Автор: Герба Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 109"
Населённый пункт: Пермский край , г. Пермь
Наименование материала: Открытый урок по литературному чтению
Тема: Читаем детям о войне. Чтение произведения Сергея Петровича Алексеева «Брестская крепость»
Раздел: начальное образование
Тема урока: Читаем детям о войне. Чтение произведения Сергея Петровича
Алексеева «Брестская крепость»
Герба Ольга Анатольевна, МАОУ «СОШ № 109», учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
Класс 4 класс
Тема: «Произведения о войне», последний урок
Компьютерные программы, которые будут использоваться: Zoom,
презентация
Цель урока: воспитание гражданско-патриотических чувств, гордости за
подвиг своего народа в Великой Отечественной Войне (ВОВ).
Задачи урока: 1. Организация деятельности учащихся по знакомству с
новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной
войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка
монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи,
образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма,
любви к Родине, уважения к защитникам Отечества.
Формируемые УУД:
Личностные: Формируется уважение к подвигам своего народа, к своей
родине; умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника; умение определять и сохранять цель учебной
деятельности.
Познавательные: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить
нужную информацию в тексте.
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,
высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Ориентировочное время, которое потребуется обучающемуся на выполнение
заданий: 30 минут
Ход урока
1.
Орг. момент.
(подключение детей к конференции – онлайн уроку)
2.
Сообщение темы и цели урока.
-Наш урок я бы хотела начать с прослушивания аудиозаписи (звучит голос
Левитана о начале ВОВ)
3. Подготовка к восприятию нового материала.
- 75 лет назад, в далёком 1941 году наша страна пережила величайшую
трагедию – войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово?
(Смерть, несчастье, страх, потери, голод, слезы, горе).
- Великий писатель Л. Толстой сказал: «Война есть убийство. И сколько бы
людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни
называли, убийство все равно самый худший грех в мире.»
-Сегодня над нами чистое небо, нет взрывов, нет бомб, летящих с неба, мы
каждый день улыбаемся, дружим, занимаемся любимыми делами. И это –
счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем,
потому что тогда, 75 лет назад, наши дедушки и прадедушки, бабушки и
прабабушки пожертвовали собой.
- Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда
миллионы жителей нашей страны встали на защиту своей Родины, проявили
силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда
миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.
- Этот урок мы посвятим самому главному событию нашей страны, а именно
героям ВОВ.
4. Продолжение работы по теме урока.
- Летом 1941 года. 21 июня старшие школьники, праздновали выпускной.
Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И
вдруг! На рассвете зазвучало зловещее…. (демонстрация презентации
1 слайд)
(Запись звуков летящих самолетов, взрывов.)
- Немецкие захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война.
Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на
войну.
(презентация 2 слайд)
- Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест. Штурм
Брестской крепости начался утром 22 июня 1941 года одновременно с
началом Великой Отечественной войны.
(презентация 3 слайд)
- На Брестскую крепость наступала немецко-фашистская 45-я дивизия,
поддерживаемая танками, артиллерией и авиацией.
В результате внезапного нападения превосходящих сил противника, гарнизон
Брестской крепости в первые же часы войны оказался в окружении.
- Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов. Но
защитники Брестской крепости сражались за каждый сантиметр земли.
(презентация слайд)
- Около месяца продолжалась героическая оборона Бресткой крепости.
Ничего не смогло сломить несгибаемую волю и мужество бессмертного
гарнизона: ни голод, ни жажда, ни потери.
- О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало
стихов, написано много рассказов, до сих пор снимают кинофильмы. В
память о тех, кто первым стал грудью на защиту Родины.
5. Знакомство с рассказом С.П. Алексеева «Брестская крепость»
- Я предлагаю вам познакомиться с рассказом Сергея Петровича Алексеева
«Бресткая крепость» (чтение хорошо читающими детьми)
- Что тронуло вас в этом рассказе?
6. Работа над рассказом (анализ произведения)
- Какие трудности испытывали защитники крепости?
- Почему советским солдатам тяжело было достать воду из рек Буг и
Муховец, которые протекали рядом с Брестской крепостью?
- Кто особенно нуждался в воде?
- Для чего принёс пулемётчик воду в каске?
- В пользу кого защитники крепости отказывались от принесённой воды?
- Что ожидали фашисты?
- Какие слова написал советский солдат штыком на стене?
- Защитники Брестской крепости мужественно сражались с врагом до
последней капли крови, до последнего вздоха. Об этом свидетельствуют
надписи, обнаруженные на стенах крепости…
Посмотрите на эти записи (презентация слайд 5)
- Какова главная мысль текста, что хотел донести до нас автор?
- Родина высоко оценила исключительные заслуги защитников Брестской
крепости. К 20-летию Победы 8 мая 1965 года крепости было присвоено
почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда».
(презентация слайд 6)
7. У многих писателей есть произведения о ВОВ, с некоторыми вы
познакомились самостоятельно и написали отзыв, поделитесь своими
мыслями. (зачитывание отзывов)
8. Итог урока.
- С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы
Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших
испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить
память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви
к своему Отечеству