Напоминание

«Формы работы над усвоением правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в классах для детей с ЗПР»


Автор: Таранова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Приозерская начальная школа – детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы"
Населённый пункт: город Приозерск, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формы работы над усвоением правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в классах для детей с ЗПР»
Раздел: начальное образование





Назад




Тема статьи:

«Формы работы над усвоением правописания

слов с непроверяемыми безударными гласными

в классах для детей с ЗПР»

Программой начального образования по русскому языку для каждого

класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание

которых

не

проверяется

правилами.

Трудность

усвоения

слов

с

непроверяемыми написаниями состоит в том, что написание расходится с

произношением и не регулируется грамматическими правилами. Поэтому эта

тема так важна для изучения в классах, где обучаются дети с задержкой

психического развития.

В обучении детей с задержкой психического развития следует полностью

руководствоваться задачами, поставленными перед образовательной школой, а

также

постоянно

иметь

в

виду

специфические

задачи:

формирование

фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; уточнение и

обогащение

словарного

запаса

путем

расширения

и

уточнения

непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире,

развитие связной речи; формирование интереса к русскому языку, навыков

учебной работы; усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для

овладения начальным курсом русского языка.

Методисты отмечают, что словарная работа – это не эпизод в работе

учителя,

а

систематическая,

хорошо

организованная,

педагогически

целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами программы

курса русского языка. Словарная работа на уроке – это лишь кусочек

целостного урока.

Изучение трудных слов начинается уже в 1 классе. Далее, количество

слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и

письменной речи, увеличивается. Работу над каждым словом из «Словаря»

необходимо связывать с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим

материалом, пользоваться разными методами, давать возможность детям

определить СУО (слог, ударение, орфограмма), написать слово, осмыслить его

значение,

составить

с

ним

словосочетание,

употребить

это

слово

в

предложении, связном тексте.

С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми

написаниями неоднороден. Среди них есть слова с безударными гласными

(воробей, малина), с двойными согласными (класс, суббота), со звонкими и

глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница).

Основной методический путь изучения таких слов – запоминание. Поэтому

максимальный эффект в классе, где обучаются дети с задержкой психического

развития, может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания

организуется с учетом особенностей памяти учащихся, так как у всех детей с

ЗПР наблюдаются недостатки памяти, которые касаются всех видов памяти:

непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного,

ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

П.П. Иванов еще в 50-годах в книге «Методика правописания безударных

гласных в начальной и средней школе» отмечал, что

при изучении

проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать

особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся.

Для

успешной

реализации

этой

идеи

необходимо

располагать

информацией об объеме и главном типе памяти учащихся класса и научить

школьников опираться на наиболее развитый тип памяти. Для этого можно

предложить следующие приемы запоминания:

1) проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с

моторной памятью);

2) молча посмотреть на слова, прочитывая их по слогам; потом закрыть

глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить

себя (для учащихся со зрительной памятью);

З) проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова

проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью)

Фактически данный способ предполагает сочетание трех факторов:

зрения (ребенок смотрит на слова), моторики (слова проговариваются), слуха

(ребенок слышит то, что проговаривает). Учащиеся лучше запоминают

информацию именно этим способом.

Знание учениками особенностей своей памяти поможет им не только

преодолеть недостатки, но и найти индивидуальный стиль запоминания. Задача

учителя

помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его

памяти.

Можно условно разделить все приемы, направленные на изучение

непроверяемых

написаний,

на

три

группы:

1—я группа — приемы, направленные на запоминание орфографического

облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по

орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании

слов, вставка пропущенных слов и т. д.);

2 — я группа — приемы, направленные в большей мере на развитие речи

учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов,

антонимов, составление словосочетаний и предложений и т. д.);

З — я группа — приемы, направленные и на запоминание написания, и на

развитие

речи

(подбор

однокоренных

слов,

разгадывание

кроссвордов,

использование этимологической справки и т. д.).

Специфику

приемов

необходимо

учитывать

при

определении

последовательности

изучения

слов

с

непроверяемыми

написаниями.

Целесообразно выделить следующие этапы системы:

1. Первичное восприятие группы слов.

Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика

слов, максимально исключающая их неверное написание.

2. Закрепление правописания группы слов.

Цель: создание условий для прочного запоминания написания и

активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

Этап первичного восприятия группы является наиболее важным, так как

ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с

данными словами бессмысленной.

Работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с

непроверяемыми

написаниями

складывается

из

нескольких

строго

обязательных и последовательных действий:

1) орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске;

2) краткий орфографический разбор;

3) запоминание с опорой на главный тип памяти;

4) запись под диктовку (при закрытых словах);

5)орфографический самоконтроль (проверка по образцу с обязательным

орфографическим проговариванием).

В начале последующего урока в течение одной или двух учебных недель

обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях

более эффективности и прочного запоминания каждое такое восприятие

осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения других задач:

фонетических, лексических, речевых и т. д. Так организуется закрепление

правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Практические материалы и методические приемы для совершенствования

навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности.

«Прием» усиления запоминаемого материала. Прием «усиление» (уярчение)

буквы в слове, т. е. сделать ярким, выразительным, незабываемым. «Усиление»

идет за счет образного представления материала, выстраивания сюжетной

линии для запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок, стихов,

небылиц, шуток и т. п. Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать,

«одушевить».

Нависание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

Например,

в

словах

монета,

кофта,

одуванчик,

пуговица,

ромашка

непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний

вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета сами круглы, как

буква о, которую надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде

буквы е, кофта (если она с рукавом

фонариком) фасоном напоминает ф.

Запоминание будет эффективным, если на месте запоминаемой орфограммы

дети нарисуют сам предмет.

Деление

слова

на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

Блокнот «блок», т. е. несколько листов бумаги.

Метро

пишется как «метр».

«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова.

Для этимологического экскурса отбираются слова тогда, когда обращение к

истории помогает найти самого нужного « родственника»

проверочное

слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Например,

ныне непроверяемая е в слове береза может быть проверена словом белый, так

как этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за цвет ствола;

а непроверяемая о в богатый

словом Бог, потому что эти слова были когда

то однокоренными.

Эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание

узнавать

новое.

Большую

активность

проявляют

дети

на

уроке,

где

используются упражнения с элементами игры.

1. «Первый слог потерялся».

…рока

…роз

…нал

…род

2. «Цепочка слов».

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку. Каждое слово

должно начинать с последней буквы предыдущего. Записать 6

8 слов.

(Береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз, завод, деревня, ягода).

З. Слово рассыпалось.

ё, а, з, е, р, б (береза)

4

.Разгадывание кроссвордов.

5. «Словарь в ребусах» При разгадывании ребусов дети самостоятельно или с

помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что

способствует

более

прочному

запоминанию

слов

с

непроверяемыми

орфограммами. Использование ребусов помогает сконцентрировать внимание

на наиболее трудной орфограмме, запоминающее выделить ее. Используются

все виды памяти: зрительная, слуховая и двигательно-моторная. Развивается

образное, логическое, абстрактное мышление, развивается смекалка.

6. Доскажи словечко.

- Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно …(карандаш).

7.Найдите слово в слове. Улица (лица); восток (ток); дорога (рога)

8. Грамматическая арифметика.

Кар

+

то

+

фельдшер

дшер

?

(Картофель)

9. Угадайте.

Крндш, джрнй, двчк, млк, брз, рсск, Мскв, псд

(Карандаш, дежурный, девочка, молоко, береза, русский, Москва, посуда).

10. Шуточные вопросы.

-

В каких словах живет рак? (Завтрак, ракета).

- В каких словах спрятались ноты? (Помидор, дорога).

11. Составь по опорным словам рассказ и озаглавь его.

-

Зима, мороз, коньки, каток.

-

Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

Итак, систематическая и целенаправленная работа над трудными словами

вызывает у учащихся интерес к изучению слов и способствует их лучшему

запоминанию, что позволяет достигать высоких результатов. Ребенок приходит

в школу, чтобы работать, узнавать и учить себя, преодолевать трудности. Мой

опыт работы над трудными словами показал, что у учащихся: повышается

обучаемость, улучшается внимание, память; дети учатся «видеть», «слышать»,

«рассуждать». В результате чего растет интерес к русскому языку.

Литература.

1. Львов М.Р, Рамзаева т.г, Светловская Н.Н. Методика обучения русскому

языку в начальных классах.

М., 1987

2. Иванов П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и

средней школе. —М., 1955.

3. Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной

школе.

СП6,2001.

4. Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении

непроверяемых написаний

1/

Русский язык в школе.

1989, №3.

5. Орлова Л.Г. Использование элементов фольклора на уроках русского языка в

начальных классах.

М., 1992.

6. Каркачева Н.А. Использование фразеологизмов и пословиц при работе со

словарными словами //Начальная школа.- 2001,№ 7

7. Волина В.В. Учимся играя.

-

М., 1994.

8. Александрова Г.В. Занимательный русский язык.

СП6, 1998.

9. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности.

М., 2001.

10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. М., 2003.

11. Шевченко С.Г. Коррекционно

развивающее обучение. Организационно-

педагогические аспекты. М., 2001.

12. Гизатуллина Д.Х.. Русский язык в играх, или когда учиться трудно.

СП6,

2000.



В раздел образования