Авторы: Шичкина Ольга Николаевна, Пилипенко Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДД(Ю)Т им. Н. К Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Сценарий музыкальной гостиной
Тема: Гречанинов А.Т. и его музыка для детей
Раздел: дополнительное образование
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ
«Гречанинов А.Т. и его музыка для детей»
Разработчики:
Шичкина Ольга Николаевна,
Пилипенко Людмила Николаевна,
педагоги дополнительного образования
Дата: 27 января 2024года
Место проведения: кабинет № 40;
Участники: учащиеся хоровой студии «Надежда»
Возраст: 9-13лет
Исполнители:
ведущие
концерта
-
Карабельниковы
Тимофей
и
Всеволод,
Гнесина Е. - Лоншакова Е.А.,
Дежурная - Шичкина О.Н.,
Женщина - Пилипенко Л.Н.,
Учащиеся школы Гнесиных - Солнышко Т.,
Зеленевская
А.,
Коновалова
В.,
Казанцева
С.,
Девяткина
Л.,
Аброськина К.
Ход мероприятия
В кабинет заходят участники мероприятия, зрители, гости и
родители
Участники
Содержание
Реквизиты
Ведущий
-
Добрый
день!
Сегодня
вы
познакомитесь с творчеством замечательного
русского композитора Александра Тихоновича
Гречанинова,
которому
25 октября
2024г.
исполняется 160 лет со дня рождения.
Его творчество тесно связано с именем
Елены Фабиановны Гнесиной, замечательным
педагогом, музыкантом,
создавшей в России
уникальную
систему
музыкального
образования. Елене Фабиановне Гнесиной в
июне этого года будет отмечаться 150лет со дня
рождения. Эти две даты очень тесно связаны!
История
рождения
детской
музыки
Гречанинова тесно связана с педагогической
деятельностью
композитора
Елены
Фабиановны. Александр Тихонович писал в
своих воспоминаниях: «В Москве существовала
музыкальная
школа
сестер
Гнесиных,
из
которых
вышло
немало
первоклассных
музыкантов. Я был приглашен в эту школу
преподавателем
теории
музыки.
Елена
Фабиановна,
старшая из
сестер Гнесиных,
организовала детский хоровой класс. В то
время в русской музыкальной литературе этого
жанра
не
существовало.
Было
несколько
песенок Чайковского и Аренского и это все!
Петь было нечего! Тогда, Елена Фабиановна
обратилась ко мне с просьбой написать что-
нибудь для детей, и я охотно взялся за дело».
А
теперь
давайте
перенесемся
на
несколько лет назад и пройдем по коридорам
музыкальной школы сестер Гнесиных. Там
сейчас идут приемные экзамены в школу
2 часть
В комнате сидят две пожилые женщины и молодая нянька, с ними
дети, которым очень надоело тихо сидеть и они пытаются заглянуть в
комнату где звучит музыка
Женщина
- Ой, милая, я прямо не знаю, как тут
деток учат? Не ругают ли их? А может по рукам
бьют! Моя внучка такая чувствительная! А еще
кто
тут
преподает?
Школа-то
недавно
открылась…
Дежурная
- Да уж, с 1895 года, почитай 8 лет уже.
Всей семьей здесь работают - 4 сестры и 2
брата. Сами не богаты, в одних комнатах живут
и тут же занятия проводят, но так стараются!
Швабра,
тряпка,
ведро,
халат
Женщина
- Прямо не знаю! Может лучше к Зограф-
Плаксиной? У нее из Большого театра и из
консерватории преподаватели. А эти сестры
сами еще девчонки, чуть больше 20 лет,
наверное. И как преподают, хорошо ли?
Дежурная
- Что Вы! Сестры - то учились у лучших
преподавателей:
Антона
Аренского,
Сергея
Танеева и с Петром Ильичом Чайковским
знакомы были.
А Елена Фабиановна, наш директор, за
одной
партой
сидела
со
Скрябиным
и
Рахманиновым! А это композиторы- то ого - го!
Недавно Сергей Васильевич сам заглядывал в
гости к барышням. Сидели… вспоминали как
он ей по французскому помогал, а она ему
задачи по гармонии решала. Сам Ферручо
Бузони увидел в Елене большой талант и
приглашал с ним переехать за границу, вместе
выступать с концертами. А она отказалась и
открыла вместе с сестрами музыкальную школу
для деток. Великой души и доброты женщина!
Вы не сомневайтесь, хорошо тут музыке учат!
В комнату вбегают дети. Девочка бежит к ожидающей ее
родственнице
1 девочка
- А к нам сегодня Александр Тихонович
Гречанинов приходил. Он теперь будет хор у
нас
преподавать.
Знаешь
какой
он
замечательный
композитор!
Он
столько
детских песен сочинил! Мы из сборника «Ай-
ду-ду!» уже на два голоса поем! И он еще
обещал много написать для детского хора.
Ведущая
- и Гречанинов выполнил свое обещание.
За
первым
сборником
песен
последовали
следующие: «Петушок», «Времена года»,
«В деревне».
Послушайте еще сочинения для детского
хора: «Острою секирой» и «Козел Васька»
младший хор исполняет произведения композитора Гречанинова
«Острою секирой» и «Козел Васька»
после исполнения хористы расходятся по местам
На сцене продолжается диалог двух девочек, учениц музыкальной
школы
2 девочка
- Ой, Александр Тихонович такой душка!
У нас все девчонки в него сразу влюбились! А
еще он сочинил целый «Детский альбом» пьес
для фортепиано. Там такие красивые и не
трудные пьески! А для совсем маленьких, как
моя и Машина сестренка, он сочинил альбом,
который называется «Бусинки»
1 девочка
- Точно, через месяц уже концерт будет в
школе. Мы все будем играть пьесы Александра
Тихоновича. (Реверанс в сторону гостей). -
Приходите к нам на концерт!(уходит
Ведущая
- А теперь вернемся в наши дни, в школу
им. Е. Ф. Гнесиной. Теперь это уже не просто
школа,
а
целый
музыкальный
комбинат:
музыкальная школа, музыкальное училище и
институт. Кстати в училище им. Гнесиных
сейчас преподает наша выпускница Зяблицкая
Виктория Александровна.
- И в наше время, в школе, необычайное
оживление:
ученики
и
педагоги
готовят
концерт к юбилею композитора Александра
Тихоновича Гречанинова.
А может быть среди них есть потомки тех
девчушек, которым преподавал фортепиано и
хор
сам
Александр
Тихонович?
Давайте
послушаем о чем говорят ребята…
3 девочка
- А (имя) знаешь, мне моя прабабушка
рассказывала какой замечательный человек и
композитор был Александр Тихонович! Он
просто обожал детей. Как - то прабабушку
пригласила
сестра
Александра
Тихоновича,
погостить. У них было четверо детей. И он туда
тоже приехал и на некоторое время забросил
свою музыку и весь отдался в распоряжение
детворы. Он с ними играл, катался на лодке,
собирал грибы и цветы. А вечерами все вместе
пели хором народные песни под аккомпанемент
на рояле. Прабабушка говорила, что было очень
весело, Александр Тихонович сам был как
ребенок
4 девочка
- Наверное поэтому нам так интересно
играть его произведения!?
5 девочка
- Они простые и понятные. Знакомство с
музыкальными
пьесами
Александра
Тихоновича
сродни
прочтению
небольших
рассказов, несложных по содержанию
и где
много
знакомых
по
окружающей
жизни
действующих лиц.
В этих альбомах вся детская жизнь
проходит: и сказки, и игры. Например, -
«Верхом
на
палочке»,
«Солдатики
маршируют», «Заболела няня», «Сказочка»,
разные события из жизни: «Скучный урок»,
«После бала», «Я уже большая»
4 девочка
- А еще, в них есть портреты близких
людей,
окружающих
ребенка:
«Мама
любимая!», «Нянина сказочка», «Колыбельная»
3 девочка
- Кроме того, сценки детских игр и
повседневных занятий:
«На качелях»,
«На
прогулке»
4 девочка
- Гречанинов объединил их в целые
альбомы
такие
как
«Дедушкин
альбом»,
«Стеклянные бусинки», «День ребенка» «На
зеленом лугу», «Детский альбом»
5 девочка
- Да, это как в других детских альбомах
других композиторов. Ой, забыла их фамилии.
Ой, подскажите, пожалуйста… (обращение к
залу)
4 девочка
-
Отвечу
я,
если
никто
ничего
не
вспомнит. «Детском альбом» П. Чайковского,
«Альбом для юношества» Р. Шумана. И в
«Детской музыке» С. Прокофьева есть похожие
темы и образы пьес
4 девочка
- Ой! Что же мы болтаем, сейчас концерт
уже начнется!
Ведущий
- В нашем небольшом концерте юные
музыканты
исполнят
небольшую
часть
фортепианных пьес, написанных для детей. Мы
все вместе послушаем и постараемся увидеть
один день маленького человека
Часть 3. Концерт
На сцену выходят два мальчика - ведущие
1 ведущий
- Яркий солнечный денек, и мальчик со
своей няней вышел на прогулку
2 ведущий
- Почему мальчик?
1 ведущий
- Потому, что девочки ведут себя более
степенно. А этот мальчик-озорник и скачет, и
бегает
по
зеленой
солнечной
лужайке.
Послушайте
пьесу,
которая
изображает
мальчишку-озорника!
2 ведущий
-
«На
лужайке»,
исполняет
Карабельников Сева, педагог Шичкина О.Н.
1 ведущий
-
А вот следующая пьеса – грустная!
Очень неприятно, когда тебя не принимают в
игру, сидишь, грустишь...
2 ведущий
-
«Грустная
песенка»,
исполняет
Казанцева Светлана, педагог Балахнина Т.Н.
1 ведущий
-
Пока один грустит, другой весело
катается на велосипеде!
2 ведущий
- «На велосипеде» исполняет Калюжная
Анна, педагог Пилипенко Л.Н.
1 ведущий
-
Название следующей песни говорит
само за себя
2 ведущий
- «Без всяких нежностей»,
исполняет
Гулина Олеся, педагог Пилипенко Л.Н.
1 ведущий
- Вот очень знакомая картинка - мужик
играет на гармонике,
сразу слышно, что он
плохо играет. Явно он не учился в школе
Гнесиных!
2 ведущий
- «На гармонике», исполняет Бондаренко
Иван, педагог Шичкина О.Н.
1 ведущий
- А вот новая картинка. В конце улицы,
около церкви, стоит маленький оборванный
мальчик
2 ведущий
- «Маленький попрошайка», исполняет
Солнышко Тамара, педагог Пилипенко Л.Н.
1 ведущий
- Жалко сиротку! Когда нет родителей,
порой происходят очень неприятные, и даже
страшные события.
1 ведущий
-
«Необычайное
происшествие»
(«Страшный
рассказ»),
исполняет
Карабельников
Тимофей,
педагог
Шичкина
О.Н.
2 ведущий
- А кто помнит рассказ Антона Павловича
Чехова «Ванька»? Он писал письмо на деревню
дедушке, какая это была грустная история
1 ведущий
-
Я
читал,
интересный
рассказ.
Оказывается,
в те времена,
многих детей
отправляли далеко от родителей, в работники
или учиться какому-нибудь ремеслу. Трудно
тем ребятам было, одиноко. Послушайте еще
одну пьесу, которая так и называется …
(обращается ко 2 ведущему)
2 ведущий
-
«В разлуке»,
исполняет Коновалова
Варвара, педагог Балахнина Т.Н.
1 ведущий
-
Но как здорово возвращаться домой!
Идешь
и
радуешься
знакомым
местам,
с
нетерпением
ждешь
встречу
с
родными,
друзьями!
2 ведущий
-
«Веселый путь домой»,
исполняет
Соснин Михаил, педагог Шичкина О.Н.
1 ведущий
- А дома тебя всегда обнимут любящие и
заботливые родители, дома покой и тепло
2 ведущий
-
«Папа
и
мама»,
исполняет
Торгунакова Анна, педагог Шичкина О.Н.
1 ведущий
-
Да,
папе
и
маме
обязательно
расскажешь все свои беды и обиды
2 ведущий
-
«Жалоба»-
из
цикла
«Пастели»
исполняет Панкратова Софья,
педагог Шичкина О.Н.
1 ведущий
-
А у нас няня заболела, мне теперь
скучно-о-о! (капризно)
2 ведущий:
- «Недовольство»,
исполняет Стасиков
Леонид, педагог Балахнина Т.Н.
1 ведущий
- Как и в детских альбомах Чайковского,
Прокофьева, Шумана, в альбомах Александра
Гречанинова много танцевальной музыки
2 ведущий
-
«Мой
первый
бал»
исполняет
Девяткина Елизавета, педагог Пилипенко Л.Н.
Выходит еще одна ученица и говорит..
Рогалева
Таня
- Я уже большая, и могу не только
танцевать сама на празднике, но и играть на
фортепиано (синтезаторе)
вальс
для своих
танцующих друзей
2 ведущий
- «Вальс», исполняет Рогалева Татьяна,
педагог Шичкина О.Н.
1 ведущий
«Когда звучит «Мазурка» -
Весёлый польский танец,
В мундирах офицеры ведут прекрасных
дам.
Там в зале гром оркестра,
Нарядов блеск и глянец
И юные панянки кружатся в вихре там...»
2 ведущий
-
«Мазурка»,
исполняет
Малета
Анастасия, педагог Балахнина Т.Н.
1 ведущий
-
Две
последние
пьесы
из
альбома
Гречанинова
передают
чувства
уже
повзрослевшего человека
2 ведущий
- «Ноктюрне», в переводе с французского
языка, означает «ночной». Слушая эту пьесу
можно мечтать и думать обо всём!
1 ведущий
-
«Ноктюрн»,
исполняет
Зеленевская
Анастасия, педагог Шичкина О.Н.
2 ведущий
-
«Прелюдия»,
исполняет
Конькова
Дарья, педагог Лоншакова Е.А.
1 ведущий
- Вот мы и познакомились с хоровой и
фортепианной
музыкой
Александра
Тихоновича
Гречанинова
из
его
детских
альбомов.
Услышали
насколько
она
выразительна и как точно может передавать
картинку природы, чувства человека, событие
из жизни детей.
Конечно,
это
очень
талантливый
композитор,
в
руках
которого
инструмент
может быть грустным или задорным и веселым!
Часть 4. Заключение
2 девочка
Елена
Фабиановна
отдала
всю
свою
жизнь
созданию
уникальной
системы
музыкального
образования
в
России,
воспитанию юных музыкантов и взрослых
исполнителей.
Е.Ф.
Гнесина
была
великолепным
педагогом,
автором
многочисленных
методических
пособий,
сочиненных для детей. Александр Тихонович
Гречанинов
и
Елена
Фабиановна
Гнесина
прожили более 90 лет. И оба внесли большой
вклад в музыкальное образование и культуру
России
Ведущий
-
в Москве есть музыкальная школа,
которая носит его имя, по миру летает Airbus
A319 (VP-BWL) имени Гречанинова.
Творческое
наследие
Гречанинова
Александра Тихоновича огромно - около 1000
произведений:
это
оперы,
детский
балет,
крупные симфонические произведения, музыка
к
спектаклям,
многочисленные
инструментальные и вокальные сочинения.
Но
самая
драгоценная
часть
этого
наследия
–
это
хоровые
и
фортепианные
произведения для детей.
И сегодня, мы немного прикоснулись к
этому замечательному творчеству, послушали
интересные
произведения,
сами
были
исполнителями! В душе каждого из вас еще
долго
будет
звучать
музыка
русского
композитора
Гречанинова
Александра
Тихоновича!