Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах коррекционной школы


Автор: Таранова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Приозерская начальная школа – детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Приозерск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах коррекционной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Таранова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов, учитель-дефектолог

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных

классах коррекционной школы

Аннотация. В статье определена роль здоровьесберегающих технологий в

формировании

и

поддержания

здоровья

учащихся

начальных

классов

коррекционной школы, имеющих интеллектуальные нарушения. Представлены

основные виды применяемых здоровьесберегающих технологий, проведен

анализ их влияния на развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти и

мышления.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, начальные

классы, коррекционная школа, интеллектуальные нарушения.

В

условиях

современной

социально-экономической

и

природной

обстановки проблема детского здоровья обретает глобальный характер. Данные

Минздрава России свидетельствуют о том, что сегодня у каждого пятого

учащегося начальных классов имеется хроническая патология, у половины

учеников отмечаются функциональные отклонения. Проблема сохранения

здоровья

детей

становится

все

более

актуальной

в

современном

образовательном

процессе.

В

особенности

важным

является

вопрос

использования

в

работе

с

учащимися

коррекционных

школ

здоровьесберегающих технологий.

Существует множество определений понятия «здоровье». Наиболее емкое

определение дано Всемирной организацией здравоохранения: здоровье – это

состояние полного физического, социального и психического благополучия, а

не просто отсутствие физических дефектов или болезней [4, c. 32].

Учащимся

начальных

классов

коррекционной

школы,

имеющим

интеллектуальные нарушения, свойственны нарушение эмоционально-волевой

1

сферы, недоразвитие речи, недоразвитие высших психических функций,

отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика

пальцев рук, агрессивность, раздражительность, негативизм. Многие дети

имеют

повышенную

утомляемость,

нарушения

основных

понятий

и

представлений. Таким образом, в коррекции физического и психического

состояния учащихся коррекционной школы может помочь использование

здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями понимается система работы

учебного заведения, направленная на сохранение и развитие здоровья всех его

участников – детей и взрослых. Относится это не только к урокам физической

культуры,

но

и

другим

учебным

предметам,

воспитательной

работы,

медицинской и психологической службы образовательного учреждения [1, c.

120].

Здоровьесберегающие

технологии

являются

шансом

взрослых

на

решение проблемы сохранения здоровья учеников не формально, а осознанно,

учитывая особенности контингента учащихся, специфики и направленности

учебного учреждения, региональных особенностей.

Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательном

процессе

психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к

реализации возможных проблем.

Основная

цель

здоровьесберегающих

технологий

становление

осознанного отношения ребенка к жизни и здоровью человека, накопление

знаний о здоровье и развитие умения оберегать, сохранять и поддерживать его,

обретение

валеологической

компетентности,

позволяющей

ученику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного

поведения,

задачи,

связанные

с

оказанием

элементарной

психологической, медицинской самопомощи и помощи [3, c. 71].

К основным задачам здоровьесберегающих технологий относят:

– обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на период

обучения в школе;

2

– снизить уровень заболеваемости учеников;

– сохранить на уроках работоспособность;

– сформировать у учеников знания, умения и навыки по здоровому

образу жизни;

– сформировать систему спортивно-оздоровительной работы.

Бесспорным является факт того, что для учеников начальных классов

коррекционной школы, имеющих некоторые нарушения интеллекта, важна

организация

постоянной,

познавательной

речевой

и

коррекционно-

развивающей среды. При этом для современного ребенка необходимы и

современная коррекционная среда и современные обучающие технологии.

Использование

в

образовательной

деятельности

здоровьесберегающих

технологий является перспективным средством коррекционно-развивающей

работы с учениками с нарушениями интеллекта. Такие методы работы

являются

эффективными

коррекционными

средствами,

все

чаще

применяемыми в специальной педагогике и помогающими в достижении

максимально возможных успехов в преодолении разных трудностей, а также

общего оздоровления учеников начальных классов.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции

педагога, умения использования новых возможностей, включения действенных

методов

в

систему

коррекционно-развивающего

процесса,

с

созданием

психофизиологического комфорта ученикам во время уроков и внеурочных

занятий, предусматривающего «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Кроме того, использование альтернативных методов и приемов помогает в

организации занятий разнообразнее и интереснее [2, c. 49].

В

коррекционно-развивающей

работе

с

использованием

здоровьесберегающих технологий предполагается коррекция всей личности

ученика в целом. Среди учеников начальных классов коррекционной школы,

имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, высок процент проблем с

развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. В итоге

возникает

необходимость

с

такими

детьми

проводить

комплексную

3

оздоровительно-коррекционную работу, включающую в себя дыхательную

гимнастику,

мышечную

релаксацию,

пальчиковую

гимнастику,

артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие высших психических

функций (внимание, память, мышление), физкультминутки, упражнения для

профилактики зрения, логоритмику.

Далее

коротко

рассмотрены

здоровьесберегающие

технологии,

применяемые в начальных классах коррекционной школы.

Артикуляционная гимнастика, цель которой выработать правильные,

полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов,

необходимые для правильного произношения звуков, и объединения простых

движений в сложные. Артикуляционная гимнастика помогает в улучшении

кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации; улучшении

подвижности артикуляционных органов; укреплении мышечной системы щёк,

губ, языка; уменьшении напряженности артикуляционных органов.

Дыхательная

гимнастика

является

неотъемлемой

частью

оздоровительного режима. Способствует развитию и укреплению грудной

клетки. Ее основная цель – закрепить навыки диафрагмально-речевого

дыхания. Способствует развитию силы, плавности, длительности выдоха,

выработке правильного дыхания, необходимого для дальнейшей работы над

коррекцией произношения звуков [5, c. 83].

Зрительная

гимнастика,

основная

цель

которой

определена

в

формировании у школьников представлений о необходимости заботиться о

своем здоровье, о важности зрения. Использование зрительной гимнастики

способствует улучшению циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз,

укреплению глазных мышц, улучшению аккомодации.

Пальчиковая

гимнастика,

к

основным

целям

которой

относятся:

развивать речь; сформировать правильное звукопроизношение; умение быстро

и чисто говорить; развивать мелкую моторику, координацию движений; память

и внимание; умение согласовывать движения и речь.

4

Психогимнастика – упражнения и игры, направленные на использование

в воспитании эмоций и высших чувств выразительных движений. Дети изучают

различные эмоции и учатся ими управлять. Использование психогимнастики

помогает ученикам в преодолении барьеров в общении, лучшем понимании

себя и других, снятии психического напряжения, возможности самовыражения

[3, c. 73].

Самомассаж – массаж, выполняемый самим ребенком. Основная цель

самомассажа – стимулировать кинестетические ощущения мышц, участвующих

в работе периферического речевого аппарата и нормализовать мышечный тонус

этих мышц. В начальных классах коррекционной школы применяются

следующие виды самомассажа: лицевых мышц; кистей и пальцев рук;

аурикулярный массаж – массаж ушных раковин [1, c. 122].

Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя,

расслабленности, связанное с частичным или полным расслаблением мышц.

Применение

комплекса

упражнений

на

релаксацию

позволяет

обучить

учеников управлять собственным мышечным тонусом, приемам расслабления

разных мышечных групп.

Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию

интеллектуальной

деятельности

учеников,

развивает

координацию движений и мелкую моторику.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий

активизировать

межполушарное

взаимодействие,

развивать

комиссуры

(нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как

межполушарные

интеграторы,

через

которые

полушария

обмениваются

информацией, происходит синхронизация работы полушарий [2, c. 49].

При

регулярном

включении

в

уроки

приемов

и

методов

здоровьесберегающих

технологий

у

учащихся

начальных

классов

коррекционной школы отмечается:

– развитие психомоторных и речемоторных функций;

5

– укрепление физического и психического здоровья через развитие

дыхательной системы, развитие произвольной регуляции движения;

– формирование артикуляционной моторики и развитие речевого

аппарата;

– развитие мелкой моторики; речь; формирование мотивационной

готовности к регулярному применению полученных навыков;

повышение

обучаемости,

улучшение

внимания,

восприятия;

корректировка поведения и преодоления психологических трудностей;

– формирование правильного, осмысленного чтения, пробуждение

интереса к процессу чтения и письма, снятие эмоционального напряжения и

тревожности;

– повышение работоспособности;

– развитие психических процессов;

– формирование двигательных умений;

– повышение речевой активности [4, c. 35].

К основным критериям удачного, с точки зрения здоровьесбережения,

урока можно отнести:

– у учеников и педагога отсутствует усталость;

– положительный эмоциональный настрой;

– удовлетворение от выполненной работы;

– желание продолжить работу [3, c. 73].

Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих

технологий в процессе обучения и воспитания школьников начальных классов

коррекционной школы формирует у них важнейшие коммуникативные навыки,

повышает качество образовательных результатов.

6

Список литературы:

1.

Аскерова, М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в

начальной школе / М.Н. Аскерова //

Здоровье – основа человеческого

потенциала: проблемы и пути их решения, 2015. - № 4. – С. 120-123.

2.

Байбородова, С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во

внеурочную деятельность начальной школы / С.В. Байбородова // Вопросы

науки и образования, 2018. - № 2. – С. 48-50.

3.

Жураева, К.К. Роль здоровьесберегающих технологий в повышении

успеваемости учащихся начальной школы / К.К. Жураева // Достижения науки

и образования, 2018. - № 6. – С. 71-73.

4.

Суходольская, Л.В. Управление процессом сохранения и укрепления

здоровья детей в специальных коррекционных школах / Л.В. Суходольская,

Л.Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник, 2017. - № 2. – с. 32-

36.

5.

Цедякова, Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в

коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта / Ж.Н.

Цедякова // Проблемы современной науки и образования, 2014. - № 3. – С. 82-

84.

7



В раздел образования