Автор: Аленевская Людмила Михайловна
Должность: Преподаватель «ДШИ»
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
Населённый пункт: г. Усинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Усинска
«Челядьлы искусств школа» Усинск карса содтӧд тӧдӧмлун сетан
муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУДО
«ДШИ» г. Усинска
____________Г. М. Хохлов
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИ»
Выполнила
преподаватель «ДШИ»
Аленевская Людмила Михайловна
Усинск
2024
Индивидуальный
план
–
это
систематическое
руководство
всем
процессом
обучения
со
стороны
преподавателя,
определённый
план,
предусматривающий
характеристику
учащегося,
его
особенности,
с
которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы , репертуар,
который
должен
быть
пройден
в
процессе
обучения.
Все
эти
аспекты
являются необходимым условием гармоничного развития учащихся.
Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать
ребёнка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет
для него потребностью. Именно для этого и составляется индивидуальный
план развития ученика – поэтапное, продуманное развитие юного музыканта,
формирование
исполнительских
навыков,
умений,
теоретических
знаний.
Обучение осуществляется на основе индивидуального плана, составленного
на
каждого
ученика,
где
предусматривается
тот
необходимый комплекс
инструктивного
и
художественного
материала,
на
основе
которого
идёт
обучение.
Индивидуальные
планы
–
главный
документ,
характеризующий процесс развития учащегося.
Основа
работы
в
школе
–
индивидуальное
обучение
в
классе
по
специальности. Оно позволяет преподавателям не только научить ребёнка
играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить
понимать
музыку,
любить
её;
сочетать
в
своей
работе
воспитание
–
выявление
и
развитие
лучших
задатков
учащегося,
и
обучение, то
есть
передачу ученику знаний, умений, приёмов исполнительской работы.
Не взирая на различие «Индивидуальных планов» в каждой школе , в
них отражены одни и те же сведения:
- сведения об ученике;
- репертуарные списки по полугодиям;
-
успеваемость
–
оценки
за
выступления
на
академических
концертах,
контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачётах;
- характеристики ученика в конце учебного года с перечислением значимых
мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся.
Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается
на 1, 2, а иногда и более лет вперёд. Определяя для себя, что может сыграть
учащийся через несколько лет, преподаватель должен заранее готовить его к
решению тех или иных технических и музыкальных задач.
Задачи при составлении индивидуального плана обучающегося
Преподаватель должен очень серьёзно отнестись к постановке задач
для
работы
с
учащимися.
Поставленные
задачи
должны
подкрепляться
правильно подобранным музыкальным материалом, способствующему их
решению.
Для
каждой
возрастной
группы
ставятся
свои
задачи.
Если
на
начальном
этапе
–
это
кропотливая
работа
над
постановкой
и
раскрепощением игрового аппарата, то ставить эти задачи учащимся 5, 6
классов
неестественно:
это
значит,
что
работа
по
устранению
этих
недостатков велась недостаточно активно и внимательно (за исключением
переводных детей из других школ или другого преподавателя).
Задачи для учащихся 1 класса:
-
выявить
и
развить
индивидуальные
природные
возможности
и
музыкальные данные ребёнка;
- дать необходимые знания ( освоение нотной грамоты, воспитание чувства
ритма);
- организация игрового аппарата;
- воспитание начальных исполнительских навыков;
- пробуждение интереса;
- организация мышления;
- развитие зачатков самостоятельной работы.
Оценивать успехи ученика на этом этапе нужно, используя принцип
поощрения, подчёркивания достоинств.
Задачи для учеников 2,3 классов:
- закрепление полученных навыков;
- знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;
- осознание связи слуховых и двигательных ощущений;
- воспитание направленного внимания;
- развитие индивидуальности, самостоятельности;
- развитие интереса и любви к музыке;
- техническое развитие.
Задачи для учеников 4,5 классов:
- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
- развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;
- исполнение музыкальных произведений различных жанров; - привитие
интереса и любви к музыкальному искусству;
- техническое развитие.
Задачи для учеников 6,7 классов:
- формирование художественно-эстетического вкуса;
- максимально возможное развитие способностей и технических навыков;
- воспитание самостоятельности;
- развитие навыков самостоятельного творчества и музыцирования.
Обучение наиболее перспективных учащихся, будущих потенциальных
профессионалов
ведётся
по
другой
программе,
следовательно,
предполагаются расширенные задачи, как:
- активация образно- эмоциональной среды;
- освоение закономерностей артикуляции;
- воспитание художественной техники.
- увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских
требований;
- воспитание навыков самостоятельности;
- воспитание устойчивых концертно - исполнительских навыков
Личностно - ориентированный подход в обучении
Индивидуальный
план
учащегося
должен
оптимально
отражать
принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, учитывающего,
с одной стороны, потенциальные возможности и, с другой, проблемы по
достижению учебного результата конкретного ученика . В противном случае
индивидуальный
план
перестаёт
выполнять
функцию
именно
индивидуального плана обучения.
Личностно-ориентированный подход должен просматриваться
в
3-х
основных составляющих
элементах
индивидуального плана.
–
это
задачи
и
основные
направления
работы,
репертуар,
характеристика
на
ученика.
Задачи и основные направления работы с учащимися не должны быть
общими и отвлечёнными в своих формулировках и одинаковыми для всех
учащихся одного и того же класса.
Чтобы
избежать
общих
мест,
необходимо
следовать
следующим
правилам:
1.Не
приравнивать
планирование
обучения
конкретного
ученика
к
программным требованиям по классам, прописанным в рабочих учебных
программах.
Очень
часто
в
задачах
указываются
именно
программные
требования: освоение тех или иных приёмов звукоизвлечения, с крупной
формой, чтение с листа, и т.д.
Задача программных требований по классам – распределение всего учебного
материала (исполнительские навыки, исполнительские приёмы, репертуар,
терминология, др.) поэтапно по принципу «от простого к сложному» на весь
период
обучения:
именно
для
этого
и
существует
рабочая
программа.
Поэтому нет необходимости указывать программные требования в задачах
индивидуального плана.
2.Избегать
общих
формулировок,
например
–
работа
над
сценической
свободой, формирование устойчивого интереса к занятиям, формирование
музыкально-слуховых представлений, др. Все эти задачи применимы ко всем
учащимся; кроме того, они могут повторяться из класса в класс. Желательно,
чтобы задача была более узкой и предполагала выполнимость в рамках
определённого отрезка времени. В отдельных случаях постановка задачи
звучит не совсем корректно: например, формирование устойчивого интереса
к
занятиям.
Задачи формирования
мотивации
к
обучению прежде
всего
имеют
отношение
к
самому
преподавателю:
именно
от
него
зависит,
насколько интересно учиться ребёнку в его классе.
Общая постановка задач возможна лишь для учащихся 1-го года обучения,
когда
преподаватель
не
имеет
полного
представления
о
музыкальных
способностях
и
возможности
учащегося.
Общие
задачи
могут
формулироваться
достаточно
просто,
но
охватывать
все
возможные
направления работы с учеником:
-организация игрового аппарата;
- изучение нотной грамоты;
- изучение основных приёмов игры;
- задачи аппликатурной дисциплины;
- развитие психомоторных способностей ( двигательные навыки);
- развитие основных музыкальных способностей ( ритм, слух, память).
3.Следить,
чтобы
в
постановке
задач
на
каждый
новый
учебный
год
прослеживалась связь с характеристикой на ученика, представленной в конце
предыдущего
года
обучения.
В
характеристике
преподаватель
должен
отмечать
проблемы в
обучении ребёнка
на
текущий момент.
Например,
вместо «проблемы с ритмом» необходимо указать конкретные сложности:
«отсутствует внутреннее ощущение пульсации», « испытывает сложности в
игре пунктирного ритма», «не умеет переключаться при смене ритмических
формул, «отсутствует метрическая синхронность в игре двумя руками» и т. д.
4. При планировании работы с учеником желательно включать задачи его
личностного
развития:
задачи
формирования
навыков
самостоятельной
работы, эмоционального и интеллектуального развития ученика, то есть те
задачи
(обучающие,
развивающие,
воспитывающие),
решение
которых
именно в комплексе составляют содержание обучения.
5.При
формировании
задач
обучения
на
текущий
учебный
год
преподаватель
также
должен
учитывать
рекомендации
аттестационных
комиссий,
зафиксированных
в
протоколах
академических
концертов.
В
целом,
планируемые
задачи
должны
быть
систематизированы
по
направлениям работы преподавателя:
- постановка игрового аппарата;
- техническое развитие ученика;
- формирование музыкальных и творческих способностей ( интонационный
слух, ритм, память, образность мышления, музыкальность);
- формирование интеллектуальных способностей ( понимание учебных задач,
умение сравнивать , делать выводы, давать самооценку, владеть музыкальной
грамотой, самостоятельно работать с нотным текстом);
- мотивация к обучению.
Репертуар
1.При
выборе
репертуара
преподаватель
должен
учитывать
количество,
уровень
сложности
произведений,
их
стилистические
и
жанровые
особенности,
исходя
из
индивидуальных
возможностей
ученика
и
поставленных задач в течении учебного года. Встречаются случаи, когда
репертуар
по
сложности
достаточно
занижен
и
не
соответствует
исполнительским возможностям перспективного учащегося.
2. Преподаватель должен следить за соответствием количества и качества
изучаемого репертуара ( жанровое и стилевое разнообразие) программным
требованиям по классам, указанным в рабочих учебных программах.
3.
Текущий
репертуар
не
должен
ограничиваться
произведениями,
исполняемыми в рамках промежуточной и итоговой аттестации.
4. Рабочий материал должен отражать все виды музыкальной деятельности в
рамках индивидуального урока:
- работа над технической составляющей игры ( упражнения, гаммы, этюды);
- работа над репертуаром (пьесы, полифония, крупная форма, ансамбли) с
указанием степени завершённости ( концертный вариант, эскизно выученное
произведение);
-
самостоятельный
разбор:
произведения,
который
учащийся
проходит
самостоятельно, должны быть отмечены в каждом полугодии плана;
- чтение с листа (указываются сборники);
- подбор по слуху, аккомпанемент.
5. Сроки изучения гамм, произведений должны быть целесообразными ( с
учётом степени завершённости работы, возраста и способности учащегося).
6. В записи репертуара часто отсутствует системность , что свидетельствует
об отсутствии системности в самом его планировании.
7.
Репертуар
ученика
планируется
на
весь
учебный
год
и
заносится
в
индивидуальный план в начале учебного года; при записи распределяется по
2-м признакам:
- по видам работы;
- жанровой принадлежности.
Характеристика на учащегося
1.В характеристике на ученика должны быть отражены:
- особенности игрового аппарата;
-
уровень
развития
основных
музыкальных
способностей:
ритм,
слух
(ладогармонический, интонационный), память;
-
уровень
развития
познавательных
(интеллектуальных)
и
творческих
способностей:
умение
понимать
и
формулировать
учебные
задачи,
сравнивать и делать выводы, на доступном уровне делать анализ нотного
текста, демонстрировать восприимчивость, образность, гибкость мышления;
-
художественный
(эмоциональность,
выразительность,
артистизм)
и
технический рост ученика по сравнению с предыдущим годом обучения;
-
качество
репертуара:
стилевое
и
жанровое
разнообразие,
соответствие
требованиям рабочей учебной программы по классам;
-
уровень
актуального
развития
учащегося:
его
способность
работать
самостоятельно (чтение с листа, разбор музыкального произведения, подбор
по слуху);
-
отношение
к
музыкальным
занятиям:
работоспособность,
системность,
ответственность, инициативность;
-
творческая
активность
учащегося
в
течении
учебного года:
участие
в
конкурсах, концертах, иных школьных мероприятиях;
- результативность освоения программы обучения на данном этапе;
- основные недостатки в музыкальном развитии ученика.
2. Характеристика должна отражать не только комплексное развитие учении
ка, но и быть руководством к дальнейшему его развитию.
3. Характеристики на одного и того же ученика в ретроспективе должны
отражать
его
развитие,
другими
словами
–
результативность
работы
преподавателя в течении каждого учебного года; быфть преемственны по
отношению друг к другу.
4.
Часто
встречаются
«статичные»
характеристики, когда
из
года
в
год
отмечаются
одни
и
те
же
показатели:
средние
или
хорошие
данные,
сообразительная, добросовестная, ленив,
мало
занимается
дома,
зажатый
аппарат, на уроках эмоционален и т.д.
Констатация степени музыкальных способностей ученика уместна в
характеристике
после
1-го
обучения;
далее
важно
проследить
динамику
развития музыкальных способностей в заданной природной амплитуде.
5. Иногда в одной и той же характеристике можно встретить противоречия: с
одной стороны преподавателем отмечаются средние музыкальные данные, с
другой
же
перечисляются
хорошая
память,
наличие
чувства
ритма,
эмоциональность.
6.
Особенно
сложно
писать
характеристики
на
музыкально
одарённых
учащихся: здесь большая вероятность общих мест и повторов. В данном
случае
задача
преподавателя –
использовать исполнительский потенциал
ученика,
превышающий
заданный
уровень
программных
требований,
выстроить индивидуальный маршрут развития и отразить его в задачах.
Образцы характеристик
1.Характеристика (1-й класс)
У учащейся хорошие музыкальные данные: чувство ритма, музыкальная
память, осознанное интонирование. Девочка также развита в
интеллектуальном плане: легко понимает учебные задачи, умеет сравнивать,
делать выводы. В течении года ознакомились в общей сложности с 40
песнями и лёгкими пьесами ( на уровне ознакомительного разбора, эскизной
работы). В результате – самостоятельно разбирает текст, знает ноты,
справляется с ритмическим рисунком. В целом, игровой аппарат свободный.
Девочка ответственна и добросовестна, занимается с интересом; со стороны
родителей присутствует контроль. Перевести во 2-й класс.
2. Характеристика (3-й класс)
По количеству пройденный материал соответствует программным
требованиям, но уровень сложности произведений соответствует 2-му
классу. В работе в основном преобладает система натаскивания: девочка
мало самостоятельна и инициативна, не эмоциональна. Существуют
проблемы с аппаратом, уровень технического развития достаточно слабый. В
целом , к занятиям и выполнению домашних заданий относится
добросовестно. Основное обучение необходимо направить по линии
общеразвивающей программы.
3. Характеристика (4-й класс)
Учащаяся обладает хорошим чувством ритма, слухом и музыкальной
памятью.; понимает учебные задачи, восприимчива. Основная проблема на
данном этапе – недостаточный уровень гибкости и образности мышления.
Технический рост очевиден, но выразительность исполнения и
слуховой контроль за исполнением не достаточен. Учащаяся умеет
самостоятельно работать: любить читать с листа и разбирать новые
произведения. Дисциплинирована, работоспособна, но должна научиться
самостоятельно оценивать результаты своего труда.
Прошла серьёзный и разнообразный репертуар. Гитарный аппарат
организован, но пока присутствует двигательная скованность.
Заключение
1.В индивидуальном плане указывать образовательную программу, срок и
класс обучения.
2. Контролировать соответствие программ академических концертов и
экзаменов требованиям в соответствии с образовательной программой.
Оценки должны быть выставлены с обоснованием, в зависимости с
требованиями и критериями оценки данной программы.
Например – критерии оценки качества исполнения:
По итогам исполнения программы на академическом концерте,
концерте - экзамене, прослушивании выставляется оценка по пятибалльной
шкале.
Отлично (5) – грамотно выученный текст, уверенное исполнение
художественно-образное исполнение, соответствие программы классу
учащегося.
Хорошо (4) – исполнение программы с небольшими текстовыми
ошибками, понимание характера и стиля произведения.
Удовлетворительно (3) - неуверенное знание текста,
малохудожественное исполнение, слабая техническая подготовка.
Неудовлетворительно (2) – плохое знание текста, непонимание
характера, стиля, формы произведения, несоответствие программы классу.
На публичном выступлении учащихся оценивается:
- эмоциональность исполнения
- цельность охвата формы;
- грамотность исполнения (фразировка, звукоизвлечение, динамический
баланс мелодии и аккомпанемента и т.д.);
-техническая свобода;
- уровень музыкального самовыражения
По сложившейся традиции школы и с учётом целесообразности оценка
качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт
возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретённых выпускниками знаний, умений, навыков, а также степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
Всем известно, что хорошо продуманные индивидуальные планы по
специальности – продуманное систематическое руководство процессом
обучения со стороны преподавателя, один из важнейших принципов
методики обучения игры на инструменте и по мути главный документ
обучающегося.
Список литературы:
1.Теплов Б.М .Психология музыкальных возможностей. – М.1984.
2. Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М.Музыка
1975.
3. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.