнастический цикл «мадьяр», выполняемый на коне снимался

видеокамерой Soni на видеокассету VHS со скоростью 24 кадра в секунду.

Результаты видеосъемки представлены видеограммой покадрового

выполнения элемента, всего циклов 32 снимка. Опорный круг определялся

как цикл движения. Всего рассмотрено 7 циклов и их временные

характеристики в двух опорных и одноопорных положений гимнаста на

снаряде.

16

7. Анализ техники выполнения проходки впёред «Мадьяр» на теле,

ручке, между ручками, ручке и лицом наружу

Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой

целесообразный способ или совокупность способов управления движениями,

обеспечивающими

успешное

выполнение поставленной двигательной

задачи. Особенности техники всех круговых движений двумя ногами (кругов

продольно и поперек) на коне – махи определяются моментом преодоления

силы

тяжести

тела,

которое

стремится

опустить

тело

гимнаста

в

вертикальное положение, прижать к снаряду. Усилиями рук и плечевого

пояса гимнаст противодействует этому опусканию (В.И. Говердовский,1986;

Ю.К. Гавердовский,1987, 2002 и др.). Благодаря набранному гимнастом

ускорению по горизонтали, прямое тело принимает наклонное положение на

коне – махи.

В

проведенных

исследованиях,

с

помощью

видеосъемки

нами

анализировалась техника выполнения одного из базовых элементов на коне –

махи – круговые перемещения поперек снаряда с одной части тела на другую

называемый по имени первого исполнителя (Мадьяр). Элемент является на

данный момент профилирующим для гимнастов и от качества его освоения

зависит мастерство и будущее юных спортсменов.

Анализируя видеограмму

техники выполнения гимнастического

элемента так называемой «проходки» через все тело коня (мадьяр), следует

остановиться на 2-х кругах, которые являются «разгоночными»

для

придания начального ускорения к последующему перемещению гимнаста с

одной части тела на другую т.к. одного круга явно не достаточно чтобы

набрать необходимую скорость для выполнения данного элемента (Рис.1). В

целом, время выполнения (t) первого круга равно – 0,88 сек. (кадры 2-7),

второго круга – 0,64 сек. (8 - 11 кадры) заметно увеличение скорости

выполнения, которое составляет – 0,24 сек. На третьем круге гимнаст

перемещается на ручки (12-15 кадр), скорость перемещения составляет – 0,64

17

сек., т.е. со скоростью 2 круга на теле, это указывает на то, что скорость

выполнения круга является оптимальной. Нахождение гимнаста на одной

ручке скоротечно составляет (15-16 кадр) – 0,40 сек., далее гимнаст

переходит на тело коня между ручками, время перехода в это положение

составляет – 0,38 сек. (18-21 кадр), т.е. почти такой же как при переходе

гимнаста на одну руку. Переход с тела коня снова, но уже на дальнюю ручку

составляет – 0,72 сек. (22-24 кадры) увеличение времени выполнения связаны

с трудностью перехода на дальнюю ручку, в связи с тем, что гимнаст должен

высоко удерживать тело в горизонтальном упоре, чтобы не задеть ногами

ручку коня. Последующий переход с ручек на дальнюю часть тела коня

занимает - 1,20 сек. (25-30 кадры) это еще больше чем предыдущий круг на

ручке, что так же связано с еще большей нагрузкой на мышцы гимнаста,

удерживающие горизонтальное положение в самой низкой посадке, т. е. в

упоре на теле коня, когда все тело должно проходить через обе ручки.

Таким образом, время выполнения всего элемента (Мадьяр) с момента

толчка ногами с двумя начальными разгонными кругами выполняется в

течении - 11,04 сек. не учитывая время выполнения приземления со снаряда.

За данный период времени гимнаст выполняет в общей сложности – 7

кругов, находясь в разных положениях упора на теле и кругах. Особо стоит

обратить внимание на то, что для выполнения данного элемента необходимо

выполнить 2 разгонных круга в упоре поперек, причем на 2-м круге

достигается большая скорость выполнения круга для создания наилучших

условий для

перемещения гимнаста с тела коня на его ручки. Из

представленной

видео-граммы видна высокая посадка гимнаста над

снарядом, прямое положение тела на всех кругах, что говорит о высокой

технике исполнительского мастерства гимнаста.

Анализируя технику выполнения данного элемента очень важным

являются нахождение гимнаста в двухопорном (ДОП) и одноопорном (ООП)

положении. Двухопорное положение позволяет гимнасту набрать начальную

скорость

движения

от

которой

зависит

точный

временный

ритм

18

двигательных действий гимнаста от одноопорных положениях. Так, в

начальном, исходном двухопорном положении гимнаст находиться – 4,4 сек.

Но если считать более точно, время нахождения гимнаста в двухопорном

положении (ДОП) после толчка ногами составляет – 0,4 сек. (1-2 кадры).

Одноопорное положение на левой руке составляет – 0,32 сек. (3 кадр). Время

выполнения двухопорного положения, когда тело находится спереди, над

телом коня – незначительное – 0,18 сек. (4 кадр),затем наступает

одноопорное положение на правой руке, гимнаст находится в этом

положении – 0,24 сек. (5-6 кадры). Завершается 1 цикл (1 круг) приходом

снова в ДОП, время выполнения с момента наскока на снаряд составляет –

5,24 сек. (1-6 кадры).

Во 2-м цикле (2-й круг, 7-10 кадры), ООП на левой руке составляет –

0,32 сек. (7-8 кадры), тоже, что и на первом круге, ДОП – 0,18 сек. (9 кадр)

повторяет первый круг, ООП на правой руке – 0,4 сек. (10 кадр) несколько

продолжительнее, т.к. гимнаст начинает смещаться ближе к ручкам.

Время ДОП на 3-м цикле ( 3-й круг) равен – 0,16 сек. (10 кадр) почти

такое же, что и на втором круге, ООП на левой руке составляет – 0,40 сек.

(11-12 кадры). ДОП, тело гимнаста спереди – 0,16 сек (12 кадр) почти

остается неизменным, ООП на правой руке – 0,24 сек. (13 кадр) короче, т.к.

следующее действие идет постановка левой руки на ручку, начинается

вхождение гимнаста в ручки. ДОП (14 кадр) составляет – 0,.24 сек. Является

началом 4-ого цикла (4 круг) ООП на левой руке уже на первой ручке

составляет – 0,24 сек. (15 кадр), далее ДОП тело гимнаста спереди – 0,4 сек

(16 кадр) в два раза продолжительнее, чем аналогичное положение на

третьем круге, т.к. гимнаст находится на одной ручке, далее ООП на правой

руке составляет – 0,16 сек. (17 кадр). ДОП, завершается 4-й цикл ( 4-й круг) –

0,4 сек. (18 кадр). Опора гимнаста о снаряд – сложная, правой рукой

опирается на ручку, а левой рукой о тело коня между ручками, поэтому оно

несколько продолжительнее ДОП предыдущего 3-его цикла (3 круга).

19

5-й цикл (5 круг), временные параметры следующие: ООП на левой

руке – 0,4 сек.(19 кадр), двухопорное положение (ДОП) – тело гимнаста

спереди – 0,12 сек.(20 кадр), ООП на правой руке – 0,24 сек.(21 кадр). ДОП

тело гимнаста сзади коня – 0,24 сек.(22 кадр) и левая рука находится на

дальней ручке, является началом 6-го цикла(6 круга).

6-й цикл(6 круг, 23 кадр) временные характеристики: ООП на левой

руке – 0,48 сек. – продолжительнее, т.к. гимнаст должен сместиться вперед

на ручку. ДОП тело гимнаста спереди – 0,16 сек.(24 кадр),ООП на правой

руке – 0,24 сек.(25 кадр). ДОП тело гимнаста сзади – (26 кадр), начало 7-го

цикла (7 круг) -0,16 сек.

7-ой цикл (7 круг,26 кадр), ООП на левой руке – 0,4 сек.(27 кадр), ДОП

тело спереди – 0,12 сек.(28 кадр), ООП на правой руке – 0,24 сек.(29 кадр) и

ДОП тело гимнаста сзади – 0,16 сек. (30-31 кадры) и приземление гимнаста –

0,48 сек.(32 кадр). Время выполнения

всего упражнения – «проходки»

(мадьяр) с 1 по 7 циклы (1-7 круги) с фазой приземления составляет в общем

временном диапазоне – 11,52 сек.

Таким образом, анализируя все действия гимнаста в исследуемом

гимнастическом элементе (Мадьяр) выявляется, что главные ДОП гимнаста

происходят очень быстро и мощно, задающие оптимальный темп движения и

как следствие, устойчивому положению гимнаста в ООП на левой и правой

руках. При выполнении всех 7-ми кругов, особенно при перемещении на

ручки и между ручек ООП на левой руке занимает больше времени чем ООП

на правой руке, это указывает на важность действий гимнаста в этом

положении, когда необходимо удержать гимнастическую осанку на данном

снаряде и в последующем, следить за этой осанкой – прямым положением

тела, что в свою очередь очень важно далее, положительного переноса на

другие опорные положения тела гимнаста на снаряде. ДОП. гимнаста

являются ключевыми и следует особо обратить внимание исполнителя на эти

положения, когда тело гимнаста находится сзади и спереди снаряда, которые

должны выполнятся гимнастом достаточно быстро и мощно.

20

21

На всем протяжении выполнения проходя «мадьяр» гимнаст старается

сохранить прямое положение тела во все двух и одноопорных положениях,

что является технически правильной динамической осанкой исполнителя.

8.Выводы

1. Результаты анализа исполнения гимнастического элемента (Мадьяр) на

коне

махи

позволили

определить

общее

количество

кругов

двумя,

необходимое для перемещения с одной части тела на другую составляет 7

кругов, общее время выполнения без начального наскока – 9,16 с.

2. Для достижения оптимального ритма выполнения данного элемента

определяется скоростью начального движения необходимого выполнения 2-х

разгонных кругов двумя, время выполнения 1 круга составляет 0,88 с., 2

круга – 0,64 с, заметно ощущается увеличение скорости выполнения на

0,24 с.

3. Сохранение правильной динамической осанки, прямое тело при двух и

одноопорных положений гимнаста является основой правильности техники

выполнения изучаемого элемента.

9.Методические рекомендации

Целевыми объектами обучения кругам двумя с последующими

перемещениями с одной части тела на другую на коне-махи должны быть:

- элементы динамической осанки;

- управляющие действия.

Наиболее эффективно обучение кругам двумя в упоре поперек на теле

коня-махи протекает при последовательном освоении ряда учебных заданий,

направленных

на

формирование

навыков

динамической

осанки

и

управляющих действий, которые четко представлены в самой обучающей

программе.

22

Учебный материал в обучающей программе расположен в виде

последовательных

шагов

обучения,

состоящих

из

учебных

заданий

определенной

направленности.

Работая

с

обучающей

программой

необходимо обеспечить наличие у гимнастов исходной базы и добиваться

полноценного понимания задач и технических требований к каждому

заданию.

Процесс обучения протекает значительно быстрее при использовании в

работе

индивидуальных

карточек-заданий.

Переходить

к

следующему

заданию можно после 3-х кратного (подряд) качественного выполнения

конкретного задания с соблюдением всех требований.

Для

обеспечения

плавного

перехода

от

выполнения

отдельных

элементов

к

целостному

исполнению

целевых

упражнений

в

соответствующих

шагах

программы

предусмотрено

использование

тренажерных устройств (например, тренажер изготовленный на кафедре ТиМ

гимнастики, ст. преподавателем С.А. Антоновым, 2011 г.).

Обучающая программа для овладения базовыми упражнениями

1. Требования к специальной физической подготовке:

- сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (10 раз);

- угол в упоре (держать 5 сек.);

- перемещения в упоре лежа (назад) – 12 м.;

- то же, в упоре лежа сзади (вперед) – 12м.;

- умение фиксировать горизонтальный упор на низких стоялках (5р. В 1-м

подходе);

- размахивание в упоре на брусьях с фиксацией горизонтального положения

тела на махе назад (5р. В 1-м подходе);

Требования к технической подготовке:

- выполнение кругов двумя на грибке (10 кругов);

- то же, но поворотами на 180˚ и 360˚;

- тренажер и укороченный конь с ручками, круги двумя (10 кругов);

23

- то же, но поворотами на 180˚ и 360˚;

- тренажер низкий конь (h-80 см.) без ручек, выполнение кругов в упоре

поперек (10 кругов);

- тоже, но с последующим перемещением вперед.

На каждом тренировочном занятии

необходимо выполнять круги

двумя в упоре поперек с изменением темпа по примерной схеме: 3 круга в

низком темпе – 3 круга в высоком темпе. Кроме этого выполнять не менее

одного подхода на круги в максимальном темпе.

24

10.Список литературы

1.

Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов/ Л.Я. Аркаев , Н.Г. Сучилин-М.:

Физкультура и Спорт,2004-328с.

2.

Баршай В.М. Гимнастика: учебник/ В.М Баршай, В.Н. Курысь,

И.Б.Павлов – Ростов н/Д.: Изд-во 2-е, доп. И перераб. 2011-330с.

3.

Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение

им: автореф. дис… докт. пед.наук/ Ю.К. Гавердовский.-М 1986-25с.

4.

Говердовский В.И. Программирование при обучении базовым

упражнениям

на

гимнстическом

коне:

автореф.

дис…

канд.пед.наук/В.И. Говердовский – Л., 1986. -19с.

5.

Гавердовский Ю.К. Гимнастическое многоборье мужские виды / Ю.К.

Гавердовский-М: физкультура и спорт, 1997-479с.

6.

Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. Популярное

учебное пособие/Ю.К. Гавердовский: Терра-Спорт, 2002-512с.

7.

Донской Д.Д. Биомеханическое обоснование строения спортивного

действия и его совершенствования. – М.:Физкультура и спорт, 1995.-

40с.

8.

Епишин Н.Д. Смысловые единицы системы движения гимнаста на

снарядах// Материалы совместной научной конференции РГАФК,

МГАФК и ВНИИФК: Сб.науч.тр. – М., 2001.- С.30-33.

9.

Епишин Н.Д. Теоретические основы техники движений гимнаста на

снарядах/ Н.Д. Епишин - Малаховка: МГАФК, 2008. 33-41с.

10. Журавин М.Л. Гимнастика /М.Л. Журавин, Н.К. Меньшиков//учеб. для

студентов высших пед.учебных заведений//-М.: Издательский центр

«Академия», 2001.-448с.

11.

Журавин

М.А.

Ю.К.

Гимнастика

/М.Л.

Журавин,

Н.К.

Меньшиков//учеб. для студентов высших пед.учебных заведений//-М.:

Издательский центр «Академия», 2008.С.230-236.

25

12. Кирьянов Ю.А. Обучение гимнастов сложным маховым упражнениям

на основе рационального построения их двигательной структуры:

Автореф. дис…д-ра. пед.наук/Ю.А. Кирьянов. – М.,1986. – 23 с.

13.

Маслов Б.В. Упражнения на коне /Б.В. Маслов//Гимнастическое

многоборье отдельные виды под рук. Ю.К. Гавердовского. – М.:

Физкультура и спорт, 1987 – С. 75-148.

14. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика/

Ю.В. Менхин: СпортАкадемПресс 2003 – 303с.

15. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания: учебник

для факультетов физической культуры /Н.К. Меньшиков – СПб.: изд.

РГПУ им. А.И. Герцена 1998 – 463с.

16.

Родионенко А.Ф. Базовая подготовка гимнастов на коне /А.Ф.

Родионенко,

В.И.

Говердовский//метод.

прилож.

к

журналу

«Гимнастика»; Федерация спортивной гимнастики России. – вып.1. –

М.: Советский спорт, 2010. – С. 26-36.

17. Родионенко А.Ф. Рекомендации по обучению базовым упражнениям

на коне /А.Ф. Родионенко, В.И. Говердовский// метод. прилож. к

журналу «Гимнастика»; Федерация спортивной гимнастики России. –

вып.2. – М.: Советский спорт, 2011. – С. 69-84.

18.Сучилин Н.Г. Гимнастика: теория и практика /Н.Г. Сучилин// метод.

прилож. к журн. «гимнастика»; Федерация спортивной гимнастики

России – вып.1. –М.: Советский спорт 2010 - 87 с.

19.

Сучилин Н.Г. Техническая структура гимнастических упражнений

/Н.Г. Сучилин//метод. прилож. к журн. «Гимнастика»; Федерация

спортивной гимнастики России. – вып. 1. – М.: Советский спорт, 2010.

– С.5-19.

20.Сучилин Н.Г. Биомеханические основы спортивной техники /Н.Г.

Сучилин, А.Ф. Родионенко, Ю.В. Шевчук//метод. прилож. к журн.

«Гимнастика»; Федерация спортивной гимнастики России. – вып. 2. –

М.: Советский спорт, 2011. – С.5-28.



В раздел образования