Автор: Мамаева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Песчанокопскогорайона"
Населённый пункт: село Песчанокопское
Наименование материала: статья
Тема: "Экология в жизни ребёнка"
Раздел: начальное образование
«Экология в жизни ребёнка.»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных
формах
жизни,
т.е.
у
него
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются
начальные
элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном
условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и
беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный
мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем
звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,
присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство
привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте,
любовь к Родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
предполагает:
●
воспитание
гуманного
отношения
к
природе
(нравственное
воспитание);
●
формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие);
●
развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать
красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
●
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за
растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое
воспитание
дошкольников
следует
рассматривать,
прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения
человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные
чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление
защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из
следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его
будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,
следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для
всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные
особенности
дошкольников,
к
которым
относятся
впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,
сопереживание, которые помогают ребенку войти "в жизнь другого
живого существа изнутри" (В. Сухомлинский), почувствовать чужую
боль как свою собственную.
Чувства
сострадания,
сопереживания
определяют
действенное
отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить
заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь
попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.), а
активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и
навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными,
зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать,
сочувствовать
постепенно
вырабатывает
эмоциональное
табу
на
действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позиции
более
сильной
стороны
и
поэтому
должны
ей
покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также
уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать
им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и
возможностей
противостоять
действиям
антигуманным
и
безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых
знаний.
Вот
почему
воспитание
сопереживания
и
сострадания
происходит
в
неразрывном
единстве
с
формированием
системы
доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
●
представления о растениях и животных как уникальных и
неповторимых живых существах, об их потребностях и способов
удовлетворения этих потребностей;
●
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их
обитания, приспособленности растений и животных к условиям
существования;
●
осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с
другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг
от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.
е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет
свою экологическую нишу, и все они могут существовать
одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей
гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную
для их возраста практическую деятельность – создать условия для
постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А
создание и поддержание положительного эмоционального состояния
детей
(радость
от
выполненной
работы,
удостоенной
похвалы
воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок)
способствует
дальнейшему
развитию
чувств
сострадания
и
сопереживания.
Активное
гуманное
отношение
к
природе
поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания
эстетической
ценности
объектов
природы,
их
непреходящей
и
неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств
является одним из необходимых условий экологического воспитания,
включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и
развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание
детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и
поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту
жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным
подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,
всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать
суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их
эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно
устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы
вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый
может сохранять и приумножать ее красоту.
Запомните правила!
1.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.
Букеты можно составлять из тех растений, выращенные
человеком.
2.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах,
где их много.
3.
Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые
обычные растения.
4.
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда
могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься
возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы -
родители могут совсем покинуть гнездо.
5.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко
может
поймать
нелетающих
птенцов
и
беспомощных
детёнышей зверей.
6.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей
зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
7.
Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.
Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям,
птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.