Напоминание

"Применение сингапурской методики в образовательной деятельности как средство формирования у обучающихся коммуникативных УУД"


Автор: Коробова Виолетта Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП №51
Населённый пункт: г. Кирова
Наименование материала: статья
Тема: "Применение сингапурской методики в образовательной деятельности как средство формирования у обучающихся коммуникативных УУД"
Раздел: начальное образование





Назад




Применение сингапурской методики в образовательной деятельности как

средство формирования у обучающихся коммуникативных УУД

Одним

из

аспектов

развития

современного

общества

является

технологический прогресс, который наряду со всеми положительными аспектами,

повлек за собой появление серьезной проблемы: пребывая в виртуальном мире,

обучающиеся всё больше утрачивают такой важный, необходимый навык, как

коммуникация.

Очевидно, что в процессе образовательной деятельности должно уделяться

большое внимание формированию у обучающихся коммуникативных учебных

действий, среди которых можно выделить умение вступать во взаимодействие,

вести диалог, умение работать в паре и группе, аргументированно высказывать

свою точку зрения, принимать и уважать мнение своего собеседника.

Для того чтобы эффективно формировать у обучающихся коммуникативные

УУД, учитель может организовать образовательную деятельность в форме

сотрудничества учеников друг с другом.

Значимость и эффективность обучения в сотрудничестве подчеркивалась во

все времена. Например, советский психолог Л.С.Выготский утверждал: «Знания

формируются в сотрудничестве: они конструируются, а не просто передаются

ученикам, а происходит этот процесс в социальном взаимодействии с учителем

или соучениками. В основе воспитательного процесса лежит опыт. Формируется

же опыт в социуме, социальной среде».

Данное условие может быть успешно реализовано в современной школе через

использование в образовательной деятельности различных методик, приемов,

технологий, среди которых можно выделить сингапурскую методику.

Ее главная особенность – обучение в сотрудничестве. На уроках с

использованием сингапурской методики каждый ученик становится активным

участником учебной деятельности: ему необходимо общаться, чтобы научить

товарища тому, что он знает сам, или чтобы вместе открыть новое. Применение

сингапурской

методики

не

требует

изменения

урока,

а

предусматривает

проведение части урока новым методом – с применением одной - двух обучающих

структур (техник и форм организации учебного процесса, выполняемых по

определенному алгоритму).

Приведем примеры и краткое описание некоторых обучающих структур

сингапурской методики:

Название

Описание

обучающей

структуры

«Мэнэдж мэт»

(«Manage Mat»)

Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто

координировать работу учеников в одной команде. У

каждого ученика есть партнер по плечу (номера 1 и 2, 3 и

4) и партнер по лицу (номера 2 и 4, 1 и 3).

Варианты применения:

В начале урока

Учитель: «Партнеры по плечу, поприветствуйте друг друга

ладошками; партнеры по лицу, поприветствуйте друг друга

рукопожатием».

После выполнения какого-либо задания/обсуждения

Учитель: «Отвечать будет номер 4 в первой команде».

«Дай пять»

(«High Five»)

Сигнал тишины. Учитель поднимает руку и говорит,

обращаясь к классу: «Дайте пять!». Ученики в ответ

должны поднять руку, посмотреть на учителя и закончить

обсуждение. Данная структура учит концентрировать

внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу

работы.

«Карусель»

(«Inside-Outside»)

Ученики встают в два круга (внешний и внутренний).

Внутренний

круг

задает

вопрос

по

содержанию

текста/урока партнеру из внешнего круга. Затем по сигналу

учителя (хлопок в ладоши) внутренний круг делает 1 шаг

вправо, в результате образуется новая пара. Внешний круг

стоит на месте и при смене партнера говорит: «Здравствуй,

рад/рада тебя видеть!», отвечает на вопрос и задает свой

вопрос.

Партнер меняется три раза.

Движение внутреннего и внешнего круга учитель может

определять самостоятельно.

«Обмен»

(«Quiz-Quiz-Trade»)

Каждый

ученик

берет

небольшой,

заранее

приготовленный, лист бумаги.

В верхней части листа ребенок пишет вопрос (например,

по тексту/ по видеосюжету и т.д.), в нижней части листа

(на этой же стороне) пишет ответ на свой вопрос, а затем

загибает нижнюю часть листа так, чтобы закрыть ответ.

По сигналу учителя (хлопок в ладоши) обучающийся

подходит к однокласснику, задает вопрос, собеседник

отвечает.

Если собеседник не знает ответ на вопрос, обучающийся

объясняет ответ однокласснику. Точно так же собеседник

задает обучающемуся свой вопрос.

Ответив на вопросы друг друга, пара меняется листочками

с вопросами и каждый из них идет к другому собеседнику.

Необходимо подойти к трем разным партнерам.

«Углы»

(«Corners»)

В разных углах кабинета учитель заранее размещает

карточки со словами по изученной теме.

Распределение детей: первый вариант подходит к углу со

словом …, второй вариант – к углу со словом … (если

используется обучающая структура «Мэнэдж мэт», то

учитель может распределить учеников в соответствии с их

номерами. Например, номера 1 и 3 подходят к одному углу,

номера 2 и 4 – к другому).

Подойдя к углу, ученикам нужно найти партнера не из

своей команды и вместе вспомнить изученный материал по

тому понятию, которое записано на карточке.

«Смешай группу»

(«Mix-Freeze-

Group»)

Ученики

встают

со

своих

мест,

задвигают

стулья.

Включается музыка. Ученики начинают передвигаться по

классу.

Когда

музыка

останавливается,

обучающиеся

замирают и слушают вопрос от учителя. Ответом на

вопрос должно быть какое-то число.

Ученикам необходимо объединиться в группы по тому

количеству человек, которое получилось в ответе.

Главное условие: никто из учеников не должен озвучивать

ответ. Задание выполняется молча.

«Круглый стол»

(«Round Table»)

Ученики по очереди выполняют письменную работу по

кругу на одном (на команду) листе бумаги.

«В

ст

Обучающая

структура,

которая

используется

для

ать-сесть» («Take off

- Touch down»)

получения информации о классе.

Например:

«Встаньте

те,

кто

согласен

с

ответом

одноклассника».

«Работа в парах»

(«Timed-Pair-Share»

Два ученика делятся друг с другом развернутыми ответами

в течение определенного количества времени.

Применение сингапурской методики имеет следующие достоинства:

- у обучающихся активно формируются коммуникативные УУД;

- в образовательный процесс вовлечены 100 % класса;

- у обучающихся повышается познавательный интерес и мотивация к учебной

деятельности;

- применять сингапурскую методику можно на любой предметной области, на

любом уровне образования, на внеклассных мероприятиях, педсоветах.

- применение обучающих структур позволяет организовать разные формы

работы на уроке.



В раздел образования