Некоторые аспекты развития вокальных навыков на начальном этапе обучения
Автор: Рыжова Ольга Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ Автозаводского района" Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: Методические рекомендации Тема: Некоторые аспекты развития вокальных навыков на начальном этапе обучения Раздел: дополнительное образование
Некоторые аспекты развития вокальных навыков на
начальном этапе обучения
Проблема нравственного воспитания в любые времена должна стоять остро. От личности
преподавателя, его внутреннего мира зависит многое. Необходимо говорить с детьми о роли
музыки в жизни, о её влиянии на человека. На начальном этапе обучения подобные беседы имеют
решающее значение. Расположить душу ребенка к столь многогранному виду искусства - половина
успеха.
Пение в хоре является интересным и наиболее доступным средством самовыражения и проявления
творческого потенциала детей. На начальном этапе обучения имеет смысл слушание музыки как
симфонической, так и хоровой, в силу отсутствия у детей собственного исполнительского опыта.
Дается понятие «тембр». Дети знакомятся со звучанием различных инструментов, характеристики
их тембров превращаются в увлекательное расследование. Наиболее подходящими музыкальными
материалами являются «Путеводитель по оркестру для молодежи» Б. Бриттена и симфоническая
сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Хоровое искусство ничем не уступает симфоническому. В
обсуждении с детьми можно придти к выводу, что каждый голос имеет свой неповторимый тембр,
являющийся мощнейшим средством музыкальной выразительности. Музыкальный материал
может быть различным: сцены из опер, дуэты, ансамбли и т.д. Подводя итоги, приходим к выводу,
что голос – тот же инструмент, ранимый , гибкий, многообразный, им необходимо уметь
пользоваться, ведь в дальнейшем ребенку предстоит самостоятельно контролировать все
механические процессы.
Важнейшими навыками в пении являются дыхание, звукообразование, звуковедение и др. К
правильной певческой позиции следует приучать с первых шагов. Разница между пением и
разговорной речью (в механике) должна быть ясна.
I.
Первостепенным является приучение ребенка к правильному вдоху и контролируемому
выдоху . Приемы должны быть доступны.
1)
Вдох должен быть глубоким, задействуем грудобрюшную область, без
дискомфорта. Образно представить себе вдыхание аромата цветка или сделать
глубокий задумчивый вдох, при котором легкие расправляются полностью.
2)
Чтобы почувствовать работу диафрагмы – дышим «по-собачьи», использовав
нижний отдел легких.
3)
Меняем схему: глубокий вдох – импульсивный выдох на звук «Х»
4)
Предложить озвучить выдох, следуя предыдущей схеме.
5)
Дать понятие «резонатор». Здесь уместны примеры из жизни: колодец, корпус-
резонатор у струнных инструментов, в которых резонирование происходит в
основном за счет верхней деки и т.д. Для детей становится открытием, что
природные резонаторы существуют и у них (лоб, небо, область груди).
6)
Научить грамотно расходовать выдох можно при помощи простого упражнения:
набираем воздух – задерживаем дыхание – выдох с сжатыми зубами, имитируя
воздух, выходящий из шины. Затем озвучиваем выдох, используя гласную «у»,
способствующую образованию фиксированного звука.
II.
Артикуляция . Развитию речевого аппарата способствуют скороговорки и комплекс
специальных артикуляционных упражнений.
1)
Проговаривание слов с плотно сжатыми зубами.
2)
Проговаривание предложений без озвучания.
3)
Чередование звонких согласных, фиксированно:кбда-кбдэ-кбды-кбдо-кбду и т.д.
4)
Произнесение фразы с разными интонационными оттенками( использовать всю
эмоциональную сферу,по-возможности)
5)
Упражнения для работы мышц языка.
III.
Музыка – эмоциональна, восприятие ее порождает эмоции. Движение – разрядка
эмоции, ее воплощение, реализация.»
И.П. Павлов
Занятия музыкой должны быть активно-двигательными.
Ритмо-дыхательный комплекс – это упражнения, формирующие вокально-телесную схему
техники сильного импеданса (сопротивления). Это координация трех систем, участвующих в
голосообразовании: энергетической, вибрационной, резонаторной; тренаж диафрагмальной
мышцы, участвующей в организации нижнереберно-диафрагматического, парадоксального
типа дыхания; тренаж рото-глоточных мышц, участвующих в образовании «зевка» и «рупора»;
тренаж ощущения головного резонатора, удерживающего звучание голоса в высокой позиции
(«полетность» голоса и обширный диапазон). Цель комплекса – развитие регулярных
ритмических движений нижних ребер и диафрагмы. Количество движений каждого
упражнения начинается с минимума, с возрастом увеличивается. Упражнения чередуются,
соблюдается принцип отдыха.
«Ритмо – дыхательное рондо»:
- вдох-маска (5-10 раз)
- скрытый глубокий зевок (5-10 раз)
- вдох-маска
- рупор
- вдох-маска
- высокая нота (распяливание глотки, гортань, купол)
- вдох-маска
- свеча-рупор
- вдох-маска
Необходимо соблюдать единство ритма, метра, темпа. Рефрен – «вдох-маска».
IV.
Звукоизвлечение. Чтобы настроить голос ученика на фальцетное звучание,
необходимо активизировать краевое смыкание его голосовых складок, используя легкое
стаккато на гласном «У» при тишайшей звучности с последующим переходом в легато.
В момент главного перехода в кантилену звуковой толчок стаккато органично
приводит в движение вместе с голосовыми связками и голосовые складки. Кроме того,
стаккато активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, чем обеспечивает
непринужденность и прочность звукоизвлечения, а также оптимальный уровень силы
звука на последующем за ним легато. Таким образом, из вышеизложенного следует, что
регистровым звучанием голоса можно управлять.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для
преподавателей ДМШ/2002
2.
Вегрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности.2000
3.
Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самодеятельном хоре.
4.
Асафьев Б.В.Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л.,1973
5.
Музыкальное воспитание в школе(составитель Апраксина О.А.,1977.-вып.12)
6.
Стулова Г.П.Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников.-М.,1982