Напоминание

«Роль начальной школы в формировании у учащихся компетенции ответственного выбора»


Автор: Анферова Ирина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия"
Населённый пункт: Свердловская область, город Новоуральск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Роль начальной школы в формировании у учащихся компетенции ответственного выбора»
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер- класс

«Роль начальной школы в формировании у учащихся компетенции ответственного

выбора»

1.

Эмоциональный настрой на работу

Ув. коллеги. Очень рада видеть сегодня каждого из Вас у нас в гостях. Благодарна вам

за то, что нашли время для очередного профессионального общения в рамках фестиваля

«Учу учиться и действовать». То, что вы сегодня здесь, свидетельствует о том, что

тема, выбранная мной, Вам интересна, и Вы готовы принять участие в ее осмыслении.

2.

Актуализация проблемы

Вначале нашего разговора я предлагаю вместе поработать над темой мастер- класса.

Как вы считаете, какие понятия будут ключевыми?

(Варианты ответов- роль начальной школы, компетенция, ответственный, выбор)

Я для себя остановилась на понятии «выбор», и не просто «выбор», а именно

ответственный.

А как мы для себя понимаем эти фразы?

Что

значит

«роль

начальной

школы»

(возможности,

место,

цели

и

задачи,

предназначение)

А понятие «выбор», о котором мы будем говорить сегодня?

Выбор- принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов

(«Толковый словарь»).

А что означает слово «ответственный»? (важный, значимый)

В «Толковом словаре» дается такое определение слову «ответственный»-

такой,

который несёт ответственность за кого-, что-л. Каждый ответствен

за всё, что

происходит.

Значит, ответственный выбор – это тот, который важен не только для самого человека,

но и для социума тоже.

Ну, и последнее понятие «компетенция». Это что? (умение)

В «Википедии» о компетенции говорится так: это круг вопросов, в которых кто-нибудь

хорошо осведомлен;

способность успешно действовать на основе практического опыта,

умения и знаний.

Давайте подытожим, что у нас получилось после работы над понятиями.

Так что же это тогда – компетенция ответственного выбора?

(Компетенция ответственного выбора – это умение принимать важное решение,

которое является важным не только для меня, но и для общества в целом).

А в начальной школе есть такая компетенция? (наверное, нет)

Может, кто-то знаком с этой темой либо работает в этом направлении? (работаем в

«Гимназии», в 58 школе)

Значит, если мы все же работаем над формированием такой компетенции, эта тема для

нас актуальна, и нам стоит ее рассмотреть поглубже.

3.

Постановка цели и задач

Цель моего мастер- класса - в совместной деятельности формировать у педагогов

представление о возможностях начальной школы по развитию компетентности

ответственного выбора.

Задачи:

Осмыслить выбор способов формирования компетенции ответственного выбора,

характерных для начальной школы

Разработать алгоритм выбора как действия

Прийти к осознанию того, что для достижения личностных образовательных

результатов необходимо изменить позицию ученика

4.

Глоссарий мастер- класса

Давайте обратимся к глоссарию. Какие понятия нам сегодня встретятся? Часть из

них нами уже озвучена.

выбор- принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов

(«Толковый словарь»).

ответственный -

такой, который несёт ответственность за кого-, что-л. («Толковый

словарь»).

компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;

способность

успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний («Википедия»)

ценности

– важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и

идеалами («Энциклопедия культурологии»)

базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные

нравственные

установки,

существующие

в

культурных,

семейных,

социально-

исторических,

религиозных

традициях

многонационального

народа

российской1

Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное

развитие страны в современных условиях («Концепция духовно- нравственного

развития и воспитания личности гражданина России»)

субъект-

носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или

социальная группа), источник активности, направленной на объект («Краткий словарь

философских терминов»)

позиция

-

устойчивая система отношений человека к различным проявлениям

окружающей

действительности,

людям

и

самому

себе,

проявляющаяся

в

соответствующем поведении («Национальная педагогическая энциклопедия»)

субъектная позиция -

характеристика правил деятельности, которые определяются

культурно- ценностными ориентациями человека

(

Гогоберидзе, профессор, доктор пед.

наук)

5.

Обзор вызовов к современной школе

Одним из качеств, необходимых сегодня школе и ее выпускникам, является

мобильность, умение найти себя в стремительно изменяющемся мире.

Быть нашей гимназии мобильной позволяет многолетнее участие в проекте

«Школа Росатома». В рамках этого проекта мы осваиваем новые форматы работы с

учениками, соответствующие вызовам общества. Так, в 2016 году мы освоили

событийные форматы работы со школьниками, а в 2017 году внимание направлено на

формирование у учащихся компетенции ответственного выбора.

Современная

школа

должна

выпускать

человека,

готового

к

принятию

важнейшего решения в жизни – как жить дальше. Но будет ли наш выпускник готов

принимать решение самостоятельно, или его необходимо предварительно научить

делать выбор? Такой вопрос был поставлен перед всем коллективом гимназии, ответ на

который был для нас очевиден - надо учить. Сразу возник второй вопрос – как это

делать? Вот тогда и начался поиск - поиск новых форм, методических приемов,

позволяющих формировать у ученика компетенцию ответственного выбора.

6.

Опыт работы гимназии по формированию компетенции ответственного

выбора

Коротко остановлюсь на том, какие инновации были внедрены в практику

основной и средней школы.

НОО

ООО

СОО

Что?

Что?

Что?

?

безответственные пробы

ответственный выбор

Как?

?

Как?

образовательные сессии,

предметы по выбору

Как?

эссе, индивидуальный

учебный план

В начале 10 класса ученики пишут эссе о своей будущей профессии, в котором

очень глубоко анализируют свои жизненные цели, желания, возможности. После такого

осмысления своей дальнейшей жизни, дети вместе с учителями и родителями

принимают решение, какие учебные предметы им необходимы для углубленного

изучения. На основе принятого решения, для каждого ребенка создается собственный

индивидуальный учебный план, в рамках которого и выстраивается обучение в 10-11

классах.

В основной школе детям также дают возможность выбора. Уже с 6 класса в части,

формируемой участниками образовательного процесса, дети могут выбрать предметы

по выбору. А во время проведения образовательных сессий дети могут выбрать

направления деятельности в рамках заявленной учебной темы. Но на этом этапе

обучения выбор детей не имеет серьезных последствий. Ребенок еще может изменить

свое решение, если у него что-то не получается. Такая форма обучения была названа

безответственными пробами.

7.

Приемы, реализуемые в начальной школе, для достижения образовательного

эффекта

А вот что необходимо делать в начальной школе, об этом мы с вами сейчас и

поразмышляем. Может быть, у вас уже есть какие-либо предположения?

Давайте начнем с того, чему мы учим детей на каждом уроке (учим действовать

по образцу - по алгоритму).

Верно, у нас с вами для выполнения каждого учебного действия есть свой

алгоритм - как написать сочинение, решить задачу, пересказать текст и т.д.

А зачем нужен алгоритм детям? Что он дает? (развивает логическое мышление,

является опорой для детей, создает ситуацию успеха, помогает достичь необходимого

результата, найти выход из сложившейся ситуации)

Так вот, чтобы достичь и нам с вами необходимого результата, мы тоже составим

алгоритм.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

(На доске появляются картинки синицы и журавля)

Вы видите, что у нас появились две разные птицы –синичка и журавль.

Давайте сейчас составим алгоритм действия –ловли синицы, либо ловли журавля.

(Выполняется работа в группах, выслушиваются выступления)

Итак, давайте обобщим, что у нас получилось.

Первый шаг- мы поставили цель.

Второй шаг- вы составили план и определили необходимые способы действия.

Третий шаг- вы выполнили непосредственно сами действия.

Четвертый шаг- получили результат действия.

Пятый шаг- проанализировали действия и полученный результат.

8.

Совместная работа по поиску новых методических приемов.

А если мы усложним задачу? Наша цель - научить осуществлять выбор. Можно ли в

такой сложной ситуации составить алгоритм? (выслушиваются предположения)

Наверное, все-таки можно, ведь выбор- это тоже осуществление каких- либо

действий. Но, как изменится созданный нами алгоритм, если его целью сделать

осуществление выбора.

Вернемся к нашим птицам. Вы, наверное, уже поняли , что именно этих птиц мы

«ловили» неспроста. Вспомните известную русскую пословицу: «Лучше синица в руках,

чем журавль в небе». Но ведь каждый из нас задумывался, а что на самом деле

действительно лучше, и делал свой выбор.

Итак, сейчас наша цель другая - выбрать синицу в руках или журавля в небе.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ВЫБОРА

Посмотрите на созданный нами первоначальный алгоритм действия. Как вы

думаете, что необходимо сюда добавить еще?

(У меня должен появиться мотив - зачем и что МНЕ самому надо).

1.

Цель - осуществить выбор

2.

Мотив выбора - что мне самому необходимо

3.

Планирование и выбор способов действия - как я этого буду добиваться

4.

Осуществление действий - что конкретно я делаю для достижения цели

5.

Результат - чего я добился

6.

Анализ - добился ли я, чего хотел, доволен ли я своим выбором.

Посмотрите на получившийся алгоритм. Есть ли в нем, на ваш взгляд, какие- либо

проблемные зоны? Какие из этапов алгоритма вызывают у нас сомнения и тревогу?

(выслушивание предположений)

Вы правильно отметили, самой проблемной зоной является выбор способов

действия и сами действия, ведь не всегда те средства, которые человек выбирает для

достижения целей, являются принятыми обществом.

Тогда

следующей

нашей

задачей

как

педагогов

станет

формирование

нравственных ценностей, чтобы те способы, которые будет выбирать ребенок для

достижения своих целей, не шли вразрез с моральными нормами, принятыми

обществом. А, значит, к нашей схеме алгоритма выбора мы можем добавить еще одну

позицию - постоянное обращение к ценностям и моральным нормам.

9.

Практическая работа с нормативными документами с целью определения

ценностей, формируемых в начальной школе

Над формированием каких ценностей необходимо работать нам - педагогам

начальной школы? Наверное, это уже и не вопрос для нас. Ведь нам не надо изобретать

велосипед. Сейчас разработаны все нормативные документы, в которых конкретно

указаны

требования к личностному образовательному результату выпускника

начальной школы. Но, так как этих документов много, давайте их проанализируем и

посмотрим - вступают ли они в противоречие друг с другом или нет.

Я предлагаю каждой группе познакомиться с выдержками из предложенного

нормативного документа и рассказать о том, какие требования к личностному

результату выпускника начальной школы предъявляются.

(выступления групп)

Какой вывод мы можем сделать? (требования идентичны, базовые ценности одни и

те же, поэтому они и называются базовыми)

10. Принятие совместного решения

Итак, мы видим, что и наш путь тоже определился – это формирование ценностей

у наших учеников и вовлечение их в деятельность по осуществлению каких-

либо действий.

НОО

ООО

СОО

Что?

субъектная позиция

Что?

безответственные пробы

Что?

ответственный выбор

Как?

алгоритм действия выбора

(деятельность) +

ценности

Как?

образовательные сессии,

предметы по выбору

Как?

эссе, индивидуальный

учебный план

Но вы, наверное, уже увидели, что если постоянно вовлекать ребенка в

деятельность, давать ему опору на нравственные ориентиры и ценности, способствовать

возникновению положительных мотивов действий, то в корне изменится и позиция

самого ребенка.

Так вот изменение позиции ребенка- это и есть тот результат, к которому мы должны

прийти.

«…Субъектность- это способность человека управлять своими действиями, планировать

способы своих действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и

оценивать результаты своих действий, рефлектировать пройденный путь достижения

цели. Субъектная позиция – качество сложное, многосоставное. Оно предполагает, с

одной стороны, высокий уровень владения определенными компетенциями, которые

позволяют человеку ставить цели на основе ценностей, достигать их, подбирать

достойные ценностей средства (действия), рефлектировать совершенные поступки,

отстаивать свои ценности в диалоге с другими людьми и т. д. То есть управлять своей

деятельностью и общением на основе ценностей. С другой стороны, в содержание

субъектной

позиции

входят

сами

ценности,

как

лично

принятые

человеком

обязательства и нормы перед самим собой и другими людьми, его ориентиры и

маяки»…

(«Развитие

субъектной

позиции

учащихся:

опыт

педагогического

проектирования» Битянова, Беглова)

В формировании субъектной позиции как характеристики активной жизненной

позиции субъекта, и увидели свою роль педагоги начальной школы гимназии.

А как они осуществляют работу над развитием субъектности ребенка, вы можете

познакомиться в педагогической мастерской , которую проводят наши учителя.

Завершить свой мастер- класс я хочу словами Альберта Эйнштейна: ««Вы

должны изучить правила игры. И тогда вы будете играть лучше, чем кто- либо еще».

Ну, а наша задача- помочь своим детям изучить правила. Если наши дети освоят

правила выбора, то осуществлять выбор они смогут гораздо лучше.



В раздел образования