Напоминание

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА « Радость труда» ( формирование ценностного отношения к труду)


Автор: Береснева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ "СРЦН Шарангского муниципального округа"
Населённый пункт: р.п.Шаранга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА « Радость труда» ( формирование ценностного отношения к труду)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних Шарангского района»

Утверждаю:

Директор ГКУ «СРЦН

Шарангского района»

____________ Т.А.Фокина

ПРОГРАММА

« Радость труда»

( формирование ценностного отношения к труду)

для воспитанников 7-12 лет

срок реализации программы 4 месяца

Составила:

Воспитатель ГКУ «СРЦН

Шарангского района»

Береснева О.И.

Пояснительная записка

« Труд всегда был и останется основанием

человеческой жизни и культуры»

А.С. Макаренко

Одно из главных качеств, которое мы должны воспитать в несовершеннолетних, - это

любовь к труду, уважение к людям труда. Труд должен стать жизненной потребностью

подрастающего гражданина России.

Труд служит эффективным средством развития умственных, физических и личностных

качеств воспитанников, а также средством адаптации и социализации.

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как

трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе

воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого

терпения.

В.А.

Сухомлинский говорил о трудолюбии, как, прежде всего, о сфере

эмоциональной жизни детей - «Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему

радость, трудовой успех, является творческим и целенаправленным».

Воспитание

трудолюбивого человека - социальная задача современного общества, в котором труд

позволяет ему самоутверждаться и саморазвиваться.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и

самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и

способностей воспитанников.

Трудовое воспитание способствует развитию творческих сил и способностей,

социально ценного жизненного опыта, практических умений и навыков, полезных

привычек и потребностей, практического мышления, деловых качеств личности,

укрепляет волевые качества.

В ГКУ «СРЦН Шарангского района» вопросами трудового воспитания занимаемся с

учётом перспектив развития каждого воспитанника, их индивидуальных, возрастных,

типологических особенностей.

В жизни каждого человека профессиональная трудовая деятельность занимает важное

место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно

следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его

профессиональную судьбу. Как правило, ребенок выбирает ту профессию, которую

советуют родители, немалую роль играют семейные традиции, положительное социальное

окружение.

Несовершеннолетние, поступающие в социально-реабилитационные центры,

отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к

неуспешной учебе и отсутствию знаний, с признаками социальной дезадаптации,

выражающейся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании

современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий

профессионализм.

Многие

из

них

не

владеют

элементарными

навыками

самообслуживания, не в полной мере имеют представления о правилах ведения

домашнего хозяйства. Несовершеннолетние слабо представляют себе, как надо правильно

организовывать домашнюю работу, не могут самостоятельно отремонтировать свои вещи,

не знают, как правильно ухаживать за вещами личного пользования.

Такая проблема актуальна и для нашего учреждения, так как зачастую воспитанники

негативно относятся к любому виду трудовой деятельности.

Программа «Радость труда» познакомит несовершеннолетних с некоторыми

профессиями, у несовершеннолетних сформируются определенные трудовые умения и

навыки,

воспитанники

получат

полезные

знания

по

самообслуживанию.

Несовершеннолетние приобретут позитивный социальный опыт.

Особенность данной программы заключается в том, что она включает комплекс

занятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере трудового воспитания.

Практическая значимость программы заключается в том, что содержание комплекса

занятий способствует преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних. В

дальнейшем, несовершеннолетние будут сами зарабатывать себе на жизнь, будут

выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, выполнять

различные трудовые функции.

Труд – имеет огромное значение в жизни каждого человека. Подготовка к труду

начинается задолго до самой трудовой деятельности. Становление человека как личности,

его самоопределение неразрывно связано с поэтапным познанием окружающего мира,

начиная с рождения и на протяжении всей жизни.

Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это

чувство у несовершеннолетних — наша задача.

Аналитическая часть

Для реализации программы была проведена необходимая диагностическая работа.

При изучении проявления трудолюбия у воспитанников, была составлена таблица

наблюдения за воспитанниками «Проявление трудолюбия», составлен опросник «Мир

профессий» (составлены автором-составителем программы).

По данным таблицы наблюдения за воспитанниками «Проявление трудолюбия»

выяснилось, что у воспитанников не в полной мере сформированы трудовые навыки, а в

частности такое качество, как трудолюбие.

После проведенного опроса «Мир профессий» выяснилось, что у несовершеннолетних

недостаточно высокий уровень знаний по профориентации.

Концептуальные основы программы

Трудовое воспитание - непременная и неотъемлемая составная часть общей системы

воспитания несовершеннолетних.

«Трудовое воспитание — это процесс формирования у личности готовности к труду на

основе взаимосвязи знаний, умений и навыков, создание опыта применения, развития сил

и способностей, самореализации духовного мира в различных видах деятельности».

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения несовершеннолетнего в разнообразные

педагогически организованные виды общественно - полезного труда с целью передачи

ему минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у него

творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Трудолюбие — ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой

деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с

другой — на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из

стержневых черт личности.

Немало ценных идей по проблеме трудового воспитания содержится в трудах

классиков педагогики - Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.

В работах Я.А.Коменского подчеркивалась социальная и педагогическая значимость

трудолюбия. В своей концепции Я.А.Коменский выделил задачи воспитания детей и

молодежи: подготовка к серьезному и обязательному труду; формирование таких

нравственных качеств, как трудолюбие, добродетельность, выносливость.

И.Г. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования

человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.

В России первым педагогом, пытавшимся решить проблему взаимосвязи труда и

воспитания, был К.Д.Ушинский. Всякий настоящий труд, по его мнению, серьезен и

тяжел, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье. Трудовое

воспитание ребенка начинается в семье с элементарных представлений о трудовых

обязанностях.

По мнению К.Д. Ушинского, "само воспитание», если оно желает счастья человеку,

должно не воспитывать его для счастья, а приготовлять его к труду жизни. Воспитание

должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему

возможность отыскать для себя труд в жизни".

К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»

указывает на большую роль труда в формировании личности. В труде воспитываются

личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для

физического, умственного и нравственного совершенствования человека.

Проблема формирования самостоятельности и трудолюбия у несовершеннолетних не

раз поднималась и обсуждалась в трудах А.С.Макаренко. Он считал, что трудовое

воспитание - один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко

утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду,

вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без

помощи других живет неряшливо, нерадиво.

А.А. Люблинская описывает трудолюбие так: "Человек не может сидеть без дела, он

охотно включается в работу, которая не обязательна для него, но которую выполняют

другие, даже порой чужие люди. Любить трудиться – это значит испытывать радость от

участия в полезном деле, от физического усилия, которого это дело требует, от

напряжения, которое вызывает такой труд, и от тех результатов, которые человек вместе с

товарищами этим трудом достигает".

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального

профессионального

образования

и

профориентации,

формирование

трудолюбия,

нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

В педагогической литературе в понятие трудового воспитания включают все виды

подготовки к труду и одновременно профориентационную работу, социализацию

личности ребенка с учетом тенденций развития производства, развития дарований и

способностей, общей культуры человека, без которых невозможно воспитать творческое и

ответственное отношение к любой деятельности.

Профориентация – это сложный, многогранный процесс личностного самоопределения

и познания себя в мире. Выбирая профессию, мы выбираем образ жизни.

Правильный

выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека.

В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333

профессии. Российский «Единый тарифно – квалификационный справочник» включает в

себя около 7000 профессий и специальностей, но многие из них весьма редкие.

К настоящему времени в России известна предложенная Е.А. Климовым периодизация

развития человека как представителя той или иной профессии. По мнению Е. Гинбергу

процесс формирования представлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальным

и эмоциональным развитием ребенка. В контексте проблемы приобретения детьми

системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов

формирования представлений о людях разных профессий (С.П. Крядже, В.И. Логинова,

Л.А. Маширина, Д.Б. Эльконин, В.Н. Парамзин). Они говорили о том, что ребенка

необходимо нацеливать на овладение трудовыми процессами и ориентацию его в сфере

будущей деятельности. Все это возможно при целесообразном использовании методов,

средств, приёмов для ознакомления с профессиональной деятельностью взрослых.

В. Г. Нечаева считала наиболее доходчивыми и убедительными живые образы,

подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии)

обеспечивает максимальную действенность приобретаемых представлений детьми.

Трудовое воспитание включает в себя формирование качеств личности, практических

умений и навыков, развитие сил и способностей, укрепление здоровья человека в целом.

А.И. Кочетов отмечает, что знакомство с различными видами человеческой

деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно

важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и

склонностей. «Мой педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства

ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с

будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли

пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент

молодежи».

По мнению С. П. Баранова, «и общественное признание, и материальное

благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает». Здесь

имеет значение экономическая сторона, но не менее значима идейно-нравственная. Ведь в

труде человек не только создаёт материальные ценности, но и развивает свои лучшие

способности, закаляет волю, развивает творческие силы, утверждает себя как гражданина.

Глоссарий

Вакансия – незамещенная должность

Должность - служебное место, связанное с определённым кругом обязанностей и

полномочий человека

Мастер - человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой

труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные. Мастером

своего дела называют человека, который очень хорошо выполняет свою работу.

Профессия –

вид трудовой деятельности, являющийся источником существования

человека.

Профессия

требует

владения

теоретическими

знаниями и

практическими навыками,

приобретаемыми

в

ходе

специальной

подготовки

или

получения специального образования.

Профессионал -

человек, сделавший определённое занятие (дело) своей профессией;

человек, ставший в какой-либо области деятельности высококлассным специалистом;

хорошо подготовленный для работы в определённой сфере специалист.

Работа

– деятельность человека, место, где работник осуществляет свою трудовую

деятельность.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Скульптор – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически

материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном

пространстве.

Согласие - дружественные отношения, единодушие.

Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих

достижениях человека.

Труд

-

целесообразная,

сознательная

деятельность

человека,

направленная

на

удовлетворение потребностей

Товар- любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.

Удача- успех, нужный или желательный исход дела.

Услуга- любая деятельность или работа, которую одна сторона может предложить другой

Флорист – специалист в области флористики (декорирование интерьеров с помощью

цветочных композиций).

Хореограф –

занимается постановкой групповой и индивидуальных танцевальных

номеров.

Ценности

- это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное

отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие

группы: на материальные (автомобиль, дом, деньги, одежда и т.д.) и духовные (жизнь,

семья, любовь, здоровье, знания, воспитанность, милосердие, свобода и т.д.)

Цель

программы:

способствовать

развитию

самореализации

и

самоопределения

несовершеннолетних, путем вовлечения в трудовую деятельность

Задачи программы:

1.

Воспитательно-реабилитационные

-воспитывать позитивные личностные качества несовершеннолетних, необходимые для

социализации;

- воспитывать уважительное отношение к труду, как к важнейшей жизненной

потребности, понимание личной и общественной необходимости труда;

-

воспитывать

у

несовершеннолетних

самостоятельность,

ответственность,

инициативность в процессе трудовой деятельности;

2.

Развивающие

-развивать

навыки

самообслуживания,

для

достижения

возможной

степени

независимости;

-развивать способности несовершеннолетних к профессиональной адаптации;

-развивать навыки организации своей и общей работы;

3.

Информирующие

-познакомить с миром профессий, сформировать интерес к людям труда и их

профессиям;

- дать понятие терминов, используемых в программе (профессионализм, специальность,

деловые качества и т.д.)

- познакомить с необходимыми правилами в процессе трудовой деятельности;

Основные принципы реализации программы

Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания

социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

Принцип гуманистической ориентации воспитания

Этот принцип требует

рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной

нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к

каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения;

Принцип уважительного отношения к личности Независимо от позиции

воспитанника,

его

мировоззрения,

уважительное

отношение

к

нему

является

необходимым принципом воспитательного процесса.

Принцип опоры на положительные качества Воспитывая трудолюбие, необходимо

поддерживать, видеть

саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и

самореализации, актуализация положительных черт, позитивного социального опыта.

Принцип деятельностного подхода

предполагает осознанную включенность

воспитанника

в

практическую

деятельность,

направленную

на

преобразование

окружающего пространства в социально-значимом направлении, обеспечивающую его

личностное развитие.

Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории

трудового

воспитания,

выделение

задач,

соответствующих

индивидуальным

особенностям и уровню сформированности трудолюбия у несовершеннолетних.

Принцип доступности Занятие должно строиться таким образом, чтобы воспитанники

справлялись с заданием, преодолевая трудности, требующие пусть небольшого, но

постоянного увеличения степени самостоятельности.

Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у

воспитанников осознанной устойчивой системы отношений воспитанника к какой-либо

значимой проблеме, вопросу.

Основные формы и методы реализации программы

Процесс реализации программы осуществляется при помощи разнообразных

методов,

приемов,

воспитательных

средств,

воздействующих

на

сознание

несовершеннолетних.

Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ

организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в

самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и

воспитанниками.

В основу реализации программы заложены следующие методы:

Методы, вызывающие эмоциональную активность

:

Игра

средство

воспитания,

в

котором

воспитатель

в

качестве

инструмента

формирования личности воспитанника использует игровую деятельность в воображаемой

и реальной ситуации, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Рассказ – это яркое, эмоциональное изложение фактов и событий. Воздействует на

чувства, помогает воспитанникам усвоить смысл моральных норм поведения, формирует

у них положительное отношение к поступкам.

Методы, повышающие познавательную активность:

Ответы на вопросы

– суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с

поставленным вопросом исходное знание. Ответ может быть истинным, ложным или

прямым.

Тестирование- метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков.

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов.

Методы организации и осуществления познавательной активности:

Встреча с интересными людьми - непосредственное общение взрослого и ребенка

представляет собой очень важную форму педагогического взаимодействия. Позволяет

формировать

любознательность,

воспитанники

получают

новые

впечатления.

Используется на практических занятиях.

Беседа – метод привлечения собеседника для обсуждения, анализа поступков и выработки

оценок, формирование представлений и понятий. Используется на разных этапах занятия.

Методы уточнения представлений:

Повторение- метод, который играет очень большую роль в развитии памяти, содействует

углублению и расширению знаний, умений и навыков.

Наблюдение

- наиболее распространенный метод исследования. Это специально

организованное восприятие исследуемого, процесса или явления.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

Соревнование- форма деятельности, борьба, соперничество за достижение лучшего

результата.

Трудовые десанты, акции - выход или выезд добровольцев на помощь другим людям в

каком-либо деле.

Методы стимулирования поведения:

Поощрение-это выражение положительной оценки действий воспитанников. Поощрение

закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в

различных вариантах: одобрение, похвала, награждение. Применяется на каждом занятии

для создании ситуации успеха.

Одобрение- признание чего-либо как правильного или справедливого.

Методы контроля:

Опрос- метод сбора первичной информации с помощью вопросов.

Анализ

результатов

собственной

деятельности

-

позволяет

охарактеризовать

особенности умений и навыков, приемов и способов работы.

Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, созидательный

процесс, направленный на создание качественно новых форм социальных отношений и

социальной действительности. Позволяет личности предельно полно раскрыть свои

способности, направить энергию на достижение интересов коллектива.

Трудовая деятельность

- является разновидностью социального поведения, это ряд

операций и функций, совершаемых людьми.

Формы работы

Презентация –

мотивирует несовершеннолетних на лучшее выполнение работы.

Используется почти на каждом занятии, с целью наглядного материала.

Викторина- вид игры, заключается в ответах на устные вопросы. Используется после

закрепления материала.

Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития

определенных знаний, умений и навыков.

Экскурсия – позволяет проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений.

Экскурсия может быть использована с целью введения в тему, и как способ получения

новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний (экскурсии

на предприятия)

Составление альбома (оформление альбома о различных профессиях)

Программа предполагает:

Систематизацию и определенную ориентацию воспитанников в мире профессий, на

становление воспитанника как личности.

Она обеспечивает целостность воспитательного процесса на период проживания

воспитанников в Центре.

Разнообразные формы и методы способствуют формированию у воспитанников

ценностного

отношения

к

труду,

формирование

трудолюбия,

ответственности.

Самостоятельности. Воспитанники познакомятся с профессиями ближнего и дальнего

окружения.

Нормативно – правовое обеспечение программы

При разработке программы руководствовалась следующими нормативно-правовыми

документами:

-Федеральный закон от 24.06.1999

№120-ФЗ «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 13.10.2009);

- Федеральный закон №124 от 24.07. 1998г. « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от

27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и

психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

- Устав ГКУ «СРЦН Шарангского района»;

Механизм реализации программы

Участники программы: Программа является краткосрочной, ее продолжительность 3

месяца– 24 занятия.

Программа предназначена для группы воспитанников (8 человек), участники программы

несовершеннолетние в возрасте от 7 до 12 лет.

В данной группе – 3 человека педагогически запущенны, 5 с сохранным интеллектом.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность каждого занятия не

более 40 минут.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Теория

Практик

а

Всего

Раздел 1 – Труд-основа жизни человека

1

«Учеба-это труд»

1

1

2

«Школьное и профессиональное образование»

1

1

3

«Кто любит труд, того люди чтут»

1

1

4

«Без чего человеку не обойтись»

1

1

5

«Труд красит человека»

1

1

Всего:

5

5

Раздел 2 – Все профессии нужны – все профессии важны

1

«Марафон профессий»

1

1

2

«Старинные профессии наших предков»

1

1

3

«В мире интересных профессий»

1

1

4

«Люди отважных профессий»

1

2

3

5

«Люди творческих профессий»

1

2

3

Всего:

5

4

9

Раздел 3 – Профессии ближнего окружения

(сотрудников Центра)

1

«Обзорная экскурсия по учреждению»

1

1

2

«Кто нас лечит»

1

1

2

3

«Кто кормит нас вкусно и полезно»

1

1

2

4

«Педагогические профессии»

1

1

5

«День самоуправления»

4

4

Всего:

3

7

10

Раздел 4 – Труд для себя и для общества

1

«Профессии людей села» (помощь в посадке

клумб, полив, прополка)

1

2

3

2

«Огород на подоконнике»

1

1

3

«Чистые обочины, чистая территория, чистые

дорожки»

2

2

4

«Технология ведения дома» (уход за одеждой,

обувью, жилищем)

1

1

2

Всего:

2

6

8

Итого:

15

17

32

Содержание программы:

Раздел 1 Труд-основа жизни человека

Тема 1. Учеба-это труд

Теория: Проведение беседы о том, что учеба для несовершеннолетних – это большой

труд. Необходимо правильно относиться к учебе, верить в свои силы, необходимы

настойчивость и

упорство. Ознакомить с понятием «талант». Несовершеннолетние

должны ответить на ряд вопросов по карточкам, а также сделать вывод - как правильно

делать уроки.

Методическое обеспечение: напечатанный плакат «Если выдержу школу, то выдержу

все», вопросы на карточках.

Тема 2. Школьное и профессиональное образование

Теория:

Показать необходимость

школьного и профессионального образования,

зависимость

между

образованностью

и

уважением

к

человеку.

Убедить

несовершеннолетних, что образование является потребностью человека: оно необходимо

для работы, общения, реализации своих интересов.

Методическое обеспечение: сигнальные карточки, предметные карточки.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Тема 3. Кто любит труд, того люди чтут

Теория: Формировать у несовершеннолетних желание воспитывать в себе такое качество,

как трудолюбие. Объяснение пословиц и поговорок о труде, понятия «труд» - по

энциклопедии. Вспомнить, что такое конституция.

Работа со стихотворением. Тест

«Лесенка трудолюбия»

Методическое обеспечение: листы бумаги, ручка, презентация «Кто любит труд, того

люди чтут».

Оборудование: мультимедийный проектор, листы бумаги в форме листьев от дерева,

эскиз дерева.

Тема 4. Без чего человеку не обойтись

Теория: формировать понятие о необходимости предметов, товаров, услуг. Понятие

экономика. Задание «Наведем порядок на письменном столе». Индивидуальные карточки

с заданиями «Потребность человека». Игра «Кто использует в работе ».

Методическое обеспечение:

карточки; стихотворения,

предметы, Слайд «Наведем

порядок на письменном столе».

Оборудование: мультимедийный проектор.

Тема 5. Труд красит человека

Теория: расширить представление о значении труда в жизни общества. Рассмотрение

проблемной ситуации по рассказу К.Д.Ушинского «Два плуга». Чтение стихов о труде.

Игра «Окончи пословицы», «Угадай профессию», разгадывание кроссворда «Радуга

профессий». Работа с таблицей «Самые нужные профессии»

Методическое обеспечение: карточки с пословицами, кроссворд, таблица

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор

Раздел 2. «Все профессии нужны – все профессии важны»

Тема 1. Марафон профессий

Теория: ознакомить с различными профессиями, информировать о качествах, присущих

людям тех или иных профессий. Игра «Узнай профессию» (изобразить профессию с

помощью мимики и жеста). Обсуждение слова профессия. Игра «Профессия или

должность», «Профессиональные качества». Рассказ «Один рабочий день …»

Методическое

обеспечение:

инструменты

(термометр,

указка,

отвертка,

ложка,

разделочная доска, валик, ведро, швабра), карточки с указанием профессии, с качествами

людей, толковый словарь С.И.Ожегова.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор

Тема 2. Старинные профессии наших предков

Теория:

познакомить со старинными профессиями (бондарь, кузнец, ткач, гончар,

плотник, ямщик, пряха, фонарщик, звонарь и др.), выяснить, какие профессии дошли до

наших дней.

Методическое обеспечение: презентация «Старинные профессии наших предков»

Оборудование: мультимедийный проектор

Тема 3. В мире интересных профессий

Теория: знакомство с интересными профессиями (лифтовая леди, дегустатор сладостей,

дегустатор воздуха, дегустатор дыхания, сборщик конструкторов, клакерами, стоятель в

очереди, слушатели, заталкиватели в поезд, продавцы слез, переворачиватель пингвинов и

др.)

Методическое обеспечение: презентация «В мире интересных профессий»

Оборудование: мультимедийный проектор

Тема 4. Люди отважных профессий

Теория:

познакомить с профессиями – пожарный, полицейский, военный врач,

пограничник, десантник, моряк. Чтение стихов. Качества людей этих профессий.

Методическое обеспечение: презентация «Люди отважных профессий»

Оборудование: мультимедийный проектор

Практическое

занятие:

Экскурсия

в

Пожарную

часть-119.

Цель:

познакомить

несовершеннолетних с работой пожарного. Практикум по одеванию специализированной

формы.

Практическое занятие: Экскурсия в отделение полиции. Разборка и сборка автомата

Калашникова

Тема 5. Люди творческих профессий

Теория: знакомство с творческими профессиями (писатель, поэт, композитор, артист,

режиссер, модельер и т.д.) Задание – придумать модель платья, зарисовать. Выставка

работ.

Методическое обеспечение:

картинки-иллюстрации с изображением людей разных

профессий, репродукции картин известных художников; (презентация) картинки с

моделями одежды, интерьера комнаты, бумага, цветные карандаши.

Оборудование: мультимедийный проектор

Практическое

занятие:

Посещение

детского

дома

творчества.

Знакомство

с

преподавателями и с кружками, какие они ведут.

Практическое

занятие:

Посещение

школы

искусств.

Знакомство

с

профессией

художник.

Раздел 3 «Профессии ближнего окружения»

(сотрудников Центра)

Тема 1. Обзорная экскурсия по учреждению

Теория: экскурсия по учреждению с целью знакомства с различными профессиями

(бухгалтер, юристконсул, учитель-логопед, пегагог - психолог, социальный педагог,

воспитатель, повар, врач, медицинская сестра, техслужащая, сторож)

Тема 2. Кто нас лечит

Теория:

знакомство

с

профессией

врача

и

медицинской

сестры.

Выступление

сотрудников. Почему выбрали именно эти профессии, какие качества необходимы в

данной профессии. Толковый словарь С.И.Ожегова.

Методическое обеспечение: кабинет, стулья

Практическое занятие: оказание первой помощи

Тема 3. Кто кормит нас вкусно и полезно

Теория: знакомство с профессией повар. Где можно получить данную профессию, какими

качества нужно обладать. Карточки с заданием «Как приготовить манную кашу», «Из

каких продуктов готовится суп».

Методическое обеспечение: карточки, листы бумаги, ручка

Практическое занятие: несовершеннолетних поделить на две команды. Им нужно

приготовить винегрет.

Тема 4. Педагогические профессии

Теория:

пригласить людей с педагогическими профессиями (воспитатель, учитель-

логопед, социальный педагог, педагог-психолог). Выступление сотрудников, почему

выбрали данную профессию. Какими качествами должны обладать.

Методическое обеспечение: кабинет, парты, стулья

Тема 5. День самоуправления

Теория: Несовершеннолетним распределили роли (профессии). Каждый выполняет ту

или иную функцию, а взрослые играют роль детей. В конце итог, что удалось, что не

получилось.

Методическое обеспечение: бейджики с именами. Специализированная одежда.

Раздел 4 Труд для себя и для общества

Тема 1. Профессии людей села

Теория: знакомство с профессиями села, закрепление термина «профессия»; игра

«Доскажи словечко», «Что перепутал художник»; работа с плакатом «Дерево успеха»

Методическое обеспечение:

рисунки и иллюстрации; плакат «Дерево успеха» и

листочки на каждого человека для аппликации; карточки с буквами и словами;

презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор

Тема 2. Огород на подоконнике

Теория: беседа о пользе овощей; посадка репчатого лука;

Оборудование: грунт, емкость для посадки лука, посевной материал-лук, палочка для

рыхления, перчатки, маленькая лейка;

Тема 3. Чистые обочины, чистая территория

Практическое занятие: сезонный труд на территории учреждения

Оборудование: инвентарь, перчатки

Тема 4. Технология ведения дома (уход за одеждой, обувью, жилищем)

Теория: роль предметов быта в жизни человека. Сочетание технического и

обслуживающего труда. Уход за мебелью, одеждой, обувью, уборка помещения. Игра

«Убери дом»

Методическое обеспечение: карточки с заданиями,

Оборудование:

веник, совок, тряпочки для протирания пыли, крем для обуви,

специальная щетка

Практическое занятие: правила по технике безопасности при работе с утюгом; видео

«Правила утюжки»; глажка одежды;

Методическое обеспечение: видео – ролик «Правила утюжки»; гладильная доска, утюг,

различные виды одежды

Оборудование: Мультимедийный проектор

Ожидаемые результаты

-

сформируются

позитивно-личностные

качества

несовершеннолетних,

повысится

социально-значимая мотивация к труду;

- улучшаться навыки организации своей и общей работы; разовьются навыки

самообслуживания;

- сформируется

интерес к людям труда, к профессиям; занятия способствуют

приобретению таких качеств, как терпение, аккуратности, ответственности, умению

доводить начатое дело до конца, инициативности, ответственному отношению к делу;

- познакомятся с правилами в процессе трудовой деятельности;

Используемая литература

1.Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова //

Социологические исследования. – 2000. - №5. – С.103-106.

2. Безус Ж.С., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В. «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.

3.Грецов А. «Выбираем профессию», Москва, 2007.

4.Классные часы по профориентаии школьников: учебно-методическое пособие/ О.А.

Алёнкина; под ред. ТВ.Черниковой.-М.: Планета, 2012.

5.Программа по профориентации воспитанников «Я – и моя профессия»

6.Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/

Н.С. Пряжников.- Москва: МГППИ, 2001.

7.Психолого

педагогическое

сопровождение

детей

сирот.

Методические

рекомендации. Ярославль 2005 год.

8.Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2011г.

9.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? 2012г.



В раздел образования