Автор: Лапшова Евгения Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Вдохновение"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тем, кто хочет учиться балету"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества «Вдохновение»
городского округа Самара
Методическая работа
«Тем, кто хочет учиться балету»
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Вдохновение»
г.о. Самара
Лапшова Евгения Александровна
Самара, 2024
Содержание
1.
Правила приема детей в хореографические учебные заведения…………..…3
2.
Анатомно - физиологические и психологические особенности детей
школьного возраста и их значение в практике отбора и обучения классическому
танцу…………………………………………………………………………………….3
3.
Пропорции тела………………………………………….………………………4
4.
Осанка………………………………………….…………………………………5
5.
Выворотность ног……………………….……….………………………………6
6.
Стопа…………….………………………………….…………………………….6
Литература…………………………………………………………………………...6
2
1.
Правила приема детей в хореографические учебные заведения
Многолетний опыт по отбору детей для обучения классическому танца
свидетельствует, что абсолютно идеальные кандидаты на приемных экзаменах
почти не встречаются. Будущий артист балета должен быть физически здоровым
(в том числе иметь хорошее зрение, слух, нормально работающий вестибулярный
аппарат,
развитые
двигательные
функции),
обладать
пропорциональным
телосложением, отвечающим требованиям классического танца, необходимыми
«профессиональными» данными (выворотностью ног, подъемом стопы и др.).
Музыкальность и артистичность – тоже важные качества, которые следует
учитывать при профессиональной ориентации детей.
Некоторые недостатки в телосложении кандидата могут быть исправлены
или скомпенсированы при использовании соответствующих методик в младших
классах, в то время как многое скомпенсировать и тем более исправить в процессе
роста и обучения ребенка невозможно.
2.
Анатомно - физиологические и психологические особенности детей
школьного возраста и их значение в практике отбора и обучения
классическому танцу
Отбор детей для обучения классическому танцу и успешное решение задач
учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их
анатомно - физиологических и психологических особенностей.
Как известно, для классического танца большое значение имеет рост. Рост и
развитие детей идет непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают.
В 8-9 лет у девочек наступает препубертатный период. У мальчиков он
наступает в 10-12-13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще
окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной
клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном
неправильном положении тела возможны его искривления. Поэтому необходимо
следить за правильной осанкой и походкой.
Cледующую группу составляют дети в возрасте от 12 до 14 лет. Это средний
3
школьный возраст. Он является пубертатным периодом, периодом полового
созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные
сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. Начало полового
созревания у девочек относится к 10-12 годам, у мальчиков к 12-13 годам. У детей
этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста
нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной
клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза,
окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости
утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает
мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц. У девочек рост и вес
в среднем больше, чем у мальчиков.
В связи с эндокринными сдвигами отмечается неустойчивость нервных
процессов. Нервная система легко переходит либо в состояние торможения, либо
в состояние сильного возбуждения. Наблюдается быстрая смена настроений,
эмоциональная неуравновешенность.
Считаются, что наиболее благоприятным возрастом для восприятия
движения (кинестезии) в хореографии является возраст 10-11 лет, к завершению
пубертатного периода. При этом отмечается, что у девочек процесс освоения
движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.
Развитие
и
рост
в
период
юношеского
созревания
совершается
в
определенной последовательности. Первой начинает расти стопа, затем длина
ноги в целом, через несколько месяцев наблюдается рост тела в ширину, а годом
позже - длина туловища. Нарастание мускулов происходит позднее.
3.
Пропорции тела
Первая форма - долихоморфная, характеризуется относительно узким
туловищем, плечами и тазом и относительно длинными ногами и руками, причем
само туловище сравнительно короткое. Вторая форма - брахиморфная, в
противоположность первой, характеризуется относительно длинным и широким
туловищем и сравнительно короткими ногами и руками. Третья форма -
4
мезоморфная, представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную
между предыдущими.
Не только правильное телосложение, но и соотношение веса, роста и
округлости грудной клетки играют значительную роль при выполнении многих
сложных
движений.
Наиболее
благоприятными
для
выполнения
сложных
двигательных функций в возрасте 9-17 лет являются средние показатели
(стандарты соотношений длины тела, веса и окружности грудной клетки).
Таким
образом,
классический
танцовщик
должен
обладать
пропорциональным телосложением. Однако допускают некоторые отклонения от
идеальной
нормы.
Эти
отклонения
в
телосложении
(крайние
пределы
допускаемых
пропорций)
должны
компенсироваться
другими
качествами,
например
артистической
одаренностью,
высокими
координационными
способностями и др.
4.
Осанка
Однако для занятий классическим танцем важно иметь не только
пропорциональное телосложение, но и правильную осанку. Осанке в балете
придается первостепенное значение. Осанка артиста балета формируется в особом
режиме (в «выворотном» положении ног) и поэтому несколько отличается от
«нормальной» (правильной) осанки человека.
На осанку человека оказывает влияние также строение стоп. Выраженное
уплощение стопы (плоскостопие) - серьезный недостаток осанки, при котором
противопоказаны занятия классическим танцем.
Для обучения детей классическому танцу имеет значение наличие у них
ряда анатомно - физиологических особенностей, таких, как «выворотность ног»,
определенное строение стоп (в том числе наличие «подъема» стопы), способность
поднять ногу на определенную высоту («балетный шаг»), гибкость корпуса,
прыгучесть
(способность
легко
прыгать)
-
все
это
в
балете
называют
профессиональными данными.
5
5.
Выворотность ног
Это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en
dehors, когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы
повернуты своей внутренней стороной наружу.
А.Я.Ваганова об этом писала так: «Невыворотный танцовщик урезан во
всех своих движениях, классический же танцовщик со своим en
dehors
располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ног.
Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных
впадин. В одних случаях они обращены вперед, а в других - больше в стороны.
6.
Стопа
Стопа - сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат -
является опорой тела человека и выполняется рессорные функции и функции
регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге,
прыжке. В классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая
своим вытянутым подъёмом вместе с вытянутой ногой законченную линию в
рисунке танца.
Литература
1. Т.И. Васильева «Тем, кто хочет учиться балету»
2. Л. Адис «Гимнастика театрального танца»
3. Н.П. Базарова, В.П. Мей «Азбука классического танца»
6