Автор: Шепелева Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 12
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Статья по теме: инклюзивное образование детей с ОВЗ
преподавателя МБУ ДО ДШИ №12
Шепелевой Татьяны Владимировны
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-
заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для
детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на
детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными
потребностями в обучении, а так же старается разработать подход к
преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения
различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут
более
эффективными
в
результате
изменений,
которые
внедряет
инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с
особыми потребностями).
В
основу
инклюзивного
образования
положена
идеология,
которая
исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное
отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс
развития
общего
образования,
который
подразумевает
доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех
детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми
потребностями.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Цели и основные составляющие инклюзивного образования
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение
равного доступа к получению того или иного вида образования и создание
необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без
исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей,
прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и
экономического
статуса
родителей,
психических
и
физических
возможностей.
К основным элементам инклюзии можно отнести:
включение всех детей с различными возможностями в такую школу,
которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
количество детей с различными возможностями, обучающихся в
школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской
популяции этого округа в целом;
отсутствие
«сортировки»
и
отбраковывания
детей,
обучение
в
смешанных группах;
дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их
возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и
методов обучения;
эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели
обучения.
Пути решения проблем, связанных с инклюзивным
образованием
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует
научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о
проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о
том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное
решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной
педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство
представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к
большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является
вполне
естественным
состоянием
для
учителей,
которые
постоянно
взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является
основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная
интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного
обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества.
Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной,
рассматривается,
как
процесс
воспитания
и
обучения
особых
детей
совместно с обычными.
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения —
это закономерный этап развития системы специального инклюзивного
образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все
высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию
неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера.
Совокупно
их
можно
обозначить
как
социальный
заказ
достигших
определенного уровня экономического, культурного, правового развития
общества и государства.
Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего
отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и
осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные
со
всеми
другими
возможности
Разных
областях
жизни,
включая
образование.
Целью инклюзивного образования, является создание без барьерной среды в
обучении
и
профессиональной
подготовке
людей
с
ограниченными
возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое
оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных
учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие
их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные
программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с
ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Преимущества инклюзивного образования
Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:
Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной
среде
по
сравнению
с
детьми,
находящимися
в
специальных школах. Это становится особенно очевидным, если
взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и
если количество детей с особенностями находится в естественной
пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.
В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки
коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере
связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей
для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками,
которые выступают в качестве носителей модели социальной и
коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы. Результатом этого становится
улучшение навыков и академических достижений.
Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за
счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых
группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика,
работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети
начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.
В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без
особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в
тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от
своего
места
жительства,
и,
следовательно,
имеют
больше
возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы.
Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой
дружбы.
Заключение
Можно
выделить
следующие
преимущества
инклюзии
для
обычных
учащихся или одарённых детей:
Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с
особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или
представляющим опасность для их успешного обучения.
Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения
в классе - несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с
особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель
затратит на обычных учеников.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при
инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества
обучения и совершенствования педагогических технологий работы в
классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы
новые
технологии
образования;
например,
использование
информационных технологий очень часто бывает необходимо при
обучении
детей
с
инвалидностью.
Другие
дети
получают
преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все
остальные
ученики
могут
пользоваться
этими
программами
и
технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для
обучения детей с инвалидностью.
Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в
инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов
при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ»,
могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей
с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут
быть использованы различными способами, например, для организации
внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в
классе,
обеспечения
класса
дополнительными
техническими
средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а
не только детьми с инвалидностью.
В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и
ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за
чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.
Необходимо
также
сказать,
что
существование
инклюзивных
школ
позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на
учениках
с
инвалидностью.
Помогая
сверстникам
с
ограниченными
возможностями активно участвовать в образовательной и социальной
деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие
жизненные
уроки.
Этот
положительный
опыт
заключается
в
росте
социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между
людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных
принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе
и дружбе.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная
программа должна включать изменения и условия, необходимые для
успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие
индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых
потребностей каждого ребенка.