Напоминание

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»


Автор: Волкова Галина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДО НСО ДШИ "Радуга"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Татарск
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: «АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАДУГА»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

.

Выполнил: преподаватель по классу домры,

руководитель народного(образцового) самодеятельного

коллектива оркестра русских народных инструментов

Волкова Галина Юрьевна

Татарск, 2024

Введение

1. Ансамбль как одна из эффективных форм музыкального воспитания.

2. Основная часть.

2.1. Педагогическая организация процесса работы с ансамблем.

2.2. Методика ансамблевых занятий: подбор репертуара, работа над штрихами,

ритмом, динамикой, произведением.

3. Заключение.

4. Список литературы.

«АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

Круг интересов современного ребенка очень широк, обучаясь в музыкальной

школе учащиеся посещают еще какое-либо объединение, поэтому задача педагога

не только заинтересовать, но еще и удержать. Одним из разнохарактерных форм

музыкальной деятельности является ансамблевая игра. Исходя из опыта работы

считаю, что именно в ансамблевой игре раскрывается талант ученика.

С этой целью в классе домры был создан ансамбль, состоящий из двух,

трех, а затем из четырех учащихся с разными музыкальными способностями.

Ансамбль происходит от французского слова – вместе, что означает звучание

нескольких инструментов.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального

воспитания и развития учащихся. Совместным музицированием занимаются на

любом уровне владения инструментом. Учебные программы ориентированы на

развитие творческих музыкальных способностей, кругозора.

ЦЕЛЬ:

Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, через

привлечение их к совместному музицированию.

ЗАДАЧИ:

- заинтересовать перспективой значимости ансамблевой игры (участие в

фестивалях, конкурсах, концертной деятельности)

-формировать у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых

для ансамблевого музицирования;

-закрепление знаний музыкальной грамоты;

-развитие творческих способностей;

-развитие чувства ансамбля;

-воспитание навыков общения;

-воспитание дисциплинированности.

Ансамблевое музицирование дает развитие не только личности ученика, но

и выступает в роли воспитания межличностных отношений в коллективе:

- учиться согласовывать свои действия с действиями сверстников;

- учиться сотрудничать в условиях совместной деятельности;

Ансамблевая игра обеспечивает приобретение более широких познаний в

музыкальной области: изучение произведений различных жанров и различных

эпох.

Ансамблевое

музицирование

обладает

огромным

развивающим

потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха,

памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков, совершенствует

умение читать с листа. Это одна из самых доступных форм ознакомления ученика

с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное

участие детей в учебном процессе, независимо от уровня его способностей в

данный момент, что способствует психологической раскованности. Вовлечение

детей

в

разнообразные

виды

музыкальной

деятельности,

такие

как

исполнительство,

ансамблевое

и

коллективное

музицирование

имеет

исключительное значение для школ искусств, так как программы и методики

ориентированы на развитие музыкальных способностей, кругозора, ансамблевого

музицирования, а также закладывается основа для продолжения образования в

средних специальных и высших учебных заведения.

Освоение первоначальных навыков обучения в ансамбле можно начинать

на начальном этапе: применять метод показа: то есть показ педагогом игровых

движений, приемов игры, метод упражнений и повторений (выработка игровых

навыков ученика), объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение

ученика и попутно объясняет) разучивание нотного материала, желательно

знакомого для детей. В практику работы на уроке вводится понятие дуэт

«учитель-ученик» где ученик играет простую второстепенную аккомпанирующую

партию, а учитель основную. (на примере детских песен «Веселые гуси»,

«Елочка», «Как на тоненький ледок»).

Отличие ансамблевой игры от сольного исполнения в том, что к примеру

домрист может воспроизвести звучание пьесы в целом, а домрист- ансамблист:

звучание только своей партии, причем знание своей партии еще не делает

домриста партнером, он им становится лишь в процессе совместной игры.

В начинающем ансамбле первые пьесы лучше играть в унисон, то есть

партию своего соседа можно лучше проконтролировать. Так появляется навык

слышать и себя и партнера: учиться вместе считать, отрабатывать выделение

сильной доли, исполнять одинаково штрихи. (пример пьеса «Кузнечик»)

Формы работы с детьми – индивидуальные, групповые. Процесс работы

ансамбля над произведением можно разделить на три этапа, которые связаны

между собой:

-знакомство ансамбля с произведением в целом;

-техническое освоение выразительных средств;

-работа над художественным образом.

Игра в ансамбле позволяет вести работу по развитию музыкальных

способностей ученика: ритма, как фактора ансамблевого единства, верно

выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, динамика

является средством выразительности.

В соответствии со значением слова «вместе», «одновременно» технически

грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь синхронное

звучание общих партий. Под синхронностью ансамблевого звучания следует

понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта

всеми участниками ансамбля.

Работая над ансамблем с начинающими нужно использовать метод

ознакомительного прохождения произведений или чтение с листа. При овладении

навыком чтения с листа требуется определенная автоматизация перевода

знакомых символов-нот в движение рук. Читать и понимать музыку через ноты-

символы можно сопоставить с умением читать буквы и понимать текст. Начинать

обучение можно с прочтения ритма мелодии: хлопками, голосом. Незаменим в

музыкальном воспитании словесный метод. Организуя внимание детей, педагог

передает

определенные

знания:

о

музыке,

композиторах,

музыкальных

инструментах, учит самостоятельно применять исполнительские навыки.

Вид самостоятельной работы над технически сложными местами,

выучивание пьес – это время домашней работы.

Основное время репетиции преподаватель должен отводить моменту сыгрывания

участников.

Любой

учебный

детский

коллектив

является

исполнительским

коллективом, объединенным и организованным творческими целями, и задачами,

что делает группу ансамбля эффективной формой учебно-воспитательного

процесса. Творческая деятельность любого ансамбля включает в себя две

составляющие: рабочий процесс, а это работа над своей партией, над

техническими моментами и концертное исполнение: это могут быть выступления

на классных собраниях, отделенческом собрании, на классном часе: именно на

таких мероприятиях могут играть учащиеся с разными музыкальными данными,

где более слабые начинают подтягиваться до уровня сильных.

При создании ансамбля надо помнить, что каждый ученик – это

индивидуальность: у каждого своего характера, свой круг интересов, поэтому

подбирать участников нужно по принципу психологической совместимости:

близость

друг

друга

по

возрасту,

по

интересам,

по

степени

владения

инструментом. Учитывая наличие в ансамбле учащихся разных классов и их

различную подготовку, подбирать пьесы нужно доступные по содержанию и

техническим трудностям для каждого ученика. Ансамблевая игра является не

только

одной

из

важных

форм

развития

профессиональных

навыков

у

исполнителей, она дает возможность творческого общения со слушателями.

Публичные выступления ансамбля подводят итог его работы, давая возможность

учащимся ощутить результаты своего учебного и творческого труда. Именно в

этом состоит назначение роли ансамблевой игры, как одной из форм развития

музыкального

творчества

учащихся

(исполнение

ансамблей:

А.

Кокорин

«Помолчим», В. Янполь «Музыкальный момент»).

Особенную востребованность и актуальность ансамблевое музицирование

приобрело в современный период. Свидетельство тому большее количество

проводимых конкурсов, фестивалей, специально посвященных ансамблевому

исполнительству, нотных изданий, включающих в себя огромное количество

разнообразных

переложений

популярных

произведений

классического

и

современного репертуара для разных ансамблевых составов. Учащиеся с

приобретенными навыками ансамблевой игры легче вливаются в оркестровый

коллектив, где одну и туже партию исполняют несколько инструментов т.е.

партии дублируются.

На

сегодняшний

день

такой

вид

музыкальной

деятельности

как

коллективное музицирование не утратил своего значения.

Работая с 1984 года руководителем оркестра, замечаю что в процессе

участия в оркестре создаются условия для общения и личностного развития,

творческого взаимодействия детей: формируется интерес детей к музыкальному

искусству посредством индивидуальных занятий на домре в специальном классе и

коллективным музицированием: развиваются музыкальные способности ребенка

и

познавательной

сферы

в

процессе

музыкально-творческой

и

учебно-

исполнительской

деятельности:

осваивается

исполнительская

техника

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

возможностями. Оркестровый класс формируется в основном из обучающихся

школы и бывших выпускников. Оркестр - коллективная форма игры, в которой

несколько

музыкантов

исполнительскими

средствами

сообща

раскрывают

содержание произведения. Это не просто дети с различными инструментами -это

содружество музыкантов, у которых единое дыхание, единое волнение во время

игры. В оркестре не просто играешь свою партию, ее нужно научиться играть

группой оркестрантов, затем с другими мини группами, в точности исполнить

текст, ритм, штрихи, динамику т.е. что способствует целостности музыкально-

художественного образа исполняемого произведения. Звучит оркестр более ярко,

насыщенно, чем ансамбль - в этом заключается их основное различие.

Методика проверки и оценки знаний здесь имеет свои особенности: может

быть индивидуальное исполнение участниками сольных ансамблевых партий,

отдельных трудно исполняемых партий, может быть групповое исполнение

общей партии. Наряду с проверкой практических навыков можно выявить знания

по музыкальной грамоте. Особенно сложной и трудоемкой частью работы с

детским коллективом является период подготовки детей к игре в оркестре.

Оптимальной формой считаю младшую группу оркестра, в которой начинающие

оркестранты получают необходимые знания, умения и навык, а потом вливаются

в основной состав оркестра. Для работы в оркестре мною была создана

«Оркестровая азбука», представляющая легкие партитуры для начинающих

обучающихся в оркестре, расположенные в порядке нарастающей трудности.

При выборе репертуара учитывается: возраст, общее развитие участников, их

продвинутость, приобретенные исполнительские навыки. Репертуар влияет на

весь учебно- воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-

теоретические навыки, а также навыки коллективной игры, доступность

материала способствует формированию интереса к занятиям. Большой интерес у

учащихся оркестра вызывает исполнение детских песен, романсов, где оркестру

отводится роль аккомпанемента. В настоящее время практикуется работа с

детским вокальным коллективом «Забавушка» и его солистами.

Оркестр-это долгая музыкальная история с концертной деятельностью,

поездками

на

конкурсы.

Оркестр

носит

звание

народный

(образцовый)

самодеятельный коллектив с 2004 года. На примере традиционного конкурса

среди оркестров и ансамблей р.н.и. имени И.М. Гуляева, регионального конкурса

народных отделений среди музыкальных школ и школ искусств выявляется

преимущество

коллективной

формы

музыкальной

деятельности

детей

и

подростков. Работа в коллективе дисциплинирует, раскрывает способности

дружить, общаться. К тому же в оркестре играют многие дети, которые не могут

раскрыться как солисты – исполнители, зато они свободно держатся на занятиях и

выступлениях.

Таким

образом

оркестр

-

предмет

с

большими

потенциальными

возможностями обучения и воспитания детей. Задача педагога заключается чтобы

эти возможности реализовать, участвуя во всех творческих мероприятиях.

Творческую деятельность оркестрового класса реализую через концертную

деятельность - это районный фестиваль «Юные таланты», концерты ко дню

матери, участие в неделе музыки, в отчетном концерте, ко дню Победы,

родительские

собрания.

Публичные

выступления

оркестрового

коллектива

подводит итог его работы, давая возможность учащимся ощутить результаты

своего учебного и творческого труда.

Таким

образом

-

музицирование

является

эффективной

формой

музыкального воспитания и развития учащихся.

ОРКЕСТР - самый комфортный и эффективный вид коллективного творчества

для всех.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Готниб А. Первые уроки ансамбля.

2.Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. М. 1986г.

3.Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д-Феникс2002-228с.

4.Личный опыт работы в ансамблевом и оркестровом классе.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники