Напоминание

"ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"


Автор: Мамаева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО " СРЦ Песчанокопского района"
Населённый пункт: СЕЛО ПЕСЧАНОКОПСКОЕ
Наименование материала: ПРОГРАМММА
Тема: "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Правительство Ростовской области

Министерство труда и социального развития Ростовской области

Государственное бюджетное учреждение социального

обслуживания населения Ростовской области «Социально-

реабилитационный центр для несовершеннолетних

Песчанокопского района».

Согласовано:

Утверждаю:

Зам. Директора ГБУСОН РО

Директор ГБУСОН РО

« СРЦ Песчанокопского района»

«СРЦ Песчанокопского района

________ Переверзева Ю.М.

__________Черкашина Н.В.

Программа

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».

Воспитатель :

Мамаева Любовь Алексеевна

С. Песчанокопское.

2

1. Пояснительная записка.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм

- С лесами, тянущими руки.

Навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и

стынь, Входи сюда, будь

сердцем чуток, Не

оскверняй его святынь.

Знакомство с проблемой.

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс

утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных

качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда

- в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя

ответственным.

Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чувствует себя

причастным и привязанным, чем больше в окружающем мире происходит

событий, за которые он считает себя ответственным и которые вызывают в нем

глубокие переживания, тем более богата его духовная жизнь.

В 1949 г. была создана одна очень важная организация - Международный

союз охраны природы и природных ресурсов, в который вступили многие

государства мира. И буквально с первого дня его учреждения начался сбор

информации о животных и растениях, находящихся под угрозой исчезновения

для Красной книги.

Сейчас все люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Во

многих странах ведётся большая работа по охране природы. Ведётся такая

работа и в нашей стране. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на

редких животных. Создаются заповедники, - участки земли, где вся природа

неприкосновенна.

Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о

том, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к

окружающей природе. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Хотя

большинство из нас живет в больших городах, где природу теснят кирпич,

стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у водоема. Мы

чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей

духовной жизни.

Нельзя спокойно читать фантастические произведения о будущем, в которых

описывается жизнь человека после экологических катастроф. Кто из вас

согласился бы жить в замкнутом пространстве, в бункере под землей, без

3

свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд, без восходов и закатов, без

дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по предвидению фантастов,

становится жестоким, агрессивным, эгоистичным и жадным, теряет свои

человеческие качества. Значит, изменения, происходящие в окружающем мире,

влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее

разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.

А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цвета окрашено все

вокруг? Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа?

Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот

фантастически

богатый

ландшафт

сформировался,

и

как

легко

можно

уничтожить все вокруг, всего за несколько десятилетий, если не остановить

гибельный процесс разрушения?

Аналитическая записка

Экологическое образование и воспитание детей - это не дань моде, а веление

времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и

обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению

необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними

строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое

образование подрастающего поколения становится одной из главных задач,

стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на

экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций

опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать

элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом

мышления.

Современный человек - это экологически грамотный человек, который

понимает необходимость личного участия в экологическом процессе на

протяжении всей своей жизни. Экологическое образование и воспитание

экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных

задач, стоящих перед обществом.

Одно из центральных мест в воспитательной работе центра занимает

формирование у воспитанников экологической культуры, которая складывается

из ответственного отношения:

к природе (экология природы),

к себе как составной части природы (экология здоровья),

к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии,

экологические акции, решение задач с экологическим содержанием,

практические работы, а также при проведении ролевых игр, экспериментальную

деятельность. Задачи с экологическим содержанием способствуют

4

формированию экологических знаний и умений воспитанников, более глубокому

пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению

убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов

умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени

определяют три фактора:

непосредственное познание природы;

экологическое воспитание и образование;

средства массовой информации.

2. Направленность программы - социально-педагогическая .

3. Цель программы: – формирование основ экологической грамотности,

экологической культуры у воспитанников центра, вовлечение их в

природоохранную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

-дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его

возрастом и способностями;

-научиться применять на практике полученные знания.

- формирование у воспитанников интереса к исследовательской деятельности,

эффективных методов воспитания экологической культуры.

Развивающие:

-развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться

красотой и изяществом природы;

-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при

взаимодействии с миром природы;

-повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

-развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его

индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать

потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас

миру;

- вовлечение воспитанников в практическую деятельность по охране

окружающей среды;

-воспитывать потребность в общении с природой;

-способствовать

формированию

экологического

восприятия

и

сознания

5

общественной активности;

-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с

природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

4. Целевая аудитория – 7-15 лет

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д.

С. Лихачѐв верно отметил, что только ―любовь к родному краю… - основа, на

которой и может существовать рост духовной культуры всего общества.

Новизна программы состоит в том, что она реализуется в целях

всестороннего развития личности ребенка и удовлетворения потребностей общества

и государства. Данная реабилитационная программа сориентирована не на

запоминание воспитанниками предоставленной информации, а на активное участие

самих детей в процессе еѐ приобретения.

Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих

способностей воспитанников.

Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время личностно -

ориентированный, деятельностный подход.

При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для

развития у воспитанников познавательных процессов, развития речи,

эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной

деятельности.

В соответствии с экологической направленностью курса программы, особое

внимание мы уделяем знакомству ребят с природным многообразием,

рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого

невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и

духовных потребностей.

Педагогическая целесообразность в том, чтобы показать воспитанникам, что

экологические проблемы можно решить, и что сами дети могут принимать в этом

активное посильное участие. При реализации содержания программы расширяются

знания, полученные детьми при изучении курсов окружающего мира,

литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа

направлена на общение детей с природой, их знакомство с законами природы;

5.Принципы реализации программы.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

1)

принцип личностно - ориентированного общения:

в процессе реализации программы дети выступают как активные исследователи

окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его

опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения

педагога с детьми;

6

2)

принцип доступности:

предполагает

работу

по

формированию

экологической

культуры

у

воспитанников «от простого к сложному».

3)

принцип гуманизма:

основывается на доброжелательном эмоциональном настрое, предполагает

дифференцированный подход к организации мероприятий.

4)

принцип тематического планирования:

предусматривает рассмотрение материала по тематическим блокам: «Экология

природы», «Экология здоровья», «Экология души»;

5)

принцип наглядности:

широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности:

иллюстрации, слайды, медиа пособия, мультимедийные пособия и т.д.

6)

принцип занимательности:

изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, что поможет

сформировать у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий,

стремиться к достижению результата.

6.Основные формы работы:

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- экологические и интерактивные игры в природе;

- экологические акции:

- практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц,

изготовление кормушек; посадка огорода, субботники.

- экологические викторины;

- экологические праздники;

- опытно-экспериментальная деятельность.

-

рассказы о природе, об её представителях.

7.Методы экологического воспитания и образования:

1.

Методы формирования сознания: (убеждение, упражнение, пример)

2.

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе

жизнедеятельности: (переживание, самоанализ, осознание)

3.

Методы поощрения: (деловые игры, тренинги и др.)

7

8.Планируемые результаты освоения программы:

-Овладение экологической культурой, свободная творческая личность, осознающая

ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому;

- знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая

нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную

природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в

биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим

сознанием.

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения

экологической допустимости.

- принятие воспитанниками правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- формирование коммуникативных навыков.

-развитие ценностных ориентаций;

-формирование нравственно - этических отношений;

-умение организовать процесс самообразования, умение работать в команде.

9.Структура курса:

Название блоков

1

Введение

2

Среда обитания

3

Жизнь животных

4

Реки и озера

5

Человек и животные

6

Сельскохозяйственный труд

7

8

Мир растений. Лекарственные травы.

Экспериментальная деятельность.

8

10.Содержание:

Раздел 1.«ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в

природе, работе на участке. Беседа о целях занятий .Работа со схемой

«Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между

растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 2. «СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Тема 2. Времена года на Земле

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных

форм жизни от изменений температуры и осадков

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим

небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды.

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество

растительности – численность травоядных – численность хищников)

Тема 5. Практическое занятие «Осень на участке»

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение.

Инструктаж по технике безопасности при работе с/х. инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни .

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в

экосистеме. Цепи питания.

Раздел 3. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ».

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов

динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения

вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

9

Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края.

Разгадывание загадок.

Раздел 4. «РЕКИ И ОЗЕРА ».

Тема 12. Реки и озера.

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой.

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения

кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под

крыльями воздушный пузырь)

Тема 14. Пресноводные животные и растения .

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях

пресных водоемов. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие

(перепончатые конечности).

Тема 15. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина

загрязнения водоемов».

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина

загрязнения водоемов.

Тема 16. Акция «Сохраним первоцвет!»

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Доклады воспитанников о раннецветущих растениях. Составление обращения к

жителям села (составление и распространение листовок – призывов.)

Раздел 5. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ »

Тема 17. Жизнь среди людей.

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек.

Тема 18. Домашние животные.

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих

питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема19. Викторина «Собаки – наши друзья».

Загадки, рассказы (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 20. Уход за домашними животными.

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки,

собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

10

Тема 21. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 22. Люди и паразиты.

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 23. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и

бактерии. Иммунная система человека. Мини - сочинение «Защити себя».

Раздел 6. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД »

Тема 24. Почва.

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах

перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа

«Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 25. Семена овощных и декоративных культур.

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему

виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Посадка огорода на

подоконнике.

Тема 26. Заботы хлебороба весной.

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и

значении труда людей весной в поле. Посадка овощей на огороде.

Тема 27.Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений .

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на

«Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту

клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Тема 28. Подготовка почвы на огороде .

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём.

Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Тема 29. Высадка рассады на участке. Составление графика полива.

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по

цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

11

Раздел 7: Мир растений. Лекарственные травы.

Тема 30. Декоративные растения.

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных

органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить

понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

Тема 31. Мир лекарственных растений. Разнообразие лекарственных трав, сбор,

применение.

Раздел 8: Опыты и эксперименты.

Тема 32: Свойства твердых материалов. Опыты, эксперименты, исследовательская

деятельность.

Тема33: Свойства воды. Опыты, эксперименты, исследовательская деятельность.

12

11.Информационно-методическое обеспечение:

Александрова, Ю. Н. Юный эколог

Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты – М., 1993.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики – М.:

Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы –М.: Просвещение, 2015.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2016.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 2015.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 2012.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 2016.



В раздел образования