Напоминание

"Море волнуется раз..."


Авторы: Титова Оксана Вячеславовна, Баженова Алина Геннадьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР №1
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Море волнуется раз..."
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Море волнуется раз…»

Актуальность:

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности

детей любого возраста. Это успокаивающие и умиротворяющее занятие.

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку

художественные занятия:

развивают усидчивость, аккуратность, мелкую моторику;

тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;

ориентирует на результат;

развивают творческий потенциал и помогает раскрыть индивидуальность;

учит видеть пропорции и глубину красок;

приобщает к общемировой культуре;

Для того, чтобы научится смотреть на мир новыми глазами, еще сильнее любить

природу и уметь это передать на холсте, мы предлагаем проект «Море волнуется

раз…»

Море – символ путешествий, бесконечности, свободы и красоты. Оно может быть и

ласковым, и грозным, спокойным и задумчивым.

Это целый мир, похожий на мир

человека, мир со своим характером. Ему посвящали свои произведения поэты,

музыканты и художники. Морской пейзаж – самый романтичный жанр

изобразительного искусства,

а художники-маринисты – это всегда особый разговор, особое видение природы,

особый талант.

Цель:

Познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных художников-

маринистов с их методами, техниками и приёмами.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

ОКТЯБРЬ-МАРТ

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:

5 – 12 лет

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

репродукции картин, бумага А3, цветные карандаши, гуашь, кисти, проектор,

ноутбук.

Задачи:

- научить понимать содержания картины, её основную мысль и чувства,

переданные художником;

- овладеть техникой и в дальнейшем самостоятельно создавать воздушные и

эффектные морские пейзажи, передавая неповторимую красоту моря при любой

погоде и умело сочетая краски;

- развить интерес учащихся к изобразительному искусству;

- воспитать эстетический вкус у учащихся.

Для проекта мы выбрали 6 художников.

ОКТЯБРЬ.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве»

Знакомимся с основоположником японского народного творчества и

создателем первой японской манги -

Кацусико Хокусай.

«Большая волна в Канагаве» символизирует неумолимую и великую силу

природы, а движение в картине идёт справа налево, согласно японской

традиции чтения. Безмятежность Фудзи на заднем плане приносит в

композицию гармонию, которая позволяет верить в мирное сосуществование

человека и природы.

Хокусай говорит таким образом, что мир един и проявляется в различных

комбинациях.

Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск

НОЯБРЬ

И.К. Айвазовский «Корабль среди бурного моря»

Знакомимся

с

Иваном

Константиновичем

Айвазовским

с

русским

живописцем и маринистом.

Морские пейзажи сопровождали художника на протяжении всей жизни.

Любовь к водной стихии, которую он так искусно передавал на холсте,

сделала его самым знаменитым русским маринистом. Заложенное в работах

Айвазовского

восхищение

величием

и

красотой

природы

передается

зрителю, вызывая в нем те же эмоции, какими был охвачен художник во

время работы. С невероятной точностью мастеру удавалось подмечать

мельчайшие

детали

и

переносить

их

на

холст,

создавая

картины

невообразимой реалистичности и вместе с тем романтичности.

Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск

ДЕКАБРЬ

Аркадий Рылов «В голубом просторе»

Знакомимся

с

русским

и

советским

художником

Аркадием

Александровичем Рыловым и его картиной «В голубом просторе».

Главной темой картины являются летящие лебеди, их полёт легкий и вместе

с тем целеустремленный. Часть картины занимает воздушное пространство, в

котором художник изобразил пушистые облака, как будто сравнивал

летящих лебедей и плывущие облака. В картине чувствуется свобода и

простор.

Царство синего цвета одновременно успокаивает и держит во внутреннем

напряжении. Белые пятна облаков соревнуются по красоте с птицами. Их

изысканные формы могла выдумать лишь природа. Художник выбрал

интересный ракурс, чтобы показать одновременно и небо, и море.

Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск

ЯНВАРЬ

Георгий Дмитриев «Маяк и солнце»

Знакомимся с нашим современником, русским маринистом –Георгием

Руальдовичем Дмитриевым. Мастер морского пейзажа, имеющий по праву

честь находиться наравне с личностью Айвазовского и его мастерством.

Море художника живое, дышащее, пронизывающиеся лучами солнечного

света. Мощнейшая энергетика волн, неизмеримая даль синевы и

неподвластная человеку сила природы - все это способен выразить

художник.

Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск

ФЕВРАЛЬ

Леонид Афремов «Касания горизонта»

Знакомимся с Леонидом Аркадьевичем Афремовым – с советским

художником-импрессионистом, известным использованием в своём

творчестве мастихина. Афремов Л.А. разработал свою уникальную технику,

свой стиль, который нельзя спутать с другими художниками, а его картины

залиты оптимизмом, тёплыми красками и вдохновляющей красотой.

Художник передаёт красоту каждого момента и показывает нам на своих

картинах, что в нашей жизни всегда есть место чуду!

Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск

МАРТ

Бато Дугаржапов «Ласпи»

Знакомимся с российский живописцем Бато Дугаржаповым.

В своих картинах художник использует различные техники и материалы,

чтобы создать потрясающую гармонию между формой и содержанием. В них

отражена эмоциональная сила и красота мира, которые передаются зрителю

через яркие цвета и характерные композиции.

Если будете рассматривать работу «Ласпи» вблизи, совершенно ничего не

поймете. Но стоит отойти на несколько шагов, как перед взором откроется

великолепный пейзаж. Сверкающее море, освещенное солнцем, словно

оживает и разливается яркими красками

Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск

Заключение:

Когда обычный человек испытывает восторг при виде моря, он хочет передать

свои эмоции другим. Человек же, наделённый художественным талантом,

выбирает для своих впечатлений – холст и палитру красок.

Каждый из нас, увидев море на картинах художников, будут потрясены

жизненной силой и неукротимым ритмом движения этой природной стихии.

А увидев и услышав море, задумаемся о важных ценностях жизни: о свободе и

воле, о борьбе и покое, о красоте, добре и зле, любви и ненависти и о том, для чего

и чем живёт наша душа.

Список используемой литературы:

1. Энциклопедии;

2. Н.С. Барсамов «Иван Константинович Айвазовский»

3. Учебники по рисованию;

4. История искусств;

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и

фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского

языка им. В.В.Виноградова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.

6. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей

редакцией Л. М. Мосоловой. - СПб.: Издательство "Лань", 2001. - 288 с., илл. -

(Мир культуры, истории и философии).

Словарь терминов:

Художник — человек, занимающийся изобразительным искусством. В более

широком плане — деятель искусства.

Морской пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным

предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского

сражения или иные события, происходящие на море.

Маринист – это художник, который специализируется на изображении моря и

океана.

Народное творчество - это творческая коллективная деятельность народа,

отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.

Японская манга – японские комиксы.

Фудзи - активный стратовулкан* с низким риском извержения, самая высокая гора

Японии (высота 3776 м, диаметр основания 39 км), главная природная

достопримечательность страны.

Живописец - художник, занимающийся живописью, создающий изображения с

помощью красок.

Мастихин - инструмент, с помощью которого художники смешивают густые

масляные краски, очищают палитру и наносят краску на полотно.



В раздел образования