Напоминание

Гречанинов А.Т. и его музыка для детей


Авторы: Шичкина Ольга Николаевна, Пилипенко Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДД(Ю)Т им. Н. К Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Сценарий музыкальной гостиной
Тема: Гречанинов А.Т. и его музыка для детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ

«Гречанинов А.Т. и его музыка для детей»

Разработчики:

Шичкина Ольга Николаевна,

Пилипенко Людмила Николаевна,

педагоги дополнительного образования

Дата: 27 января 2024года

Место проведения: кабинет № 40;

Участники: учащиеся хоровой студии «Надежда»

Возраст: 9-13лет

Исполнители:

ведущие

концерта

-

Карабельниковы

Тимофей

и

Всеволод,

Гнесина Е. - Лоншакова Е.А.,

Дежурная - Шичкина О.Н.,

Женщина - Пилипенко Л.Н.,

Учащиеся школы Гнесиных - Солнышко Т.,

Зеленевская

А.,

Коновалова

В.,

Казанцева

С.,

Девяткина

Л.,

Аброськина К.

Ход мероприятия

В кабинет заходят участники мероприятия, зрители, гости и

родители

Участники

Содержание

Реквизиты

Ведущий

-

Добрый

день!

Сегодня

вы

познакомитесь с творчеством замечательного

русского композитора Александра Тихоновича

Гречанинова,

которому

25 октября

2024г.

исполняется 160 лет со дня рождения.

Его творчество тесно связано с именем

Елены Фабиановны Гнесиной, замечательным

педагогом, музыкантом,

создавшей в России

уникальную

систему

музыкального

образования. Елене Фабиановне Гнесиной в

июне этого года будет отмечаться 150лет со дня

рождения. Эти две даты очень тесно связаны!

История

рождения

детской

музыки

Гречанинова тесно связана с педагогической

деятельностью

композитора

Елены

Фабиановны. Александр Тихонович писал в

своих воспоминаниях: «В Москве существовала

музыкальная

школа

сестер

Гнесиных,

из

которых

вышло

немало

первоклассных

музыкантов. Я был приглашен в эту школу

преподавателем

теории

музыки.

Елена

Фабиановна,

старшая из

сестер Гнесиных,

организовала детский хоровой класс. В то

время в русской музыкальной литературе этого

жанра

не

существовало.

Было

несколько

песенок Чайковского и Аренского и это все!

Петь было нечего! Тогда, Елена Фабиановна

обратилась ко мне с просьбой написать что-

нибудь для детей, и я охотно взялся за дело».

А

теперь

давайте

перенесемся

на

несколько лет назад и пройдем по коридорам

музыкальной школы сестер Гнесиных. Там

сейчас идут приемные экзамены в школу

2 часть

В комнате сидят две пожилые женщины и молодая нянька, с ними

дети, которым очень надоело тихо сидеть и они пытаются заглянуть в

комнату где звучит музыка

Женщина

- Ой, милая, я прямо не знаю, как тут

деток учат? Не ругают ли их? А может по рукам

бьют! Моя внучка такая чувствительная! А еще

кто

тут

преподает?

Школа-то

недавно

открылась…

Дежурная

- Да уж, с 1895 года, почитай 8 лет уже.

Всей семьей здесь работают - 4 сестры и 2

брата. Сами не богаты, в одних комнатах живут

и тут же занятия проводят, но так стараются!

Швабра,

тряпка,

ведро,

халат

Женщина

- Прямо не знаю! Может лучше к Зограф-

Плаксиной? У нее из Большого театра и из

консерватории преподаватели. А эти сестры

сами еще девчонки, чуть больше 20 лет,

наверное. И как преподают, хорошо ли?

Дежурная

- Что Вы! Сестры - то учились у лучших

преподавателей:

Антона

Аренского,

Сергея

Танеева и с Петром Ильичом Чайковским

знакомы были.

А Елена Фабиановна, наш директор, за

одной

партой

сидела

со

Скрябиным

и

Рахманиновым! А это композиторы- то ого - го!

Недавно Сергей Васильевич сам заглядывал в

гости к барышням. Сидели… вспоминали как

он ей по французскому помогал, а она ему

задачи по гармонии решала. Сам Ферручо

Бузони увидел в Елене большой талант и

приглашал с ним переехать за границу, вместе

выступать с концертами. А она отказалась и

открыла вместе с сестрами музыкальную школу

для деток. Великой души и доброты женщина!

Вы не сомневайтесь, хорошо тут музыке учат!

В комнату вбегают дети. Девочка бежит к ожидающей ее

родственнице

1 девочка

- А к нам сегодня Александр Тихонович

Гречанинов приходил. Он теперь будет хор у

нас

преподавать.

Знаешь

какой

он

замечательный

композитор!

Он

столько

детских песен сочинил! Мы из сборника «Ай-

ду-ду!» уже на два голоса поем! И он еще

обещал много написать для детского хора.

Ведущая

- и Гречанинов выполнил свое обещание.

За

первым

сборником

песен

последовали

следующие: «Петушок», «Времена года»,

«В деревне».

Послушайте еще сочинения для детского

хора: «Острою секирой» и «Козел Васька»

младший хор исполняет произведения композитора Гречанинова

«Острою секирой» и «Козел Васька»

после исполнения хористы расходятся по местам

На сцене продолжается диалог двух девочек, учениц музыкальной

школы

2 девочка

- Ой, Александр Тихонович такой душка!

У нас все девчонки в него сразу влюбились! А

еще он сочинил целый «Детский альбом» пьес

для фортепиано. Там такие красивые и не

трудные пьески! А для совсем маленьких, как

моя и Машина сестренка, он сочинил альбом,

который называется «Бусинки»

1 девочка

- Точно, через месяц уже концерт будет в

школе. Мы все будем играть пьесы Александра

Тихоновича. (Реверанс в сторону гостей). -

Приходите к нам на концерт!(уходит

Ведущая

- А теперь вернемся в наши дни, в школу

им. Е. Ф. Гнесиной. Теперь это уже не просто

школа,

а

целый

музыкальный

комбинат:

музыкальная школа, музыкальное училище и

институт. Кстати в училище им. Гнесиных

сейчас преподает наша выпускница Зяблицкая

Виктория Александровна.

- И в наше время, в школе, необычайное

оживление:

ученики

и

педагоги

готовят

концерт к юбилею композитора Александра

Тихоновича Гречанинова.

А может быть среди них есть потомки тех

девчушек, которым преподавал фортепиано и

хор

сам

Александр

Тихонович?

Давайте

послушаем о чем говорят ребята…

3 девочка

- А (имя) знаешь, мне моя прабабушка

рассказывала какой замечательный человек и

композитор был Александр Тихонович! Он

просто обожал детей. Как - то прабабушку

пригласила

сестра

Александра

Тихоновича,

погостить. У них было четверо детей. И он туда

тоже приехал и на некоторое время забросил

свою музыку и весь отдался в распоряжение

детворы. Он с ними играл, катался на лодке,

собирал грибы и цветы. А вечерами все вместе

пели хором народные песни под аккомпанемент

на рояле. Прабабушка говорила, что было очень

весело, Александр Тихонович сам был как

ребенок

4 девочка

- Наверное поэтому нам так интересно

играть его произведения!?

5 девочка

- Они простые и понятные. Знакомство с

музыкальными

пьесами

Александра

Тихоновича

сродни

прочтению

небольших

рассказов, несложных по содержанию

и где

много

знакомых

по

окружающей

жизни

действующих лиц.

В этих альбомах вся детская жизнь

проходит: и сказки, и игры. Например, -

«Верхом

на

палочке»,

«Солдатики

маршируют», «Заболела няня», «Сказочка»,

разные события из жизни: «Скучный урок»,

«После бала», «Я уже большая»

4 девочка

- А еще, в них есть портреты близких

людей,

окружающих

ребенка:

«Мама

любимая!», «Нянина сказочка», «Колыбельная»

3 девочка

- Кроме того, сценки детских игр и

повседневных занятий:

«На качелях»,

«На

прогулке»

4 девочка

- Гречанинов объединил их в целые

альбомы

такие

как

«Дедушкин

альбом»,

«Стеклянные бусинки», «День ребенка» «На

зеленом лугу», «Детский альбом»

5 девочка

- Да, это как в других детских альбомах

других композиторов. Ой, забыла их фамилии.

Ой, подскажите, пожалуйста… (обращение к

залу)

4 девочка

-

Отвечу

я,

если

никто

ничего

не

вспомнит. «Детском альбом» П. Чайковского,

«Альбом для юношества» Р. Шумана. И в

«Детской музыке» С. Прокофьева есть похожие

темы и образы пьес

4 девочка

- Ой! Что же мы болтаем, сейчас концерт

уже начнется!

Ведущий

- В нашем небольшом концерте юные

музыканты

исполнят

небольшую

часть

фортепианных пьес, написанных для детей. Мы

все вместе послушаем и постараемся увидеть

один день маленького человека

Часть 3. Концерт

На сцену выходят два мальчика - ведущие

1 ведущий

- Яркий солнечный денек, и мальчик со

своей няней вышел на прогулку

2 ведущий

- Почему мальчик?

1 ведущий

- Потому, что девочки ведут себя более

степенно. А этот мальчик-озорник и скачет, и

бегает

по

зеленой

солнечной

лужайке.

Послушайте

пьесу,

которая

изображает

мальчишку-озорника!

2 ведущий

-

«На

лужайке»,

исполняет

Карабельников Сева, педагог Шичкина О.Н.

1 ведущий

-

А вот следующая пьеса – грустная!

Очень неприятно, когда тебя не принимают в

игру, сидишь, грустишь...

2 ведущий

-

«Грустная

песенка»,

исполняет

Казанцева Светлана, педагог Балахнина Т.Н.

1 ведущий

-

Пока один грустит, другой весело

катается на велосипеде!

2 ведущий

- «На велосипеде» исполняет Калюжная

Анна, педагог Пилипенко Л.Н.

1 ведущий

-

Название следующей песни говорит

само за себя

2 ведущий

- «Без всяких нежностей»,

исполняет

Гулина Олеся, педагог Пилипенко Л.Н.

1 ведущий

- Вот очень знакомая картинка - мужик

играет на гармонике,

сразу слышно, что он

плохо играет. Явно он не учился в школе

Гнесиных!

2 ведущий

- «На гармонике», исполняет Бондаренко

Иван, педагог Шичкина О.Н.

1 ведущий

- А вот новая картинка. В конце улицы,

около церкви, стоит маленький оборванный

мальчик

2 ведущий

- «Маленький попрошайка», исполняет

Солнышко Тамара, педагог Пилипенко Л.Н.

1 ведущий

- Жалко сиротку! Когда нет родителей,

порой происходят очень неприятные, и даже

страшные события.

1 ведущий

-

«Необычайное

происшествие»

Страшный

рассказ»),

исполняет

Карабельников

Тимофей,

педагог

Шичкина

О.Н.

2 ведущий

- А кто помнит рассказ Антона Павловича

Чехова «Ванька»? Он писал письмо на деревню

дедушке, какая это была грустная история

1 ведущий

-

Я

читал,

интересный

рассказ.

Оказывается,

в те времена,

многих детей

отправляли далеко от родителей, в работники

или учиться какому-нибудь ремеслу. Трудно

тем ребятам было, одиноко. Послушайте еще

одну пьесу, которая так и называется …

(обращается ко 2 ведущему)

2 ведущий

-

«В разлуке»,

исполняет Коновалова

Варвара, педагог Балахнина Т.Н.

1 ведущий

-

Но как здорово возвращаться домой!

Идешь

и

радуешься

знакомым

местам,

с

нетерпением

ждешь

встречу

с

родными,

друзьями!

2 ведущий

-

«Веселый путь домой»,

исполняет

Соснин Михаил, педагог Шичкина О.Н.

1 ведущий

- А дома тебя всегда обнимут любящие и

заботливые родители, дома покой и тепло

2 ведущий

-

«Папа

и

мама»,

исполняет

Торгунакова Анна, педагог Шичкина О.Н.

1 ведущий

-

Да,

папе

и

маме

обязательно

расскажешь все свои беды и обиды

2 ведущий

-

«Жалоба»-

из

цикла

«Пастели»

исполняет Панкратова Софья,

педагог Шичкина О.Н.

1 ведущий

-

А у нас няня заболела, мне теперь

скучно-о-о! (капризно)

2 ведущий:

- «Недовольство»,

исполняет Стасиков

Леонид, педагог Балахнина Т.Н.

1 ведущий

- Как и в детских альбомах Чайковского,

Прокофьева, Шумана, в альбомах Александра

Гречанинова много танцевальной музыки

2 ведущий

-

«Мой

первый

бал»

исполняет

Девяткина Елизавета, педагог Пилипенко Л.Н.

Выходит еще одна ученица и говорит..

Рогалева

Таня

- Я уже большая, и могу не только

танцевать сама на празднике, но и играть на

фортепиано (синтезаторе)

вальс

для своих

танцующих друзей

2 ведущий

- «Вальс», исполняет Рогалева Татьяна,

педагог Шичкина О.Н.

1 ведущий

«Когда звучит «Мазурка» -

Весёлый польский танец,

В мундирах офицеры ведут прекрасных

дам.

Там в зале гром оркестра,

Нарядов блеск и глянец

И юные панянки кружатся в вихре там...»

2 ведущий

-

«Мазурка»,

исполняет

Малета

Анастасия, педагог Балахнина Т.Н.

1 ведущий

-

Две

последние

пьесы

из

альбома

Гречанинова

передают

чувства

уже

повзрослевшего человека

2 ведущий

- «Ноктюрне», в переводе с французского

языка, означает «ночной». Слушая эту пьесу

можно мечтать и думать обо всём!

1 ведущий

-

«Ноктюрн»,

исполняет

Зеленевская

Анастасия, педагог Шичкина О.Н.

2 ведущий

-

«Прелюдия»,

исполняет

Конькова

Дарья, педагог Лоншакова Е.А.

1 ведущий

- Вот мы и познакомились с хоровой и

фортепианной

музыкой

Александра

Тихоновича

Гречанинова

из

его

детских

альбомов.

Услышали

насколько

она

выразительна и как точно может передавать

картинку природы, чувства человека, событие

из жизни детей.

Конечно,

это

очень

талантливый

композитор,

в

руках

которого

инструмент

может быть грустным или задорным и веселым!

Часть 4. Заключение

2 девочка

Елена

Фабиановна

отдала

всю

свою

жизнь

созданию

уникальной

системы

музыкального

образования

в

России,

воспитанию юных музыкантов и взрослых

исполнителей.

Е.Ф.

Гнесина

была

великолепным

педагогом,

автором

многочисленных

методических

пособий,

сочиненных для детей. Александр Тихонович

Гречанинов

и

Елена

Фабиановна

Гнесина

прожили более 90 лет. И оба внесли большой

вклад в музыкальное образование и культуру

России

Ведущий

-

в Москве есть музыкальная школа,

которая носит его имя, по миру летает Airbus

A319 (VP-BWL) имени Гречанинова.

Творческое

наследие

Гречанинова

Александра Тихоновича огромно - около 1000

произведений:

это

оперы,

детский

балет,

крупные симфонические произведения, музыка

к

спектаклям,

многочисленные

инструментальные и вокальные сочинения.

Но

самая

драгоценная

часть

этого

наследия

это

хоровые

и

фортепианные

произведения для детей.

И сегодня, мы немного прикоснулись к

этому замечательному творчеству, послушали

интересные

произведения,

сами

были

исполнителями! В душе каждого из вас еще

долго

будет

звучать

музыка

русского

композитора

Гречанинова

Александра

Тихоновича!



В раздел образования