Напоминание

Читаем детям о войне. Чтение произведения Сергея Петровича Алексеева «Брестская крепость»


Автор: Герба Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: Пермский край , г. Пермь
Наименование материала: Открытый урок по литературному чтению
Тема: Читаем детям о войне. Чтение произведения Сергея Петровича Алексеева «Брестская крепость»
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Читаем детям о войне. Чтение произведения Сергея Петровича

Алексеева «Брестская крепость»

Герба Ольга Анатольевна, МАОУ «СОШ № 109», учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс 4 класс

Тема: «Произведения о войне», последний урок

Компьютерные программы, которые будут использоваться: Zoom,

презентация

Цель урока: воспитание гражданско-патриотических чувств, гордости за

подвиг своего народа в Великой Отечественной Войне (ВОВ).

Задачи урока: 1. Организация деятельности учащихся по знакомству с

новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной

войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка

монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи,

образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма,

любви к Родине, уважения к защитникам Отечества.

Формируемые УУД:

Личностные: Формируется уважение к подвигам своего народа, к своей

родине; умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои

эмоции.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника; умение определять и сохранять цель учебной

деятельности.

Познавательные: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить

нужную информацию в тексте.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Ориентировочное время, которое потребуется обучающемуся на выполнение

заданий: 30 минут

Ход урока

1.

Орг. момент.

(подключение детей к конференции – онлайн уроку)

2.

Сообщение темы и цели урока.

-Наш урок я бы хотела начать с прослушивания аудиозаписи (звучит голос

Левитана о начале ВОВ)

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- 75 лет назад, в далёком 1941 году наша страна пережила величайшую

трагедию – войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово?

(Смерть, несчастье, страх, потери, голод, слезы, горе).

- Великий писатель Л. Толстой сказал: «Война есть убийство. И сколько бы

людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни

называли, убийство все равно самый худший грех в мире.»

-Сегодня над нами чистое небо, нет взрывов, нет бомб, летящих с неба, мы

каждый день улыбаемся, дружим, занимаемся любимыми делами. И это –

счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем,

потому что тогда, 75 лет назад, наши дедушки и прадедушки, бабушки и

прабабушки пожертвовали собой.

- Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда

миллионы жителей нашей страны встали на защиту своей Родины, проявили

силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда

миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.

- Этот урок мы посвятим самому главному событию нашей страны, а именно

героям ВОВ.

4. Продолжение работы по теме урока.

- Летом 1941 года. 21 июня старшие школьники, праздновали выпускной.

Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И

вдруг! На рассвете зазвучало зловещее…. (демонстрация презентации

1 слайд)

(Запись звуков летящих самолетов, взрывов.)

- Немецкие захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война.

Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на

войну.

(презентация 2 слайд)

- Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест. Штурм

Брестской крепости начался утром 22 июня 1941 года одновременно с

началом Великой Отечественной войны.

(презентация 3 слайд)

- На Брестскую крепость наступала немецко-фашистская 45-я дивизия,

поддерживаемая танками, артиллерией и авиацией.

В результате внезапного нападения превосходящих сил противника, гарнизон

Брестской крепости в первые же часы войны оказался в окружении.

- Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов. Но

защитники Брестской крепости сражались за каждый сантиметр земли.

(презентация слайд)

- Около месяца продолжалась героическая оборона Бресткой крепости.

Ничего не смогло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного

гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери.

- О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало

стихов, написано много рассказов, до сих пор снимают кинофильмы. В

память о тех, кто первым стал грудью на защиту Родины.

5. Знакомство с рассказом С.П. Алексеева «Брестская крепость»

- Я предлагаю вам познакомиться с рассказом Сергея Петровича Алексеева

«Бресткая крепость» (чтение хорошо читающими детьми)

- Что тронуло вас в этом рассказе?

6. Работа над рассказом (анализ произведения)

- Какие трудности испытывали защитники крепости?

- Почему советским солдатам тяжело было достать воду из рек Буг и

Муховец, которые протекали рядом с Брестской крепостью?

- Кто особенно нуждался в воде?

- Для чего принёс пулемётчик воду в каске?

- В пользу кого защитники крепости отказывались от принесённой воды?

- Что ожидали фашисты?

- Какие слова написал советский солдат штыком на стене?

- Защитники Брестской крепости мужественно сражались с врагом до

последней капли крови, до последнего вздоха. Об этом свидетельствуют

надписи, обнаруженные на стенах крепости…

Посмотрите на эти записи (презентация слайд 5)

- Какова главная мысль текста, что хотел донести до нас автор?

- Родина высоко оценила исключительные заслуги защитников Брестской

крепости. К 20-летию Победы 8 мая 1965 года крепости было присвоено

почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали

«Золотая Звезда».

(презентация слайд 6)

7. У многих писателей есть произведения о ВОВ, с некоторыми вы

познакомились самостоятельно и написали отзыв, поделитесь своими

мыслями. (зачитывание отзывов)

8. Итог урока.

- С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы

Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших

испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить

память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви

к своему Отечеству



В раздел образования