Напоминание

"Ансамбль, как форма коллективного творчества"


Автор: Лялина Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ
Населённый пункт: г.Новомосковск Тульской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Ансамбль, как форма коллективного творчества"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г. Новомосковск

Методический доклад

на тему: «Ансамбль, как форма коллективного

творчества»

Выполнила преподаватель

отдела РНИ

Лялина О.В.

г.Новомосковск

14.07.2024г.

Термин «ансамбль» (от французского ensemble – вместе) имеет

несколько значений: это и группа исполнителей, выступающих совместно.

Таким образом, это коллективная форма игры, в процессе которой несколько

музыкантов

исполнительскими

средствами

сообща

раскрывают

художественное

содержание

произведения.

Исполнение

в

ансамбле

предусматривает не только умение играть вместе, но также чувствовать и

творить

вместе.

Ансамблем

считается

группа

из

двух

и

более

инструменталистов и разделяются на дуэты, трио, квартеты, квинтеты,

секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы.

Юные

музыканты

приобретают

навыки

ансамблевых

функций:

мелодических,

гармонических,

полифонических,

ритмических,

аккомпанирующих. В процессе игры в ансамбле у учащихся развивается:

эстетический вкус, музыкальная память, внимание; чувство ритма, метра,

динамики, агогики; ответственность за исполнение своей партии. Участие в

одновременной игре приучает участников ансамбля слушать не только себя,

но и других исполнителей, повышает общую музыкальную культуру.

Ансамблевое

творчество

расширяет

исполнительские

возможности

музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем

самым

расширяя

и

обогащая

музыкальный

кругозор

исполнителя.

Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой,

обогащает

музыканта

и

способствует

развитию

его

как

сольного

исполнителя. Коллективное музицирование помогает реализоваться даже

самому слабому учащемуся, даёт ему возможность активно участвовать в

концертной деятельности.

Баян и аккордеон звучат хорошо и полноценно не только как

солирующие инструменты, но и в сочетании с другими инструментами в

дуэтах, трио, квартетах, больших ансамблях. Чаще всего встречаются

баянные, аккордеонные и смешанные ансамбли. Лучше всего, если в

смешанные ансамбли будут входить тембровые инструменты. Одними из

наиболее перспективных ансамблевых форм являются дуэты и трио. Дуэт по

сравнению

с

другими

ансамблями

более

мобильный,

его

легче

организовать, проще найти двух психологически и технически совместимых

музыкантов-партнёров. В младших классах обычно образуются дуэты, трио,

а в старших классах могут формироваться и более крупные ансамбли.

Вся история развития баяна и аккордеона, несмотря на сравнительную

молодость, тесно связана с ансамблевым творчеством. И в последнее

десятилетие интерес к этому виду музицирования всё больше возрастает.

Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета,

способствующего всестороннему развитию музыканта.

Начальный этап обучения

Развитию навыков ансамблевого исполнения следует уделять внимание

с самого начала обучения игре на инструменте, а именно – как только

учащийся овладевает основными приёмами игры: постановкой инструмента,

постановкой каждой руки, меховедением и т.д. Игра в ансамбле не только

способствует развитию слуха, расширению музыкального кругозора, но и

вызывает у ребёнка устойчивый интерес к занятиям. Ученик, имеющий опыт

музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями,

быстро и качественно разучивает их, тем самым пополняя свой репертуар,

овладевая

музыкальными

стилями.

Ансамблевая

игра,

рождая

дух

соревнования,

благоприятствует

динамичному

развитию

творческих

способностей

и

технических

навыков

обучающихся.

Немаловажным

оказывается

и

то,

что

более

сильный

партнёр

способен

оказывать

художественное воздействие на менее продвинутого, стимулируя его

общемузыкальный и технический прогресс.

На первых порах ансамблевое обучение лучше всего протекает в форме

дуэта «учитель – ученик». Преподаватель постоянно контролирует игру:

держит темп, ведёт фразировку. За ним тянется и прислушивается ученик.

В этом ансамбле ученика и педагога вначале ученик исполняет

мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партии меняются: простейший

аккомпанемент поручается самому ученику для того, чтобы научить его

гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.

В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные навыки

«солирования»,

когда

нужно

ярче

выявить

свою

партию,

и

«аккомпанирования» – умения отойти на второй план ради единого целого.

Игра в ансамбле «учитель – ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках

почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько

звуков.

Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно включается в

процесс совместного музицирования, шаг за шагом приходит к осознанию

своей

равноправной

роли

в

ансамбле

и

полноценному

восприятию

художественно-образной

составляющей

музыкального

произведения.

Учитель в данной ситуации выступает и чутким партнёром, и внимательным

наставником, стремящимся выработать у своего подопечного важнейшие

навыки ансамблевой игры. Кроме того, ансамблевая игра позволяет ученику

закреплять навыки и умения, приобретённые на уроках в специальном

классе, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, содействует

комплексному

освоению

многоэлементной

структуры

музыкального

произведения

и

богатейшего

арсенала

средств

музыкальной

выразительности.

Охват

разнообразного

ансамблевого

репертуара

благоприятствует пополнению запаса художественных впечатлений юного

музыканта, обогащает его творческое мышление и музыкальный вкус.

С постепенным охватыванием звукоряда, введением всё новых ритмов,

усложнением фактуры происходит дальнейшее развитие двигательного

аппарата, зрительных и слуховых ощущений, навыков чтения с листа. После

такой

подготовительной

работы

в

паре

с

педагогом

составляется

самостоятельный ансамбль из учащихся. Если в ансамбле играют только

дети, то процесс выучивания произведения затягивается. На первом этапе

совместной игры учащиеся сталкиваются со многими трудностями. Основная

сложность заключается в том, что дети ошибаются, останавливаются, желая

исправить ошибку, начинают повторять неполучившееся место. В процессе

обучения приобретается «партнёрский» навык игры, умение пропускать

ошибки и «ловить» следующие такты. Детям трудно быстро приспособиться

друг к другу на первом этапе.

При

систематических

занятиях

за

год

учащиеся

привыкают

к

ансамблевой игре и с интересом ею занимаются. От преподавателя

индивидуального класса требуется тонкая наблюдательность за учеником,

умение замечать особенности поведения, исполнения каждого ученика на

уроках, его реакцию на музыку, приспособление к инструменту. Накопление

и обобщение мелких фактов позволяет педагогу проникнуть в глубокие

психологические процессы и главное – выделить особенное, индивидуальное

в каждом ученике. Все «музыкальные» ученики музыкальны по-разному, а

все «ленивые» – ленивы по разным причинам. И эти причины необходимо

устранять.

Подбор участников ансамбля

Большое значение необходимо уделять подбору участников ансамбля.

Следует учитывать желание учащихся играть с тем или иным партнёром.

Важно учитывать близость музыкального вкуса участников, их интересов ,

уровня развития и степень владения инструментом. Сольные выступления на

зачётах и экзаменах являются для многих детей стрессовой ситуацией, а при

ансамблевой игре ребёнок меньше волнуется, чувствуя «плечо друга». Также

участники ансамбля выступают более ярко, концертно, так как увлечены

образом и эмоциональным содержанием музыки.

Составляя ансамбль (дуэт, а особенно трио, квартет), важно учитывать

особенности каждого ребёнка. Дети разные: одни более способные, другие –

менее. Одни много работают, другие – мало. Некоторые дети хорошо

владеют техническими навыками, другие более тонко чувствуют музыку и

выразительно играют. Таким детям очень нравится играть произведения

спокойного характера. Поэтому важно подбирать участников ансамбля не

только

по

способностям,

но

и

по

темпераменту,

трудолюбию,

заинтересованности. Если у кого-то из музыкантов в ансамбле что-то не

получается, то руководитель видит это как общую недосказанность,

недоученность.

Важно

безошибочно

разграничить

«достоинства»

и

«недостатки» каждого ученика, в особенности интенсивно развивающегося.

Важно подбирать детей по возрасту и по классу, учитывать их физические

данные. А сделать это бывает непросто.

Ансамблевая игра – это мощный стимул для роста исполнителя. Задача

педагога заключается не в том, чтобы сдержать более способного ученика,

снизить его порывы до уровня других, а наоборот – педагог должен помочь

остальным

участникам

ансамбля

поднять

технический

уровень,

их

стремления до лидера.

Игра в инструментальном дуэте имеет свои специфические сложности.

Дуэт является самой малой ансамблевой формой. Незримые нити, которыми

связаны партнёры, здесь особенно ощутимы: каждая партия всегда на виду, и

один

исполнитель

не

может

«спрятаться»

за

спину

другого.

Даже

незначительная ошибка одного из ансамблистов сразу же снижает уровень

игры. Следовательно, партнёры должны быть равноценными по своему

профессиональному уровню.

Подбор репертуара, особенности работы над произведением

Важное значение имеет умение выбрать репертуар. Начинать занятия

по ансамблю с учащимися со средними музыкальными данными надо с

доступных детям произведений. Ученик проявляет интерес к занятиям

только тогда, когда не чувствует своей беспомощности, а получает

удовольствие от результатов своей работы. Задачей педагога является

правильный выбор таких пьес. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и

играть их на высоком художественном уровне, чем так и не сыграть

сложную.

Педагогу следует ясно представлять, какие задачи он ставит перед

ансамблем, чего хочет от него добиться. На начальном этапе это – наработка

определённых навыков в ансамблевой игре, в первую очередь, умение

слушать друг друга. До ансамблевой игры дети выступали как солисты,

каждый играл пьесы, где была чётко выражена мелодия (в правой или в

левой руке). В ансамблевой игре мелодическая линия может переходить от

одного музыканта к другому (перекличка), поэтому важно научить слышать

мелодию целиком, а не только себя. Начинающим лучше всего учиться на

медленных, мелодичных, знакомых пьесах.

Одной из важных задач в классе ансамбля является выбор интересного

нотного

материала,

соответствующего

степени

подготовленности

обучающихся. Большинство известных сборников для ансамблей баянистов

адресованы учащимся 3–5 классов, уже обладающим некоторыми навыками

игры в ансамбле. Но есть нотные сборники для ансамблей с участием детей

младших классов, например, сборник пьес и песен для баяна «Краски

музыки» композитора Г. Беляева, сборники А. Доренского «Музыка для

детей», А. Ивановой «Первые шаги начинающего музыканта». Правда, их не

так много, и педагогам зачастую приходится самим подбирать репертуар,

делать доступные переложения музыкальных произведений. Это могут быть

попевки, детские песенки, народные мелодии, знакомые детям, очень яркие,

выразительные, запоминающиеся. Материал можно подбирать из сборников

по сольфеджио, начального курса фортепиано и т. д. Он удобен для работы с

детьми,

так

как

содержит

выразительные

интонации,

разнообразные

ритмические фигуры, которые развивают слух, и одновременно быстро

накапливается репертуар.

На начальном этапе, когда ученики еще не знают нот, попевки можно

разучивать на слух. Они обычно даются со словами, что очень помогает в

развитии чувства ритма.

На уроках в классе ансамбля мы используем пьесы из сборника Г.

Бойцовой «Юный аккордеонист», из учебно-методического пособия В.

Брызгалина «Я играю на баяне», а также из хрестоматии для 1-3 классов

ДШИ «Класс ансамбля баянов (аккордеонов)» В. Шрамко.

В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от

способностей) обучающийся играет простые мелодии в сопровождении

педагога. На данном этапе работы начинающему баянисту/аккордеонисту

важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической фактуры и

попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы

следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т. д.

Примерный репертуар для первого этапа:

1 год обучения

1.

А. Спадавеккиа. Полька из кинофильма «Золушка»

2.

В. Лушников. «Маленький краковяк»

3.

«Дождик» обр. Г.Стативкина

4.

А. Судариков. «Бумажный кораблик»

2 год обучения

1.

Русская народная песня «Во поле береза стояла»

2.

Д. Кабалевский. «Детская полька»

3.

Русская народная песня «Субботея»

4.

А. Доренский «Весёлое настроение»

5.

А. Доренский. «Переборы»

6.

А. Холминов. «Грустная песенка»

Исходя из своего личного педагогического опыта, могу утверждать, что

ученикам нравится играть в ансамбле. Поэтому вышеуказанные пьесы можно

проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять

учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей

инструментов, их наличия).

На первом этапе участники ансамбля учатся

слушать мелодию и партию аккомпанемента. Произведения должны быть с

яркой,

запоминающейся

и

в

то

же

время

несложной

мелодией,

аккомпанемент – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих

партнеров – нелегкая задача для ученика. Ведь большая часть внимания

направлена на чтение нот. Еще одно немаловажное требование – умение

прочитать

ритмический

рисунок.

Если

ученик

играет

свою

партию

ритмически точно, в правильном размере, то он готов играть в ансамбле, так

как потеря сильной доли приводит к ритмической несогласованности и

остановке. На этом этапе при определенной готовности ансамбля возможны

первые выступления, например, на родительском собрании или в концерте

класса.

На втором этапе продолжается дальнейшее развитие умений и навыков

игры в ансамбле. В процессе занятий внимание ученика концентрируется на

ритмической точности, верном распределении меха, освоении элементарной

динамики, штриховом единстве.

В репертуар включаются наряду с классическими произведениями

небольшие пьесы с эффектами (глиссандо, стук по раскрытому меху, по

клавишам, хлопки и т. п.) Такие произведения пробуждают интерес

обучаемых, к ансамблевому исполнительству.

3 год обучения

1.

Русская народная песня «Коробейники»

2.

Русская народная песня «Степь да степь кругом»

3.

Е. Дербенко. «Швейцарский танец»

4.

В. Сурцуков. «Юный ковбой»

5.

А. Салин. «Менуэт»

6.

В. Шаинский. Песня из к.-ф. «Крошка енот»

Третий этап – это проведение занятий игры в ансамбле с учащимися

старших классов ДШИ. На этом этапе обучения они уже обладают

необходимым комплексом знаний, умений и навыков, как в сольном, так и в

ансамблевом

исполнительстве,

способны

освоить

более

сложные

в

техническом и музыкальном отношении пьесы.

4 год обучения

1.

Г. Беляев. «Блюз»

2.

Г. Попов. «Над окошком месяц»

3.

Т. Хейд. «Чарльстон» (обр. А. Доренского)

4.

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

5.

В. Сурцуков. «Дедушкино банджо»

6.

Д. Левидова. «Колыбельная»

7.

В. Ефимов. Обработка русской народной песни «Лучинушка»

5 год обучения

1.

Е. Дербенко. «Лавровская кадриль»

2.

Е. Дербенко. «Лимузин»

3.

А. Доренский. «Закарпатский танец»

4.

В. Грачев. «Хоровод»

5.

«Карело-финская полька» в обр. А. Тихонова

6.

Дж. Корелли. «Адажио»

7.

Русская народная песня «Ах, Самара-городок»

8.

Д. Скарлатти. «Ария»

Темп, ритм, мелодия

Главное в ансамбле – правильное соотношение звучания каждой

партии. Музыкант, исполняющий мелодию, должен добиваться более яркой

звучности, чем другие. Бас исполняется тише, чем мелодия, но громче

средних голосов, создавая основу для мелодии. Полноценность звучания во

многом зависит от исполнения аккомпанемента. Партия аккомпанемента

должна поддерживать нюансировку, фразировку мелодии, сопровождать её в

соответствии с характером произведения. Распределив партии между

играющими, начните изучение каждой партии отдельно.

Первое время при совместной игре ведите громко счёт вслух, а не

отбивайте его ударами ноги, так как это может стать дурной привычкой.

Нужно

обратить

внимание,

чтобы

мелодия,

исполняемая

одним

из

асамблистов, хорошо выделялась на фоне проведения второй партии, а

вторая сопровождала мелодию чутко, не заглушая её. Следует также поучить

совместно только партию левой руки. Четкое исполнение ритмического

рисунка послужит твёрдой основой для игры двумя руками при соединении

всех партий воедино. Надо заметить, что игра в унисон (вдвоём, втроём)

принесет всем существенную пользу в приобретении новых и отшлифовке

уже полученных игровых навыков.

В

процессе

игры

музыканты

должны найти тот темп, который точно выражает характер произведения.

Техническое подстраивание к бездумному пульсу метронома лишает

исполнение живого дыхания. Единое понимание темпа важнее общего

ощущения метра и ритма. Чтобы играть синхронно, нужно слышать в музыке

мерное

чередование

сильных

и

слабых

долей,

ощущать

единый

метроритмический пульс. Это придает звучанию устойчивость, стройность,

внутреннюю упругость. В произведениях, которые предполагают свободу

темпа и ритма, задача усложняется. Обычно устремлённость мелодии к

кульминации сопровождается усилением экспрессии, и, как следствие,

некоторым оживлением темпа. Противоположное развитие характера –

ослаблением

напряжения

и

замедлением

движения.

Тогда

любые

темпоритмические

нюансы

будут

не

только

логичными,

но

и

непредсказуемыми. От всех музыкантов требуется лишь внимание и

готовность следовать за лидером.

Огромную роль в ансамблевом исполнении играет визуальный контакт

между исполнителями. При необходимости начать играть вместе, один из

партнёров должен дать ауфтакт едва заметным, но чётким кивком головы,

показав

нужный

темп.

Визуальные

контакты

при

игре

в

ансамбле

обусловлены

самой

музыкой,

в

которой

обычно

много

«диалогов»,

«перекличек».

Визуальный

контакт

между

участниками

способствует

достижению синхронности действий в ансамблевом исполнительстве. В

ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать оптимальным принцип

посадки,

благодаря

которому

достигается

стабильность

упомянутого

контакта, обеспечивается возможность наблюдать за действиями правой и

левой рук любого исполнителя, – наряду со слуховой координацией

партнёров, призванной поддерживать естественный баланс совместного

звучания.

Динамика, артикуляция, тембровая палитра

Динамические оттенки помогают полнее раскрыть общий характер

музыки, эмоциональное содержание. Умелое использование динамики

помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и

показать

особенности

форм

произведения.

Очень

важно

научить

совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих

участников ансамбля является большой трудностью определение градации

собственному звучанию в коллективе. Одним хочется играть громче всех,

другим, наборот, «спрятаться за спину». Поэтому необходимо воспитывать

сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в

данном произведении. Динамику в ансамбле следует рассматривать в двух

видах: горизонтальной – чередование сменяющих друг друга динамических

уровней, и вертикальной – баланс голосов в общем звучании. Различные

элементы фактуры должны звучать разными динамическими оттенками (фон,

сопровождение, подголоски и главная тема). некоторые партии звучат мягко

и служат фоном, другие звучат ярче, являясь средним планом, а третьи

выделяются на первом плане.

Важным критерием осмысленного исполнения является артикуляция.

Должна быть максимальна согласованность и слаженность партий. В

полифонических пьесах, состоящих из нескольких составляемых элементов,

целесообразно оттенить их исполнительскими средствами. Там, где фактура

складывается из разных длительностей нот, более мелкие длительности

следует исполнять с большей «связанностью», чем крупные.

Важным средством является выбор тембровой палитры. Известно, что

одна и та же мысль, исполняемая разными звуковыми красками, приобретает

разный смысл. Умелым подбором регистров можно изменить характер

произведения, логически связывать разделы. Выбирая регистр, нужно

учитывать, что данный фрагмент состоит в системе целого, поэтому нужно

слышать, как сочетаются между собой по тембру разделы. Со сменой

регистров должна сохраняться запись и звучание в данной октаве в тексте.

Выбор регистра зависит от того, является ли данный размер кульминацией

или только ступенью в процессе развития мелодии. Знание тембровых

возможностей инструментов и умелый выбор темпов обогатит звучание.

Регистры позволяют имитировать отдельные инструменты (фагот, кларнет,

пикколо, скрипка, концертино и др.). Но нужно помнить, что чрезмерное

использование регистров, особенно смешанных, привносит в исполнение

ощущение хаоса. Важен не столько сам тембр, сколько взаимодействие

одних с другими, колоритность, контрастность.

Таким

образом,

исполнительская

техника

в

ансамблевой

игре

предполагает целый комплекс средств выражения: свободное владение

инструментом

каждым

из

учеников,

динамика,

общая

артикуляция,

метроритм и т.д. Техничен и профессионален тот коллектив, который

способен в звуке полноценно и убедительно воплотить свои творческие

намерения. Чем выше художественные особенности произведения, тем

больше обогатит учеников работа над ним, каждый урок будет открывать

что-то новое. Дети воспринимают многие музыкальные произведения иначе,

чем преподаватели. Детям ближе классическая и народная музыка для

разбора и исполнения в силу своей простоты и ясности музыкальных образов

и средств выражения. На подобных произведениях закладываются основы

музыкального вкуса. И лишь постепенно дети приходят к пониманию новой,

современной музыки.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В АНСАМБЛЕ

Работа с учащимися в ансамбле или оркестре выдвигает целый ряд

требований воспитательного и организационного характера. Это, прежде

всего, воспитание чувства ответственности перед коллективом: регулярное

посещение занятий, точный приход на урок, подготовка своего рабочего

места. Необходимо внушать детям, что отсутствие дисциплины мешает

творческому процессу, свидетельствует о неуважении к товарищам, к делу.

Примером дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам

педагог. Личный авторитет руководителя играет огромную роль.

Концерт, выступление является творческим итогом любого коллектива.

Предметом внимания руководителя должна стать подготовка ансамбля к

выступлению, поведения на эстраде, выработка устойчивого внимания,

чёткости и продуманности действий. Участникам необходимо знать, кто с

какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем, чтобы

каждый выходил внешне активно правильной осанкой, соблюдал интервал в

движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё место на сцене,

красиво стоял или сидел, красиво держал при выходе инструмент. Не менее

сложный организационный момент – уход со сцены. Немаловажное значение

имеет и требовательность к внешнему виду выступающего. Рекомендуется

коллективно обсудить выступление самим участникам ансамбля, дать

возможность выразить впечатление о своей игре.

Работа

в

ансамбле

обязывает

исполнителя

согласовывать

свои

интересы с интересами партнеров. С данной точки зрения ансамблевая

деятельность несет в себе немалый воспитательный заряд. Ансамбль как

форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников

такое качество, как умение жить и творить в коллективе. И не случайно здесь

на первом месте стоит умение находить общий язык друг с другом. От этого

зависят та непринужденно-деловая обстановка, тот психологический климат,

которые способствуют творческому росту ансамбля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование

ансамблевого

мастерства

процесс

сложный

и

многосторонний.

Данная

работа

подтверждает,

что

ансамблевое

музицирование в классе баяна/аккордеона имеет свою специфику, и процесс

формирования

навыков

совместного

исполнения

протекает

более

эффективно при применении комплекса форм технической и образно-

художественной

работы,

психолого-педагогической

подготовки

юных

исполнителей.

Следует отметить, что навыки ансамблевой игры формируются и

развиваются в течение достаточно долгого времени. Для того, чтобы играть

вместе, необходимо чувствовать друг друга, а для того, чтобы чувствовать,

надо понимать своего партнера, как бы открыть его для себя. Ансамбль как

художественная единица рождается только тогда, когда каждый из его

участников обретает свободу в выражении своих чувств, отбрасывая мысль о

том, сыграет ли он вместе с другими или не сыграет. Такое чувство ансамбля

– результат многих лет напряженного труда, результат совместных поисков.

Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития

профессиональных навыков у исполнителей, она также формирует характер,

прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к

большому делу пропаганды музыкальной культуры. Развитие ансамблевого

исполнительства способствует дальнейшему росту популярности баяна и

аккордеона - любимых инструментов русского народа.

В процессе занятий создаётся благоприятный психологический климат,

способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных

качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста,

создаётся

механизм

обратной

связи

между

детьми

и

педагогом,

образовывается развивающая среда для проявления творческой активности

детей.

Занятия на инструменте погружают детей в волшебную страну звуков,

способствуют

формированию

у

ребёнка

музыкального

вкуса

и

действительных

эстетических

переживаний

от

музыки.

Народные

музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на

окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и

трепетное

отношение

к

истории,

традициям

своего

края

и

народа.

Постепенно

учащийся

подготавливается

к

осмысленному

восприятию

музыки самых различных направлений и стилей. Ребёнок идёт по пути

постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим

позитивную энергию, поэтому можно быть уверенным, что и в будущем он

выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной

позиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне», Москва, 1961г.

2.

Говорушко П.И. Начальная школа игры на баяне. – Л.: Музыка, 1988г.

3.

Готлиб А. Основы ансамблевой техники.– М.: Советский композитор,

1971г.

4.

Гречухина Р.Н. «Ансамбли для баянов и аккордеонов», Санкт-

Петербург, «Композитор», 2003г.

5.

Завьялов В. Баянное искусство. – Воронеж: ВГАИ, 1995г.

6.

Имханицкий М., Мищенко А. Дуэты баянистов. Вопросы теории и

практики. – Вып. 1. – М.: Музыка, 2001г.

7.

Имханицкий М., Полун Б. Трио баянистов: вопросы теории и практики:

Репертуарно-методическое пособие. Вып. 1. – М.: Музыка, 2004г.

8.

Ушенин

В.

«Школа

ансамблевого

музицирования

баянистов

(аккордеонистов)», Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.

Содержание

Вступление

Начальный этап обучения

Подбор участников ансамбля

Подбор репертуара. Особенности работы над произведением

Темп, ритм, мелодия

Динамика, артикуляция, тембровая палитра

Воспитательная работа в ансамбле

Заключение



В раздел образования