Автор: Тимерова Зульфия Дилшатовна
Должность: Преподаватель актёрского мастерства и сценической речи
Учебное заведение: МАУДО "Детская театральная школа"
Населённый пункт: Республика Татарстан г. Набережные Челны
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры в формировании нравственно-волевых качеств личности младшего школьника.
Раздел: дополнительное образование
Тимерова Зульфия Дилшатовна
МАУДО «Детская театральная школа »
Республика Татарстан г.Набережные Челны
Преподаватель актёрского мастерства и сценической речи
Роль игры в формировании нравственно-волевых качеств личности младшего
школьника.
Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением,
учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере,
как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или
труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно
позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы
проявиться и развиться.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в
чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает,
углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли
основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и
личности ребенка в целом. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно
значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее
внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают,
прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не
стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как
нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод,
путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их
умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить
цель,
выбирать
средства
ее
достижения,
планировать
работу
во
времени.
Для
формирования
целостной
и
гармоничной
личности
необходимо
систематическое
включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных
заданий
-
самостоятельных
работ
-
приобретает
характер
проблемно-поисковой
деятельности.
Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений,
от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым
действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам
дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер
личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на
основе своих взглядов и побуждений.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям
выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический
вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры,
появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному
формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к
закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с
правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может
возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же
действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим,
всемогущим, желанным.
Работа с младшими школьниками обнаруживает их психологическую потребность
в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления
волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под волевыми
качествами
будем
понимать
особенности
волевой
регуляции,
проявляющиеся
в
конкретных
специфических
условиях,
обусловленных
характером
преодолеваемой
трудности. Традиционно в психологии изучаю волевые качества личности через
проявление физического усилия.
Представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности
и пути их формирования посредством различных игр. Признаками настойчивости
является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно
преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать
деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более
интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для
длительной борьбы с трудностями.
Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на
неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение
длительно добиваться намеченной цели. Вышеперечисленные волевые качества можно
развить у детей младшего школьного возраста с помощью игры-соревнования «А ну-ка,
мальчики и девочки!» Суть игры: девочкам необходимо собрать из конструктора
башенный кран или самоходную машину. Мальчикам необходимо сшить кукле платье или
сделать ей прическу. Победителями оказываются та группа, которая быстрее справилась с
заданием. Обязательно после окончания игры необходимо совместно подвести итоги игры
и проанализировать их.
Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того
или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний,
уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во
врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной
обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом
учителя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.
Признаками
выдержки
являются:
проявление
терпения
в
деятельности,
выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях;
умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение
контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Подбор игр на развитие
данного волевого качества связан с большими трудностями, так как выдержка
проявляется в естественных условиях, проиграть которые трудно (для этого необходимо
преднамеренно вызвать у игроков сильные эмоции, причем негативного характера).
Большую роль здесь смогут сыграть ролевые игры.
Важно, чтобы к участию в играх привлекались родители учащихся, которые могли
бы, например, исполнять роль экспертов. Проводимая психопрофилактическая работа с
родителями
также
может
способствовать
развитию
волевых
качеств
младших
школьников.
Список литературы.
1.
1 Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М.,2004.
2.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в
коллективе. - М., 2000г.
3.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
4.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.
5.
Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование.
2003. № 9-10.
6.
Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.:
Просвещение, 2006.
7.
Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн.
заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 2006.
8.
Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. //
Классный руководитель. 2001 №6.