Авторы: Титова Оксана Вячеславовна, Баженова Алина Геннадьевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР №1
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Море волнуется раз..."
Раздел: дополнительное образование
«Море волнуется раз…»
Актуальность:
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности
детей любого возраста. Это успокаивающие и умиротворяющее занятие.
Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку
художественные занятия:
развивают усидчивость, аккуратность, мелкую моторику;
тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
ориентирует на результат;
развивают творческий потенциал и помогает раскрыть индивидуальность;
учит видеть пропорции и глубину красок;
приобщает к общемировой культуре;
Для того, чтобы научится смотреть на мир новыми глазами, еще сильнее любить
природу и уметь это передать на холсте, мы предлагаем проект «Море волнуется
раз…»
Море – символ путешествий, бесконечности, свободы и красоты. Оно может быть и
ласковым, и грозным, спокойным и задумчивым.
Это целый мир, похожий на мир
человека, мир со своим характером. Ему посвящали свои произведения поэты,
музыканты и художники. Морской пейзаж – самый романтичный жанр
изобразительного искусства,
а художники-маринисты – это всегда особый разговор, особое видение природы,
особый талант.
Цель:
Познакомить учащихся с творчеством русских и зарубежных художников-
маринистов с их методами, техниками и приёмами.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
ОКТЯБРЬ-МАРТ
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ:
5 – 12 лет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
репродукции картин, бумага А3, цветные карандаши, гуашь, кисти, проектор,
ноутбук.
Задачи:
- научить понимать содержания картины, её основную мысль и чувства,
переданные художником;
- овладеть техникой и в дальнейшем самостоятельно создавать воздушные и
эффектные морские пейзажи, передавая неповторимую красоту моря при любой
погоде и умело сочетая краски;
- развить интерес учащихся к изобразительному искусству;
- воспитать эстетический вкус у учащихся.
Для проекта мы выбрали 6 художников.
ОКТЯБРЬ.
Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве»
Знакомимся с основоположником японского народного творчества и
создателем первой японской манги -
Кацусико Хокусай.
«Большая волна в Канагаве» символизирует неумолимую и великую силу
природы, а движение в картине идёт справа налево, согласно японской
традиции чтения. Безмятежность Фудзи на заднем плане приносит в
композицию гармонию, которая позволяет верить в мирное сосуществование
человека и природы.
Хокусай говорит таким образом, что мир един и проявляется в различных
комбинациях.
Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск
НОЯБРЬ
И.К. Айвазовский «Корабль среди бурного моря»
Знакомимся
с
Иваном
Константиновичем
Айвазовским
с
русским
живописцем и маринистом.
Морские пейзажи сопровождали художника на протяжении всей жизни.
Любовь к водной стихии, которую он так искусно передавал на холсте,
сделала его самым знаменитым русским маринистом. Заложенное в работах
Айвазовского
восхищение
величием
и
красотой
природы
передается
зрителю, вызывая в нем те же эмоции, какими был охвачен художник во
время работы. С невероятной точностью мастеру удавалось подмечать
мельчайшие
детали
и
переносить
их
на
холст,
создавая
картины
невообразимой реалистичности и вместе с тем романтичности.
Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск
ДЕКАБРЬ
Аркадий Рылов «В голубом просторе»
Знакомимся
с
русским
и
советским
художником
–
Аркадием
Александровичем Рыловым и его картиной «В голубом просторе».
Главной темой картины являются летящие лебеди, их полёт легкий и вместе
с тем целеустремленный. Часть картины занимает воздушное пространство, в
котором художник изобразил пушистые облака, как будто сравнивал
летящих лебедей и плывущие облака. В картине чувствуется свобода и
простор.
Царство синего цвета одновременно успокаивает и держит во внутреннем
напряжении. Белые пятна облаков соревнуются по красоте с птицами. Их
изысканные формы могла выдумать лишь природа. Художник выбрал
интересный ракурс, чтобы показать одновременно и небо, и море.
Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск
ЯНВАРЬ
Георгий Дмитриев «Маяк и солнце»
Знакомимся с нашим современником, русским маринистом –Георгием
Руальдовичем Дмитриевым. Мастер морского пейзажа, имеющий по праву
честь находиться наравне с личностью Айвазовского и его мастерством.
Море художника живое, дышащее, пронизывающиеся лучами солнечного
света. Мощнейшая энергетика волн, неизмеримая даль синевы и
неподвластная человеку сила природы - все это способен выразить
художник.
Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск
ФЕВРАЛЬ
Леонид Афремов «Касания горизонта»
Знакомимся с Леонидом Аркадьевичем Афремовым – с советским
художником-импрессионистом, известным использованием в своём
творчестве мастихина. Афремов Л.А. разработал свою уникальную технику,
свой стиль, который нельзя спутать с другими художниками, а его картины
залиты оптимизмом, тёплыми красками и вдохновляющей красотой.
Художник передаёт красоту каждого момента и показывает нам на своих
картинах, что в нашей жизни всегда есть место чуду!
Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск
МАРТ
Бато Дугаржапов «Ласпи»
Знакомимся с российский живописцем Бато Дугаржаповым.
В своих картинах художник использует различные техники и материалы,
чтобы создать потрясающую гармонию между формой и содержанием. В них
отражена эмоциональная сила и красота мира, которые передаются зрителю
через яркие цвета и характерные композиции.
Если будете рассматривать работу «Ласпи» вблизи, совершенно ничего не
поймете. Но стоит отойти на несколько шагов, как перед взором откроется
великолепный пейзаж. Сверкающее море, освещенное солнцем, словно
оживает и разливается яркими красками
Работы учащихся МАОУ ДО ЦТиР № 1 Советского района г. Красноярск
Заключение:
Когда обычный человек испытывает восторг при виде моря, он хочет передать
свои эмоции другим. Человек же, наделённый художественным талантом,
выбирает для своих впечатлений – холст и палитру красок.
Каждый из нас, увидев море на картинах художников, будут потрясены
жизненной силой и неукротимым ритмом движения этой природной стихии.
А увидев и услышав море, задумаемся о важных ценностях жизни: о свободе и
воле, о борьбе и покое, о красоте, добре и зле, любви и ненависти и о том, для чего
и чем живёт наша душа.
Список используемой литературы:
1. Энциклопедии;
2. Н.С. Барсамов «Иван Константинович Айвазовский»
3. Учебники по рисованию;
4. История искусств;
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского
языка им. В.В.Виноградова. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010.
6. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей
редакцией Л. М. Мосоловой. - СПб.: Издательство "Лань", 2001. - 288 с., илл. -
(Мир культуры, истории и философии).
Словарь терминов:
Художник — человек, занимающийся изобразительным искусством. В более
широком плане — деятель искусства.
Морской пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным
предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского
сражения или иные события, происходящие на море.
Маринист – это художник, который специализируется на изображении моря и
океана.
Народное творчество - это творческая коллективная деятельность народа,
отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.
Японская манга – японские комиксы.
Фудзи - активный стратовулкан* с низким риском извержения, самая высокая гора
Японии (высота 3776 м, диаметр основания 39 км), главная природная
достопримечательность страны.
Живописец - художник, занимающийся живописью, создающий изображения с
помощью красок.
Мастихин - инструмент, с помощью которого художники смешивают густые
масляные краски, очищают палитру и наносят краску на полотно.