Напоминание

Способы развития мелкой моторики неговорящего ребенка. Рекомендации для родителей


Автор: Попова Ирина Владимировна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУЗ НСО ГДКБСМП
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Способы развития мелкой моторики неговорящего ребенка. Рекомендации для родителей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной

систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных

движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется

такой термин как «ловкость».

Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также

усовершенствовать данный навык в развитии ребѐнка.

Учѐные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции

головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой

зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребѐнка и развитие мелкой моторики –

два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики

относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как

захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк

человека. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путѐм на базе

развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с

хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания

предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребѐнок может не только правильно держать ложку

и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в

дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребѐнок всѐ чаще выполняет более сложные

действия, требующие согласованных действий обеих рук.

Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша

уже с восьмимесячного возраста путѐм активной тренировки пальцев ребѐнка. Что же

способствует развитию мелкой моторики малыша

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);

пальчиковые игры;

лепка;

массаж пальцев и кистей.

Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут

разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить

самостоятельно.

Анализ игрушек для развития мелкой моторики у детей

Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель

которых – развитие мелкой моторики у детей раннего младенческого возраста.

1. Игрушки-шнуровки

Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного-полутора лет. В игровой

форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка

ребѐнка к письму. Шнуровка даѐт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно

шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или

изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук,

усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость

кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи,

и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

2. Конструкторы

Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребѐнка пространственного

мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый

конструктор, с которым познакомится ваш ребѐнок, должен быть обязательно деревянным.

Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только,

ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук,

а также полезен для здоровья. И как бы быстро не развивалась современная индустрия

изготовления конструкторов из современных материалов, конструктор, изготовленный из дерева,

всегда будет занимать среди них своѐ достойное место. Как раз такие игрушки рекомендуются

детскими психологами и педагогами в качестве первого детского конструктора.

3. Фигурки на магнитах

Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя.

Купив магнитную мозаику своему ребѐнку, вы не только займѐте его полезным занятием, успеете

приготовить обед, но и будете сопутствовать, таким образом, развитию у малыша мелкой

моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут

раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

4. Пластилин или тесто для лепки

При помощи пластилина ребѐнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и

подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. Естественно, что

маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин. Поэтому для самых маленьких,

начиная с полутора-двух лет, продаѐтся специальный пластилин в баночках, так званое «тесто для

лепки».

5. Мозаика

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и

творческих способностей ребѐнка. Такую развивающую игрушку можно приобретать малышу, как

только ему исполнится один годик. Главное – обратите внимание на фишки и на возраст ребѐнка,

для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими

яркими фишками и дощечкой больших размеров.

6. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо

известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое.

Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.

Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому

нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних

условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

Продолжая разговор о пользе пальчиковых игр, нужно заметить, что они не только

совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают на

учиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих

способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Научившись изображать с

помощью пальчиков знакомые пред меты, игрушки, животных, ваш ребенок наверняка начнет

придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же, незаменимых

пальчиков.

Развитие мелкой моторики в быту оптимально, так как в процессе деятельности ребенок

обучается тем социально-бытовым навыкам, которые пригодятся ему в жизни, а также будут

способствовать становлению взрослой позиции

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать

пленку с жареных орехов.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,

гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого

часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет.

Учиться самостоятельно, надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн,

зубной пасты и т.п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Включать и выключать свет.

18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплнаклейки.

19. Перелистывать страницы книги.

20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ваш ребѐнок. Целенаправленно приобретая игрушки

для развития мелкой моторики у детей, вы делаете существенный вклад в развитие вашего

малыша. Важно только помнить, что любая игрушки принесѐт мало пользы, если малыш будет

играть с нею в «гордом одиночестве». Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и

ребѐнка получится хороший положительный ре



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники