Автор: Анашкин Андрей Геннадьевич
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "СШ"Дворец спорта
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: Статья
Тема: Анализ средств и методов для развития выносливости
Раздел: дополнительное образование
Реферат
Анализ средств и методов для развития
выносливости
Выполнил: Анашкин А.Г.
тренер-преподаватель по лыжным гонкам
2024 год
Когалым
Средствами
развития
общей
(аэробной)
выносливости
являются
упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-
сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за
счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может
быть
умеренной,
большой,
переменной;
суммарная
длительность
выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
Развитие
качества
выносливости
происходит
лишь
тогда,
когда
занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления.
Существует четыре типа утомления:
1) умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т.д.);
2)
сенсорное
(утомление
деятельности
анализаторов,
например
зрительного у стрелков и т.д.);
3) эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний после
соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха и т.д.);
4) физическое (в результате мышечной деятельности), делятся на:
а) локальное (в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц);
б) региональное (в работе приняло участие менее 2/3 всего объема
мышц);
в) общее (в работе приняло участие более 2/3 мышц) [13].
Выбирая
средства
для
воспитания
общей
выносливости,
следует
понимать, что она приобретается в процессе выполнения почти всех
физических упражнений, включающих в круглогодичную тренировку, в том
числе в утреннюю зарядку, в разминку, в активный отдых. Разумеется, и
тренировка в избранном виде спорта в определенной мере улучшает общую
выносливость.
Авторы считают, что в практике физического воспитания применяются
самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и
ациклического
характера,
например
продолжительный
бег,
бег
по
пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках,
езда на велосипеде, плаванье, игры и игровые упражнения, упражнения,
выполняемые по методу круговой тренировки (включая 7-8 и более
упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования,
предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполнятся в зонах
умеренной
и
большой
мощности
работ;
их
продолжительность
от
нескольких минут до 60-90 мин.; работа осуществляется при глобальном
функционировании мышц.
В ациклических видах спорта наилучшее средство для приобретения
общей
выносливости
-
циклические
упражнения,
длительные,
с
относительно невысокой интенсивностью (ЧСС - 130-160 уд/мин). В
первую очередь это бег (лучше кроссы) и ходьба на лыжах. При этом в
работу вовлекаются почти все мышцы тела, и поэтому энергичнее
активизируются дыхательные возможности, процессы обмена и т.д.
несмотря на большую эффективность этих упражнений, желательно
заниматься и другими: греблей, ездой на велосипеде, бегом на коньках,
плаванием, ходьбой в гору. Это не только разнообразит тренировку, что
само
по
себе
очень
важно,
но
и
делает
ее
воздействие
более
разносторонним.
В циклических видах спорта главным средством воспитания общей
выносливости является продолжительное, с умеренной интенсивностью
продвижение по дистанции, по возможности в равномерном темпе.
Естественно, что этого можно достигнуть не только равномерностью темпа
передвижения, но и гладкостью дистанции, неизменностью внешних
условий. Если же выбирается дистанция с пересеченным рельефом, если на
пути возникают непредвиденные трудности, то спортсмену желательно
изменением
темпа
и
интенсивности
поддерживать
уровень
ЧСС
приблизительно на избранном уровне .
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере
обусловлено уровнем развития аэробных возможностей организма, для чего
используют любые упражнения, включающие функционирование большой
группы
мышц
и
позволяющие
выполнять
работу
с
предельной
и
околопредельной интенсивностью.
Эффективным
средством
развития
специальной
выносливости
(скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально
подготовленные
упражнения,
максимально
приближенные
к
соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на
функциональные системы организма, специфические соревновательные
упражнения и общеподготовительные средства.
Для
повышения
анаэробных
возможностей
организма
используют
следующие упражнения:
а)
упражнения,
преимущественно
способствующие
повышению
алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с,
интенсивность
максимальная.
Упражнения
используются
в
режиме
повторного выполнения, сериями.
б) упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные
и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с,
интенсивность 90-100% от максимально доступной.
в) упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных
возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90%
от максимально доступной.
г) упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные
анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин,
интенсивность 85-90% от максимально доступной.