Напоминание

"Основы сценической речи в движении"


Автор: Грушун-Шурыгина Юлия Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦДЮИ Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Мастер-класс "Сценическая речь в движении"
Тема: "Основы сценической речи в движении"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер-класс «Сценическая речь в движении».

Введение.

Сценическая речь в движении на сегодняшний день является одной из

наиболее актуальных методик развития актерской личности. Развитие голоса

в процессе движений не только помогает верно формировать навыки

звучащей речи, тренировать все свойства и качества художественно-

полноценного голоса, но и воспитывать необходимое чувство того, что слово

становится орудием действия лишь при настройке всего физического

аппарата на выполнение этого действия, а не только «мускулов» языка.

Объясняется это характерным для работы центральной нервной системы

явлением упреждения, раскрытым И.П. Павловым в его учении о стереотипе.

Центральная нервная система упреждает слово- движением, мимикой,

жестом. Прежде чем человек заговорит, он повернет лицо к партнеру, его

взгляд и жест будут предшествовать речи. Это и есть явление «упреждения».

Однако в сценических условиях эта естественная в жизни координация

речи и движения нарушается или затрудняется. Тренировка речи в движении

воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и

движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и

меняющихся по ходу действия темпо-ритмах. Кроме того, воспитывается

навык снятия мышечного напряжения в различных частях тела с тем, чтобы

это напряжение не передавалось на голосообразующий аппарат. Известно,

что напряжение мускулатуры в любой части тела, особенно в кистях рук,

отрицательно отражается на звучании голоса. Иррадиация мускульного

напряжения захватывает и мышцы фонационных путей. Поэтому начальные

упражнения по голосу и рассчитаны на то, чтобы освободиться от

иррадиации зажимов мускулатуры тела, раскрепостить его, снять мускульное

напряжение. Тренировка речи во время танца, борьбы, неудобного

положения тела и тому подобное- это следующий этап в работе над голосом,

когда уже достигнута свобода и легкость его звучания.

Звук речи- это сложное колебательное движение упругой среды при

совокупности нескольких одновременных движений, различных по высоте и

силе. Поэтому в речи человека одна ударная гласная в слове может звучать

ровно, когда тон и сила держится внутри слога на одном уровне «а». В

основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод

комплексной тренировки. Так как высота, сила, скорость, тембр, характер

произнесения, логика, методика, действие выступают в звучащем слоге в

ограниченном единстве, они и тренируются в единстве. Меняя установку на

формирование того или иного навыка, например, мягкой атаки звука,

необходимо следить и за логикой действия, и за силой голоса, его гибкостью

и другими свойствами речи.

Метод поэтапности овладения речевыми навыками требует от занятия к

занятию из каждого раздела пособия брать упражнения с учетом степени их

сложности, природных данных голосо-речевого аппарата и потенциальных

творческих возможностей каждого из занимающихся тренингом.

Искусство чтеца и актера- это искусство речевого взаимодействия,

которое складывается из целого ряда элементов внутренней и внешней

техники, органично взаимосвязанных друг с другом. Невозможно

действовать, не владея сосредоточенным вниманием, мышечной свободой,

внутренним видением, восприятием, оценкой, отношением ит.д. Так точно

нельзя говорить о мастерстве речевого взаимодействия, если голосо- речевой

аппарат воплощения не способен передать всю тончайшую внутреннюю

жизнь творящего на сцене чтеца, актера. Человек, не владеющий техникой

звучащего слова, испытывает психические и физические перегрузки, пытаясь

достичь желаемого результата в процессе выступления. Техника нужна для

того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Известно, что на интуицию

откликается только то, что натренировано. Значит, надо развивать природные

голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до

такой степени, чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним

приказам творящего человека.

Ход мастер-класса

1.

Тренинг «Космическое пространство». Дети двигаются в хоатичном

порядке, сначала отрабатываем диафрагмальное дыхание в разных

темпах, затем добавляет слова на выдохе, по команде педагога, и в

финале добавляем словосочетания и короткие предложения.

2.

Тренинг «Музыкальные скороговорки».

-качаем ритм в лёгком присяде;

-качаем ритм, двигаясь вправо-влево;

-двигаемся в танцевальных движениях;

- боксируем;

-прыгаем на скакалке.

1. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы две недели,

Карамель на мели ели.

2. Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

3. Огорченная сорока возвращается с урока, целый день болтала с сойкой,

и домой вернулась с двойкой.

5. Шесть мышат в камышах шуршат.

6. Белые бараны били в барабаны,

Без разбору били лбы себе разбили.

7. Бык бодатый боком бился,

Бык бодался, бык бодрился.

8. Валя на проталинке

промочила валенки.

Валенки у Валеньки

сохнут на завалинке.

3.

Тренинг «Сказка в движении».

«Сказка о Золотом Петушке»

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали:

Ждут, бывало, с юга, глядь, —

Ан с востока лезет рать.

Справят здесь, — лихие гости

Идут от моря. Со злости

Инда плакал царь Дадон,

Инда забывал и сон.

Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о помоге

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу.

Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Раскладываем текст:

-игра «Бадминтон»;

-игра «Баскетбол»;

-игра в снежки;

-перетягивание каната;

-догонялки.

На основе данного текста выполняем упражнение «Цирк» и «Собачий

рынок».

4. Тренинг «Композиция из скороговорок».

Вывод. Связь речи и движения- общеизвестный факт, не вызывающий

сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц

органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться

координировать речь с движением является сводится к выработке

устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц. Существует

немало способов, позволяющих добиться четкой координации речи с

движением. И наиболее известные и действенные из них- это упражнения.

Именно упражнения являются преобладающим методом развития умения

согласовывать речь с движением для детей школьного возраста. Упражнения

позволяют отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок.

Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп

речи и движения, силу голоса и другие рече- двигательные аспекты.



В раздел образования