Автор: Хакимова Марина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Березовка" Населённый пункт: Саратовская обл., Энгельсский район, с.Березовка Наименование материала: Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Тема: "Математический кружок "Веселая математика" Раздел: начальное образование
I. Пояснительная записка
Рабочая программа
«Веселая математика» рассматривается в рамках
реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие
обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью
математической
ситуации,
что
способствует
появлению
у
учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также
формированию
умений
работать
в
условиях
поиска
и
развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей
учащихся,
для
формирования
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием современных
средств
обучения
Создание
на
занятиях
ситуаций
активного
поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Веселая математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости,
умения
анализировать,
догадываться,
рассуждать,
доказывать,
решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
«Веселая математика» учитывает возрастные особенности младших
школьников
и
поэтому
предусматривает
организацию
подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью
в программу включены подвижные математические игры, последовательная
смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия,
что
приводит
к
передвижению
учеников
по
классу
в
ходе
выполнения
математических
заданий
на
листах
бумаги,
расположенных
на
стенах
классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение
между
детьми
(возможность
подходить
друг
к
другу,
переговариваться,
обмениваться
мыслями).
При
организации
занятий
целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип
свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного
и
сменного
состава.
Некоторые
математические
игры
и
задания
могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы : развивать логическое мышление, внимание, память,
творческое воображение, наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
2
Задачи программы :
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-
гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять
простейшие гипотезы;
—
формирование
пространственных
представлений
и
простран-
ственного воображения;
—
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы
Личностными
результатами
изучения
данного
факультативного
курса
являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан-
дартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
3
Срок реализации программы 4 года
Программа «Веселая
математика» реализуется в общеобразовательном
учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа
в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная
и
любопытная
информация,
занимательные
математические
факты,
способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это
тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.
Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,
экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических
данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
—«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными куби-
ками.
Игры:
«Чья
сумма
больше?»,
«Лучший
лодочник»,
«Русское
лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число»,
«Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
—игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с
зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
—игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
—игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторон-
ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
—математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
—работа
с
палитрой
—
основой
с
цветными
фишками
и
комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до
100» и др.;
—игры:
«Крестики-нолики»,
«Крестики-нолики
на
бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек-
тронного учебного пособия «Математика и конструирование».
4
Универсальные учебные действия:
-сравнивать
разные
приёмы
действий,
выбирать
удобные
способы
для
выполнения конкретного задания;
-моделировать
в
процессе
совместного
обсуждения
алгоритм
решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и
правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным
условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи,
допускающие
несколько
способов
решения.
Задачи
с
недо-
статочными,
некорректными
данными,
с
избыточным
составом
условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи,
имеющие
несколько
решений.
Обратные
задачи
и
задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п
искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств
для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
5
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол-
няемых и выполненных действий.
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
—искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в
тексте
задачи,
на
рисунке
или
в
таблице,
для
ответа
на
заданные
вопросы;
—моделировать
ситуацию,
описанную
в
тексте
задачи,
использовать
соответствующие
знаково-символические
средства
для
моделирования ситуации;
—конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения
задачи;
—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
—анализировать
предложенные
варианты
решения
задачи,
выбирать
из
них
верные,
выбирать
наиболее
эффективный
способ
решения задачи;
—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
—участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре-
зультат решения задачи;
—конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки,
указывающие
направление
движения.
Проведение
линии
по
заданному
маршруту
(алгоритму)
—
«путешествие
точки»
(на
листе
в
клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
6
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,
имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны,
уголки,
спички).
Части
фигуры.
Место
заданной
фигуры
в
конструкции.
Расположение
деталей.
Выбор
деталей
в
соответствии
с
заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание
(нахождение)
окружности
на
орнаменте.
Составление
вычерчивание)
орнамента
с
использованием
циркуля
(по
образцу,
по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки.
Создание
объёмных
фигур
из
развёрток:
цилиндр,
призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки.
Создание
объёмных
фигур
из
развёрток:
цилиндр,
призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»
конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
-
конструкторы
«Танграм»,
«Спички»,
«Полимино»,
«Кубики»,
«Монтажник»,
«Строитель»
и
др.
из
электронного
оного
пособия
«Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
7
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться
на
точку
начала
движения,
на
числа
и
стрелки
и
др.,
указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать
расположение
деталей
(
танов,
треугольников,
угол-
и,
спичек) в исходной конструкции;
-составлять
фигуры
из
частей,
определять
место
заданной
детали
конструкции;
-выявлять
закономерности
в
расположении
деталей;
составлять
дети
в
соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным
условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном
условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать
объёмные
фигуры
из
различных
материалов
(проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика»
являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране,
выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании
участвовать в ее делах и событиях;
осознание
и
принятие
базовых
общечеловеческих
ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных задач;
способность
работать
с
моделями
изучаемых
объектов
и
явлений
окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в
единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих
8
проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения
явлений
действительности:
пространство
и
время,
количество
и
качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в
области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные
особенности
природных
объектов,
описывать
и
характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
-
Познавательно-игровой
математический
утренник
«В
гостях
у
Царицы
Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки
и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения
в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно-
значных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое
читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск
и
чтение
слов,
связанных
с
математикой
(в
таблице,
ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
9
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
— Кубики (игральные) с точками или цифрами.
— Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3,
4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
— «Математический веер» с цифрами и знаками.
— Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
— Часовой циферблат с подвижными стрелками.
— Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития
логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.:
Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий.
— Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности.
- М„ 2006.
10