Напоминание

Инклюзивное образование детей с ОВЗ


Автор: Шепелева Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 12
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья по теме: инклюзивное образование детей с ОВЗ

преподавателя МБУ ДО ДШИ №12

Шепелевой Татьяны Владимировны

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-

заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который

подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к

различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для

детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на

детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными

потребностями в обучении, а так же старается разработать подход к

преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения

различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут

более

эффективными

в

результате

изменений,

которые

внедряет

инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с

особыми потребностями).

В

основу

инклюзивного

образования

положена

идеология,

которая

исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное

отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих

особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс

развития

общего

образования,

который

подразумевает

доступность

образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех

детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми

потребностями.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен чувствовать и думать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,

что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Цели и основные составляющие инклюзивного образования

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение

равного доступа к получению того или иного вида образования и создание

необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без

исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей,

прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и

экономического

статуса

родителей,

психических

и

физических

возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

включение всех детей с различными возможностями в такую школу,

которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

количество детей с различными возможностями, обучающихся в

школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской

популяции этого округа в целом;

отсутствие

«сортировки»

и

отбраковывания

детей,

обучение

в

смешанных группах;

дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их

возрасту;

ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и

методов обучения;

эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели

обучения.

Пути решения проблем, связанных с инклюзивным

образованием

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует

научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о

проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о

том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное

решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной

педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство

представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к

большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является

вполне

естественным

состоянием

для

учителей,

которые

постоянно

взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является

основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная

интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного

обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества.

Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной,

рассматривается,

как

процесс

воспитания

и

обучения

особых

детей

совместно с обычными.

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения —

это закономерный этап развития системы специального инклюзивного

образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все

высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию

неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера.

Совокупно

их

можно

обозначить

как

социальный

заказ

достигших

определенного уровня экономического, культурного, правового развития

общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего

отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и

осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные

со

всеми

другими

возможности

Разных

областях

жизни,

включая

образование.

Целью инклюзивного образования, является создание без барьерной среды в

обучении

и

профессиональной

подготовке

людей

с

ограниченными

возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое

оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных

учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие

их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные

программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с

ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Преимущества инклюзивного образования

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной

среде

по

сравнению

с

детьми,

находящимися

в

специальных школах. Это становится особенно очевидным, если

взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и

если количество детей с особенностями находится в естественной

пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки

коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере

связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей

для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками,

которые выступают в качестве носителей модели социальной и

коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится

улучшение навыков и академических достижений.

Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за

счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых

группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика,

работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети

начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без

особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в

тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от

своего

места

жительства,

и,

следовательно,

имеют

больше

возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы.

Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой

дружбы.

Заключение

Можно

выделить

следующие

преимущества

инклюзии

для

обычных

учащихся или одарённых детей:

Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с

особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или

представляющим опасность для их успешного обучения.

Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения

в классе - несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с

особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель

затратит на обычных учеников.

Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при

инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества

обучения и совершенствования педагогических технологий работы в

классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы

новые

технологии

образования;

например,

использование

информационных технологий очень часто бывает необходимо при

обучении

детей

с

инвалидностью.

Другие

дети

получают

преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все

остальные

ученики

могут

пользоваться

этими

программами

и

технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для

обучения детей с инвалидностью.

Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в

инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов

при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,

могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей

с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут

быть использованы различными способами, например, для организации

внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в

классе,

обеспечения

класса

дополнительными

техническими

средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а

не только детьми с инвалидностью.

В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и

ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за

чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

Необходимо

также

сказать,

что

существование

инклюзивных

школ

позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на

учениках

с

инвалидностью.

Помогая

сверстникам

с

ограниченными

возможностями активно участвовать в образовательной и социальной

деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие

жизненные

уроки.

Этот

положительный

опыт

заключается

в

росте

социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между

людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных

принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе

и дружбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная

программа должна включать изменения и условия, необходимые для

успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие

индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых

потребностей каждого ребенка.



В раздел образования