Напоминание

«Тряпичная кукла как средство ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа в детской школе искусств»


Автор: Черемных Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДО НСО ДШИ "Радуга"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Татарск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Тряпичная кукла как средство ознакомления младших школьников с культурными традициями русского народа в детской школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РАДУГА»

Тема: «Тряпичная кукла как средство ознакомления

младших школьников с культурными традициями русского

народа в детской школе искусств»

Выполнил: Черемных Елена Николаевна

преподаватель высший квалификационной категории

отделения изобразительного искусства

Татарск, 2024

Содержание

Введение

3

1. История и особенности русской тряпичной куклы

4

2.Виды тряпичных кукол и их назначение

6

3.Особенности изготовления традиционных тряпичных кукол

9

4.Культурно-историческая ценность народной куклы

11

Заключение

13

Список литературы

13

Приложение

14

2

Введение

«Тряпичная кукла - кладезь народной

мудрости, хранительница преданий,

обрядов и традиций своего народа».

М.Е.Салтыков - Щедрин

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними

большую часть нравственных ценностей. Обращение к народным традициям – один

из способов сохранения нравственных ценностей у молодого поколения. В

воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль.

Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Чтобы

сохранить

и,

прежде

всего,

передать

следующим

поколениям

культурные,

нравственные ценности нашего народа, необходимо возвращать в нашу жизнь

многое, в том числе народную тряпичную куклу.

Тряпичная народная кукла играет неоценимую воспитательную роль в процессе

которого воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить

свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по

наследству. Так как в них сохранялась не только технология их изготовления, а

также сама культура и история неотъемлемо связанная с каждой народной куклой в

отдельности. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Сам процесс творения народной тряпичной куклы является педагогическим

средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого

образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности.

Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых

широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения

и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и

сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего

возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и

вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались

потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Создание кукол - это ручной труд. Он способствует совершенствованию

координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления,

внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка,

воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как

целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении тряпичной куклы – оберега дети учатся планировать и

контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее

результаты.

Таким

образом,

формируется

целенаправленная

деятельность

обучающихся.

В процессе изготовления куклы у детей развивается творческое мышление,

происходит процесс ознакомления с русской народной культурой, народными

традициями, что способствует формированию патриотических чувств, развивается

любознательность, эмоциональная отзывчивость, а также совершенствование

навыков

работы

с

тканью

и

нитками,

развивается

пальцевая

моторика,

совершенствуются коммуникативные способности детей.

3

Обучающиеся испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных

цветов, богатства и разнообразия материала, у них возникает стремление самим

научиться создавать прекрасное. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и

приемы проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а

это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению

ребенка.

1.История и особенности русской тряпичной куклы

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой

уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его

первых шагов по земле.

Кукла — знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время,

историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.

В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла— это детская

игрушка в виде фигурки человека.

Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых

делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционная матерчатая кукла — это простейшее изображение женской

фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в

скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса —

волосяная либо кудельная (то есть сделанная из льна или пеньки), наряд из пестрых

лоскутков — вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо

сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой

крестьянской жизни здоровье и красота — почти одно и то же. Недаром кукла такая

устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит

на земле.

В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий

практический художественный и философский опыт народа. По законам народной

жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Так, считалось,

что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо

прочего, здесь ярко прослеживается и роль женщины — мастерицы, творца,

хранительницы традиций, подчеркивается ее изначальная бережливость.

Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует

выделение объекта из мира природы. В замкнутом цикле ткань приобретает новые

вещественные качества, подчиняясь общим законам народного искусства. Из

ношеной бесформенной ткани «рождается» кукла, и таким образом ткани придается

новое качество. Изношенные вещи рвутся на аккуратные полоски, квадраты, что

символизирует

переход

от

хаоса

к

порядку.

Куски

ткани

складываются

определенным образом, придавая изделию целостность.

Согласно

этимологическим

изысканиям,

слово

«кукла»

родственно

древнегреческому слову «kiklos». Технология скручивания в рулончик полосок

ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так

называемых тонких тел человека, образ постепенного воплощения в Срединном

мире. В этом находят свое отражение представления о множественных слоях

личности, подчеркивается повторяемость многих явлений окружающего мира.

4

Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой

времени, его протяженностью: «нить жизни», доля каждого человека медленно

наматывалась на веретено его судьбы. Вера славян основана на том, что человек мог

всего добиться сам и за свою долю сам несет ответственность. Направлению

наматывания придавалось особое значение: наматывание «по солнцу» связывали с

жизнью, наматывание «против солнца» использовали в гаданиях и магии, чтобы

попасть в сферы «не жизни».

Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем

значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения с трудом усваивались тем

обществом, где строго следовали «заветам предков». Поэтому несшитые куклы —

куклы, которых не касалась игла, — могли использоваться в магических целях,

например, «охраняли» колыбель младенца.

Важна и роль материала, из которого создавалась каждая из таких кукол.

Материал должен был быть «своим» — из своего дома и уже бывший в

употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было

связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили, что

сделанный своими руками материал, «проживший» в доме, в семье, защитит,

закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой

вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других

членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, «охраняла» колыбель

мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же

роль по праздникам или в другое особо «опасное время».

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым

традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок

познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит

своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном

мире.

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия — часто на посиделки вместе с

прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и

вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить,

вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7—8 лет в них играли все дети —

пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а

девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Главной ценностью в русской семье были дети: чем больше детей, тем богаче

этот род, все остальное определялось словом «достаток». Растить от трех до пяти

детей было нормой, отсутствие же детей было большим горем: только бездетная

семья могла распасться без осуждения окружающих. Поэтому магические и

практические действия, направленные на будущее «чадородие», начинались еще с

детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем

«богаче на детей» она была в замужестве. Кукол разрешалось брать в гости, их

клали в приданое невесте, ведь девочек выдавали замуж с 12 лет: «молодуха»

тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С

пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки

5

шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой

эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком.

Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если

бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и

поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную

функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному

культурному опыту.

Таким образом, кукла известна с древнейших времён. Она по-прежнему находит

путь к сердцу детей и взрослых. В ней всегда есть что-то такое, отчего теплеет

взгляд, и нежной волной наполняется сердце. Кукла индивидуальна и самобытна.

Традиционные народные куклы очень разнообразны.

2. Виды тряпичных кукол и их назначение

Кукла – неизменный спутник человека со времён строительства пирамид до

наших дней, первая среди игрушек. Но куклы были не просто игрушками, через них

передавали систему ценностей народной культуры. А первые куклы связаны с

обрядами,

выражающими

основы

мировоззрения

первобытного

общества.

Назначение

куклы

многообразно:

ритуальное,

магическое,

исцеляющее,

развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы заключается в

том, что она обретает жизнь при помощи воли создателя и сохраняет в своём образе

самобытность, черты народа.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

обереговые, обрядовые и игровые.

Рассмотрим эти группы.

Обереговые куклы

Обереговые куклы-это куклы, которых творили для защиты и помощи себе,

ребёнку, дому, её давали в дорогу. При сотворении куклы или при её появлении в

жилище можно сразу почувствовать, как улучшится настроение и самочувствие.

Куклы могут дать необходимую теплоту и помощь. Она способны защитить,

отвести беду, помочь вылечить тело и наполнить душу теплом и любовью, привлечь

в дом счастье, лад, сгладить остроту отношений между родными людьми.

В традициях славянского народа бытовало множество обрядовых обережных кукол,

изготавливаемых

нашими

предками

для

определённых

ситуаций

и помощи.

На Руси обереговые куклы делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток,

соломы, веток, бересты. Каждая кукла делалась с определённой целью, имела своё

название и свою технику творения. Есть куклы календарного цикла, есть куколки

жизненного цикла.

Эти куколки безлики – у них нет лица. Такая куколка не позволит вселиться

злому духу и творить зло вокруг себя, она не может быть двойником человека и с её

помощью нельзя навредить человеку.

Первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать.

Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность,

проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь

6

суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то

волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из

очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему

прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба»

передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день

свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины,

дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага

обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг,

уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы,

то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда

человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день

свадьбы.

В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую

связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь»

пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в

дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме,

очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка, и когда в семье

были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким

веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за

которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая

куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза».

Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь

напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и

приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

К таким куклам относились «Куватка», «Ангелочек», «Лихоманки», «День и

ночь», «Параскева», «Колокольчик» и др. (см. Приложение 1)

Обрядовая кукла

Каждое

ритуальное

действие,

направленное

на

привлечение

сил,

не

поддающихся человеческому осязанию, в большинстве случаев сопровождается

использованием какого-либо предмета. У наших предков таким обязательным

участником практически всех ритуальных действий была обрядовая тряпичная

кукла.

В обрядовые куклы дети не играли - их использовали в особых случаях – на

праздниках, в разных обрядах.

Определенные обряды наши предки проводили не каждый день, а лишь по

необходимости. Это касается ритуалов управления погодой, избавления от

болезней, появления новорожденных, очищения от скверны и тому подобных. Есть

сезонные обряды – весенние, летние, осенние и зимние, которые повторялись

ежегодно и чаще всего проводились в какие-то конкретные дни.

Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников,

свадьбы,

рождения

ребенка.

Куклы

заменяли

живых

людей

в

обрядах

жертвоприношения, например, Кострома, Масленица, Купавка.(см. Приложение 2)

По обычаю обрядовые куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с

7

древнейших времён, женщина была основной хранительницей традиций. Она

хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. При изготовлении

обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, поэтому

ленточки и ниточки для них не резали, а рвали.

Изготавливались

обрядовые

куклы

по

особому

случаю.

Были

куклы,

помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, которые учат ребенка благодарности,

а были и такие, которые могли отогнать болезнь. Делала такие куколки женщина не

бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу «сделанного». Ведь от

качества её работы зависела судьба семьи, рода.

В традиционной русской культуре кукла находилась в центре многих

календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях

человека с миром природы, миром богов и миром предков.

К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка», «Покосница», «Масленица»,

«Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок

на подарок» и другие. (см. Приложение 2)

Игровая кукла

В куклы играло и играет все человечество на протяжении многих веков. В быту

русской деревни еще в первые десятилетия XX века тряпичная кукла была наиболее

распространенной

игрушкой.

Даже

в

самых

бедных

крестьянских

семьях

обязательно были такие куклы, как Барыня, Девка-Баба, Кукла с косой.

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем

усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо

обращаться неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но

и девушки на выданье, и даже замужние женщины.

В

детских

играх

ярко

отражалась

жизнь

деревни,

ее

трудовой

быт,

взаимоотношения людей.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские, праздничные

обряды. На игры собирались группами: зимой в избе, летом на улице. Каждая

девушка приносила коробочку с куклами. Одним из самых любимых занятий,

которое скрашивало скучные зимние вечера, была игра в свадьбу. Свадебный обряд

-

это

целое

представление

длительное,

многоактное

ритуальное

действо,

сопровождавшееся песнями и присказками. Закрепленная последовательность

исполнения требовала от всех участников обряда знания традиции. Участие

принимало множество кукол: невеста, жених, родители, подруги, друзья, сваты,

гости. Интересно, что мужчин изображал просто кусок скатанной ткани, куклы

мужского пола; появились в России только в XIX в.

Сцена за сценой развертывались сватовство, посиделки, баня, девичник. Кукле-

невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: «Не

светила, да рассветается»! А потом все участники игры пели хором «Уж ты

Аксиньюшка!» После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-

бабьи, сажали за княжной стол и наконец «молодых» оставляли вдвоем. Кукольная

свадьба заканчивалась. Хозяйки собирали своих кукол и расходились по домам до

следующей игры.

Детей увлекал сам процесс игры, ее ход, а не результат действия, как это бывает

в жизни. В ней раскрывался мир детства, увлечений и интересов. Играющие по

своему усмотрению сокращали или продлевали игру, вносили в нее новые ситуации

8

или события. Особенно выделяли театрализованные моменты: долго кланялись и

здоровались, пели, танцевали. Словом, игра была каждый раз импровизацией и

вместе с тем поражала готовностью перейти в реальность.

К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок

голышек», «Сорока-Белобока», «Бабочка», «Столбушка» и другие. (см. Приложение

3)

Таким образом, существует три больших группы кукол: обереговые, обрядовые

и игровые, которые были не просто игрушкой, они несли в себе определённую

функцию и назначение в каждой семье.

3. Особенности изготовления традиционных народных кукол

В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми

пожеланиями и, конечно, в единственном экземпляре. В процессе изготовления

девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла,

как за ней ухаживать и играть. Игры в куклы поощрялись взрослыми, ведь с их

помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ

семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», - гласит поговорка. Также

люди замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть

прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно

придет беда.

Виды кукол по способу изготовления:

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был

выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то какой

будет

форма

куклы,

традиционно

выделяют

следующие

формы

способов

изготовления:

- Столбушка;

- Крестушка или крестец;

- Кукла на палочке;

- Узловая кукла;

- Пеленашка;

- Закрутка;

- Набивная кукла мешок.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка

или обмотка куском ткани.

Особенности изготовления тряпичной куклы.

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали

ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали. После того как ткань

оторвали по краю оставалась бахрома, которая придавала кукле особый колорит и

определяла ее рукотворность.

Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел

обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами

перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и

затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать

голову или определить место талии.

9

Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы особым образом

скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди

выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и

замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка

закреплялась.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а

количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по

часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания,

напевали, читали молитвы, в редких случаях хранили молчание.

Важной особенностью изготовления куклы является то, что кукол делали

безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен

художественный навык и специальные краски или чернила которые, отсутствовали

в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия.

Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а

значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и

уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость,

благополучие и здоровье.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на

другой день. Считалось что дело, сделанное во второй, раз перечеркнет то что было

сделано в первый.

Костюм куклы.

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы

повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период

времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

В традиционной тряпичной кукле закреплены наиболее древние и устойчивые

формы русской одежды.

В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает

особенностей

телосложения.

Простой

прямой

или

трапециевидный

силуэт

компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками

отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с

эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия

злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как

подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым

образом украшали сигнальным красным цветом.

Современные исследователи выделяют два основных комплекса русского

костюма – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.

С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали

разнообразные головные уборы такие как сорока, кичка или головной платок. Без

головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние

девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали

специальную текстильную шапочку –повойник, которая скрывала и закрепляла

волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались

вышивками, бусинами, бисером, лентами.

В костюме присутствовал передник, который тоже богато украшался и крепился

на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от

загрязнений, а в праздники передник служил дополнением костюму.

10

Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял

элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс

обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение

новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными

богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.

Как уже говорилось, костюм богато декорировался, основной техникой была

вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла

традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу

использовать разрешалась.

Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров,

символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду

использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в

композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала

землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия –

дождь, линии, которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается

образ женщины – мать Земля которая почитается особым образом так как кормит и

дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля - цветы, птицы,

которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде оленя или

лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует

много геометрических узоров и орнаментов.

Материалы

Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или

ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях

либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин,

батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной

одежды использовали – шелк, парча, атлас, бархат.

В качестве материала, который набивается внутрь куклы использовали – вату,

мох, солому, опилки, крупу.

Для отделки и украшения куклы– тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины,

пуговицы и прочая фурнитура.

Таким образом, можно отметить, что способ изготовления некоторых кукол

похож. Но каждая кукла определённо отличалась от другой, внешним видом,

предназначением и размером.

4. Культурно-историческая ценность народной куклы

Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен

с куклой куда более прочно, чем можем представить. Кукла, повторяя человека и

отталкиваясь

от

него,

связана

с

ним

физическими,

психологическими

и

мировоззренческими связями.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную

функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному

культурному опыту, в котором многое созвучно.

В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий

практический художественный и философский опыт народа.

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым

традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок

11

познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит

своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном

мире.

Роль куклы в диалоге — «замена» реального контакта с человеком. А иногда

сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта.

Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает

настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для

детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы

личности ребенка.

Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего

вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в

особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или

сказочных

персонажей.

При

этом

происходят

одновременно

два

взаимно

направленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои

знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой — строит

самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и

представлений.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны,

ребенок вкладывает в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли,

переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира

ребенка, его своеобразным «рупором». С другой стороны, та же кукла задает образ

человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно

через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и

связанных с ним категориях — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром

и злом.

Тряпичная кукла — игрушка с ценными воспитательными качествами, которые

признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это

великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и

творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить, как вклад в

сохранение

и

развитие

отечественной

культуры.

Начинать

знакомить

с

традиционной тряпичной куклой можно со старшего дошкольного возраста, однако

наиболее содержательно эти занятия проходят с детьми 6—12 лет.

В процессе создания текстильной игрушки, обучающиеся проходят все стадии

учебной

деятельности,

преобразовывают

свою

художественно-творческую

деятельность, осуществляя тем самым компетентностный подход.

Продуктивная деятельность создает основу для развития личности младшего

школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного

развития.

Знакомство

с

народными

ремеслами

и

народными

культурными

традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов,

которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют

воспитанию духовности.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные

традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать

12

у них художественный вкус и интерес к изучению истории родного края, и,

следовательно, способствовать сохранению народных традиций.

Кукла помогает, не только научить детей творчеству, привить технологические

навыки работы с текстильными материалами, но и позволяет приобщить ребёнка к

миру народной культуры, народному мировосприятию. Так как традиционная кукла

выступает важным элементом народной педагогики, обрядовой культуры, она

позволяет современному педагогу использовать и социальный опыт народа, и этику

социальной коммуникации.

Таким

образом,

кукла

вызывает

у

ребят

живой

отклик,

привлекает

необычностью, экзотикой, обеспечивая прямой контакт современного городского

ребенка с детскими увлечениями прошлого, с народным наследием. Для детей

игрушка

ценна

своей

способностью

ненавязчиво

и

эффективно

забавлять,

развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Игрушка знакомит с национальной

историей, развивая патриотизм и гражданские чувства. Нужно возрождать традиции

наших

предков,

ориентированные

на

воспитании

целостной,

нравственно

положительной личности.

Заключение

Использование

народной

тряпичной

куклы

на

практике

оказалось

эффективным средством формирования познавательной и творческой активности,

способствующим

развитию

духовности,

формированию

нравственно-

патриотических позиций.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не

требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и

творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает

старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Чтобы

сохранить

и

передать

следующим

поколениям

культурные

и

нравственные ценности, наследие нашего народа, считаю, что нужно возвращать в

нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с

детьми народной тряпичной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о

самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат

ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать, созидать и фантазировать.

Список литературы

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования –М.: Просвещение, 2011.

2.

Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 классы.

–М.: Астрель, 2010.

3.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Рабочая программа курса «Технология» 1-4 классы.

М.: Астрель, 2010.

4.

Цирулик Н.А. Программа курса «Технология» 1-4 классы. М.: Федоров, 2012.

5.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Рабочая программа курса «Технология». - М.:

Просвещение, 2011.

6.

Абраменкова, В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребёнка:

игрушка и антиигрушка / В.В. Абраменкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

13

7.

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология / Г.Л. Дайн,

М.Б. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2008.

8.

Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. - М.: Ладога - 100,

2007.

9.

Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - М.:

Паритет, 2003.

10.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин / 2-е изд. - М.: Просвещение,

1999.

Приложение 1

Кувадки Ангелочек

Лихоманки День и Ночь

14

Параскева Колокольчик

Приложение 2

Масленица Купавка

15

Крупеничка Неразлучники

Приложение 3

16

Зайчик на пальчик Малышок-голышок

Бабочка Столбушка

17



В раздел образования