Автор: Саломахина Марина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: "Эмоции в современном художественном творчестве"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
«Эмоции в современном художественном
творчестве»
Педагог дополнительного образования
Саломахина Марина Петровна
«Эмоции в современном художественном творчестве»
Актуальность.
Актуальность
темы
обусловлена
необходимостью
формирования у школьников эмоциональной грамотности, умения осознанно
воспринимать
и
выражать
свои
чувства
через
искусство,
развития
эстетического восприятия, что способствует их личностному росту и
пониманию окружающего мира.
Современное искусство и эмоция.
Современное искусство – совокупность художественных практик,
сложившихся во второй половине XX века.
Эмоция
–
психический
процесс
средней
продолжительности,
отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или
возможным ситуациям и объективному миру.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда
Краусс ( см. приложение слайд 2), американский теоретик и критик, в конце
1960-х
годов,
дав
новой
эпохе
звучное
название
contemporery
art
(транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах
часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
Эмоциональность – это основа искусства (см. приложение слайд 3).
Если искусство
не вызывает эмоций, то это либо не искусство, либо
адресовано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает.
Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для
миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством
удовлетворения их эстетических потребностей и нравственного воспитания.
Человек способен через линии и цвет передавать свои эмоции. Злость
на рисунке отображается резкими и хаотичными линиями (см. приложение
слайд 4).
Можно легко понять, насколько сильным было это состояние и точно
сказать, что это не радость. А это значит, что «следы», которые мы оставляем
нашим состоянием, при должном внимании, легко читаются другими
людьми.
Очевидно, что противоположностью злости будет спокойствие, это
плавные и медитативные движения.
На рисунке (см. приложение слайд 5) изображена радость, линии на
ней плавны и пластичны, они завиваются и играют друг с другом.
На рисунке (см. приложение слайд 5 ) изображена грусть.
Плавные движения, направленные вниз, напоминают спад настроение.
А голубой цвет ассоциируется с дождём или слезами.
Важной
частью
для
восприятия
современного
художественного
искусства является понимание (см. приложение слайд 6).
Вы испытываете эмоции от линий, пятен, красок, цвета, изображаемого
предмета, но зачастую смысл картины заставляет почувствовать большее.
Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты
своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше,
конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и
хоть немного знать теорию.
Рассмотрим, в качестве примера несколько картин.
Картина «Сон», Сальвадора Дали ,1937 г.(см. приложение слайд 7).
Зыбкий, как мираж, почти пустынный пейзаж картины «Сон» - это
образ состояния души, ищущей свои истоки на пути к целостности.
Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с
синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в
данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии XX века.
Картина «Танец», Анри Матисс, 1910 г. (см. приложение слайд 7 – 8).
Этой картине уже более 100 лет, но она по-прежнему будоражит умы
искусствоведов,
которые
пытаются
найти
высший
смысл
в
темной
геометрической фигуре на белом фоне.
«Черный квадрат», Малевич,1915 г. (см. приложение слайд 8 ).
«Я… создаю новое, бесконечное измерение. В этом и смысл: новое
измерение, открывающее доступ в космос»
«Пространственная концепция ожидание»,
Лучо Фонтана. 1959г. ( см.. приложение слайд 8)..
Искусство превращается в социальное творчество в тот момент, когда
оно творит человека: создает идеал нравственного и гармоничного человека,
показывает его новые возможности и способности, открывает ранее скрытые
свойства,
рождает
новые
смыслы
и
значения,
ставит
человека
в
мировоззренческие ситуации обобщенного отношения к жизни и к самому
себе.
Таким образом, искусство оказывает большое влияние на эмоции и
чувства человека. Эмоциональное восприятие и искусство тесно связаны
между собой, и через художественные произведения мы можем не только
раскрывать свои чувства, но и понимать эмоции других людей.
Список источников и литературы
1. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества:
Учебник // Издание 5-е, стер. – М.: «Лань», «Планета музыки», 2020. – 160 с.
ISBN 978-5-8114-5047-3
2. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии: Учебник для СПО.
2-е изд., испр. и доп. – М.: «Юрайт», 2016. Цифр. кн. ISBN: 9785991662888
3. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: «Юрайт», 2019. – 377 с. – ISBN 978-5-534-00845-6
Приложения:
Слайд 1. Современное искусство и эмоция.
Слайд 2. Розалинда Краусс.
Слайд 3. Эмоциональность – основа искусства.
Слайд 4. Как через линии передаётся эмоция.
Слайд 5. Как через линии передаётся эмоция эмоция.
Слайд 6. Понимание художественного искусства.
Слайд 7. Понимание художественного искусства (продолжение).
Слайд 8. Понимание художественного искусства (продолжение).