Напоминание

«Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах»


Автор: Четырова Нина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания"
Населённый пункт: г. Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: «Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах»
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕМА МОЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«Использование образовательных технологий,

способствующих повышению мотивации учащихся

на уроках в начальных классах»

Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он

сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей

педагогической практике использую системно-деятельностный подход .

Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать

обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование

положительной мотивации – это залог успеха в познании.

Я работаю в системе традиционного обучения. Приоритетным направлением в

обновленных стандартах образования 2021 г. лежит системно-деятельностный подход.

Развивать учащихся - это задача моей работы. Для решения этой задачи , как и все мои

коллеиг, использую разнообразные современные технологии, но в приоритете у меня эти 4

технологии:

1.проблемное обучение

2. технология УДЕ

3. игровые

4. проектная деятельность

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает

моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и

управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как

самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на

ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).

2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения

гипотезы и её проверки).

3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение

«новых» знаний научным языком).

4. Творческое применение открытых знаний

Основные структурные элементы проблемного урока следующие:

- актуализация прежних знаний учащихся;

- усвоение новых знаний и способов действий;

- формирование умений и навыков.

В качестве «яркого пятна» могут быть

использованы сказки и легенды,

фрагменты из художественной

литературы, шутки, ребусы, кроссворды.

Словом, разнообразный материал,

способный заинтриговать и захватить

внимание учеников, но обязательно

связанный с темой урока.

Например , при изучении звуков в 1

классе , сказка о звуках ( гласные- поют в

хоре, согласные- согласны танцевать)

С технологией УДЕ я знакома с 90- х годов, когда повсеместно открывали классы УДЕ. Мы

занимались по учебникам математики под ред П.М.Эрдниева:

+ содержательный и богатый материал

- мягкая обложка, черно- белое содержание страниц

Методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении

взаимосвязанных тем, действий, явлений. Процесс познания строится так, что продвижение

вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. На первых уроках изучаются

общие, ключевые понятия, их взаимосвязь, структура в целостности, а на последующих –

закрепление за счет многократного возвращения к базисному знанию с разных позиций.

За счет экономии времени (около 20%) появилось больше времени для устных и

разнообразных письменных творческих работ-сочинений стихов, сказок, инсценировок, что

помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности.

Многие учителя используют игровую технологию

в начальной школе, которая

позволяет сделать уроки яркими и запоминающимися.

Виды игровых технологий

Все игры, которые можно использовать в процессе обучения, разделяют на группы:

· обучающие,

· развивающие,

· репродуктивные,

· диагностические.

Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу:

- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее.

- Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых

способностей у ребенка. На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически.

- Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на

таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили

не полностью.

Независимо от вида, к которому относится игра, она имеет четкую структуру и

должна включать: сюжет, игровые действия и роли, которые берут на себя играющие

(учитель и ребята).

Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут

игры-путешествия( Путешествие в Алфавитный сад), игры- соревнования, интерактивные

игры.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного

обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем

учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих

практическую значимость.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию;

доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта

исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез,

обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.

Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного

результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной

завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ

и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной

частью, требуют презентации и её разработки.

Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности,

ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей

участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов

занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале

80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран

общаться друг с другом.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:

краткосрочные (2–6 ч),

среднесрочные (12–15 ч),

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска

материала, его анализа и т. д.

В учебниках УМК «Школа России» представлено много проектов по всем предметам, в

основном они запланированы , с целью обобщения изученного материала: например, при

изучении Поэтических тетрадей на уроках литературного чтения, при изучении темы

«Слово» по русскому языку и тд. ( показать книжку «Рассказ о слове» , русский язык, 3

класс)

Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в

начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к

проектной

деятельности:

от недолговременных (1–2

урока) однопредметных

проектов

к долговременным, межпредметным,

от личных проектов

к групповым и общеклассным.

Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно

для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап

проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Представляю Вашему вниманию проекты нашего класса :

1.Окружающий мир , тема «Дорожные знаки», срок- долгосрочный, продукт –

дидактическая игра « Умные часы»

2. Русский язык , тема « Слово и его значение», срок- 1-2 урока, продукт – книжка)

3. ПДД, Мультфильм «Велосипед», программа Power point, результат- 2 место в V

межрегиональном фестивале по роботехнике «Робофест- создаем будущее-2022»

Спасибо за внимание!

Вывод:

Образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать

интерес

к

процессу

обучения, достигать

положительных

результатов

в

обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный

психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию

успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при

подготовке домашнего задания и на уроке.



В раздел образования