Автор: Шичкина Анжела Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 67 города Донецка"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение любого предмета в начальной школе требует достаточно
усилий, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. И родной язык
не исключение. К.Д.Ушинский писал: «Родной язык – это наследие народа,
накапливавшееся
веками
и
тысячелетиями,
он
позволяет
ребёнку
в
кратчайший срок подняться на уровень умственной и культурной жизни
своего времени».
Важнейшей задачей учителя является донесение до сознания учеников
мысли, что литературно правильная устная и письменная речь – это главный
признак образованного человека, что без грамотного изложения мыслей
невозможен
в
принципе
успех
в
любой
области
человеческой
жизнедеятельности. Язык – лицо нации, а подрастающее поколение – наше
будущее, которое должно бережно относиться к родному языку, не допустить
его засорения жаргонными словами, сленгом и заимствованиями, чтобы наш
язык и через многие века радовал слух будущих поколений своим
мелодичным звучанием.
Результат труда учителя родного языка – это человек, с неповторимой
индивидуальностью, знающий свои корни, проводник своего национального
культурного наследия в семье и обществе. Если ученик владеет родной
речью, поет русские песни, танцует русские танцы, знает, как радоваться и
как вести себя в минуты грусти и печали, значит, учитель справился со своей
главной задачей.
Обучение родному языку в начальной школе направлено на развитие у
учащихся умения использовать языковые средства в соответствии с задачами
и условиями общения. Для достижения этой цели обучение ведется по трем
основным
содержательным
линиям:
осуществляется
целенаправленная
работа по развитию речи детей; проводится работа по формированию и
совершенствованию навыков чтения и письма; ознакомление учащихся с
основами знаний о системе языка [1].
Как уже говорилось ранее, родной язык является одним из самых
трудных для детей учебных предметов. А, следовательно, не всегда
«интересным» для учащихся. Поэтому основной целью учителя является не
только обучение родному языку, но и пробуждение интереса к его изучению,
воспитание уважения к культурным и национальным традициям своего
народа, к его истории, к его прошлому, настоящему и будущему. В этом ему
могут помочь игры.
Включения в урок родного языка игровых моментов делают процесс
обучения более интересным и, создают у детей бодрое рабочее настроение,
облегчают
преодоление
трудностей
в
усвоении
учебного
материала,
поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету [2].
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке родного языка
проходит по таким основным направлениям:
1.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи.
2.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3.
Учебный материал используется в качестве ее средства.
4.
В
учебную
деятельность
вводятся
соревнования,
которые
способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых
технологий, которые используются при обучении школьников родному
языку:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых
заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок -
КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий,
которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму,
произведи один из видов разбора и т.д.);
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина,
конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений,
навыков, повторение и систематизация изученного);
-
различные
виды
внеклассной
работы
по
родному
языку
(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут
проводиться между учащимися разных классов одной параллели [3].
Однако игра на уроке не должна быть самоцелью, а должна служить
средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при
её организации необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными.
Материал игры посилен для всех детей.
2.
Дидактический
материал
прост
и
по
изготовлению,
и
по
использованию.
3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное
участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к
игре.
4. Подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым,
так как хорошая игра похожа на хорошую работу.
Важно продумать поэтапное распределение игры на уроке.
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей,
стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна
решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В
конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.
Таким образом, игра – это игра только для детей. Для учителя – это
эффективный способ обучения, воспитания и развития.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко
не полный перечень того, что позволяет сделать урок родного языка
интересным, доступным, помогает усвоить знания, повысить эффективность
урока. Во время путешествий прежде всего перед школьниками ставятся
учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, речи,
творческого воображения, смекалки.
Нужно подбирать такие игры или вносит в них изменения так, чтобы
они способствовали развитию мышления, создавали ситуации проблемы,
успеха, условия для дифференцированного обучения. Чтобы игра выполняла
задачу художественного воспитания на уроках родного языка применяются
яркие
красочные
рисунки,
художественно
оформленные
игрушки,
демонстрационный раздаточный материал.
Для этого, чтобы заинтересовать ребенка с первых минут урока
используются такие приемы: введение в урок с помощью сказочного сюжета,
рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации, с
эпиграфа к уроку; создание мотивации: включение в содержание элементов
новизны, необычности, интересности, занимательности, противоречивости,
активный поиск и обсуждение учебной информации; эмоциональное
вхождение в урок: поделись улыбкой своей, музыка в подарок, цвет и
настроение, моменты радости.
Широкое
использование
на
уроках
родного
языка
получили
«языковые» игры. К ним относятся игры в слова, кроссворды, словесное и
картинное лото, перестановка букв или слогов в словах, лестницы слов,
словесные квадраты, ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; задачи
на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и
комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов,
паронимов, на многозначность слов и пр.
Основным типом игр, используемых на начальных этапах, являются
игры,
формирующие
устойчивый
интерес
к
учению
и
снимающие
напряжение, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному
режиму. Здесь учитель одновременно является и учителем, и участником
игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. С помощью игр учитель
приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в
различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
При подборе игр на уроках родного языка учитывается наглядно-
действенный характер мышления, чтобы игра содействовала всестороннему
развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, общению
со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям,
формировала умение и навыки учебной деятельности, помогала ребенку
овладевать умением анализировать, сравнивать, обобщать.
Игровые
задания
способствуют
развитию
у
детей
смекалки,
находчивости, сообразительности. Кроме того, многие игры требуют от
учеников умения построить суждение, высказывания, свое умозаключение.
Уроки, проведенные в форме игры, не только красивы и интересны, но и
очень организованны, а дети на таких уроках воспитывают в себе
умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры,
подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность.
На уроках родного языка, используются занимательные стихи, беседы,
игры, загадки. Они оживляют урок, помогают раскрыть тему, готовят детей к
восприятию того или иного правила, помогают ученикам запомнить новые
термины.
Важным
приемом
(и
одновременно
условием)
развития
креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны,
готовности принять нестандартную ситуацию. Ребенок должен быть уверен в
том, что его нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно
оценены.
Использование творческой игры на уроках родного языка помогает
снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует
обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Научить
ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная
задача творческой игры. Любую творческую игру можно использовать
неоднократно. Можно также привлекать к этому и самих учащихся: пусть
проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут
играть не только на уроке, но и во внеурочное время.
Очень любят дети уроки в форме соревнований и игр (конкурсы,
КВНы, викторины и т.д.); уроки – путешествия; уроки – фантазии; уроки –
сказки, уроки – сюрпризы. Обычно, такие уроки проводятся в завершении
изучения темы, либо начиная новую.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
школьниками в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для учеников, и деятельность, благодаря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественными и прочными.
Игра является инструментом преподавания, который активизирует
мыслительную деятельность обучаемых, позволяет учащихся волноваться и
переживать. В ней развиваются творческие, мыслительные способности
ребёнка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Она
позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока,
снимает
утомляемость,
восполняет
дефицит
общения,
способствует
установлению
дружеских
связей,
развивает
ответственность,
дисциплинированность. Игре принадлежит одна из самых главных ролей в
системе педагогических средств всестороннего воспитания и обучения детей.
Литература
1.
Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка: Ок. 35000 слов /
В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. – 2-е изд., стер. –М.: Рус. яз., 1993. – 704
с.; 24 см. – (МБС. Малая библиотека словарей русского языка).
2.
Клемешова, Н. С. Применение игровых технологий в начальной школе /
Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. – Текст: непосредственный //
Образование и воспитание. – 2019. – № 5 (25). – С. 26-29.
3.
Федорова, Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных
и профессиональных проблем / Л. И. Федорова. – М.: Форум, 2014. –
173с.