Напоминание

"Работа над художественным образом вокальных произведений"


Автор: Лыженкова Ксения Андреевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Зареченской детской школы искусств"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Открытый урок в классе вокала
Тема: "Работа над художественным образом вокальных произведений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Зареченская детская школа искусств»

Открытый урок в классе вокала в отсутствии педагога

Тема: Работа над художественным образом вокальных произведений на

примере двух романсов: А. Гречанинов, сл. А. Толстого «Острою

секирой…» и С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой «Сирень».

Выполнила

Концертмейстер

Лыженкова Ксения Андреевна

г. Тула

2024 год

Цель урока:

формирование музыкально-образного представления вокальных

произведений у ученика

создание условий для формирования навыков исполнения вокальных

произведений в ансамбле – солист и концертмейстер

подготовка произведений к концертному исполнению

Задачи урока:

1.

Обучающие:

улучшить исполнительские навыки солиста при работе в ансамбле с

концертмейстером

сформировать умение анализировать музыкальный и словесный

текст

2.

Развивающие:

расширить кругозор ученика за счет знакомства его с

композиторами и авторами слов произведений

развитие интереса к занятиям музыкой

3.

Воспитательные:

развитие художественно-образного мышления у ученика

развитие умения при самостоятельной работе использовать

полученные знания

План урока

:

1.

Вводная часть:

беседа о значении работы концертмейстера в классе вокала

2.

Подготовительная часть урока:

обозначение темы урока

распевание голосового аппарата

3.

Основная часть урока:

работа над репертуаром

4.

Заключительная часть урока:

подведение итогов урока

запись домашнего задания

Добрый день, я - Лыженкова Ксения Андреевна, концертмейстер МБУДО

«Зареченской детской школы искусств» г. Тулы представляю вам фрагменты

урока в классе вокала в отсутствии педагога. В этом мне сегодня поможет

ученик 9 класса Новиков Сергей, класс преподавателя Заслуженного

работника культуры РФ Дьячковой И.П.

Вводная часть урока

Для начала обозначу несколько моментов в работе концертмейстера на

уроках вокала.

Концертмейстер на уроке в отсутствии педагога может помочь ученику

изучить новое произведение: на начальном этапе - выучить вокальную

партию на фортепиано, разобрать текст и его смысл, познакомить ученика с

композитором произведения и автором слов. В дальнейшем - уточнить

музыкальные ремарки и поработать над ансамблевым исполнительством.

Роль концертмейстера не менее важна, чем роль педагога, ведь именно

концертмейстер остается с солистом на сцене, являясь участником дуэта для

показа полной музыкальной картины зрителям.

Подготовительная часть урока

А теперь перейдем непосредственно к уроку.

Тема урока - Работа над художественным образом вокальных произведений

на примере двух романсов: А. Гречанинов, сл. А. Толстого «Острою

секирой…» и С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой «Сирень».

Перед тем, как приступить к работе над произведениями, распоемся на

нескольких вокализах (избранные вокализы Г. Зейдлера).

Основная часть урока

Начнем нашу работу с романса А. Гречанинова на слова А.Толстого «Острою

секирой…»

Немного расскажу про самого композитора:

Александр Гречанинов является русским композитором рубежа XIX-XX

веков. Помимо произведений для симфонического оркестра или для

камерного ансамбля, Гречанинов писал и вокальные произведения, среди

которых более 100 романсов, духовная музыка, хоровая музыка.

Современники отмечали, что Гречанинов писал удобно для голосов, за счет

чего популярность его вокальных произведений могла конкурировать с

вокальными произведениями П.Чайковского.

Также композитор не просто интересовался народной музыкой, а исследовал

ее, ездил в экспедиции, собирая материал народной музыки, впоследствии

которую обрабатывал, т.е. делал обработки народных песен.

Не случайно я упомянула данный момент, поскольку музыка романса

«Острою секирой» напоминает народную. Это мы можем отчетливо видеть в

арпеджированных аккордах в фортепианной партии, имитирующие гусли

(Приложение 2, рис.3) или в фортепианном вступлении, напоминающее

сольное народное пение (Приложение 2, рис. 4).

Теперь расскажу немного об Алексее Толстом, слова которого использованы

в данном романсе. Многие его поэтические произведения строятся на

описании родных мест, включающие философские раздумья. Также

отмечают его фольклорность, т.е. стихотворения в стиле народных песен.

Подтверждение этих слов мы можем найти в цитате Сергея Есенина. Он

говорил о Толстом так: «Широкой он души человек. Какая-то богатырская

удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский

подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».

Именно пейзажность и философские раздумья присутствуют в

стихотворении, использованном в нашем романсе. Давай прочитаем их и

подумаем, какой смысл в них заложил автор.

Острою секирой ранена береза,

По коре сребристой покатились слёзы.

Ты не плачь, не плачь, береза бедная, не сетуй,

Рана не смертельна, вылечишься к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана.

Лишь больное сердце не залечит раны.

С одной стороны, автор описывает природу: березу, истекающую березовым

соком от зарубки, которую сделал человек, возможно, хотевший утолить

свою жажду.

С другой стороны, если углубляться в философские раздумья, то мы можем

увидеть, что автор размышляет над темой любви, жизни и смерти. Такие

словесно-лексические замены, как «надрез» – «рана», «березовый сок» -

«слезы», помогают автору идентифицировать березу и человека. Он говорит,

что раны остаются и не заживают, хотя боль и затупляется.

Теперь исполним романс, пытаясь передать для себя близкий смысл этих

строк.

Остановимся на нескольких моментах уже в музыкальном тексте.

В музыкальной ткани А. Т. Гречанинов использовал выразительные средства

для лучшей передачи внутреннего мира лирического героя и самого текста.

o

Lamento - интонации плача в фортепианной партии (Приложение 3,

рис. 5) – погружение в эмоциональное состояние лирического героя

o

Полиритмия в партии фортепиано между руками - смятение чувств,

беспокойство лирического героя (Приложение 3, рис. 5)

o

Изобразительность слов в музыке:

после слов “покатились слезы” идет их музыкальный показ на

фортепиано (Приложений 3, рис.6)

на словах «рана не смертельна, вылечишься к лету» (Приложение 4,

рис.7) звучит мажорный лад и, хотя в нотах таких ремарок нет, но

исполнители здесь могут чуть сдвинуть темп, чтобы лучше передать

положительный окрас данных слов, из-за чего впоследствии будет

убедительнее звучать замедление (Приложение 4, рис. 8)

“Лишь больное сердце не залечит раны” - послесловие и основная

мысль всего произведения

Перейдем к следующему романсу - С. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой

«Сирень».

С. В. Рахманинов – известный русский композитор, дирижер и пианист

рубежа XIX – XX веков. Он является ярчайшим мелодистом, который

выделяется умением создавать широко и длительно развертывающиеся

мелодии большого дыхания, соединяющие красоту и пластичность рисунка с

яркой и напряженной экспрессией. В них часто слышится что-то родственное

широте русской протяжной народной песни.

В музыкальных пейзажах (в романсах с описанием природы, как «Здесь

хорошо», «Островок», «Сирень») тонко раскрываются чувства человека, его

душевный мир, отношение к жизни, к природе. И музыка становится

особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой.

Автором стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна

Бекетова, писавшая в основном поэтические произведения. Она являлась не

только тетей другого известного поэта Александра Блока, но и дочерью

профессора ботаники. Возможно, поэтому ей была свойственна тонкая

наблюдательность и любовь к природе, которая трансформировалась в

удивительно легкие и изящные стихотворные строки, навеянные

очарованием неповторимого пейзажа срединной России.

По утру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет.

Романс «Сирень» воспринимается как своего рода эмблема рахманиновской

светлой весенней лирики. И действительно, музыка его отличается особой

благоуханной свежестью и поэтичностью выражения.

Уже в фортепианном вступлении можно услышать фигурации,

напоминающие легкое дуновение ветерка, колышущие ветви цветущих

кустов или реяние ароматов в прозрачном весеннем воздухе, которые

создают ощущение умиротворённости и сладостного покоя. Ощущение покоя

возникает и благодаря пентатонической ладовой окраске. (Приложение 5,

рис. 10)

Мы говорили раннее о том, что Рахманинов создавал мелодии большого

дыхания, и уже в партии солиста мы можем это наблюдать. Первая часть

романса состоит из двух больших фраз, и, несмотря на то, что внутри них

присутствуют паузы, следует добиваться цельности звучания. (Приложение

5, рис. 11, Приложение 6, рис. 12)

Вторая часть романса начинается с фигураций в фортепианной партии.

Исполнители часто ускоряют здесь темп для яркой передачи изменения

тональности, соответственно, и характера данного раздела, хотя в нотах

таких ремарок автор не оставлял. (Приложение 6, рис. 13)

Краткое отклонение в минорную тональность на словах «В жизни счастье

одно мне найти суждено», сопровождаемое изменением фортепианной

фактуры и мелодического рисунка вокальной партии, а затем щемящая

хроматическая интонация в заключительной кульминационной фразе «...мое

бедное счастье цветет» передает скрытое и лишь мимолетно прорывающееся

наружу чувство горечи и печали, чувство светлой грусти. (Приложение 7,

рис. 14)

Сложность в ансамблевом исполнительстве между солистом и

концертмейстером представляет собой множество темповых отклонений,

которые делают всю музыкальную ткань живой, поэтому следует на уроках

договориться об этих замедлениях. Но и во время исполнения

концертмейстеру нужно внимательно слушать солиста и как бы

предчувствовать данные темповые отклонения, т.е. следовать партии солиста

(colla parte).

Известная российская певица Антонина Нежданова говорила о

С.В.Рахманинове так: «В его романсах масса лирики, подлинного чувства

поэзии, правды и искренности. Равнодушно петь их нельзя».

Заключительная часть урока

Домашнее задание:

самостоятельно еще раз проанализировать два романса, закрепив при

этом знания, полученные на уроке

послушать известных исполнителей данных романсов и отметить

близкие для себя моменты в их трактовке

Приложение 1

рис. 3

рис. 4

Приложение 3

рис. 5

рис. 6

Приложение 4

рис. 7

рис. 8

рис. 9

Приложение 5

рис. 10

рис. 11

Приложение 6

рис. 12

рис. 13

Приложение 7

Рис. 14



В раздел образования