Напоминание

Рабочая программа по учебному предмету "Оркестровый класс"


Автор: Левин Виталий Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ТДМШ"
Населённый пункт: Новосибирская область г.Тогучин
Наименование материала: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты"
Тема: Рабочая программа по учебному предмету "Оркестровый класс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




категории

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного

образования

Тогучинского

района

«Тогучинская

детская

музыкальная

школа»;

Рома

Н.А.

преподаватель

высшей

квалификационной

категории

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного

образования

Тогучинского района «Тогучинская детская музыкальная школа»

Разработчики: Левин В.С. – преподаватель высшей квалификационной

Структура программы учебного предмета

1.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе;

Срок реализации учебного предмета;

Объем учебной нагрузки и ее распределение;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Цель и задачи учебного предмета;

Методы обучения;

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета.

2.

Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени;

Основные репертуарные принципы;

Требования по годам обучения.

3.

Требования к уровню подготовки обучающихся

4.

Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Критерии оценок.

5.

Методическое обеспечение учебной программы

Организация учебного процесса;

Методические рекомендации педагогическим работникам;

Рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся;

Ознакомление с основами дирижерского искусства;

Дидактическое обеспечение.

6.

Списки рекомендуемой учебной и нотной литературы

Методическая литература;

Учебная литература (партитуры).

Пояснительная записка.

1.Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

Программа

по

учебному

предмету

«Оркестровый

класс»

является

компонентом дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области искусств «Народные инструменты» и разработана на

основе

и

с

учётом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в

области музыкального искусства "Народные инструменты".

В

системе

образовательных

программ

дополнительного

образования

детей

предмет

«Оркестровый

класс» включает

в

себя

художественное

воспитание и общее музыкальное образование, основанные на сложившейся

традиционной

школе

обучения

на

народных

инструментах

и

богатом

учебном

репертуаре

-

образцах

национальной

музыки,

отечественной

и

зарубежной классики. «Оркестровый класс» является одной из обязательных

учебных дисциплин на отделении народных инструментов: входит в систему

специальных

учебных

предметов, способствует

формированию

навыков

коллективного музицирования, развитию природных музыкальных данных и

художественно воспитанию учащихся. «Оркестровый класс» как учебный

предмет

входит

в

вариативную

часть

учебного

плана

дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

в

области

музыкального искусства и возможен к реализации в МБУДО «ТДМШ», так

как в школе имеется весь набор разных видов музыкальных инструментов,

необходимых для участия обучающихся в коллективном музицировании.

Наличие

и

результативная

деятельность

оркестрового

коллектива

является важной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи

возможно,

так

как

ежегодно

продумывается

пропорциональное

планирование контингента на отделении народных инструментов, держится

состав детского ОНИ, имеются квалифицированные педагогические кадры,

готовые

восполнить

недостающие

партии

или

укрепить

имеющиеся,

в

школе созданы достаточные материально- технические и другие условия для

реализации предпрофессиональных программ.

В

работу

оркестрового

класса

необходимо

вовлекать

учащихся,

обучающихся

на

различных

русских

народных

инструментах

(домра,

балалайка, баян, духовые, ударные инструменты). Распределение учащихся

по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год.

Необходимо

стремиться

к

пропорциональному соотношению

всех

групп

оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава ОРНИ в

школе.

Актуальность

данной

программы

определяется

потребностью

в

возрождении

и

широком

приобщении

детей

к

традициям

национальной

музыкальной

культуры.

Радость

и

удовольствие

от

совместного

музицирования с первых дней обучения музыки - залог интереса ребенка к

данному виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным

участником оркестра, независимо от уровня его способностей и образования

на

данный

момент,

что

способствует

психологической

раскованности,

свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учащихся. Совместное

музицирование

способствует

мотивации

для

совершенствования

навыков

игры

на

инструменте,

развитию

таких

качеств,

как

внимательность,

ответственность,

целеустремленность,

коллективизм.

Оркестровая

игра

воспитывает ансамблевый слух исполнителя (слушать себя в группе и в

оркестре

целом),

способствует

развитию

гармонического

слуха

и

музыкальной памяти.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением

образовательного процесса на развитие эстетического вкуса учащихся, на

практическое

применение

навыков

игры

на

инструменте,

а

так

же

обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося

в составе оркестра, что имеет большое воспитательное значение.

На занятиях оркестра учащиеся должны научиться:

1.

Применять навыки игры на инструменте, приобретенные в специальных

классах или освоить дополнительный инструмент.

2.

Слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему,

подголоски,

вариации

и

т.д.,

исполняемые

как

оркестром,

так

и

отдельными оркестровыми группами.

3.

Исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

4.

Понимать дирижерские жесты.

5.

Уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

2.

Сроки реализации учебного предмета

По образовательным программам с 8(9) сроком обучения к занятиям в

оркестре привлекаются учащиеся 5-8(9) классов и наиболее подготовленные

учащиеся 4 класса. По образовательным программам с 5(6) сроком обучения

к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5(6) классов и наиболее

подготовленные учащиеся 2 класса.

Для

учащихся,

планирующих

поступление

в

образовательные

учреждения,

реализующие

основные

профессиональные

образовательные

программы в области музыкального искусства, срок освоения программы

«Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.

3.

Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный

учебным планом на реализацию предмета «Оркестровый класс»:

Срок обучения – 8 (9) лет

Таблица 1

Класс

5-8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах) в год

396

82,5

Количество часов на аудиторные занятия в год

264

66

Количество часов на внеаудиторные занятия в год

132

16,5

Консультации (в часах) в год

36

12

Срок обучения – 5 (6) лет

Таблица 2

Класс

2-5 классы

6 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах) в год

396

82,5

Количество часов на аудиторные занятия в год

264

66

Количество часов на внеаудиторные занятия в год

132

16,5

Консультации

36

12

Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом

на реализацию учебного предмета

Индекс,

наименовани

е учебного

предмета

Трудоёмкость в

часах

Распределение по годам обучения

5-й (2)

класс

6-й (3)

класс

7-й (4)

класс

8-й (5)

класс

9-й( 6)

класс

количество недель аудиторных занятий

33

33

33

33

33

недельная нагрузка в часах

В.01. УП.01.

Оркестровы

й класс

Аудиторные

занятия (в

часах)

2

2

2

2

2

Самостоятельн

ая

работа (в

часах)

1

1

1

1

1

Максимальн

ая учебная

нагрузка по

предмету

3

3

3

3

3

Консультаци

и

(часов в год)

48

12

12

12

12

12

Форма проведения учебного занятия - групповой урок, мелкогрупповые

занятия. Продолжительность аудиторных занятий по учебному плану 2 часа в

неделю на группу от 6 человек. Самостоятельная подготовка составляет 1 час

в неделю. При отсутствии какой-либо партии можно привлечь педагогов -

концертмейстеров, что надо учесть при планировании концертмейстерских

часов из расчета 100% на группу.

По

усмотрению

дирижера,

в

работе

оркестра

могут

участвовать

преподаватели народного отделения. Пример совместного музицирования

педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему

взаимопониманию

педагогов

и

учеников.

Совместная

игра,

сотворчество

стимулирует обучающихся, укрепляет дисциплину, приближая обстановку

репетиций к условиям игры в профессиональных коллективах, расширяются

и

репертуарные

возможности

оркестра.

В

свою

очередь,

такая

форма

работы обязывает педагогов поддерживать свое исполнительское мастерство.

Ещё одной из немаловажных задач руководителя оркестра является развитие

чувства коллективизма и ответственности у учащихся.

Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» 2

часа в неделю, в соответствии с учебным планом. Детская школа искусств

определяет

время,

необходимое

для

планомерной

и

целенаправленной

работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на

занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на

сводные занятия (консультации).

2.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

от 6 человек, групповая от 11 человек. Рекомендуемая

продолжительность урока – 40 минут.

3.

Цель учебного предмета «Оркестровый класс»:

Цель

предмета

«Оркестровый

класс»

не

противоречит

общим

целям

образовательной

программы

и

заключается

в

следующем:

развитие

музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных

им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи учебного предмета.

Образовательные:

1.

Освоение целостной системы музыкально-игровых навыков как базы

развития мастерства участников оркестра.

2.

Системная работа по совершенствованию навыка чтения с листа.

Развивающие:

1.

Развитие критического мышления, способного на законченную

художественную интерпретацию музыкального произведения.

2.

Развитие гармонического слуха.

3.Развитие всесторонних качеств личности.

Воспитательные:

1.Формирование эстетического вкуса.

2.Ознакомление с другими видами искусств.

3.Воспитание коллективной творческой и исполнительской

дисциплины.

Программа направлена на решение следующих задач:

применение

в

оркестровой

игре

практических

навыков

игры

на

инструменте, приобретенные в специальном классе;

понимание

музыкального

произведения

его

основной

темы,

подголосков, вариаций и

т.

д.,

исполняемые как

всем

оркестром, так

и

отдельными оркестровыми группа;

стимулирование

развития

эмоциональности,

памяти,

мышления,

воображения и творческой активности при игре в оркестре;

формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

необходимых для оркестрового музицирования;

расширение кругозора учащегося путем ознакомления с репертуаром

оркестра русских народных инструментов;

решение

коммуникативных

задач

(совместное

творчество

обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение

общаться

в

процессе

совместного

музицирования,

оценивать

игру

друг

друга);

развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре),

артистизма и музыкальности;

обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с

листа;

приобретение

обучающимися

опыта

творческой

деятельности

и

публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования.

Учебный предмет «Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным

предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

искусства «Народные инструменты».

Предмет

«Оркестровый

класс»

расширяет

границы

творческого

общения

инструменталистов-народников,

привлекая

к

сотрудничеству

исполнителей

на

различных

инструментах.

Обучение

игре

в

оркестре

способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические знания

и навыки, необходимые для участия в профессиональных коллективах и

непрофессиональных

творческих

музыкальных

коллективах.

Занятия

в

оркестре – накопление опыта коллективного музицирования.

7. Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Оркестровый класс» зависит от:

возраста учащихся;

их индивидуальных способностей;

от состава оркестра;

от количества участников оркестра.

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

словесный

(рассказ,

объяснение,

разбор,

анализ

музыкального

материала);

метод

показа

(показ

педагогом

игровых

движений,

исполнение

педагогом

оркестровых

партий

с

использованием

многообразных

вариантов показа, знакомство с дирижерским жестом);

объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и

попутно объясняет);

репродуктивный

метод

(повторение

участниками

оркестра

игровых

приемов по образцу преподавателя);

частично-поисковый

(ученики

участвуют

в

поисках

решения

поставленной задачи);

демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей

выдающихся оркестровых

коллективов и

посещение концертов для

повышения общего уровня развития обучающихся.)

Предложенные методы работы с оркестром народных инструментов в

рамках

предпрофессиональной

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации

поставленных

целей

и

задач

учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся

традициях

оркестрового

исполнительства

на

русских

народных

инструментах.

7.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в

кабинете «Оркестровый класс» принадлежностей:

Достаточное

количество

оркестровых

русских

народных

инструментов и набора медиаторов для струнной группы, набора шумовых

инструментов и перкуссии, а так же должны быть созданы условия для их

содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

Подставки

под

ноги

или

разноуровневые

стулья

для

каждого

участника оркестра.

Пульты

(подставки

для

нот)

для

обеспечения

максимально

комфортных условий для чтения нотных текстов – не менее одного на трех

участников.

Электронный или акустический камертон для точной и удобной

настройки инструментов.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и

видео

оборудования,

нотной

и

методической

литературы.

В

школе

желательно иметь концертный зал или большую аудиторию для проведения

концертов.

Содержание предмета.

1.

Сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного

предмета

«Оркестровый

класс»,

на

максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Срок обучения – 8 (9) лет

Аудиторные занятия: с 5 по 8(9) класс – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: с 5 по 8 класс – 1 час в неделю, 9 класс – 1

час в неделю.

Срок обучения – 5 (6) лет

Аудиторные занятия: со 2 по 5 (6) класс – 2 часа в неделю.

Самостоятельные занятия: со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, 6 класс – 1

час в неделю.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом

сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

выполнение домашнего задания;

подготовка к концертным выступлениям;

посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов и др.);

участие

обучающихся

в

концертах,

творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного

учреждения и др.

Учебный

материал

распределяется

по

годам

обучения

классам.

Каждый

класс

имеет

свои

дидактические

задачи

и

объем

времени,

предусмотренный для освоения учебного материала.

2.

Основные репертуарные принципы

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения

русской,

советской

и

зарубежной

музыкальной

литературы

различных

жанров

и

форм.

Большое

воспитательное

значение

имеет

работа

над

обработками

народных

песен

и

танцев,

полифонией,

переложениями

классической музыки для оркестра русских народных инструментов.

Репертуарный

список

включает

в

себя

произведения

для

оркестра

русских народных инструментов, произведения для солиста в сопровождении

оркестра,

произведения

для

хора

и

оркестра.

Репертуарный

список

не

является

исчерпывающим.

Руководитель

оркестрового

класса

может

по

своему

усмотрению

пополнять

его

новыми,

вновь

издаваемыми

сочинениями,

соответствующими

музыкально-исполнительским

возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений

для того состава оркестра, который имеется в школе.

Подбор

необходимого,

интересного

нотного

материала,

соответствующего уровню подготовки оркестра, является одним из важных

факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся

разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать

произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для

каждого

оркестранта.

Завышение

репертуара

ведет

к

загрузке

учащихся

утомительной и неинтересной работой, что значительно снижает их интерес

к занятиям.

В течение учебного года в оркестровом классе необходимо выучить 4-6

произведений. На

занятиях

оркестра

большое

внимание следует

уделять

развитию у учащихся навыков чтения нот с листа. В целях постепенного и

планомерного

развития

этого

навыка

рекомендуется

начинать

работу

с

легких

произведений, с

минимальным количеством

знаков

альтерации и

простым ритмическим рисунком.

При

чтении

нот

с

листа

необходимо

выполнять

элементарные

требования данной партитуры, чтобы получить правильное представление о

содержании

и

форме

исполняемого

произведения.

Важно

помнить,

что

количество проработанных произведений, их разнообразие по жанру, форме,

фактуре

и

характеру

имеет

большое

значение

не

только

в

расширении

музыкального кругозора обучающихся, но и в развитии навыков чтения нот с

листа.

Особое внимание требует разбор и разучивание полифонических пьес.

Их

исполнение

имеет

большое

музыкально-воспитательное

значение

и

способствует развитию слуховых представлений и музыкального мышления.

Рекомендуется широко

использовать в

репертуаре оркестра богатейшую

русскую подголосочную полифонию, а также произведения классиков и

лучшие произведения современных композиторов.

3.

Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые

репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по

пропаганде

музыкальных

знаний

(концерты-лекции

в

общеобразовательных

школах, в досуговых учреждениях, домах детского творчества и пр.), участие в

смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

В

оркестровой

игре

так

же,

как

и

в

сольном

исполнительстве,

требуются

определенные

музыкально-технические

навыки

владения

инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества – оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать

В

оркестровой игре

единство

исполнительских

намерений и

реализацию

исполнительского замысла;

навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового

исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Годовые требования

Первый год обучения

Обучающиеся знакомятся со

структурой оркестра, вводятся

в

состав

группы по партиям (в основном третьей, при большей степени обученности

возможно введение в группу вторых домр и балалаек).

Первичное знакомство с дирижерским жестом. Изучение особенностей

коллективного

чтения

с

листа.

Формирование

начальных

навыков

коллективного музицирования: общего для всех исполнительского дыхания

(ауфтакта), ритмической синхронности, изучение различных компонентов

исполнительской выразительности.

Знакомство

с

традициями

коллектива,

воспитание

исполнительской

дисциплины.

Формирование

навыка

сценической

культуры.

Освоение

первоначальных

игровых

навыков

на

основных

инструментах

оркестра

(домры малые, балалайки примы, баяны) и их оркестровых разновидностях

(домра альт, балалайка секунда, басовая группа).

Овладение

основными

навыками

техники

игры

(посадка,

способы

звукоизвлечения, аппликатура) учащимися не специальных классов.

Развитие

навыков

коллективной

игры,

навыков

самостоятельного

разбора оркестровых партий.

Формирование умения исполнять свою партию, следуя замыслу автора

и требованиям руководителя оркестра.

Овладение знаниями профессиональной терминологии, необходимой

на данном этапе.

Знакомство с дирижерским жестом, овладение навыком начинать и

заканчивать игру по дирижерскому жесту.

Примерный репертуарный список

1.

Широков А. «Маленькая приветственная увертюра».

2.

Р.Н.П. «Ах ты, береза». Обр. В. Подъельского.

3.

Легар Ф.«Вальс».

4.

Будашкин Н. «Полька». Инстр. О. Суриной.

5.

Кабалевский Д. «Кавалерийская». Инстр. О. Суриной.

Второй год обучения

Новое формирование групп с учетом достигнутых за предыдущий год

результатов, освоения требований коллективного музицирования.

Совершенствование

исполнительских

приемов

коллективного

музицирования:

чистоты

гармонической

интонации,

единства

штриховой

палитры, аппликатурного плана.

Осмысление

взаимосвязи

голосов,

распределения

их

функций

на

главную, подголосочную, аккомпанирующую.

Дальнейшее

развитие

критического

мышления,

необходимого

для

формирования

умения

отбора

необходимых

средств

музыкальной

выразительности.

Совершенствования

навыка

беглого

чтения

нот

с

листа.

Воспитание

уверенности на сцене, исполнительской «цепкости» - качеств, необходимых

для публичных выступлений.

Дальнейшее

совершенствование

технических

возможностей

в

овладении

музыкальных инструментов, усложнение репертуара за счет введения новых

приемов игры.

Формирование

умения

разучивать

партии

в

группах

однородных

инструментов

и

самостоятельно;

умения

слышать

подголоски,

партии

солиста и аккомпанемента, навыков понимания дирижерского жеста.

Выработка устойчивой ритмичности в умеренных темпах. Развитие

навыков оркестрового исполнительства и артистичности.

Знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов, с

лучшими исполнителями и оркестровыми коллективами, прослушивание их

игры в записях.

Примерный репертуарный список

1.

Штраус И. «Полька-пиццикато». Инстр. О. Суриной.

2.

И. Сперанский. И. «Ах, улица широкая».

3.

Чекалов П. «Посвящение». Музыка из к/ф «На родине В. Шукшина».

Инстр. О. Суриной.

4.

Мыльников А. « Добры молодцы и красны девицы».

5.Р.Н.П. «Как при лужку». Обр. А. Зверева.

Третий год обучения

Новое

формирование групп с

учетом достигнутых за предыдущий

год результатов освоения требований коллективного музицирования.

Владение навыком беглого чтения с листа.

Развитие интонационного мышления как слухового осознания ладовых

координаций.

Работа

по

совершенствованию

музыкально-технических

приемов,

являющихся необходимым средством художественной выразительности.

Формирование

положительной

мотивации

к

самообразовательной

деятельности.

Совершенствование навыков ансамблевой игры в произведениях более

сложной фактуры, синхронного выполнения игровых приемов, достижения

унисона в исполняемой партии.

Выработка ритмической устойчивости в более быстрых и медленных

темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Знание основных схем дирижирования.

Знакомство с главными компонентами музыкального языка (ритм,

высота, ладовое тяготение, мелодия, аккомпанемент).

Освоение средств выразительного исполнения (фразировка, динамика,

артикуляция, тембровое сопоставление).

Примерный репертуарный список

1.

Н. Будашкин « Воспоминание». Инстр. О. Суриной.

2.

В. Купревич « Путешествие в Мосальск».

3.

А. Цыганков « Песня». Инстр. О. Суриной.

4.

В. Цветков «Интермеццо».

5.

Р.Н.П. «При долинушке». Обр. Б. Феоктистова. Инстр. О. Суриной.

Четвертый год обучения

Формирование

групп

с

учетом

достигнутых

за

предыдущий

год

результатов освоения требований коллективного музицирования.

Владение навыком беглого чтения с листа. Развитие интонационного

мышления как слухового осознания ладовых координаций.

Работа

по

совершенствованию

музыкально-технических

приемов,

являющихся необходимым средством художественной выразительности.

Формирование

положительной

мотивации

к

самообразовательной

деятельности. Грамотное чтение нотных текстов по партиям.

Владение

основными

способами

звукоизвлечения,

разновидностями

атаки

звука,

артикуляционными

приемами,

рационального

применения

аппликатуры.

Умение

определять

и

преодолевать

технические

трудности

в

оркестровых

партиях,

проникать

в

эмоционально-образное

содержание

разучиваемого произведения.

Умение начинать игру по ауфтакту, выполнять динамику и изменения

темпа по дирижерскому жесту.

Умение анализировать музыкальное произведение, определять форму

построения.

Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта.

Примерный репертуарный список

1.

Цветков И. «Осенний пейзаж».

2.

Дербенко Е. «Русская песня».

3.

Биберган В.«Ария».

4.

Р.Н.П. «Семеновна». Обр. А. Громова.

5.

Френкель Я. «Погоня»

из

к/ф

«Новые

приключения

неуловимых».

Инстр. О. Суриной.

Пятый год обучения

Доведение умения исполнения партии

до

определенной

художественной и технической законченности, что предполагает яркость,

концертность

исполнения,

безупречную

интонацию

и

точный

ритм,

выпуклость

динамических

градаций

звука

и

ясность

акцентировки

при

условии соблюдения профессиональных требований к игровым движениям.

Развитие творческой инициативы и музыкально-интеллектуальных качеств

обучающихся, способных стать концертмейстерами оркестровых групп.

Стимулирование

интереса

к

обучению,

самоорганизации,

самообразовательной деятельности.

Развитие

оптимального

соотношения

личностно-профессиональных

качеств, общехудожественных специально-профессиональных способностей

музыкантов-оркестрантов.

Знания об инструментах оркестра русских народных инструментов и

оркестровых коллективах.

Умение применять практические навыки игры на народных музыкальных

инструментах.

Владение основными аппликатурными схемами.

Понимание формы музыкального произведения.

Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и

трактовке руководителя оркестра.

Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих

партий сводного состава оркестра.

Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.

Примерный репертуарный список

1.

Гусев В.« Дождь идет».

2.

Рахманинов С.«Итальянская полька».

3.

Р.Н.П. «Ой вьюн над водой». Обр. В. Китова.

4.

Дитель В. Фантазия на тему р.н.п. «Коробейники». Обр. М. Рожкова,

Г. Митяева. Инстр. О. Суриной.

5.

Шалов А.«Шуточная»

Шестой год обучения (предпрофессиональный )

Формирование творческого, профессионального мышления, способного к

актуализации

и

обобщению

полученных

теоретических

знаний

и

практического опыта, широкому и универсальному их применению.

Совместный поиск обучающихся и руководителя, совместное изучение

поставленных проблем, мотивирование самообразовательной деятельности

и непрерывного развития выпускника.

Формирование

познавательной,

ценностно-ориентационной,

коммуникативной, художественно-творческой личности.

Владение

теоретическими

знаниями

и

практическими

умениями,

необходимыми для последующей самостоятельной работы.

Наличие

у

обучающихся

интереса

к

музыкальному

искусству,

коллективному музицированию.

Примерный репертуарный список

1.

Ключаров А.«Мелодии песен курских композиторов»

2.

Леденев В.«Фантазия на тему песни «Конь» из репертуара «Любэ»

3.

Обликин А.«Выйду я на реченьку»

4.

Мелодия из к\ф «Цыган»

5.

Андреев В.«Гвардейский марш»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

За

время

обучения в

оркестровом

классе

у

учащихся

должен

быть

сформирован

комплекс

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

совместного музицирования, а именно:

Приобретение навыка грамотного чтения с листа

Умение освоить произведение в соответствии с замыслом композитора и

требованиями дирижера.

Владение

теоретическими

знаниями

и

практическими

умениями,

необходимыми для самостоятельной работы по интерпретации музыкальных

произведений.

Наличие

положительной

мотивации

на

публичную

исполнительскую

деятельность.

Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы

выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных

творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в

оркестровых классах профессиональных учебных заведений.

Выступление

оркестра

рассматривается

как

вид

промежуточной

аттестации.

В

конце

первого

и

второго

полугодия

учебного

года

руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки. При этом

учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении

навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

4. Формы и методы контроля, система оценок

Учет

успеваемости

обучающегося

является

важной

составляющей

процесса всестороннего комплексного воспитания юного музыканта. Форма

и

содержание

контрольных

мероприятий

должны

быть

направлены

на

стимулирование желания обучающихся к дальнейшему совершенствованию

профессиональных

навыков,

развитию

самостоятельности

и

самооценки.

Руководитель

обязан

тщательно

и

всесторонне

разбирать,

анализировать

исполнение произведений: положительные стороны, недостатки и пути их

устранения.

При

оценке

деятельности

участника

оркестра,

учитываются

результаты

его

продвижения,

проявление

музыкальной

инициативы,

владение

исполнительскими

приемами

коллективного

музицирования,

самоорганизация.

1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения оркестра используются две основные формы

контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля

оценка за работу в классе;

текущая сдача партий;

контрольный урок в конце каждой четверти.

Поурочно в работе с группой педагог

осуществляет

текущий

контроль, оценивая уровень обучаемости, творческую активность, степень

ответственности за коллективный труд каждого музыканта.

Виды промежуточного контроля

переводной зачет при переходе в следующий класс и по окончании

освоения предмета.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе

текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки

знаний оркестровых партий. При оценке учащегося учитывается также его

участие в выступлениях коллектива.

Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее

выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего,

анализирует

динамику

усвоения

им

учебного

материала,

степень

его

прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

Промежуточная

аттестация

является

основной

формой

контроля

учебно-воспитательной

деятельности

обучающихся.

Она

проводится

в

конце

каждого

учебного

полугодия

в

виде

контрольного

урока

или

индивидуального зачета по сдаче партий, изучаемых произведений.

Итоговая

аттестация

выпускников

осуществляется

согласно

графику образовательного процесса в конце восьмого класса в виде зачета по

сдаче партий. Однако оценка не должна выставляться только по итогам

зачета.

Опираясь

на

требования,

предъявляемые

к

коллективному

музицированию, педагог должен оценивать весь комплекс теоретической,

практической, сценической подготовки обучающегося, полученный им по

данному

предмету.

При

выведении

итоговой

(переводной)

оценки

учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на зачете по сдаче партий;

другие выступления ученика в течение учебного.

2.

Критерии оценок

По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по

пятибалльной системе:

5 (отлично) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие

пропусков

без

уважительных

причин,

знание

своей

партии

во

всех

произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная

работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива;

4 (хорошо) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие

пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии

всей

программы

при

недостаточной

проработке

трудных

технических

фрагментов, участие в концертах оркестра;

3

(удовлетворительно)

нерегулярное

посещение

занятий

по

оркестру, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе,

незнание некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в

обязательном отчетном концерте школы в случае пересдачи партий;

2

(неудовлетворительно)

пропуски

занятий

без

уважительных

причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей

программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт;

«зачет» (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Данная система оценки качества

исполнения является

основной. В

зависимости от сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка

качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст

возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности

учащихся

выпускного

класса

к

возможному

продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства.

График учета успеваемости.

Год обучения

1 полугодие

2 полугодие

4 кл. (первый

год обучения

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по

партиям

5кл.(второй

год обучения)

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по

партиям

6кл.(третий

год обучения)

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по

партиям

7кл.(четвертый

год обучения)

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по

партиям

8кл.(пятый год

обучения)

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по

партиям

9кл.(шестой

год обучения)

Контрольный урок

Индивидуальный зачет по

партиям

За учебный год оркестр должен подготовить к выступлению не менее 4-

6разнохарактерных произведений (в том числе с солистами исполнителями,

солистами-вокалистами или хоровым коллективом), которые рекомендуется

исполнять в различных концертах.

IV.

Методическое обеспечение учебного процесса

1.

Организация учебного процесса

Работа

руководителя

оркестрового

класса

распределяется

по

следующим этапам: изучение произведений по партитуре и подготовка к

работе с оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных

занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее

намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий

год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом

учитываются

возможности

учеников,

подготовленность

к

занятиям

в

оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы

препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры,

ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

Целесообразно

участие

в

детском

оркестре

педагогов

отделения

народных инструментов – это способствует более успешной работе. Пример

совместного музицирования преподавателей и учащихся поднимает уровень

исполнительства,

ведет

к

лучшему

взаимопониманию

преподавателей

и

учеников.

В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера,

особенно при отсутствии басовой группы. Фортепиано уплотняет звучность

оркестра,

создает

интонационно

чистую

основу

произведения,

помогая

учащимся в овладении интонацией.

По

усмотрению

педагога

могут

использоваться

клавишные

электронные

инструменты.

В

зависимости

от

качества

инструмента

им

можно заменять группу духовых.

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить

с

коллективом

4-6

разнохарактерных

произведений,

которые

рекомендуетсяисполнять

в

различных

концертах.

В

целях

более

продуктивной

работы

и

подготовки

большего

количества

произведений

целесообразна организация разучивания оркестровых партий

с

помощью

педагогов отделения народных инструментов.

2.

Методические рекомендации педагогическим работникам

Объем

самостоятельной

работы

учащихся

определяется

с

учетом

минимальных

затрат

на

подготовку

домашнего

задания

(параллельно

с

освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на

сложившиеся

в

учебном

заведении

педагогические

традиции

и

методическую

целесообразность,

а

также

индивидуальные

способности

ученика.

Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные

музыкальные

фрагменты

до

начала

совместных

репетиций.

Согласно

учебному

плану,

объем

самостоятельной

нагрузки

по

предмету

«Оркестровый класс» составляет 1 час в неделю (в 6 и 8 классах 0,5 часа в

неделю).

Педагогу по оркестру можно рекомендовать частично составить план

занятий с учетом времени, отведенного на оркестр для индивидуального

разучивания партий с

каждым

учеником. На

начальном

этапе

работы с

оркестром рекомендуется проводить репетиции в мелкогрупповых занятиях,

умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование

часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.

Педагог должен иметь

в

виду, что

формирование оркестра

иногда

происходит

в

зависимости

от

наличия

конкретных

инструменталистов

в

учебном

заведении.

При

определенных

условиях

допустимо

участие

в

оркестре учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие).

В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от

степени подготовленности учеников.

В

целях

расширения

музыкального

кругозора

и

развития

навыков

чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом

произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное

понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом

произведении в оркестре.

Педагог

должен

обращать

внимание

на

настройку

инструментов,

правильное

звукоизвлечение,

сбалансированную

динамику,

штриховую

согласованность,

ритмическую

слаженность

и

четкую,

ясную

схему

формообразующих элементов.

При выборе репертуара для оркестра педагог должен стремиться к

тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала,

ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для

конкретного

состава,

а

также

на

сходство

диапазонов

инструментов,

на

фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа,

профессионально, творчески выполненная инструментовка – залог успешных

выступлений.

В звучании оркестра немаловажным моментом является размещение

исполнителей (посадка оркестра). Оно должно исходить от акустических

особенностей

инструментов,

от

необходимости

музыкального

контактирования между участниками оркестра.

3.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,

обращая

внимание

не

только

на

нотный

текст,

но

и

на

все

авторские

указания,

после

чего

следует

переходить

к

репетициям с

партнером

по

ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо

вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки

в

игре.

Желательно

самостоятельно

ознакомиться

с

партией

другого

участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали свои

творческие намерения, согласовывая их, друг с другом. Следует отмечать в

нотах

ключевые

моменты,

важные

для

достижения

наибольшей

синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

4.

Ознакомление с основами дирижерского искусства

Передать

участникам

свои

исполнительские

замыслы

руководитель

оркестра

может

с

помощью

различных

средств.

Такими

средствами

являются: речь, пение, проигрывание партий на одном из инструментов,

специфический язык дирижерских жестов.

С

помощью

речи

руководитель

объясняет

образно-смысловое

содержание

музыки,

характер

трактовки,

силу

звучания,

указывает

на

допущенные

ошибки

и

т.

д.,

добиваясь

точного

выполнения

своих

творческих намерений и правильного воспроизведения нотного текста. Для

большей убедительности он может напеть тот или иной отрывок или же

сыграть

его

на

инструменте.

Это

помогает

быстрее

достичь

желаемого

результата.

Основным средством общения дирижера с оркестром, как на репетиции,

так и во время концертного выступления является язык дирижерских жестов.

Каждое движение нужно научить понимать на двух-трех занятиях, повторяя

по нескольку раз. При этом обращать внимание на разницу между жестами,

передающими различную по характеру, темпу, настроению и содержанию

музыку.

Когда

оркестранты

начнут

достаточно

уверенно

зрительно

воспринимать особенности жеста, чаще практиковать с ними игру по руке по

нескольку тактов из различных пьес, добиваясь точного одновременного

вступления и соответствия исполнения музыки жесту дирижера.

Оркестрантов необходимо не только учить понимать указания дирижера,

но и быстро выполнять их, помнить о них при исполнении музыки.

5.

Дидактическое обеспечение

В

Школе

имеется

библиотека

для

оркестра

русских

народных

инструментов,

,

а

также

переложения

(инструментовки)

для

оркестра,

выполненные

руководителем оркестра.

Все

произведения,

включенные

в

примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

V.

Методические рекомендации преподавателям.

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим

этапам:

изучение

произведений

по

партитуре

и

подготовка

к

работе

с

оркестром (в частности, подготовка партий), проведение учебных занятий по

группам,

сводных

занятий,

а

также

репетиций

и

концертов.

Работа

оркестрового

класса

в

течение

учебного

года

ведется

по

заранее

намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий

год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом

учитываются

возможности

учеников,

подготовленность

к

занятиям

в

оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы

препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры,

ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям. Программа концертного

репертуара

составляется

руководителем

оркестра

в

зависимости

от

возможностей и продвинутости коллектива.

В оркестровый репертуар должны входить сольные инструментальные

произведения,

для

освоения

музыки

различных

жанров,

стилей

и

направлений;

произведения

для

сопровождения

хорового

коллектива,

солистов-вокалистов,

солистов

-

инструменталистов.

Одним

из

важных

факторов

успешной

работы

коллектива

является

подбор

интересного

репертуара,

доступного

по

содержанию

и

техническим

трудностям

для

каждого оркестранта.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения

русской,

советской

и

зарубежной

музыкальной

литературы

различных

жанров и форм. Представленные в репертуарном списке произведения для

оркестра (оригинальные и переложения) делятся на три группы: I, II и III

ступени трудности, что отмечено в специальной графе.

Репертуарный список включает в себя следующие разделы:

-

произведения для народного оркестра из сборников;

-

произведения для народного оркестра, которые находятся в свободном

доступе на интернет сайтах;

-

популярные произведения для народного оркестра.

Репертуарный

список

не

является

исчерпывающим.

Руководитель

оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми,

вновь

издаваемыми

сочинениями,

соответствующими

музыкально

-

исполнительским

возможностям

учащихся,

обрабатывать

и

делать

переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в

школе.

Рекомендуемые инновационные педагогические технологии

1.

Личностной ориентации педагогического процесса.

Данная технология построена на учете особенностей личности ребенка

как

центра

всей

воспитательной

системы,

развитии

его

творческих

способностей, индивидуальности. В

работе

с

оркестром

важно

сочетать

индивидуальное

и

коллективное

воспитание,

применение

косвенных

требований

через

коллектив.

Интересное

преподавание

рождает

увлеченность детей, воспитывает самостоятельность и самодеятельность.

2.

Проблемного обучения.

Применительно к работе в оркестровом классе это значит прежде всего

продумывание

путей

для

максимальной

активизации

самостоятельности

обучающихся

в

решении

технических

и

художественных

задач.

Демонстрируя образцы ярких трактовок произведения, руководитель вместе

с тем заботится о предоставлении инициативы самим обучающимся найти

круг средств выразительности и исполнительских приемов, способствующих

раскрытию художественного содержания произведения. Педагогу следует

организовать эти поиски, развертывая в процессе обучения одну за другой

проблемные

ситуации.

При

этом

следует

будировать

не

только

мыслительную деятельность обучающегося, но и его эмоциональную сферу и

слух.

3.

Развивающего обучения.

В

развивающем

обучении

педагогические

воздействия

опережают,

стимулируют,

направляют

и

ускоряют

развитие

наследственных

данных

личности,

познавательных

сил

и

творческого

потенциала

обучающихся.

Коллективный

поиск,

направляемый

руководителем,

обеспечивается

вопросами,

пробуждающими

самостоятельную

мысль,

эмоциональное

сопереживание.

Это

способствует

развитию

логики

теоретического

мышления.

Развивающее

обучение

-

это

коллективная

мыслительная

деятельность.

4.

Саморазвивающего обучения.

Создание

условий

для

осознания

личностью

своих

возможностей,

самостоятельного

развития,

самовыражения

и

самоактуализации.

Данная

технология

основана

на

использовании

мотивов

самосовершенствовании

личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения.

5.

Информационно-коммуникативная.

Предполагает

многократное

увеличение

«поддерживающей

информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей

на

современном

уровне

базы

информации,

мультимедиа.

Одним

из

направлений информационных технологий является использование аудио- и

видео-средств (ТСО).

6.

Педагогика сотрудничества.

Предполагает

гуманизацию

и

демократизацию

педагогических

отношений. В рамках оркестрового коллектива отношения сотрудничества

устанавливаются

между

руководителем,

концертмейстером

и

обучающимися.

Совместное

творчество

предполагает

соучастие,

сопереживание, содружество отношений.

Условия реализации программы.

Условием реализации программы является наличие системы нормативов

и регламентов: кадровых, материально-технических, учебно- методических,

информационных.

Педагогические

кадры

должны

иметь

базовое

профессиональное

образование, необходимую квалификацию, быть готовыми к инновационной

профессиональной

деятельности,

обладать

необходимым

уровнем

методологической

культуры.

Руководитель

оркестра

обязан

владеть

компетенцией

в

области

дирижирования,

инструментовки,

переложения,

аранжировки.

В

компетенцию

концертмейстера

входит:

беглое

чтение

с

листа,

транспорт,

подбор

по

слуху

аккомпанемента

различной

фактуры,

владение всей палитрой исполнительских приемов.

Нормативное сопровождение должно включать весь спектр локальных

актов,

регулирующих

учебно-методическую

деятельность

учебного

заведения: Положение о педагогическом совете; Положение о методических

объединениях;

Положение

о

методическом

совете;

Положения

о

промежуточной и итоговой аттестациях; Положение о приеме в учебное

заведение.

Информационное

обеспечение

включает

ТСО.

Одним

из

средств,

способных

решать

круг

дидактических

задач

являются

мультимедийные

средства. Они используются для усиления педагогического воздействия на

обучающихся

путем

создания

дополнительного

эмоционального

фона,

представления визуальных и аудиальных образов и объектов, иллюстрации и

демонстрации явлений.

VI . Примерный перечень рекомендуемой литературы.

Репертуарные сборники

1.

Всероссийское музыкальное общество, вып.1, 1990 г.

2.

Зачарованный

лес,

произведения

современных

композиторов

для

оркестра русских народных инструментов, сост. С. Поддубного

3.

Играем

в

оркестре.

Пьесы

в

переложении

для

оркестра

детских

музыкальных

инструментов

и

фортепиано.

Репертуар

старшего

дошкольного и младшего школьного возраста. Вып.2, сост. и автор

переложений Л. А. Климова

4.

Играет

детский

русский

народный

оркестр,

вып.1.

сост.

В.И.

Лавришин, Челябинск 2003 г.

5.

Играет

детский

русский

народный

оркестр,

вып.4.

сост.

В.И.

Лавришин, Челябинск 2008 г.

6.

Играет

детский

русский

народный

оркестр,

вып.5.

сост.

В.И.

Лавришин, Челябинск 2008 г.

7.

Избранные произведения, сост. П.Алексеев. Москва, 1960 г.

8.

Колокольчики-бубенчики.

Педагогический

репертуар

для

детского

оркестра русских народных инструментов,сост. О. А. Ахунова

9.

На досуге - вып.2, сост. Л.Титаренко. Киев,1976 г.

10.

Начинающему оркестру русских народных инструментов вып.2, сост.

И. Обликин. Москва, 1972 г.

11.

Оркестр

русских

народных

инструментов

в

школе

и

на

эстраде

(классическая музыка), изд. «Азбука» Санкт-Петербург, 2006 г.

12.

Популярная эстрадная музыка, изд. «Азбука» Санкт-Петербург, 2006 г.

13.

Популярные

мелодии

для

оркестра,

изд.

«Композитор»

Санкт-

Петербург, 2006г.

14.

Популярные

мелодии

для

оркестра,

изд.

«Композитор»

Санкт-

Петербург, 2006 г.

15.

Пьесы для начинающих оркестров, вып.3, сост. Н.Иванов. Москва,1960

16.

Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов,

вып.6, сост. В.Гаврилов. Москва, 1976 г.

17.

Пьесы

для

самодеятельного

оркестра

русских

народных

инструментов», вып.3, сост. А.Широков. Москва 1973 г.

18.

Пьесы украинских композиторов для оркестра народных инструментов,

сост. А. Онуфриенко. Москва, 1965 г.

19.

Репертуар клубного оркестра, изд. «Музыка», 1988 г.

20.

Репертуар самодеятельных оркестров, вып.1,сост. В.Гнутов. Москва,

1962

21.

Хрестоматия для народного оркестра», Ленинград, 1980г.

22.

Хрестоматия

по

дирижированию

оркестрами

русских

народных

инструментов, вып.3, Москва 1970 г.

Методическая литература

1.

Аверин

В.

История

исполнительства

на

русских

народных

инструментах: Курс лекций. – Красноярск: гос.Ун-т.: Красноярск, 2002.

2.

Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1989.

3.

Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Изд. Музыка. –

М.: Изд. Музыка, 1990.

4.

Басурманов А. Справочник баяниста / Под общей ред. Проф. Н. Я.

Чайкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский композитор, 1986.

5.

Басурманов

А.

Самоучитель

игры

на

баяне.

М.:

Советский

композитор, 1981.

6.

Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на

русских народных духовых и ударных инструментах.– М.: Музыка,

1991.

7.

Гертович

Р.

Оркестр

в

детской

музыкальной

школе:

Вопросы

руководства. Вопросы музыкальной педагогики. Москва. « Музыка»

1986г.

8.

Готсдинер

А.

Дидактические

основы

музыкального

развития

учащихся.

Вопросы

музыкальной

педагогики

2выпуск.

Москва.

«

Музыка» 1980г

9.

Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке.– М.: Изд. Музыка, 1982.

10.Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Музыка, 1980.

11.Информационные

бюллетень

«Народник»

1-58./Ред.-сост.

В.

Новожилов, В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.

12.

Имханицкий

М.

И.

Становление

струнно-щипковых

народных

инструментов в России. Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных,

2008

.

13.

Каргин

А.

Работа

с

самодеятельным

оркестром

русских

народных

инструментов. – М.: Музыка, 1982.

14.

Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения

игре

на

баяне

детей

6-8

лет.

Учебно-методическое

пособие

для

преподавателей и учащихся ДМШ. В двух частях. Часть 1. Пособие для

учителя./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

15.

Крылова Г. И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения

игре

на

баяне

детей

6-8

лет.

Учебно-методическое

пособие

для

преподавателей и учащихся ДМШ. В двух частях. Часть 2. Пособие для

учащихся./ Г. И. Крылова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

16.

Л. Мордкович. Детский музыкальный коллектив; некоторые аспекты

работы.

Вопросы

музыкальной

педагогики

7

выпуск.

Москва.

«

Музыка» 1986г.

17.

Нечепоренко

П.,

Мельников

В.

Школа

игры

на

балалайке.

М.:

Музыка, 2004.

18.

Пересада А. Справочник домриста. – Краснодар: 1993.

19.

В.

Руденко.

Н.

Руденко.

Некоторые

вопросы

подготовки

педагога

детской музыкальной школы к практической деятельности. Вопросы

музыкальной педагогики 7 выпуск. Москва. « Музыка» 1986 г.

20.

Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003.

21.

Чунин В. Школа игры на трехструнной домре.– М.: Изд. Музыка, 2000.

22.

Чунин

В.

Современный

русский

народный

оркестр.

Методическое

пособие для руководителей самодеятельных коллективов.–М.: Музыка,

1981.

Дополнительная учебная литература (партитуры)

1.

Городовская В. Испанский сувенир, рапсодия для оркестра русских

народных инструментов. – М.: В. Пешняк, 2001.

2.

Детские

пьесы

для

ансамбля

и

оркестра

русских

народных

инструментов. Переложение И. Г. Яценко. – М.: Кларентианум, 1999.

3.

Дербенко

Е.

Произведения

для

оркестра

русских

народных

инструментов. Сост. Е. Павловская. – Орел: Е. Павловская, 1993.

4.

Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 1. Сост. Е. Павловская.

Курган, 1998.

5.

Дербенко

Е.

Лирическая

миниатюра,

Суматоха

(кадриль).

Серия

«Русский инструментальный ансамбль». Вып. 2. Сост. Е. Павловская. –

Курган: Мир нот, 1998.

6.

Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 3. Сост. Е. Павловская.

Курган, 1998.

7.

Дербенко Е. Русский народный ансамбль. Вып. 4. Сост. Е. Павловская.

Курган, 1998.

8.

Играет ансамбль русских народных инструментов «Ваталинка». Сост.

В. Петухов. – Тюмень: Полиграфист, 1998.

9.

Играет Уральский государственный русский народный оркестр под

управлением Л. Шкарупы. Произведения Г. Шендерева, Г. Динику, С.

Сиротина. – Екатеринбург: АСБАУ, 1997.

10.

Колокольчики-бубенчики.

Педагогический

репертуар

для

детского

оркестра. – СПб.: Композитор, 2003.

11.

Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. – Л.:

Музыка, 1988.

12.

Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Сост.

В. Цветков. – Л.: Музыка, 1989.

13.

Репертуар

школьного

оркестра

русских

народных

инструментов.

Редактор-составитель О. В. Сурина. Вып 1-6. – Приаргунск: 1995-2000.

14.

Русские народные песни и танцы: Для голоса, блокфлейты и Орф-

инструментов. – Челябинск: MPI, 2004.

15.

Сибирский сувенир. Из репертуара ансамбля народной музыки. Сост.

А. Прибылов. Вып. 3. – Улан-Удэ, 1999.



В раздел образования