Напоминание

"Экология в жизни ребёнка"


Автор: Мамаева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Песчанокопскогорайона"
Населённый пункт: село Песчанокопское
Наименование материала: статья
Тема: "Экология в жизни ребёнка"
Раздел: начальное образование





Назад




«Экология в жизни ребёнка.»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает

эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о

разных

формах

жизни,

т.е.

у

него

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

закладываются

начальные

элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном

условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают

экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и

беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный

мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем

звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,

присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство

привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте,

любовь к Родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

предполагает:

воспитание

гуманного

отношения

к

природе

(нравственное

воспитание);

формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие);

развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать

красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за

растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое

воспитание

дошкольников

следует

рассматривать,

прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения

человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные

чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление

защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из

следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа

взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его

будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку,

следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для

всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая

возрастные

особенности

дошкольников,

к

которым

относятся

впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,

сопереживание, которые помогают ребенку войти "в жизнь другого

живого существа изнутри" (В. Сухомлинский), почувствовать чужую

боль как свою собственную.

Чувства

сострадания,

сопереживания

определяют

действенное

отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить

заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь

попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.), а

активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и

навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными,

зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать,

сочувствовать

постепенно

вырабатывает

эмоциональное

табу

на

действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают

позиции

более

сильной

стороны

и

поэтому

должны

ей

покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также

уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать

им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и

возможностей

противостоять

действиям

антигуманным

и

безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое

отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых

знаний.

Вот

почему

воспитание

сопереживания

и

сострадания

происходит

в

неразрывном

единстве

с

формированием

системы

доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и

неповторимых живых существах, об их потребностях и способов

удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их

обитания, приспособленности растений и животных к условиям

существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с

другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг

от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.

е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет

свою экологическую нишу, и все они могут существовать

одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей

гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную

для их возраста практическую деятельность – создать условия для

постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А

создание и поддержание положительного эмоционального состояния

детей

(радость

от

выполненной

работы,

удостоенной

похвалы

воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок)

способствует

дальнейшему

развитию

чувств

сострадания

и

сопереживания.

Активное

гуманное

отношение

к

природе

поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания

эстетической

ценности

объектов

природы,

их

непреходящей

и

неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств

является одним из необходимых условий экологического воспитания,

включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и

развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание

детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и

поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту

жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным

подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное,

всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать

суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их

эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно

устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы

вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый

может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

1.

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.

Букеты можно составлять из тех растений, выращенные

человеком.

2.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах,

где их много.

3.

Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые

обычные растения.

4.

Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда

могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься

возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы -

родители могут совсем покинуть гнездо.

5.

Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко

может

поймать

нелетающих

птенцов

и

беспомощных

детёнышей зверей.

6.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей

зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

7.

Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.

Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям,

птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.



В раздел образования