Напоминание

Роль игры в формировании нравственно-волевых качеств личности младшего школьника.


Автор: Тимерова Зульфия Дилшатовна
Должность: Преподаватель актёрского мастерства и сценической речи
Учебное заведение: МАУДО "Детская театральная школа"
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Набережные Челны
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры в формировании нравственно-волевых качеств личности младшего школьника.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тимерова Зульфия Дилшатовна

МАУДО «Детская театральная школа »

Республика Татарстан г.Набережные Челны

Преподаватель актёрского мастерства и сценической речи

Роль игры в формировании нравственно-волевых качеств личности младшего

школьника.

Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением,

учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере,

как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или

труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно

позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы

проявиться и развиться.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в

чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает,

углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли

основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и

личности ребенка в целом. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно

значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее

внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают,

прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не

стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как

нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод,

путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их

умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить

цель,

выбирать

средства

ее

достижения,

планировать

работу

во

времени.

Для

формирования

целостной

и

гармоничной

личности

необходимо

систематическое

включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных

заданий

-

самостоятельных

работ

-

приобретает

характер

проблемно-поисковой

деятельности.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений,

от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым

действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам

дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер

личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на

основе своих взглядов и побуждений.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям

выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический

вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры,

появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному

формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к

закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с

правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может

возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же

действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим,

всемогущим, желанным.

Работа с младшими школьниками обнаруживает их психологическую потребность

в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления

волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под волевыми

качествами

будем

понимать

особенности

волевой

регуляции,

проявляющиеся

в

конкретных

специфических

условиях,

обусловленных

характером

преодолеваемой

трудности. Традиционно в психологии изучаю волевые качества личности через

проявление физического усилия.

Представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности

и пути их формирования посредством различных игр. Признаками настойчивости

является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно

преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать

деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более

интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.

Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для

длительной борьбы с трудностями.

Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на

неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение

длительно добиваться намеченной цели. Вышеперечисленные волевые качества можно

развить у детей младшего школьного возраста с помощью игры-соревнования «А ну-ка,

мальчики и девочки!» Суть игры: девочкам необходимо собрать из конструктора

башенный кран или самоходную машину. Мальчикам необходимо сшить кукле платье или

сделать ей прическу. Победителями оказываются та группа, которая быстрее справилась с

заданием. Обязательно после окончания игры необходимо совместно подвести итоги игры

и проанализировать их.

Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того

или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний,

уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во

врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной

обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом

учителя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.

Признаками

выдержки

являются:

проявление

терпения

в

деятельности,

выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях;

умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение

контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Подбор игр на развитие

данного волевого качества связан с большими трудностями, так как выдержка

проявляется в естественных условиях, проиграть которые трудно (для этого необходимо

преднамеренно вызвать у игроков сильные эмоции, причем негативного характера).

Большую роль здесь смогут сыграть ролевые игры.

Важно, чтобы к участию в играх привлекались родители учащихся, которые могли

бы, например, исполнять роль экспертов. Проводимая психопрофилактическая работа с

родителями

также

может

способствовать

развитию

волевых

качеств

младших

школьников.

Список литературы.

1.

1 Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.

2.

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в

коллективе. - М., 2000г.

3.

Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.

4.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.

5.

Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование.

2003. № 9-10.

6.

Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.:

Просвещение, 2006.

7.

Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн.

заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.

8.

Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. //

Классный руководитель. 2001 №6.



В раздел образования