Автор: Ткаченко Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование финансовой компетенции младших школьников через уроки технологии и окружающего мира
Раздел: начальное образование
Слайд 1
Формирование финансовой компетенции младших школьников через
уроки технологии и окружающего мира
Ткаченко ИМ-учитель нач классов
2,3,4 слайд
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение учебного
предмета «Финансовая грамотность». Интегрируя курс финансовой грамотности в
учебные предметы в начальной школе, у учащихся сформируются знания и умения
в области экономики. Я включаю темы занятий по финансовой грамотности из
УМК введение в финансовую грамотность в содержание учебного предмета по
окружающему миру и технологии. Например, по окружающему миру, такие темы,
как: Что нужно семье. Зачем нужны деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Из
чего состоят доходы семьи. Соответственно пройдя темы по окружающему миру,
по технологии мы изготавливали поделки.
5 слайд
Изучая тему «Моя семья» по окружающему миру в первом классе, я с детьми
включила тему по финансовой грамотности «Расходы семьи». В своей работе
использовала задания первых двух иллюстраций. В ходе беседы подвела учащихся
к выводу, что мама и Петя потратили деньги на самые необходимые продукты. И
предложила учащимся поделиться похожей ситуацией, которая произошла с ними
в магазине. Как правило, большинство учащихся сталкивались с тем, что им
отказывали в покупке.
6 слайд
После выполнения теоретических заданий, мы закрепили эту тему в рабочей
тетради, выполнив две математические задачи и творческое задание.
7 слайд
После этого на уроке технологии, сделали конверты. В каждый из этих
конвертов откладываются деньги на особые траты. Ребята дома с родителями
обсудили, какие предстоят расходы.
Таким образом, в ходе изучения этой темы, учащиеся сделали выводы, какие
покупки необходимы, а от каких можно отказаться. Если потратить слишком много
денег, их может не хватить на очень нужные для семьи вещи.
8 слайд
Изучая тему «Семья и труд» по окружающему миру во втором классе, я
включила задания по финансовой грамотности «Из чего состоят доходы семьи».
Рассматривая семью зайчика, я попросила учащихся перечислить всех членов
семьи. По ходу выполнения задания, с детьми отработали такие термины, как
зарплата, пенсия, пособие, стипендия.
9слайд
После обсуждения всех ситуаций, учащиеся закрепляли свои полученные
знания в рабочей тетради.
10 слайд
Завершением изученной темы «Семья и труд», являлось изготовление
копилок по технологии.
Учащиеся сделали вывод, что своей семье нужно помогать и стараться
внести свой вклад в общий доход, экономно расходовать бюджет.
11 слайд
В третьем классе по окружающему миру, я включила задания по финансовой
грамотности «Легко ли вести свое дело». Задания, которые выполняли мои
ученики по этой теме, связаны с погружением в их понятную жизненную
ситуацию, требующую их решения. В ходе обсуждения нескольких сюжетов о
рисках, с которыми может столкнуться предприниматель, ребята пошагово
отвечали на вопросы, аргументируя свои ответы. Следующий сюжет занятия был
связан с понятием о конкуренции, риске, убытке.
12 слайд
В рабочей тетради выполнили задания на закрепление.
13 слайд
На уроке технологии мы изготовили кошелек с секциями.
Вывод, который учащиеся сделали по этой теме, что свое дело всегда связано
с рисками. Владелец своего дела должен их учитывать и принимать защитные
меры.
14 слайд
Модуль по финансовой грамотности «Свое дело» прослеживается на всех
параллелях начальной школы. В четвертом классе, я проводила урок технологии по
теме «Привлекательное дело», как итоговое образовательное событие -это
«Благотворительная ярмарка».
При изучении темы «Привлекательное дело» я акцентировала внимание
учащихся на том, что Маруся и Петя принимают много решений, перед тем как
начать делать блокнот.
15 слайд
В ходе обсуждений мы приходим к выводу, что нужно приобрести
материалы для производства блокнота, то есть понести расходы. Продумать дизайн
блокнота, как будет выглядеть обложка изделия для учеников или учителя. В
рабочей тетради представлены два примера необычных бизнес-идей, которые, как
ни странно, оказались успешными (проговорить).
Подводя итог по теме «Привлекательное дело» ребята пришли к выводу, что
тот, кто предлагает привлекательный товар, грамотно должен рассчитать затраты и
доходы,
предусматривая
риски
и
назначая
разумную
цену.
С
ребятами
проговорили, что есть предприниматели, которые безвозмездно предлагают свои
услуги.
16 слайд
И в заключении, с детьми изготовили поделки, которые продавали на
ярмарке. Эти деньги были перечислены в приют для животных.
17 слайд
Таким образом, встраивая, в учебные предметы окружающий мир и
технология элементы финансовой грамотности, обучающиеся погружаются в
представленные ситуации и побуждаются к участию в принятии определенных
решений, основанных на формируемых в ходе занятия представлениях.
Спасибо за внимание!