Напоминание

«Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИ»


Автор: Аленевская Людмила Михайловна
Должность: Преподаватель «ДШИ»
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
Населённый пункт: г. Усинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Усинска

«Челядьлы искусств школа» Усинск карса содтӧд тӧдӧмлун сетан

муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУДО

«ДШИ» г. Усинска

____________Г. М. Хохлов

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Индивидуальные планы учащихся ДМШ и ДШИ»

Выполнила

преподаватель «ДШИ»

Аленевская Людмила Михайловна

Усинск

2024

Индивидуальный

план

это

систематическое

руководство

всем

процессом

обучения

со

стороны

преподавателя,

определённый

план,

предусматривающий

характеристику

учащегося,

его

особенности,

с

которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы , репертуар,

который

должен

быть

пройден

в

процессе

обучения.

Все

эти

аспекты

являются необходимым условием гармоничного развития учащихся.

Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать

ребёнка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет

для него потребностью. Именно для этого и составляется индивидуальный

план развития ученика – поэтапное, продуманное развитие юного музыканта,

формирование

исполнительских

навыков,

умений,

теоретических

знаний.

Обучение осуществляется на основе индивидуального плана, составленного

на

каждого

ученика,

где

предусматривается

тот

необходимый комплекс

инструктивного

и

художественного

материала,

на

основе

которого

идёт

обучение.

Индивидуальные

планы

главный

документ,

характеризующий процесс развития учащегося.

Основа

работы

в

школе

индивидуальное

обучение

в

классе

по

специальности. Оно позволяет преподавателям не только научить ребёнка

играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить

понимать

музыку,

любить

её;

сочетать

в

своей

работе

воспитание

выявление

и

развитие

лучших

задатков

учащегося,

и

обучение, то

есть

передачу ученику знаний, умений, приёмов исполнительской работы.

Не взирая на различие «Индивидуальных планов» в каждой школе , в

них отражены одни и те же сведения:

- сведения об ученике;

- репертуарные списки по полугодиям;

-

успеваемость

оценки

за

выступления

на

академических

концертах,

контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачётах;

- характеристики ученика в конце учебного года с перечислением значимых

мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся.

Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается

на 1, 2, а иногда и более лет вперёд. Определяя для себя, что может сыграть

учащийся через несколько лет, преподаватель должен заранее готовить его к

решению тех или иных технических и музыкальных задач.

Задачи при составлении индивидуального плана обучающегося

Преподаватель должен очень серьёзно отнестись к постановке задач

для

работы

с

учащимися.

Поставленные

задачи

должны

подкрепляться

правильно подобранным музыкальным материалом, способствующему их

решению.

Для

каждой

возрастной

группы

ставятся

свои

задачи.

Если

на

начальном

этапе

это

кропотливая

работа

над

постановкой

и

раскрепощением игрового аппарата, то ставить эти задачи учащимся 5, 6

классов

неестественно:

это

значит,

что

работа

по

устранению

этих

недостатков велась недостаточно активно и внимательно (за исключением

переводных детей из других школ или другого преподавателя).

Задачи для учащихся 1 класса:

-

выявить

и

развить

индивидуальные

природные

возможности

и

музыкальные данные ребёнка;

- дать необходимые знания ( освоение нотной грамоты, воспитание чувства

ритма);

- организация игрового аппарата;

- воспитание начальных исполнительских навыков;

- пробуждение интереса;

- организация мышления;

- развитие зачатков самостоятельной работы.

Оценивать успехи ученика на этом этапе нужно, используя принцип

поощрения, подчёркивания достоинств.

Задачи для учеников 2,3 классов:

- закрепление полученных навыков;

- знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;

- осознание связи слуховых и двигательных ощущений;

- воспитание направленного внимания;

- развитие индивидуальности, самостоятельности;

- развитие интереса и любви к музыке;

- техническое развитие.

Задачи для учеников 4,5 классов:

- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;

- развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;

- исполнение музыкальных произведений различных жанров; - привитие

интереса и любви к музыкальному искусству;

- техническое развитие.

Задачи для учеников 6,7 классов:

- формирование художественно-эстетического вкуса;

- максимально возможное развитие способностей и технических навыков;

- воспитание самостоятельности;

- развитие навыков самостоятельного творчества и музыцирования.

Обучение наиболее перспективных учащихся, будущих потенциальных

профессионалов

ведётся

по

другой

программе,

следовательно,

предполагаются расширенные задачи, как:

- активация образно- эмоциональной среды;

- освоение закономерностей артикуляции;

- воспитание художественной техники.

- увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских

требований;

- воспитание навыков самостоятельности;

- воспитание устойчивых концертно - исполнительских навыков

Личностно - ориентированный подход в обучении

Индивидуальный

план

учащегося

должен

оптимально

отражать

принципы личностно-ориентированного подхода в обучении, учитывающего,

с одной стороны, потенциальные возможности и, с другой, проблемы по

достижению учебного результата конкретного ученика . В противном случае

индивидуальный

план

перестаёт

выполнять

функцию

именно

индивидуального плана обучения.

Личностно-ориентированный подход должен просматриваться

в

3-х

основных составляющих

элементах

индивидуального плана.

это

задачи

и

основные

направления

работы,

репертуар,

характеристика

на

ученика.

Задачи и основные направления работы с учащимися не должны быть

общими и отвлечёнными в своих формулировках и одинаковыми для всех

учащихся одного и того же класса.

Чтобы

избежать

общих

мест,

необходимо

следовать

следующим

правилам:

1.Не

приравнивать

планирование

обучения

конкретного

ученика

к

программным требованиям по классам, прописанным в рабочих учебных

программах.

Очень

часто

в

задачах

указываются

именно

программные

требования: освоение тех или иных приёмов звукоизвлечения, с крупной

формой, чтение с листа, и т.д.

Задача программных требований по классам – распределение всего учебного

материала (исполнительские навыки, исполнительские приёмы, репертуар,

терминология, др.) поэтапно по принципу «от простого к сложному» на весь

период

обучения:

именно

для

этого

и

существует

рабочая

программа.

Поэтому нет необходимости указывать программные требования в задачах

индивидуального плана.

2.Избегать

общих

формулировок,

например

работа

над

сценической

свободой, формирование устойчивого интереса к занятиям, формирование

музыкально-слуховых представлений, др. Все эти задачи применимы ко всем

учащимся; кроме того, они могут повторяться из класса в класс. Желательно,

чтобы задача была более узкой и предполагала выполнимость в рамках

определённого отрезка времени. В отдельных случаях постановка задачи

звучит не совсем корректно: например, формирование устойчивого интереса

к

занятиям.

Задачи формирования

мотивации

к

обучению прежде

всего

имеют

отношение

к

самому

преподавателю:

именно

от

него

зависит,

насколько интересно учиться ребёнку в его классе.

Общая постановка задач возможна лишь для учащихся 1-го года обучения,

когда

преподаватель

не

имеет

полного

представления

о

музыкальных

способностях

и

возможности

учащегося.

Общие

задачи

могут

формулироваться

достаточно

просто,

но

охватывать

все

возможные

направления работы с учеником:

-организация игрового аппарата;

- изучение нотной грамоты;

- изучение основных приёмов игры;

- задачи аппликатурной дисциплины;

- развитие психомоторных способностей ( двигательные навыки);

- развитие основных музыкальных способностей ( ритм, слух, память).

3.Следить,

чтобы

в

постановке

задач

на

каждый

новый

учебный

год

прослеживалась связь с характеристикой на ученика, представленной в конце

предыдущего

года

обучения.

В

характеристике

преподаватель

должен

отмечать

проблемы в

обучении ребёнка

на

текущий момент.

Например,

вместо «проблемы с ритмом» необходимо указать конкретные сложности:

«отсутствует внутреннее ощущение пульсации», « испытывает сложности в

игре пунктирного ритма», «не умеет переключаться при смене ритмических

формул, «отсутствует метрическая синхронность в игре двумя руками» и т. д.

4. При планировании работы с учеником желательно включать задачи его

личностного

развития:

задачи

формирования

навыков

самостоятельной

работы, эмоционального и интеллектуального развития ученика, то есть те

задачи

(обучающие,

развивающие,

воспитывающие),

решение

которых

именно в комплексе составляют содержание обучения.

5.При

формировании

задач

обучения

на

текущий

учебный

год

преподаватель

также

должен

учитывать

рекомендации

аттестационных

комиссий,

зафиксированных

в

протоколах

академических

концертов.

В

целом,

планируемые

задачи

должны

быть

систематизированы

по

направлениям работы преподавателя:

- постановка игрового аппарата;

- техническое развитие ученика;

- формирование музыкальных и творческих способностей ( интонационный

слух, ритм, память, образность мышления, музыкальность);

- формирование интеллектуальных способностей ( понимание учебных задач,

умение сравнивать , делать выводы, давать самооценку, владеть музыкальной

грамотой, самостоятельно работать с нотным текстом);

- мотивация к обучению.

Репертуар

1.При

выборе

репертуара

преподаватель

должен

учитывать

количество,

уровень

сложности

произведений,

их

стилистические

и

жанровые

особенности,

исходя

из

индивидуальных

возможностей

ученика

и

поставленных задач в течении учебного года. Встречаются случаи, когда

репертуар

по

сложности

достаточно

занижен

и

не

соответствует

исполнительским возможностям перспективного учащегося.

2. Преподаватель должен следить за соответствием количества и качества

изучаемого репертуара ( жанровое и стилевое разнообразие) программным

требованиям по классам, указанным в рабочих учебных программах.

3.

Текущий

репертуар

не

должен

ограничиваться

произведениями,

исполняемыми в рамках промежуточной и итоговой аттестации.

4. Рабочий материал должен отражать все виды музыкальной деятельности в

рамках индивидуального урока:

- работа над технической составляющей игры ( упражнения, гаммы, этюды);

- работа над репертуаром (пьесы, полифония, крупная форма, ансамбли) с

указанием степени завершённости ( концертный вариант, эскизно выученное

произведение);

-

самостоятельный

разбор:

произведения,

который

учащийся

проходит

самостоятельно, должны быть отмечены в каждом полугодии плана;

- чтение с листа (указываются сборники);

- подбор по слуху, аккомпанемент.

5. Сроки изучения гамм, произведений должны быть целесообразными ( с

учётом степени завершённости работы, возраста и способности учащегося).

6. В записи репертуара часто отсутствует системность , что свидетельствует

об отсутствии системности в самом его планировании.

7.

Репертуар

ученика

планируется

на

весь

учебный

год

и

заносится

в

индивидуальный план в начале учебного года; при записи распределяется по

2-м признакам:

- по видам работы;

- жанровой принадлежности.

Характеристика на учащегося

1.В характеристике на ученика должны быть отражены:

- особенности игрового аппарата;

-

уровень

развития

основных

музыкальных

способностей:

ритм,

слух

(ладогармонический, интонационный), память;

-

уровень

развития

познавательных

(интеллектуальных)

и

творческих

способностей:

умение

понимать

и

формулировать

учебные

задачи,

сравнивать и делать выводы, на доступном уровне делать анализ нотного

текста, демонстрировать восприимчивость, образность, гибкость мышления;

-

художественный

(эмоциональность,

выразительность,

артистизм)

и

технический рост ученика по сравнению с предыдущим годом обучения;

-

качество

репертуара:

стилевое

и

жанровое

разнообразие,

соответствие

требованиям рабочей учебной программы по классам;

-

уровень

актуального

развития

учащегося:

его

способность

работать

самостоятельно (чтение с листа, разбор музыкального произведения, подбор

по слуху);

-

отношение

к

музыкальным

занятиям:

работоспособность,

системность,

ответственность, инициативность;

-

творческая

активность

учащегося

в

течении

учебного года:

участие

в

конкурсах, концертах, иных школьных мероприятиях;

- результативность освоения программы обучения на данном этапе;

- основные недостатки в музыкальном развитии ученика.

2. Характеристика должна отражать не только комплексное развитие учении

ка, но и быть руководством к дальнейшему его развитию.

3. Характеристики на одного и того же ученика в ретроспективе должны

отражать

его

развитие,

другими

словами

результативность

работы

преподавателя в течении каждого учебного года; быфть преемственны по

отношению друг к другу.

4.

Часто

встречаются

«статичные»

характеристики, когда

из

года

в

год

отмечаются

одни

и

те

же

показатели:

средние

или

хорошие

данные,

сообразительная, добросовестная, ленив,

мало

занимается

дома,

зажатый

аппарат, на уроках эмоционален и т.д.

Констатация степени музыкальных способностей ученика уместна в

характеристике

после

1-го

обучения;

далее

важно

проследить

динамику

развития музыкальных способностей в заданной природной амплитуде.

5. Иногда в одной и той же характеристике можно встретить противоречия: с

одной стороны преподавателем отмечаются средние музыкальные данные, с

другой

же

перечисляются

хорошая

память,

наличие

чувства

ритма,

эмоциональность.

6.

Особенно

сложно

писать

характеристики

на

музыкально

одарённых

учащихся: здесь большая вероятность общих мест и повторов. В данном

случае

задача

преподавателя –

использовать исполнительский потенциал

ученика,

превышающий

заданный

уровень

программных

требований,

выстроить индивидуальный маршрут развития и отразить его в задачах.

Образцы характеристик

1.Характеристика (1-й класс)

У учащейся хорошие музыкальные данные: чувство ритма, музыкальная

память, осознанное интонирование. Девочка также развита в

интеллектуальном плане: легко понимает учебные задачи, умеет сравнивать,

делать выводы. В течении года ознакомились в общей сложности с 40

песнями и лёгкими пьесами ( на уровне ознакомительного разбора, эскизной

работы). В результате – самостоятельно разбирает текст, знает ноты,

справляется с ритмическим рисунком. В целом, игровой аппарат свободный.

Девочка ответственна и добросовестна, занимается с интересом; со стороны

родителей присутствует контроль. Перевести во 2-й класс.

2. Характеристика (3-й класс)

По количеству пройденный материал соответствует программным

требованиям, но уровень сложности произведений соответствует 2-му

классу. В работе в основном преобладает система натаскивания: девочка

мало самостоятельна и инициативна, не эмоциональна. Существуют

проблемы с аппаратом, уровень технического развития достаточно слабый. В

целом , к занятиям и выполнению домашних заданий относится

добросовестно. Основное обучение необходимо направить по линии

общеразвивающей программы.

3. Характеристика (4-й класс)

Учащаяся обладает хорошим чувством ритма, слухом и музыкальной

памятью.; понимает учебные задачи, восприимчива. Основная проблема на

данном этапе – недостаточный уровень гибкости и образности мышления.

Технический рост очевиден, но выразительность исполнения и

слуховой контроль за исполнением не достаточен. Учащаяся умеет

самостоятельно работать: любить читать с листа и разбирать новые

произведения. Дисциплинирована, работоспособна, но должна научиться

самостоятельно оценивать результаты своего труда.

Прошла серьёзный и разнообразный репертуар. Гитарный аппарат

организован, но пока присутствует двигательная скованность.

Заключение

1.В индивидуальном плане указывать образовательную программу, срок и

класс обучения.

2. Контролировать соответствие программ академических концертов и

экзаменов требованиям в соответствии с образовательной программой.

Оценки должны быть выставлены с обоснованием, в зависимости с

требованиями и критериями оценки данной программы.

Например – критерии оценки качества исполнения:

По итогам исполнения программы на академическом концерте,

концерте - экзамене, прослушивании выставляется оценка по пятибалльной

шкале.

Отлично (5) – грамотно выученный текст, уверенное исполнение

художественно-образное исполнение, соответствие программы классу

учащегося.

Хорошо (4) – исполнение программы с небольшими текстовыми

ошибками, понимание характера и стиля произведения.

Удовлетворительно (3) - неуверенное знание текста,

малохудожественное исполнение, слабая техническая подготовка.

Неудовлетворительно (2) – плохое знание текста, непонимание

характера, стиля, формы произведения, несоответствие программы классу.

На публичном выступлении учащихся оценивается:

- эмоциональность исполнения

- цельность охвата формы;

- грамотность исполнения (фразировка, звукоизвлечение, динамический

баланс мелодии и аккомпанемента и т.д.);

-техническая свобода;

- уровень музыкального самовыражения

По сложившейся традиции школы и с учётом целесообразности оценка

качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даёт

возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретённых выпускниками знаний, умений, навыков, а также степень

готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.

Всем известно, что хорошо продуманные индивидуальные планы по

специальности – продуманное систематическое руководство процессом

обучения со стороны преподавателя, один из важнейших принципов

методики обучения игры на инструменте и по мути главный документ

обучающегося.

Список литературы:

1.Теплов Б.М .Психология музыкальных возможностей. – М.1984.

2. Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М.Музыка

1975.

3. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.



В раздел образования