Автор: Екатерина Сергеевна Бекурина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ для несовершеннолетних сл.Большая Мартыновка"
Населённый пункт: сл. Большая Мартыновка
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность"
Раздел: дополнительное образование
«Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность».
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в
условиях современной жизни. Социализация человека начинается с
рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание
при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией
детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и
близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с
ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми
по соседству, со взрослыми, тем успешнее будет его социализация.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных
видах деятельности. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в
сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов,
возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их
мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения
навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира
приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность,
робость, боязливость и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и
опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей
социализации ребенка.
Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами
микросоциума вовлечение его в творческую деятельность. Перед педагогами
стоит задача помочь особому ребенку развить и раскрыть его личностный
потенциал. Как же творчество помогает раскрывать личностный потенциал?
Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание
нового и неповторимого. Под творчеством не обязательно подразумевается
создание картин, романов или музыки. Творческий подход – это, прежде
всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, энергия и
смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть под необычным углом.
Наверное, многие взрослые скажут: «Какое еще творчество?! Считать и
писать до сих пор не научились!», - но на самом деле в творчестве самое
важное - это желание. Творчество - это не только и не столько результат
достижения определенного уровня развития, оно само развивает. В
творческом порыве ребенок исследует мир и этот импульс любознательности
развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым
сильным педагогом.
Положительная динамика, результативность работы с ребенком во многом
зависит от умения педагога поддерживать его интерес, как к собственным
достижениям, так и к успехам его товарищей через демонстрацию
достижений каждого ребенка в форме публичного показа, участия в
выставках, конкурсах, олимпиадах.
Необходимо акцентировать внимание этих детей на успехах в предыдущих
конкурсах и олимпиадах, подчеркивать не возможность получения неких
преференций, а возможность получения новых знаний. В данном случае
актуален основной девиз спортивных соревнований: «Главное не победа, а
участие».
Творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить
успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет
возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.