Напоминание

«Работа учителя-логопеда в школе. Профилактика и коррекция дисграфии»


Автор: Попова Марина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 3»
Населённый пункт: г.Камышлов, Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа учителя-логопеда в школе. Профилактика и коррекция дисграфии»
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект родительского собрания

Тема: «Работа учителя-логопеда в школе.

Что такое дисграфия.

Профилактика и коррекция дисграфии»

Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда в школе, со

специфическими ошибками обучающихся при письме, а также методами их

устранения.

Задачи:

1.

Ознакомить родителей с системой логопедического сопровождения в

школе;

2.

Сформировать

понимание

важности

своевременной

диагностики

и

коррекции нарушений устной и письменной речи;

3.

Познакомить

родителей

с

термином

«дисграфия»,

его

основным

содержанием;

4.

Предложить наиболее эффективные методы работы по профилактике и

коррекции дисграфии;

5.

Дать

родителям

рекомендации

по

работе

с

детьми,

имеющими

нарушения устной и письменной речи.

Участники родительского собрания:

Учитель, учитель-логопед, родители учащихся.

Предварительная работа: анализ научно-методической литературы;

разработка памяток для родителей; подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал по

количеству участников.

Проведение родительского собрания:

Теоретическая часть

Основные

направления

работы

учителя-логопеда

в

школе

это

коррекция

нарушений

чтения

и

письма,

а

также

профилактика

(предупреждение)

этих

нарушений,

которые

являются

самыми

распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться

гораздо

более

высокие

требования,

ребенок

с

недостаточным

уровнем

речевого развития оказывается в очень сложном положении. От того, как

развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов

школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.

Речевые

проблемы

является

наиболее

частой

причиной

школьной

дезадаптации, приводят к снижению учебной мотивации, возникающих, в

связи с этим отклонений в поведении. Поэтому очень важно, чтобы к началу

обучения в школе у ребёнка были сформированы все компоненты речевой

системы.

В последнее время в общеобразовательных учреждениях отмечается

увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера

и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к

школе не стояла так актуально, как сейчас. Процент детей, поступающих в

школу с дефектами речи, растет из года в год, по статистике, сегодня эта цифра

составляет уже 58% — и продолжает расти.

Ребенок, прейдя в 1 класс должен уметь:

четко произносить все звуки;

выделять определенный звук в слове;

определять место звука в слове (находится в начале, середине или

конце слова);

определять количество и последовательность звуков в коротких

словах («дом», «сани», «кошка»);

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка,

тарелка – это посуда);

отвечать на вопросы и уметь их задавать;

составлять рассказ по картинке;

последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет

(например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

сказать несколько предложений о заданном предмете;

составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие

стихотворения;

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации

которого

участвуют

различные

анализаторы:

речедвигательный,

речеслуховой,

зрительный,

двигательный,

осуществляющие

последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему.

Дисграфия

это

частичное

нарушение

письма,

проявляющееся

в

стойких,

повторяющихся

ошибках,

обусловленных

несформированностью

высших

психических

функций

(зрительного

и

слухового

восприятия,

пространственных

представлений,

внимания

и

памяти),

участвующих

в

процессе письма.

Заключение дисграфия можно поставить уже только в конце 2 класса,

т.к. в 1 и 2 классе у детей происходит формирование письменной речи.

Основные группы специфических ошибок при дисграфии

1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б - п, в – ф, г

– к, д – т, з – с, ж – ш

2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.

3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении

мягкости согласных: а-я, о-ё, у–ю, э-е, ы–и, а также пары ё-ю.

4.Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, персеверации.

5.

Слитное

написание

предлогов,

союзов,

двух

и

более

слов

в

предложении. Раздельное написание частей слова.

6.

Замены

и

смешения

оптически

сходных

букв,

различающихся

расположением

отдельных

элементов

в

пространстве

или

количеством

отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.

7.

Употребление

неправильных

форм

множественного

числа

существительных.

8. Неправильное согласование слов в предложении.

9. Нарушение предложно-падежных отношений.

У

одних

детей

по

мере

обучения

эти

ошибки

постепенно

преодолеваются, и это говорит о временных трудностях обучения. У других

детей - ошибки являются стойкими и сохраняются очень долго, несмотря на

дополнительную работу учителя с такими учениками. Когда ошибки стойкие,

повторяющиеся в разных письменных работах, они уже свидетельствуют о

нарушении письма – дисграфии.

На каких детей стоит обратить особое внимание:

Если Ваш ребенок левша.

Если он – переученный правша.

Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу в ДОУ.

Если в семье говорят на двух или более языках.

Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее

обучение

грамоте

иногда

провоцирует

возникновение

дисграфии

и

дислексии.)

Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Смешение букв по оптическому сходству: т-п, а-о, е-з, д-у и т.д.

Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то,

что говорит: лека (река), суба (шуба).

Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и

глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня

(дыня), клёква (клюква).

Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта,

моко - молоко, весёлы (весёлый).

Последствия дисграфии.

Наличие

дисграфии

у

детей

приводит

к

целому

букету

печальных

последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

1.

невозможность

освоения

программы

по

русскому

языку,

чтению

и

литературе

2.

существенные

затруднения

в

освоении

предметов,

требующих

письменных ответов учащихся

3.

большая

часть

дисграфий

тесно

связана

с

проблемами

в

усвоении

математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании

различий между «больше на…» и «больше в…», не усвоении классов числа)

4.

трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как

следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;

5.

психологические

проблемы

(повышенная

тревожность,

нервная

истощаемость, заниженная самооценка)

Работа

по

преодолению

дисграфии

требует

устранения

нарушений

моторики,

координации,

внимания,

концентрации,

восприятия,

а

также

звукопроизношения,

развития

фонематических

процессов,

лексики,

грамматики, связной речи.

ГЛАВНОЕ

ПОМНИТЬ,

ЧТО

Ежедневные

занятия

с

ребенком

по

устранению дисграфических ошибок дадут положительные результат!

Занятия с детьми проводятся в игровой форме, потому что ребенок,

который уже пол дня просидел за партой «пропускает все мимо ушей» (как

будто не слышит), неусидчив, часто отвлекается, ему просто не интересно.

Практическая часть – дидактические игры и упражнения:

«Что за слово?» Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для

этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук.

Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла,

санки, арбуз – лиса.

«Измени слово» Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук,

чтобы получилось новое слово. Например, оса - коса, Аня-Ваня, лень-олень.

«Угадай-ка» Пишем на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую

букву. Просим отгадать, какая это была буква.

«Собери меня» Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или

счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько

палочек ты взял». Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы

ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.

«Попробуй, отгадай» Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые

должны

придумать

слова

с

определённым

звуком.

Когда

ребёнок

возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во

всех словах.

«Будь

внимательным»

Диктуем

ребёнку

различные

слоги,

причём

некоторые слоги можно продиктовать несколько раз. Затем даём задания:

найти одинаковые слоги; найти слово, которое есть среди слогов.

«Корректор»

потребуется

любой

текст

с

крупным

шрифтом.

Предлагаем

ребёнку

зачеркивать

в

тексте

нужные

буквы,

начинаем

с

вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну

зачёркиваем, другую – обводим.

«Слово

рассыпалось»

Ставим

перед

ребёнком

задачу:

собрать

«рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са,

лёт - самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н - слон.

«Внимательные глазки» Пишем для ребёнка на листке запись типа:

«уукунууиугуууау»

(книга).

Предлагаем

прочитать

спрятанное

слово,

мысленно убрав повторяющуюся букву.

«Склеенное

предложение»

Предлагаем

ребёнку

следующую

запись:

«Медведьспитвберлоге». Нужно разделить запись на слова вертикальными

чёрточками или разрезать ножницами.

Подведение итогов:

Дорогие родители!

Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни - самый

ответственный период в жизни вашего ребенка. И то, насколько благополучно

он

будет

проходить,

во

многом

зависит

от

вас,

вашего

терпения

и

доброжелательности.

Проявите истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в

коем

случаен

не

допускайте

грубого

«нажима»,

бестактности

и

других

негативных

моментов

в

общении

с

вашим

учеником,

особенно

при

выполнении домашнего задания. Дайте ребенку поверить в собственные силы.

Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие

«открытия» для себя. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество. И

помните, когда – то вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели.

Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени.

Родителям предлагается подвести итоги практической части, задать

вопросы по тем заданиям, которые вызвали трудности или недопонимание, а

также, отметить, какая информация показалась особенно полезной.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК К ПЕРВОМУ

КЛАССУ

четко произносить все звуки;

выделять определенный звук в слове;

определять место звука в слове (в

начале, середине или конце слова);

определять количество и

последовательность звуков в коротких

словах («дом», «сани», «кошка»);

дифференцировать понятия «звук» и

«буква»;

произносить слова по слогам

(хлопками);

называть группу предметов

обобщающим словом;

отвечать на вопросы и уметь их

задавать;

составлять рассказ по картинке;

последовательно и подробно

пересказывать знакомый сюжет

(например, сказку);

сказать несколько предложений о

заданном предмете;

составлять предложение из 3-5

предложенных слов;

заучивать наизусть и выразительно

рассказывать небольшие

стихотворения.

ДИСГРАФИЯ

это частичное нарушение письма,

стойких,

повторяющихся

ошибках,

несформированностью

высших

психических

(зрительного

и

слухового

восприятия,

представлений,

внимания

и

памяти),

процессе письма.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в

реализации

которого

участвуют

различные

речедвигательный,

речеслуховой,

зрительный,

осуществляющие последовательный перевод артикулемы в

фонему, фонемы в графему.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ

ДИСГРАФИИ

1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б - п, в – ф,

г – к, д – т, з – с, ж – ш

2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.

3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении

мягкости согласных: а-я, о-ё, у – ю, э – е, ы – и.

5. Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, персеверации.

6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в

предложении. Раздельное написание частей слова.

7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся

расположением отдельных элементов в пространстве или количеством

отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.

8. Употребление неправильных форм множественного числа

существительных.

9. Неправильное согласование слов в предложении.

НА КАКИХ ДЕТЕЙ СТОИТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:

1.

Если Ваш ребенок левша.

2.

Если он – переученный правша.

3.

Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу в ДОУ.

4.

Если в семье говорят на двух или более языках.

5.

Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее

обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и

дислексии.)

6.

Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7.

Смешение букв по оптическому сходству: т-п, а-о, е-з, д-у и т.д.

8.

Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что

говорит: лека (река), суба (шуба).

9.

Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие

согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква

(клюква).

10.

Пропуски букв, слогов, не дописывание слов. Например: прта - парта, моко -

молоко, весёлы (весёлый).

ПОСЛЕДСТВИЯ ДИСГРАФИИ.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных

последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности

дефекта:

1.

невозможность освоения программы по русскому языку,

литературе

2.

существенные затруднения

в

освоении

письменных ответов учащихся

3.

большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении

математики (выражается

в

виде перестановки цифр в

непонимании различий между «больше на…» и «больше в…»,

усвоении классов числа)

4.

трудности в обучении приводят к информационной блокаде и,

следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;

5.

психологические

проблемы (повышенная

истощаемость, заниженная самооценка)

ГЛАВНОЕ ПОМНИТЬ, ЧТО ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПО

УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК ДАДУТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТ!

Практические игры и упражнения:

1.

«Что за слово?» Предлагаем ребёнку определить задуманное слово.

этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук.

Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово:

санки, арбуз – лиса.

2.

«Измени слово» Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук,

получилось новое слово. Например, оса - коса, Аня-Ваня, лень-олень.

3.

«Угадай-ка» Пишем на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую

букву. Просим отгадать, какая это была буква.

4.

«Собери меня» Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных

палочек.

При этом говорим:

«Составь букву Г,

взял».Затем можно немного усложнить задание.

из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.

5.

«Попробуй,

отгадай» Ребёнок выходит

в другую комнату.

придумать слова с определённым звуком.

Когда ребёнок возвращается,

слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.

6.

«Будь внимательным» Диктуем ребёнку различные слоги,

слоги можно продиктовать

несколько раз.

одинаковые слоги; найти слово, которое есть среди слогов.

7.

«Корректор» Потребуется любой текст

с крупным шрифтом.

ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы, начинаем с вычёркивания одной

буквы.

Позже переходим к работе с двумя

другую – обводим.

8.

«Слово

рассыпалось»

Ставим

перед

ребёнком

«рассыпавшееся» слово.

Сначала собираем слово из слогов,

мо, са, лёт - самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н - слон.

9.

«Внимательные глазки» Пишем для

ребёнка

«уукунууиугуууау»

(книга).

Предлагаем

прочитать

мысленно убрав повторяющуюся букву.

10. «Склеенное

предложение»

Предлагаем ребёнку

«Медведьспитвберлоге».

Нужно разделить запись на слова вертикальными

чёрточками или разрезать ножницами.

Дорогие родители!

Обучение грамоте,

чтению и вообще начало школьной жизни - самый

ответственный

период

в

жизни

вашего

ребенка.

благополучно он будет

проходить,

во многом зависит

терпения и доброжелательности.

Постарайтесь

проявлять истинный интерес ко всему,

обучением.

Ни

в

коем случае,

не

допускайте

бестактности

и

других

негативных

моментов

ребенком,

особенно

при

выполнении

домашнего

ребенку поверить в собственные силы.

Пусть он каждый день чувствует

свой успех,

делает

какие-то маленькие «открытия»

думает,

проявляет инициативу,

творчество.

И помните,

были маленькими,

и тоже ничего не умели.

реализоваться.

Дружите с детьми, уважайте и любите своих детей!



В раздел образования