Напоминание

"Структура разбора музыкального произведения по предмету "Специальность"(труба)


Автор: Устинов Андрей Владимирович
Должность: Преподаватель по классу духовых и ударных инструментов
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "им.С.Абдуллина"
Населённый пункт: с.Исянгулово, Зианчуринского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Структура разбора музыкального произведения по предмету "Специальность"(труба)
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Утверждаю»

Директор МАУ ДО ДШИ им.С.Абдуллина

____________ Хасанова Г.Д.

«___»_________2023г.

Конспект открытого урока

Тема «Структура разбора музыкального произведения»

по предмету «Специальность» (труба)

Подготовил и провел урок

преподаватель

отделения «Духовые и ударные инструменты»

Устинов Андрей Владимирович

План – конспект

открытого урока с учащимся ДОП «Ранняя профессиональная ориентация» 1

год обучения Азнабаевым Маратом

класс преподавателя Устинова Андрея Владимировича.

Место проведения: кабинет по классу духовых инструментов

Дата проведения занятия: 13.11.2023г.

Тема: «Структура разбора музыкального произведения»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: индивидуальная

Методы обучения: словесный, практический, метод показа

Вид занятия: традиционный урок

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры

на инструменте (труба) на примере разбора произведений.

Задачи:

Обучающие:

1. Углубить теоретические знания учащихся

2. Закрепить и углубить навыки разбора музыкального произведения

Развивающие:

1. Развитие музыкально – исполнительских способностей и навыков

учащегося: воспитание музыкального слуха при игре на трубе, представление

о выразительности, фразировке.

2. Развитие внимания и самоконтроля при разборе нового произведения.

Воспитательные:

1. Создание условий для повышения интереса к обучению игре на духовом

инструменте.

2. Воспитание устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству.

Здоровьесберегающие:

1. Контроль преподавателя за правильной постановкой тела, головы, пальцев

рук и губ на трубе.

2.

Контроль

преподавателя

за

физическим

состоянием

учащегося

(предусмотреть моменты отдыха).

Технические средства: труба для ученика, труба для преподавателя, пульт,

зеркало, стулья, ноты.

Основные этапы урока:

1.Организационный этап

2.Вступительное слово преподавателя

3.Практическая часть.

Программа урока:

- разминка: игра гаммы соль мажор разными длительностями;

-

работа

над

структурой

музыкального

произведения

(В.А.Моцарт

«Сонатина»);

- физкультминутка: базинг (игра на мундштуке)

- исполнение учащимся музыкального произведения «Плясовая», проверка

знаний и умений учащегося по пройденному материалу.

- повторение оркестровой партии «Русская плясовая».

4.Заключение. Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.

Ход урока:

1.Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока.

2.Вступительное слово преподавателя:

Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит

начать его играть по нотам без запинок. Для этого недостаточно проиграть

пьесу один раз, читая её с листа, придётся кое – что проработать.

В первую очередь познакомиться с произведением: обратить внимание на

название, автора произведения, определить тональность, размер, темп. Очень

важно понять структуру произведения, замысел композитора, фактуру,

разобрать текстовые особенности. Немаловажную роль в первоначальной

работе над произведением играет определение правильного дыхания.

3.Практическая часть: Этапы работы.

1.Разминка.

Прежде чем приступить к разбору произведения, мы должны подготовить

игровой аппарат. Предлагаю разыграться на примере гаммы соль мажор.

Преподаватель контролирует подачу воздуха и дыхание при переходе с

нижнего на верхний регистр. Особенно уделить внимание игре на верхнем

регистре, избегая фальшивых нот. Ученик играет гамму соль мажор: целыми,

половинными и четвертными длительностями. При этом внимательно следит

за своевременным дыханием при каждом проигрывании гаммы.

2.Работа по структуре музыкального произведения

В.А.Моцарта «Сонатина».

Определяем настроение, образ и жанр произведения.

Элементарный анализ нотного текста.

Вот три элементарных правила : посмотреть ключи, определить по ключевым

знакам тональность, посмотреть на указание темпа и размера.

Играем с листа, как можем. Главное дойти до конца, ничего не пропуская,

пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки – наша цель доиграть

до конца.

Работаем над I ,II, III частями произведения.

Работа при проигрывании над аппликатурой, техническими пассажами,

ритмом, мелодией, фразировкой.

Ученик

определяет

характер

произведения,

жанр,

структуру,

темп,

тональность.

Вместе с преподавателем ученик анализирует нотный текст.

Ученик играет произведение.

Учащийся исполняет 1 часть произведения, добиваясь правильной

пальцовки, фразировки, артикуляции (возможно проигрывание несколько

раз), затем также работает над 2 и 3 частью.

3.Физкультминутка.

Базинг - игра на мундштуке

В процессе работы на уроке очень важно следить за самочувствием ребёнка.

У него может закружиться голова, часто дети начинают кашлять. В таких

случаях нужно дать ученику отдохнуть. В качестве отдыха можно

использовать игру на мундштуке (базинг).

Ученик сидя на стуле – ноги стоят в упор, голова прямо,

корпус прямой – играет небольшой отрывок из произведения «Сонатина».

4. Исполнение учащимся музыкального произведения, проверка знаний и

умений учащегося по пройденному материалу. Учащийся исполняет вместе с

концертмейстером произведение по нотам, следуя поставленным задачам.

В заключительной части урока мы исполняем произведение «Плясовая» с

концертмейстером, выполняя все текстовые особенности: аппликатуру,

правильное дыхание, ритм, звуковедение.

Повторение оркестровой партии «Русская плясовая».

Оценка и анализ работы ученика на уроке.

IV. Заключение.

Этап обобщения и подведения итогов работы на уроке.

Все запланированные этапы работы выполнены в полном объёме, точно

уложены в рамки урока.

Тема урока грамотно раскрыта и все используемые приёмы обучения

(словесный, наглядный, практический) помогли преподавателю достигнуть

поставленной цели. Учащийся воспринимал указания преподавателя быстро

и осознанно. На уроке была благоприятная, творческая атмосфера.



В раздел образования