Автор: Четырова Нина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания"
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: «Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах»
Раздел: начальное образование
ТЕМА МОЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«Использование образовательных технологий,
способствующих повышению мотивации учащихся
на уроках в начальных классах»
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он
сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей
педагогической практике использую системно-деятельностный подход .
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать
обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование
положительной мотивации – это залог успеха в познании.
Я работаю в системе традиционного обучения. Приоритетным направлением в
обновленных стандартах образования 2021 г. лежит системно-деятельностный подход.
Развивать учащихся - это задача моей работы. Для решения этой задачи , как и все мои
коллеиг, использую разнообразные современные технологии, но в приоритете у меня эти 4
технологии:
1.проблемное обучение
2. технология УДЕ
3. игровые
4. проектная деятельность
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает
моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и
управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как
самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на
ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения
гипотезы и её проверки).
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение
«новых» знаний научным языком).
4. Творческое применение открытых знаний
Основные структурные элементы проблемного урока следующие:
- актуализация прежних знаний учащихся;
- усвоение новых знаний и способов действий;
- формирование умений и навыков.
В качестве «яркого пятна» могут быть
использованы сказки и легенды,
фрагменты из художественной
литературы, шутки, ребусы, кроссворды.
Словом, разнообразный материал,
способный заинтриговать и захватить
внимание учеников, но обязательно
связанный с темой урока.
Например , при изучении звуков в 1
классе , сказка о звуках ( гласные- поют в
хоре, согласные- согласны танцевать)
С технологией УДЕ я знакома с 90- х годов, когда повсеместно открывали классы УДЕ. Мы
занимались по учебникам математики под ред П.М.Эрдниева:
+ содержательный и богатый материал
- мягкая обложка, черно- белое содержание страниц
Методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении
взаимосвязанных тем, действий, явлений. Процесс познания строится так, что продвижение
вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. На первых уроках изучаются
общие, ключевые понятия, их взаимосвязь, структура в целостности, а на последующих –
закрепление за счет многократного возвращения к базисному знанию с разных позиций.
За счет экономии времени (около 20%) появилось больше времени для устных и
разнообразных письменных творческих работ-сочинений стихов, сказок, инсценировок, что
помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности.
Многие учителя используют игровую технологию
в начальной школе, которая
позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.
Виды игровых технологий
Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:
· обучающие,
· развивающие,
· репродуктивные,
· диагностические.
Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:
- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.
- Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых
способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.
- Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на
таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили
не полностью.
Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и
должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие
(учитель и ребята).
Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут
игры-путешествия( Путешествие в Алфавитный сад), игры- соревнования, интерактивные
игры.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного
обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем
учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих
практическую значимость.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию;
доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта
исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез,
обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного
результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной
завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ
и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной
частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности,
ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей
участников, плана действий, внешней экспертизы.
Особое место среди социально значимых учебных проектов
занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале
80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран
общаться друг с другом.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска
материала, его анализа и т. д.
В учебниках УМК «Школа России» представлено много проектов по всем предметам, в
основном они запланированы , с целью обобщения изученного материала: например, при
изучении Поэтических тетрадей на уроках литературного чтения, при изучении темы
«Слово» по русскому языку и тд. ( показать книжку «Рассказ о слове» , русский язык, 3
класс)
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в
начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к
проектной
деятельности:
от недолговременных (1–2
урока) однопредметных
проектов
к долговременным, межпредметным,
от личных проектов
к групповым и общеклассным.
Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно
для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап
проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Представляю Вашему вниманию проекты нашего класса :
1.Окружающий мир , тема «Дорожные знаки», срок- долгосрочный, продукт –
дидактическая игра « Умные часы»
2. Русский язык , тема « Слово и его значение», срок- 1-2 урока, продукт – книжка)
3. ПДД, Мультфильм «Велосипед», программа Power point, результат- 2 место в V
межрегиональном фестивале по роботехнике «Робофест- создаем будущее-2022»
Спасибо за внимание!
Вывод:
Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать
интерес
к
процессу
обучения, достигать
положительных
результатов
в
обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный
психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию
успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при
подготовке домашнего задания и на уроке.