Напоминание

"Использование педагогических методов на начальном этапе обучения игре на фортепиано"


Автор: Устинова Гульнара Фаритовна
Должность: Преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "им.С.Абдуллина"
Населённый пункт: с.Исянгулово, Зианчуринского района, Республики Башкортостан
Наименование материала: План -конспект открытого урока по фортепиано
Тема: "Использование педагогических методов на начальном этапе обучения игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План - конспект открытого урока по специальности

«фортепиано»

На тему: «Использование педагогических методов на

начальном этапе обучения игре на фортепиано»

Преподаватель по классу фортепиано

Устинова Гульнара Фаритовна

Исянгулово-2024

Учебная дисциплина: музыкальный инструмент

Специальность: фортепиано

Класс: 1класс – Нагуманов Ильяс

Тема урока: «Использование педагогических методов на начальном этапе

обучения игре на фортепиано»

Вид занятия: комбинированный

Форма проведения занятия: открытый урок

Продолжительность занятия: 40 минут

Место

проведения:

фортепианный

класс

ДШИ им.С.Абдуллина, с.Исянгулово

22 марта 2024 года

Тема урока:

«Использование педагогических методов на начальном этапе обучения

игре на фортепиано»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие пианистических навыков, с помощью педагогических

методов на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепление изученных теоретических знаний (штрихи, лад, темп, ритм,

мелодия, динамика);

- формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato,

staccato);

Развивающие:

- развитие слуха, ритма;

- координация движений;

-активизировать образное музыкальное мышление с помощью

педагогических методов;

- развитие навыка чтения с листа;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

Здоровьесберегающие:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая

будет интенсивнее развиваться.

- рациональная организация урока: упражнения на расслабление мышц,

упражнение «Радуга» , «Говорящие пальцы», «Волшебный платок»,

физкультминутка, включение игровых методов ;

- чередование различных видов деятельности;

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над упражнениями;

-работа над упражнениями Ганона и гаммой До-мажор;

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический, игровой;

-прямая и наводящая формы воздействия.

Оборудование: фортепиано, 2 стула, рисунки, картинки, нотные пособия,

ноутбук.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата,

пальчиковая гимнастика.

3. Работа с музыкальным материалом.

4. Физкультминутка;

5. Работа над музыкальным материалом.

6. Закрепление пройденного материала с в игровой форме (карточки,

рисунки, картинки )

7. Итог урока.

8.Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, озвучивание темы урока, постановка задач, посадка за

инструмент.

2. Разминка.

Упражнение «Волшебный платок»

Берем небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь,

используя пальцы только одной руки Другая рука не помогает. Сначала

одной рукой, затем другой. Проговаривая стишок:

У меня живет проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюшко, как у бегемота!

Упражнение «Говорящие пальцы» (на закрытой крышке инструмента)

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего, же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори- простучи стишок такими пальцами:

11 22 11 33

11 44 11 55

11 22 11 33

11 44 11 55

Упражнение «Радуга» за инструментом.

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее.

Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и

мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением

свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька

катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

- Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуем правой рукой, потом левой, после попробуем вместе двумя

руками. Дома повторять эти упражнения.

С этих упражнений нужно начинать ежедневные занятия на инструменте,

они помогают расслабить мышцы рук и кистей, сделать пальцы более

подвижными.

3. Работа с музыкальным материалом.

Далее повторяем упражнение Ганона, каждой рукой отдельно, затем

двумя руками.

Далее проверяем знание гаммы «До мажор»:

-проигрываем по 3 ноты (до, ре, ми), затем по 4 ноты (фа, соль, ля, си),

правильными пальцами в разных октавах.

- разными штрихами, естественно с правильной аппликатурой;

- гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого

пальца)

-каждой рукой отдельно в прямом движении;

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученик: Вариации на тему «Ах, вы, сени, мои, сени»

Педагог: Скажи, какой характер у произведения?

Ученик: Веселый, задорный, народный, в каждой вариации есть свой

характер

Педагог: как ты думаешь, как композитору удалось передать образ, с

помощью каких музыкальных средств?

Ученик: с помощью мажорного лада, темпа, нисходящего и восходящего

движения.

Педагог: А какие штрихи встречаются?

Ученик: non legato,legato, staccato

Ученик исполняет произведение.

Далее идет работа над произведением, выразительностью исполнения

(звуковедение, динамика, фразировка, штрихи и тд.).

Средства музыкальной выразительности самым главным образом влияют

на характер музыкального произведения, его образ.

4.Физкультминутка.

Упражнение для глаз

Подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз.

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь

на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные

руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом,

свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз.

Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Ритмическое упражнение: простучать и прохлопать заданный ритмический

рисунок.

5.Работа над музыкальным материалом.

Педагог: Как называется твое следующее произведение?

Ученик: «Танец медвежат»

Исполнение пьесы учеником.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими средствами композитор

передал характер в произведении, сделаем небольшой анализ произведения:

определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученик: Веселое, радостное.

Далее идет работа над произведением, над нюансами, выразительным

исполнением.

6. Закрепление пройденного материала

с помощью музыкальных

педагогических методов.

Прослушивание музыкального материала

Педагог: А теперь будет задание. Я тебе исполню произведения, а ты

определи, какие средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, ритм,

регистр, динамика, темп, тембр, штрихи) используются в пьесах.

Звучат пьесы Г.Галынина из альбома «Зоопарк»: «Чижик», «Зайчик»,

«Лебеди». Во время звучаний произведений учащийся выкладывает на стол

карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его

мнению, подходят данному произведению.

Педагог: попробуй угадать ряд животных.

Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже понял, что можно рисовать не только красками,

карандашами, но и также звуками.

Чтение с листа.

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащимся нужно повторить ноты

басового ключа (работа с карточками), сделать краткий анализ нотного

текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые

особенности.

Чтение нот с листа- это важнейший навык, который учащийся должен

получить, обучаясь в

музыкальной школе. Основная задача- обучение

учащихся самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что

активизирует

процесс

работы

и

создает

необходимые

условия

для

расширения его музыкального кругозора. Чтение с листа должно начинаться

на начальном этапе обучения и носить систематический характер на

протяжении всего периода обучения.

7. Итог урока:

Педагогические методы обучения игре на фортепиано на начальном этапе,

самым непосредственным образом влияют на развитие и закрепление

пианистических навыков учащихся, развивают

творческие способности,

исполнительскую

инициативу.

Так

же,

методы

влияют

на

качество

разучивания и запоминания материала, при игре в ансамбле, при чтении нот

с листа. Отмечая значение тех или иных музыкальных педагогических

методов, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее,

осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют игровые методы-

изображение

и слово, они помогают детям еще лучше и качественнее

обучаться игре на фортепиано, особенно на начальном этапе, и конечно,

положительно сказывается на исполнении, как сольно, так и в ансамбле.

8. Домашнее задание:

- Закрепление произведений «Ах, вы, сени, мои, сени», «Танец медвежат».

- Дома повторять упражнение «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

Список литературы:

1.Т.И. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс: методические

рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:

«Классика ХХI », 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.:

«Классика ХХI »,2009г.

4. Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор»,

1984г.

Восходящая

Нисходящая

Dur

Мажорный

(Веселый)

moll

Минорный

(Грустный)

Ровный

Острый

Высокий

Средний

Низкий

P (piano)

f (forte)

mf

Allego (быстро)

Andante (не спеша)

Moderato (умеренно)

Legato (связно)

Staccato (отрывисто)

1.У меня живет проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота-

Брюшко, как у бегемота!

2.Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего, же это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

3. - Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги

пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники