Автор: Устинов Андрей Владимирович
Должность: Преподаватель по классу духовых и ударных инструментов
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "им.С.Абдуллина"
Населённый пункт: с.Исянгулово, Зианчуринского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Структура разбора музыкального произведения по предмету "Специальность"(труба)
Раздел: дополнительное образование
«Утверждаю»
Директор МАУ ДО ДШИ им.С.Абдуллина
____________ Хасанова Г.Д.
«___»_________2023г.
Конспект открытого урока
Тема «Структура разбора музыкального произведения»
по предмету «Специальность» (труба)
Подготовил и провел урок
преподаватель
отделения «Духовые и ударные инструменты»
Устинов Андрей Владимирович
План – конспект
открытого урока с учащимся ДОП «Ранняя профессиональная ориентация» 1
год обучения Азнабаевым Маратом
класс преподавателя Устинова Андрея Владимировича.
Место проведения: кабинет по классу духовых инструментов
Дата проведения занятия: 13.11.2023г.
Тема: «Структура разбора музыкального произведения»
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: индивидуальная
Методы обучения: словесный, практический, метод показа
Вид занятия: традиционный урок
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры
на инструменте (труба) на примере разбора произведений.
Задачи:
Обучающие:
1. Углубить теоретические знания учащихся
2. Закрепить и углубить навыки разбора музыкального произведения
Развивающие:
1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков
учащегося: воспитание музыкального слуха при игре на трубе, представление
о выразительности, фразировке.
2. Развитие внимания и самоконтроля при разборе нового произведения.
Воспитательные:
1. Создание условий для повышения интереса к обучению игре на духовом
инструменте.
2. Воспитание устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.
Здоровьесберегающие:
1. Контроль преподавателя за правильной постановкой тела, головы, пальцев
рук и губ на трубе.
2.
Контроль
преподавателя
за
физическим
состоянием
учащегося
(предусмотреть моменты отдыха).
Технические средства: труба для ученика, труба для преподавателя, пульт,
зеркало, стулья, ноты.
Основные этапы урока:
1.Организационный этап
2.Вступительное слово преподавателя
3.Практическая часть.
Программа урока:
- разминка: игра гаммы соль мажор разными длительностями;
-
работа
над
структурой
музыкального
произведения
(В.А.Моцарт
«Сонатина»);
- физкультминутка: базинг (игра на мундштуке)
- исполнение учащимся музыкального произведения «Плясовая», проверка
знаний и умений учащегося по пройденному материалу.
- повторение оркестровой партии «Русская плясовая».
4.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.
Ход урока:
1.Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока.
2.Вступительное слово преподавателя:
Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит
начать его играть по нотам без запинок. Для этого недостаточно проиграть
пьесу один раз, читая её с листа, придётся кое – что проработать.
В первую очередь познакомиться с произведением: обратить внимание на
название, автора произведения, определить тональность, размер, темп. Очень
важно понять структуру произведения, замысел композитора, фактуру,
разобрать текстовые особенности. Немаловажную роль в первоначальной
работе над произведением играет определение правильного дыхания.
3.Практическая часть: Этапы работы.
1.Разминка.
Прежде чем приступить к разбору произведения, мы должны подготовить
игровой аппарат. Предлагаю разыграться на примере гаммы соль мажор.
Преподаватель контролирует подачу воздуха и дыхание при переходе с
нижнего на верхний регистр. Особенно уделить внимание игре на верхнем
регистре, избегая фальшивых нот. Ученик играет гамму соль мажор: целыми,
половинными и четвертными длительностями. При этом внимательно следит
за своевременным дыханием при каждом проигрывании гаммы.
2.Работа по структуре музыкального произведения
В.А.Моцарта «Сонатина».
Определяем настроение, образ и жанр произведения.
Элементарный анализ нотного текста.
Вот три элементарных правила : посмотреть ключи, определить по ключевым
знакам тональность, посмотреть на указание темпа и размера.
Играем с листа, как можем. Главное дойти до конца, ничего не пропуская,
пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки – наша цель доиграть
до конца.
Работаем над I ,II, III частями произведения.
Работа при проигрывании над аппликатурой, техническими пассажами,
ритмом, мелодией, фразировкой.
Ученик
определяет
характер
произведения,
жанр,
структуру,
темп,
тональность.
Вместе с преподавателем ученик анализирует нотный текст.
Ученик играет произведение.
Учащийся исполняет 1 часть произведения, добиваясь правильной
пальцовки, фразировки, артикуляции (возможно проигрывание несколько
раз), затем также работает над 2 и 3 частью.
3.Физкультминутка.
Базинг - игра на мундштуке
В процессе работы на уроке очень важно следить за самочувствием ребёнка.
У него может закружиться голова, часто дети начинают кашлять. В таких
случаях нужно дать ученику отдохнуть. В качестве отдыха можно
использовать игру на мундштуке (базинг).
Ученик сидя на стуле – ноги стоят в упор, голова прямо,
корпус прямой – играет небольшой отрывок из произведения «Сонатина».
4. Исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и
умений учащегося по пройденному материалу. Учащийся исполняет вместе с
концертмейстером произведение по нотам, следуя поставленным задачам.
В заключительной части урока мы исполняем произведение «Плясовая» с
концертмейстером, выполняя все текстовые особенности: аппликатуру,
правильное дыхание, ритм, звуковедение.
Повторение оркестровой партии «Русская плясовая».
Оценка и анализ работы ученика на уроке.
IV. Заключение.
Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.
Все запланированные этапы работы выполнены в полном объёме, точно
уложены в рамки урока.
Тема урока грамотно раскрыта и все используемые приёмы обучения
(словесный, наглядный, практический) помогли преподавателю достигнуть
поставленной цели. Учащийся воспринимал указания преподавателя быстро
и осознанно. На уроке была благоприятная, творческая атмосфера.