Напоминание

Контрольно-оценочная деятельность педагога на уроках русского языка как средство развития учебной мотивации младших школьников


Автор: Балдаева Милана Фазильевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала СГПИ
Населённый пункт: в г. Железноводске
Наименование материала: статья
Тема: Контрольно-оценочная деятельность педагога на уроках русского языка как средство развития учебной мотивации младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: И.В. Величко

Преподаватель кафедры историко - филологических дисциплин

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Студентка 4-1н группы Балдаева М. Ф.

THE CONTROL AND EVALUATION ACTIVITY OF A TEACHER IN RUSSIAN

LESSONS AS A MEANS OF DEVELOPING THE EDUCATIONAL MOTIVATION OF

YOUNGER SCHOOLCHILDREN.

The branch of the SSPI in Zheleznovodsk

Scientific supervisor: I.V. Velichko

Lecturer of the Department of Historical and Philological Disciplines

The branch of the SSPI in Zheleznovodsk

Student of the 4th-1st group Baldaeva M. F.

Аннотация:

в

данной

статье

рассмотрена

контрольно-оценочная

деятельность педагога на уроках русского языка как средство развития учебной

мотивации младших школьников. В ходе изучения данной темы, были

отобраны

и

представлены

эффективные

методы

контрольно-оценочной

деятельности, которые могут быть использованы в организации учебного

процесса на уроках русского языка для развития учебной мотивации младших

школьников.

Abstract: this article examines the control and evaluation activity of a teacher in

Russian language lessons as a means of developing educational motivation of

younger schoolchildren. During the study of this topic, effective methods of control

and evaluation activities were selected and presented, which can be used in

organizing the educational process in Russian lessons to develop the educational

motivation of younger schoolchildren.

Ключевые слова:

контрольно-оценочная деятельность, педагог, учащиеся,

мотивация, метод.

Keywords: control and evaluation activities, teacher, students, motivation, method.

В процессе обучения является важным усвоение знаний и умений

учащимися. Однако, для достижения высоких результатов в обучении важна

заинтересованность учащимися в получении знаний. Следовательно, одной из

главных задач является развитие учебной мотивации.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной

цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или

пассивность поведения. [5]

Для развития учебной мотивации, прежде всего, необходимо создание

для обучающегося ситуации успеха. Осознание самой ситуации успеха,

понимание ее значимости возникает у ребенка только после преодоления своей

робости, психологического притеснения и других трудностей [2].

Также следует отметить, что иногда даже незначительная ситуация

успеха,

пережитая

школьником,

способна

оставить

неизгладимые

эмоциональные впечатления в его душе, резко изменив стиль жизни на

положительный [1].

В трудах Т.В. Бланка отмечено, что успех учебной деятельности зависит

от умелого формирования положительной мотивации [3]. На сегодняшний день

одним из стимулов для достижения высоких результатов является хорошая

отметка.

Контрольно-оценочная деятельность является неотъемлемой частью

процесса обучения, которая стимулирует учащихся в достижении наилучших

результатов. С помощью оценки у учащихся формируется интерес к

отдельному предмету, процессу обучения в общем.

Для педагога оценка является показателем уровня усвоения знаний

учащимися. Результаты контроля помогают наметить, что необходимо сделать

для того, чтобы каждый ученик действительно усвоил требуемый учебной

программой материал [4].

Для развития учебной мотивации недостаточно одного использования

контрольно-оценочной деятельности. В данном процессе важен подбор

эффективных методов, которые могли бы заинтересовать учащихся. Однако,

следует отметить, что младшие школьники могут быстро потерять интерес к

однообразным видам деятельности, поэтому следует разнообразить процесс

контрольно-оценочной деятельности.

На сегодняшний день существует достаточное количество методов

контрольно-оценочной деятельности. Отсюда, возникает проблема подбора

наиболее эффективных методов.

Для подбора эффективных методов, целью которых является развитие

учебной мотивации, необходимо разделить процесс организации работы на три

этапа:

1. Первый этап. Необходимо правильно подобрать содержание и форму

работы. Учитель должен постоянно напоминать ученикам о важности

изучаемого предмета, чтобы они понимали его значимость и могли применять

полученные знания на практике.

2. Второй этап. Задача этого этапа – развить у учеников интерес к

предмету и процессу обучения. Нужно вызвать устойчивое внимание к

учебным навыкам и развить желание самостоятельно находить решения задач.

3. Третий этап. Основной целью является развитие самостоятельности,

поисковой активности, гуманитарного и критического мышления, а также

творческих способностей у учеников.

Данная процедура облегчает подбор методов. Также важно подбирать

методы в соответствии с учебным предметом. В рамках данной темы изучалась

контрольно-оценочная деятельность на уроках русского языка, следовательно

были подобраны методы, соответствующие данному учебному предмету.

В процессе исследования были выбраны следующие методы и приемы,

целью которых является развитие учебной мотивации через контрольно-

оценочную деятельность педагога:

1. Дифференцированная проверочная работа.

Цель: развитие учебно-познавательных мотивов.

Проведение

еженедельных

письменных

дифференцированных

проверочных работ по русскому языку влияет на учебно-познавательную

мотивацию учеников. Мы считаем, что «открытые» требования к оцениванию

положительно скажутся на мотивации учащихся. Такие работы позволяют

детям самостоятельно выбирать отметку, которую они могут получить. Эту

работу

целесообразно

проводить

во

время

закрепления

и

обобщения

пройденного.

2. Викторина «Своя игра»

Цель: развитие учебно-познавательных мотивов.

В целях формирования учебно-познавательного мотива учащихся также

проводится викторина «Своя игра» с использованием ИКТ. Эту викторину

несложно подготовить по русскому языку и проводить еженедельно или в

конце изучения темы, раздела. Вопросы в игре различны по сложности, чем

сложнее вопрос, тем больше баллов за него начисляется. Учащиеся сначала

выбирают тему вопроса и балл вопроса, по набранным баллам за игру

получают итоговую отметку.

3. Групповые домашние задания на различные темы.

Цель: развитие мотивов самообразования.

Для формирования мотивов самообразования предлагаются групповые

работы или работы в парах. По теме урока учащимся даются домашние задания

для подготовки докладов, рефератов и сообщений. Они также могут

приготовить презентацию на заданную тему. Для подготовки учащимся

предоставляется время. Каждый участник группы должен выступить со своей

частью сообщения.

4. Зашифрованные диктанты. Ученики должны записать только условные

обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые

понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения,

морфологические признаки и др.

5. Оценка – не отметка. Желательно вслух или жестом отмечать каждый

успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Обучающимся

нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к

миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

6. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм

контроля – сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно

вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения

темы и оговорить с учащимися, что необходимо сделать, чтобы освободить

себя от тяжкого испытания.

Таким образом, для развития учебной мотивации младших школьников

необходимо правильно организовать учебный процесс и правильно подобрать

эффективные методы, которые стимулируют учащихся к познавательной

деятельности. При подборе эффективных методов, целью которых является

развитие учебной мотивации, необходимо сначала разделить организацию

работы на вышеперечисленные этапы. Придерживаясь данного алгоритма,

учителю будет легче подобрать более эффективные методы. Далее, учителем

могут быть выбраны вышеперечисленные методы и приемы. Данные методы

контрольно-оценочной деятельности положительно отразятся на развитии

учебной мотивации младших школьников.

Список литературы

1.

Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных

способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2014. – С.149-150

2.

Баженюк

3.С.

Диагностика

особенностей

мотивации

учебной

деятельности школьников подросткового возраста // Методические

рекомендации. – Луцьк, 2014. – 140 с.

3.

Бланк Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха

учебной деятельности младших школьников / Бланк Т.В. // Начальное

обучение и воспитание: научно – методический журнал. – Харьков:

Основа. 2009. № 16/18. - С. 2-9.

4.

Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика: пособие для педагогов.

- Мн.: Амалфея, 2000. - 448 с.

5.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб., 2006

References:

1.

Badmaeva N.C. The influence of the motivational factor on the development of

mental abilities: Monograph. – Ulan-Ude, 2014. – pp.149-150

2.

Bazhenyuk 3.S. Diagnostics of the peculiarities of motivation of educational

activity of adolescent schoolchildren // Methodological recommendations. –

Lutsk, 2014. – 140p.

3.

Blank T.V. Formation of positive motivation as a success factor in the

educational activities of younger schoolchildren / Blank T.V. // Primary

education and upbringing: a scientific and methodological journal. – Kharkiv:

Osnovy. 2009. No. 16/18. - pp. 2-9.

4.

Guryanova M.P. School and social pedagogy: a handbook for teachers. - Mn.:

Amalfea, 2000. - 448 p

5.

Ilyin E.P. Motivation and motives. - St. Petersburg, 2006



В раздел образования