Напоминание

"Ансамблевая игра в классе специального фортепиано"


Автор: Салиева Регина Радиковна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2" г. Октябрьский
Населённый пункт: РБ г.Октябрьский
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Ансамблевая игра в классе специального фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2» городского округа город Октябрьский РБ

Методический доклад

на тему : «Ансамблевая игра в классе специального

фортепиано»

выполнил: Салиева Р.Р.

2023

Введение

Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. Учащиеся

проявляют большой интерес к этому виду музыцирования, который является

важным

компонентом

учебного

процесса,

и

приносит

им

огромное

удовольствие.

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов

музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического,

тембро-динамического,внутреннего).

Играя в ансамбле, учащийся впервые сталкивается с такими понятиями,

как

синхронность,

тождественный

штрих,

динамическое

равновесие.

Знакомится с такими понятиями, как ауфтакт и внутредолевая пульсация.

Владения

этими

навыками

необходимо

ансамблисту

для

точного

совместного начала игры, для вступления между разделами произведения, а

также для достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на

паузах.

Навыки ансамблевой игры ребенок приобретает уже на первых уроках по

фортепиано. Здесь можно вспомнить слова Г.Нейгауза, который говорил: «С

самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.

Совместно с учителем он играет простые , но уже имеющие художественное

значение пьесы. Дети сразу ощущают радость восприятия хотя и крупицы, но

искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет

побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные

обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом,

которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением

игре на фортепиано».

История возникновения ансамбля.

Касаясь немного истории фортепианного ансамбля нужно отметить, что

этот жанр начал стремительно развиваться во второй половине ХVIII века с

появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями:

расширенный

диапазон,

способность

постепенного

увеличения

и

уменьшения

звучности,

добавочный

резонатор

педали.

Значительно

возрастала

полнота

и

сила

его

звучания,

открывались

неведомые

регистровые краски.К началу ХIХ века фортепианный ансамбль утвердился

как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая

и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти

все композиторы ХIХ и ХХ столетия.

Существует два вида фортепианного ансамбля - на одном или на двух

роялях.

Фортепианный

дуэт

на

двух

роялях

получил

наибольшее

распространение

в

профессиональной

концертной

практике.

Два

инструмента

дают

исполнителям

большую

свободу,

независимость

в

использовании регистров, педалей и прочее. Возможности фортепиано,

благодаря наличию двух исполнителей и двух инструментов еще более

расширяются.

Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на

специально

созданные

оригинальные

сочинения

и

переложения

симфонической музыки. В учебном процессе могут быть использованы оба

вида. Оркестровые произведения – отличный материал для чтения с листа,

занятий для развития навыков быстрой ориентации в нотном тексте.

Оригинальные дуэтные пьесы требуют тщательной и завершенной шлифовки

исполнения

Игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется главным образом

в сфере домашнего музицирования, музыкального самообразования и

учебных занятий. Близкое соседство пианистов за одной клавиатурой

способствует внутреннему единству и их сопереживанию. Именно благодаря

ансамблю,

учебный

и

концертный

репертуар

пополняется

яркими,

интересными произведениями, созданными композиторами разных эпох.

Методические рекомендации.

В начале обучения когда ребенок только учится извлекать на инструменте

отдельные звуки, или маленькие попевки, в партии педагога звучат

различные музыкальные отрывки: позывные к музыкальным передачам по

радио , или имитация музыкальной шкатулки, перезвон бубенчиков и т.д .

Тем самым у ребенка сразу развивается звуковое воображение: они легко

имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эхо и многое

другое. Например, Д.Шостакович «Родина слышит», Э.Захаров «Эхо в горах»,

«Вечерние

сумерки»,

«Часы

на

башне»,А.Александров

«Звездочка»,

В.Овчинников «Звенят бубенчики» в сборнике И.Рябова «Шаг за шагом».

Также учащийся может исполнять и несколько ритмически оформленных

звуков, как бы аккомпанируя, поддерживая мелодию, которая звучит в

партии педагога. Например ,аккомпанементы к русским народным песням

«Калинка» и «Во поле березка стояла», Е. Крылатов « Крылатые качели» в

сборнике Л.А. Баренбойма « Путь к музыке». За счет насыщенного, богатого

мелодическими и гармоническими красками сопровождения, исполнение

становится красочным и живым.

Сначала ученик может просто спеть мелодию под аккомпанемент

преподавателя. Здесь важен и воспитательный момент: дети участвуют в

творческом процессе вместе с педагогом.

Нужно отметить, что игра в ансамбле на данном этапе может

способствовать закреплению нотной грамматики и полученных навыков

артикуляции

легато,

стаккато,

нон

легато.

Например,

Д.Уотт

«Три

поросенка» - закрепляется штрих стаккато, а также знак репризы и знак

переноса на октаву вверх. Благодаря стихотворному тексту, хорошо слышны

музыкальные предложения, ударные звуки. В ансамблях «Деде Мороз» и

«Кошечка» В. Витлина – закрепляем штрих легато.

Если на начальном этапе обучения, ребенок, играя в ансамбле,

вслушивается в звучание нового для него гармонического фона в партии

педагога, в выразительно-изобразительные краски сопровождения, то в

последующем этапе обучения, в средних классах, внимание ученика

направляется на слушание элементов полифонии, острой и колористической

ритмики, на ладо- гармонические звучания, характеризующие различные

жанровые зарисовки. Например, М.Глинка « Камаринская», Н. Смирнова

«Болеро», М.Мусоргский « Гопак» из оперы «Сорочинскаяярморка», К.Вебер

« Марш».

По мере усложнения художественных задач, расширяются и технические

задачи совместной игры. Учащиеся, играя в ансамбле, должны осваивать

более сложный ритм, учится выделять из общего звучания главное,

передавать мелодическую линию из одной партии в другую, правильно

педализировать и т.д.

В средних и старших классах, когда учащиеся уже овладел основными

навыками игры на инструменте, можно добавить в репертуар джазовые

пьесы. Они очень нравятся детям, развивают учащихся в ритмическом

отношении, обогащают их слуховые впечатления новым музыкальным

языком и джазовыми гармониями. Например, М. Шмитц « Оранжевые буги»,

С.Джоплин « Артист эстрады», Н. Смирнова «Под дождем» и «Регтайм».

Джазовая манера игры отличается особой активностью звукоизвлечения и

требует от исполнителя особого специфического туше.

Заключение

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на

фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому освоению

нотной грамоты, пониманию строения музыкальной формы, сознательному

отношению к делу, ответственности. Это искусство вести диалог с партнером,

т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подать и вовремя уступить. Если это

искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться,

что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.

Фортепианный ансамбль на сегодняшний день является одним из

наиболее востребованных видов камерного музицирования. Этот вид

включает в себя ряд понятий: фортепианный дуэт, двухрояльный и

многоклавирный

ансамбль,

которые

классифицируются

как

жанр

в

соответствии с современной теорией музыкальных жанров Л.Мазеля,

В.Цуккермана, А.Сохора, О.Соколова. В соответствии с этим фортепианный

ансамбль также правомерно называть жанром. Рост популярности жанра

фортепианного ансамбля во всём мире за последние два десятилетия

объясняется рядом причин.

Традиция объединения известных солистов в фортепианный ансамбль с

каждым

годом

только

крепнет.

Это

объясняется

востребованностью

подобного

рода

дуэтов

у

«простых»

слушателей-любителей,

поэтому

совместное публичное выступление ведущих пианистов-солистов, стало

нормой

для

концертных

программ.

Появились

специальные

филармонические абонементы, в которых дуэтом играют именно солисты:

Петров - Гиндин, Руденко -Луганский, Любимов - Соколов, Аргерич - Плетнёв,

Акс -Бронфман и многие другие.

Практически все композиторы в XX веке обращались к жанру

фортепианного дуэта. Обилие появившихся в прошлом веке произведений

для фортепианного ансамбля связано с поисками композиторов в области

новых тембров, новой организации звукового пространства. Однако было

создано

не

мало

сочинений,

использующих

привычные

виды

звукоизвлечения. Большая их часть была написана композиторами СССР по

заказу

Союза

композиторов

с

целью

пополнения

репертуара

для

фортепианного ансамбля. К сожалению, после распада Советского Союза

произведения композиторов ближнего зарубежья практически не издают в

России.

Тем

не

менее,

востребованность

жанра

у

современных

композиторов позволяет выразить уверенность в его жизнеспособности и

неиссякающем

потенциале

развития.

Необходимость

углублённого

исследования этой формы камерного музицирования очевидна и крайне

увлекательна.

Период со второй половины XVIII до конца XIX можно назвать «золотым

веком» фортепианного дуэта по ряду причин. В первую очередь, появилось

молоточковое

фортепиано

с

расширенным

диапазоном,

которое

представляло более комфортные возможности совместной игры. Кроме того,

распространенность бытования дуэтной игры, связанная с доступностью и

разнообразием репертуара, позволяла музицировать в 4 руки. Вместе с тем,

на основании большого количества исторических источников можно сделать

вывод, что уже со второй трети XIX века начинается повсеместное увлечение

мультиклавирными ансамблями.

Именно возможность играть любые произведения в четыре руки за

одним или за двумя фортепиано, возможность приближения к оркестровому

звучанию, а в случае с оперными транскрипциями – к воспроизведению

вокальных и хоровых партий в фортепианном ансамбле, и объясняет

необычайный репертуарный взрыв за счет многочисленных транскрипций

разной степени трудности. Игра в четыре руки на одном фортепиано в

настоящее время практикуется главным образом в сфере домашнего

музицирования и учебных занятий.

Фортепианный дуэт на двух роялях не случайно получил наибольшее

распространение в профессиональной концертной деятельности. В нём

преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнёров, имеющих

в своём распоряжении каждый свой инструмент. Богатейшие возможности

фортепиано, благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов, ещё

более расширяются.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники