Напоминание

Программа учебного предмета "Ансамбль"


Автор: Тимофеева Жанна Васильевна
Должность: преподаватель музыкального отделения
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирская область
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Тема: Программа учебного предмета "Ансамбль"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Администрация Ордынского района Новосибирской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ордынского района Новосибирской области

«Ордынская детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

П0.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа учебного предмета

П0.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

В.05.УП.05.АНСАМБЛБ

Срок реализации - 5-6 лет

Ордынское

2022

«Одобрено»

Педагогическим советом

МБУДО «ОДШИ»

« 0 3 »

2022 г.

Утверждаю:

Директог^БУДЬ «ОДШИ»

А.В. Аносова

« <^5>>

2022 г.

^ ^ 5 7 0 2 ИНН

Составитель:

Тимофеева

Жанна

Васильевна,

преподаватель

высшей

квалификационной

категории

МБУДО «ОДШИ»

Содержание

I.

Пояснительная записка..................................................................................................................... 4

1)

Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе

2)

Цель и задачи учебного предмета

3)

Методы обучения

4)

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного

предмета

II.

Формы и методы контроля, критерии оценок.........................................................................7

1)

Текущий контроль

2)

Промежуточная аттестация

3)

Итоговая аттестация

4)

График промежуточной и итоговой аттестации

5)

Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

обучающихся

III.

Методические рекомендации..............................................................................................................9

IV.

Содержание учебного предмета........................................................................................................11

V.

Годовые требования к уровню знаний, умений и навыков

.....................................................

11

VI.

Ожидаемые результаты по программам....................................................................................... 18

VII.

Список нотной литературы...............................................................................................................19

VIII.

Список методической литературы..................................................................................................21

3

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

учебного

предмета

«Ансамбль»

создана

в

соответствии

с

федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре

и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

программы

в

области музыкального искусства «Фортепиано».

Программа

является

частью

дополнительной

предпрофессиональной

программы

в

области музыкального

искусства

«Фортепиано».

Учебный предмет

«Ансамбль»

относится

к

обязательной

(4-7,

9

классы)

и

вариативной

(8

класс)

частям дополнительной предпрофессиональной программы.

Возраст обучающихся - с девяти с половиной до семнадцати лет.

Срок

освоения

программы

-

5

лет.

Для

детей,

не

закончивших

освоение

образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)

общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в области

музыкального искусства, срок освоения программы может быть увеличен на 1 год (9

класс).

Программа составлена с учётом индивидуальных

особенностей

учащихся и

предполагает индивидуальный подход к каждому из учащихся, входящих в состав

ансамбля.

Цели программы:

- приобщение учащихся к ансамблевому музицированию, развитие их творческих

способностей и приобретение начальных профессиональных навыков;

-

развитие

музыкально-творческих

способностей

обучающихся

на

основе

приобретённых ими знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства;

- подготовка наиболее одарённых детей к дальнейшему продолжению обучения в

средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи программы:

-

приобщение

обучающихся

к

ансамблевому

музицированию,

развитие

их

творческих способностей и приобретение начальных профессиональных навыков;

- формирование и развитие комплекса умений и навыков в области ансамблевого

исполнительства,

позволяющего

демонстрировать

единство

исполнительских

намерений и реализацию исполнительского замысла;

-

формирование

музыкального

кругозора

в

области

ансамблевого

репертуара

(фортепианные

дуэты,

переложения

симфонических,

оперных,

органных,

вокальных,

инструментальных

произведений

отечественных

и

зарубежных

композиторов),

способствующего

воспитанию

художественного

вкуса

обучающихся;

- формирование знаний стилистических и жанровых особенностей, художественных

ценностей исполняемых музыкальных произведений;

- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых

для ансамблевого музицирования;

- развитие чувства партнёрства при игре в ансамбле, артистизма, музыкальности;

- формирование у обучащихся навыков самостоятельной работы и чтения с листа в

ансамбле;

-

приобретение

обучающимися

опыта

творческой

деятельности

и

публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

4

-

формирование

у

наиболее

одарённых

обучающихся-выпускников

профессионального

исполнительского

комплекса

знаний,

умений

и

навыков

пианиста-солиста камерного ансамбля.

Форма

проведения

аудиторного

учебного

занятия-мелкогрупповой

урок.

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия

- 45 минут.

Методы обучения

Для достижения поставленных целей и реализации задач учебного предмета

«Ансамбль» используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала обеих партий);

- наглядный (показ отдельных частей, фрагментов и всего произведения);

-

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

на

более

мелкие части, разделы, построения для более тщательной проработки фактуры с

последующим объединением музыкального материала в целое);

- метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение материала

разных

партий,

фрагментов

ансамблевого

репертуара

с

использованием

многообразных вариантов показа);

-

объяснительно-иллюстративный

(преподаватель

исполняет

одну

из

партий

ансамблевого произведения и попутно объясняет исполнительские задачи);

- репродуктивный

метод

(повторение

одним

из

партнёров

игровых

приёмов

по

образцу учителя);

-

метод

проблемного

изложения

(преподаватель

ставит

и

сам

решает

задачу,

показывая при этом партнёрам ансамбля различные пути и варианты решения);

-

частично-поисковый

метод

(обучающиеся

участвует

в

поиске

решения

поставленной задачи);

-

метод

индивидуального

подхода

к

каждому

учащемуся,

входящему

в

состав

ансамбля, с учётом возрастных особенностей, темперамента, уровнем подготовки и

работоспособности партнёров).

Объём учебного времени,

предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Индекс,

наименова

ние

учебного

предмета

Трудоёмкость в часах

Распределение по годам

обучения

4-й

класс

5-й

класс

6-й

класс

7-й

класс

8-й

класс

Количество недель аудиторных

занятий

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.УП.

02

Ансамбль

Аудиторные занятия (в

часах)

132

1

1

1

1

-

Самостоятельная работа

(в часах)

198

1,5

1,5

1,5

1,5

-

Максимальная

учебная нагрузка по

330

2,5

2,5

2,5

2,5

-

5

предмету

(без учёта консультаций)

Консультации

(часов в год)

6

2

2

-

2

-

В.05.УП.05

Ансамбль

Аудиторные занятия (в

часах)

33

-

-

-

-

1

Самостоятельная работа

(в часах)

49,5

-

-

-

-

1,5

Максимальная

учебная нагрузка по

предмету

(без учёта консультаций)

82,5

-

-

-

-

2,5

Консультации

(часов в год)

2

-

-

-

-

2

Индекс,

наименование

учебного

предмета

Трудоёмкость в часах

9-й класс

Распределение по

учебным полугодиям

1-е

полугодие

2-е

полугодие

Количество недель

аудиторных занятий

16

17

Недельная нагрузка в

часах

ПО.01.УП.02

Ансамбль

Аудиторные занятия

(в часах)

66

2

2

Самостоятельная работа

(в часах)

49,5

1,5

1,5

Максимальная

учебная нагрузка по

предмету

(без учёта консультаций)

115,5

3,5

3,5

Консультации (часов в год)

2

-

2

В

самостоятельную

работу

обучающихся

входят

следующие

виды

внеаудиторной

деятельности:

выполнение

домашних

заданий,

посещение

концертов,

участие

в

творческих

мероприятиях

и

культурно-просветительской

деятельности

школы.

Домашняя

подготовка

обучающихся

включает

следующие

виды самостоятельной работы:

-

изучение

музыкальных

произведений

своей

партии

и

партии

партнёра

по

ансамблю;

6

- изучение музыкальной терминологии;

-

детальная

работа

над

технически

трудными

местами

(пассажами,

скачками,

звуковедением и т.д.) в музыкальных произведениях;

- чтение нот с листа;

- транспонирование;

- закрепление навыков ансамблевого музицирования.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающегося к контрольным

точкам (академическим концертам и другим мероприятиям). Консультации могут

проводиться

рассредоточено

или

в

счёт

резерва

учебного

времени.

Если

консультации проводятся рассредоточено, то резерв учебного времени используется

на самостоятельную работу обучающегося.

II.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.

Виды

контроля

и

учёта

успеваемости:

текущий

контроль,

промежуточная

аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях

оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной

работы

обучающихся по

дополнительным

предпрофессиональным

программам в

области

искусств

и

проводится

с

целью

определения:

качества

реализации

образовательного процесса; качества теоретической и практической подготовки по

учебному предмету; уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на

определённом этапе обучения.

Промежуточная аттестация проходит в виде академического концерта один раз

в

учебном

году.

Все

виды

контроля

проводятся

в

соответствии

с

графиком

промежуточной и итоговой аттестации.

Качество

выступления

оценивается

с

учётом

характеристики,

отражающей

достигнутые

успехи

и

недостатки,

отношение

к

занятиям

и

работоспособность

обучающегося

и

выражается

в

оценке

по

пятибалльной

системе,

которая

выставляется

коллегиально.

В

отдельных

случаях

публичное

выступление

обучающихся

(конкурс,

классный

час,

классный

вечер,

открытый

тематический

концерт,

отчётный

концерт

отделения)

может

быть

приравнен

к

контрольному

прослушиванию.

По

итогам

завершения

курса

изучения

учебного

предмета

обучающемуся

выставляется

оценка

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно»

или

«неудовлетворительно».

При выставлении оценки в

свидетельство

об

окончании

школы установленного

образца учитываются итоговые

оценки за последние три

года обучения.

График промежуточной аттестации

Класс

Вид

контрольного

прослушивания

Сроки

сдачи

Программные требования

4 класс

Академический

концерт

Апрель

2 разностилевых, разножанровых,

разнохарактерных произведения

7

5 класс

Академический

концерт

Апрель

2 разностилевых, разножанровых,

разнохарактерных произведения

7 класс

Академический

концерт

Апрель

2 разностилевых, разножанровых,

разнохарактерных произведения

9 класс

Академический

концерт

Апрель

2 разностилевых, разножанровых,

разнохарактерных произведения

Вариативная часть программы

Класс

Вид

контрольного

прослушивания

Сроки

сдачи

Программные требования

8 класс

Академический

концерт

Апрель

2 разностилевых, разножанровых,

разнохарактерных произведения

Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной

аттестации учащихся

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную

шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично;

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно;

«2» - неудовлетворительно.

Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

- увлечённость исполнением;

- художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии

с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- корректировка игры при необходимой ситуации;

- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

- понимание музыкальных форм произведений;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

-

грамотное

понимание

формообразования

произведения,

музыкального

языка,

средств музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

8

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления

музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

- однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.

«Зачёт» (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на

данном этапе обучения.

III.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные

на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблевой игре должен

сформироваться

комплекс

умений

и

навыков,

необходимых

для

совместного

музицирования.

Знакомство обучающихся с произведениями для фортепианного ансамбля на

базе

педагогического

репертуара:

переложения

для

4-х

ручного

исполнения

на

одном и двух инструментах, а также 8-ми ручного исполнения на двух фортепиано

произведения

различных

форм,

стилей

и

жанров

отечественных

и

зарубежных

композиторов.

Программа

по

фортепианному

ансамблю

опирается

на

академический репертуар, знакомит обучающихся с лучшими образцами музыки

различных стилей и жанров вплоть до XXI века.

Обучение в классе ансамбля направлено на выработку у партнёров единого

творческого решения, умение прислушиваться друг к другу, совместными усилиями

создавать

трактовки

музыкальных

произведений

на

высоком

художественном

уровне. За годы обучения в школе искусств обучающиеся могут познакомиться со

всеми доступными видами совместного исполнительства: фортепианными дуэтами,

трио, квартетами.

При формировании детского ансамбля преподавателю очень важно учитывать

контактность

детей.

Ансамбли

будут

слаженными,

если

дети

дружны,

психологически

совместимы,

имеют

общие

интересы.

Партнёрство,

навязанное

насильно,

не

принесёт желаемых результатов

и

творческого

удовлетворения

ни

преподавателю, ни учащимся.

Первая проблема,

с которой

сталкиваются и преподаватель,

и партнёры

по

ансамблю - это поверхностное знание текста исполняемого произведения. Приходя

в

класс,

обучающиеся

должны

быть

убеждены

в

том,

что

их

исполнение

в

достаточной

степени

удовлетворяет

требованиям

преподавателя.

Это

приучает

обучающихся к вниманию, к точному выполнению всех замечаний, к системе в

домашних занятиях и, главное, к ответственности перед партнёром по ансамблю.

9

Ансамбль требует от обучающихся безупречного, точного ритма, который в то

же время должен быть живым, гибким, выразительным.

Особенно важно для преподавателя пробуждать и развивать у обучающихся

умение слышать как свою партию, так и партию партнёра. Необходимо очень строго

отмечать

малейшие

неточности

при

неполном

совпадении

звуков,

добиваться

единого дыхания на паузах, одновременного снятия звуков аккордов, соблюдения

общности штрихов - того, что принято называть синхронным исполнением.

Ансамблевое музицирование способствует воспитанию артистических навыков:

детям, играющим в ансамблях, приходится часто выступать на концертах, благодаря

чему

они

учатся

владеть

собой

на

сцене,

держаться

увереннее,

независимее,

раскованнее.

Этот навык положительно сказывается и на сольных выступлениях

учащихся, на экзаменах и академических концертах.

Важная

художественная

задача

игры

в

ансамбле

-

динамика

исполнения,

динамическое

развитие.

Очень

важно

добиваться

от

исполнителей

не

только

плотного, мощного звучания фактуры, но и тонких звуковых оттенков, красивого

пиано, тончайшего пианиссимо.

По

мере

усложнения

художественных

целей

расширяются

и

технические

задачи

совместной

игры.

Возникает

необходимость

преодоления

трудностей

полиритмии,

использования

специфических

тембровых

возможностей

фортепианного

дуэта,

педализации

при

игре

на

двух

фортепиано,

обеспечения

единства художественного замысла, повышения общей стилистической грамотности

и технической подготовки обучающихся.

Эти требования следует предъявлять к

исполнителям фортепианных ансамблей постоянно, из года в год совершенствуя

приобретённые ими навыки исполнительства и усложняя репертуар.

Выбор

репертуара

для

фортепианных

ансамблей

должен

способствовать

воспитанию художественного вкуса и соответствовать техническим и творческим

способностям обучающихся.

Репертуар

для

фортепианных

ансамблей

можно

подразделить

на

оригинальные

(специально

созданные)

сочинения,

а

также

транскрипции

и

переложения, имеющие целью популяризацию симфонической, оперной, вокальной,

инструментальной

и

народной

музыки.

Превосходные

сочинения

для

одного

фортепиано в 4 руки написали В.

А. Моцарт, Ф. Шуман, И. Брамс, Ж. Бизе, М.

Равель,

С.

Рахманинов,

В.

Гаврилин

и

других.

Ещё

богаче

и

разнообразнее

концертный репертуар для четырёхручного исполнения на двух роялях. Такого рода

произведения создавали И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Шуман, Э. Григ, И. Брамс, К.

Дебюсси, Ф. Пуленк,

Д. Мийо, А. Аренский, С. Рахманинов, Д. Шостакович, С.

Прокофьев. Увлекательно для обучающихся ансамблевое музицирование на одном

инструменте в 6 рук, на двух фортепиано - в 8 рук (переложения и оригинальные

сочинения

композиторов:

И.

С.

Баха,

К.

Вебера,

Й.

Гайдна,

Ф.

Шуберта,

С.

Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Уотта и других). Среди этих произведений есть

пьесы

разных

форм

и

стилей:

фуги,

сонаты,

вариации,

сюиты.

Заинтересовать

обучающихся ансамблевой игрой можно только при условии заинтересованности в

этом

преподавателя.

Дети

должны

испытывать

радость

от

совместного

музицирования, как со сверстниками, так и в партнёрстве с преподавателем. Итог

такой

работы

-

это

классные,

отделенческие,

школьные

концерты,

конкурсы,

концерты на городских и областных сценах.

10

Результат

обучения,

зависит

от

степени

одарённости

учащихся,

их

заинтересованности, мотивации к обучению и трудолюбия. Развитие этих навыков в

дальнейшем будет зависеть от желания и самостоятельной работы.

Техническое оснащение занятий:

- учебная аудитория для индивидуальных занятий;

- два фортепиано (пианино или рояли);

- стулья для обучающихся и преподавателя;

- подставки на стулья и под ноги (для обучающихся).

IV.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание

дополнительной

предпрофессиональной

программы

в

области

музыкального

искусства

«Фортепиано»

по

учебному

предмету

«Ансамбль»

составляют:

-

знания

характерных

особенностей

музыкальных

жанров

и

основных

стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения в ансамбле;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров

и стилей;

-

умения

создавать

художественный

образ

при

исполнении

музыкального

произведения;

- умения

самостоятельно

преодолевать

технические

трудности

при

разучивании

несложного музыкального произведения;

- развитие навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- формирование первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых

произведений;

- формирование навыков публичных выступлений.

V.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Первый год обучения - 4 класс

Первоначальные навыки игры в ансамбле. Посадка за инструментом. Элементарная

грамотность

(точное

воспроизведение

текста,

аппликатуры,

штрихов,

динамики,

темповых указаний). Способы достижения синхронности при взятии и снятии звука

в ансамблевой игре. Баланс в звучании двойных звуков и аккордов, разделённых

между

партиями

партнёров.

Единство

дыхания,

фразировки,

звукового

баланса.

Общность ритмического рисунка.

Согласованность между партнёрами в вопросах

фразировки и приёмах звукоизвлечения. Особенности педализации при исполнении

ансамбля в 4 руки на одном инструменте. Первоначальные навыки игры в ансамбле

на двух фортепиано. Навыки сценического поведения.

В течение учебного года обучающийся должен освоить 3-5 разностилевых,

разножанровых, разнохарактерных произведений.

Примерный репертуарный список

Агафонников Н. Русский танец из

цикла «Пёстрые картинки»

Барток Б. Словацкий танец

Беркович И. Концерт Оёиг

11

Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный

стрелок»

Г айдн Й. Концерт Оёиг

Г линка М. Полька, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Григ Э. Песня

Диабелли А. Сонатина Ииг

Моцарт В. Контрданс

Кравченко Б. «Яков ловит раков»

Кузнецов Н. Полька

Моцарт В. Сонаты для фортепиано в 4

руки Сёиг, Бёиг

Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии» для двух фортепиано в 8

рук

Прокофьев С. «Петя и волк» (переложение для фортепиано в 4 руки В. Блока)

Равель М. Павана спящей красавицы

Рамм В. «Росинки», «Леший»

Савельев Б. «Карусель»

Смирнов Д. «Вечерний разговор», «Королевский поход», «Маленькие феи»

Уотт Д. «Три поросёнка»

Чайковский П. «Колыбельная в бурю»

Шелиговский Т. «В цирке»

Примерная программа академического концерта

I вариант

Чайковский П. «Колыбельная в бурю»

Кабалевский Д. Гавот

II вариант

Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Кузнецов Н. Полька

III вариант

Рамм В. «Леший»

Барток Б. Словацкий танец

Второй год обучения - 5 класс

Навыки

выполнения

ансамблевой

техники.

Навыки

предслышания

и

построения

фразы.

Передача

партнёру

мелодической

линии.

Соотношение

и

соизмерение звучания нескольких голосов, исполняемых разными исполнителями.

Умения выстраивать кульминацию. Навыки совместного выполнения ритмической

пульсации.

Умения

передачи

общего

эмоционального

состояния,

настроения

и

образов музыкальных произведений. Педализация. Навыки сценического поведения.

В

течение

учебного

года

учащийся

должен

освоить

3-5

разностилевых,

разножанровых, разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список

Аренский А. Полонез

Бах И.С. Ария

Бизе Ж. «Деревянные лошадки» из цикла «Детские игры»

12

Вагнер Э. Г алоп «Охота на львов»

Вайлъ К. «Мэкки Нокс»

Гаврилин В. Альбом «Зарисовки»: «Часики», «Перезвоны»

Глиэр Р. «Грустный вальс»

Дональдсон Д. «Да, сэр, это мой бэби»

Зив М. Сборник «Прогулка по клавишам»

Иршаи Е. «Слон-бостон»

Металлиди В. «Марш неумелых музыкантов»

Моцарт В. «Ария Фигаро»

Моцарт В. Концерт Шиг(части по выбору)

Моцарт В.А. Менуэт

Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Островский А. « Мальчишки и девчонки»

Петрова О., Петров А. Вальс из телесериала «Петербургские тайны»

Рахманинов С. «Итальянская полька»

Ройтерштейн М. «Колыбельная Мишке» (для фортепиано в 6 рук)

Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца»

Рустамов В. «Дитя и лёд»

Семёнов В. «Восточный экспресс», «Авторалли», «Частушечка»

Струве Г. «Вороны», «Весёлый перепляс»

Хачатурян

К.

Музыка

из

балета

«Чипполино»:

«Танец

Тыквы»,

«Галоп»,

«Вальс цветов», «Помидор»

Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин», Вальс из балета

«Спящая

красавица», Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

Шеринг Дж. Колыбельная

Шмитц М «Веселый разговор», «Задорные буги»

Шуберт Ф. Музыкальный момент фа минор

Штраус И. Полька «Трик-трак»

Примерная программа академического концерта

I вариант

Вебер К. Анданте с вариациями

Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и волк»

II вариант

Моцарт В. Менуэт из симфонии № 5 Шиг

Щедрин Р. Кадриль из оперы «Не только любовь»

III вариант

Рубинштейн А. Горные вершины

Шуберт Ф. Детский марш. Соч. 40

Третий год обучения - 6 класс

Развитие

навыков

ансамблевого

музицирования,

приобретённых

в

предыдущих

классах.

Освоение

более

сложной

фортепианной

фактуры

(полифонической,

гомофонно-гармонической). Агогика (ускорение, замедление). Работа над звуковым

балансом (правильное распределение звука между партиями и руками). Закрепление

13

навыков исполнения в 4 руки, в 8 рук на двух фортепиано. Игра в 6 рук на одном

фортепиано. Педализация. Дальнейшее развитие музыкального мышления. Общая

направленность

на

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

художественного замысла.

В

течение

учебного

года

учащийся

должен

освоить

3-4

разностилевых,

разножанровых, разнохарактерных произведений.

Примерный репертуарный список

Бах И.С. Хорал, Ария из «Страстей по Матфею»

Бизе Ж. Альбом «Детские сцены»

Бородин А. Полька «Елена»

Брамс И. Венгерские танцы

Бузони Н. Концертное дуэтино на тему В.А.Моцарта

Гершвин Д. Колыбельная

Григ Э. Сюита «Пер Гюнт»: «Утро», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг»

Десятников Л. Пьесы из «Альбома для Айлики»: «Тоска по Родине», «Детское

диско»

Джоплин С. «Артист эстрады»

Коровицын В. «Куклы сеньора Карабаса»

Крамер Д. «Песенка ковбоя», «Вверх по горам»

Печерский Д. «Старая пластинка», «Вальс-каприс»

Прокофьев С. «Любовь к трём апельсинам»

Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

Равель М. Соната «Моя мать гусыня», «Павана спящей красавицы», «Мальчик

с пальчик», «Дурнушка», «Императрица пагод»

Рахманинов С. Две пьесы для фортепиано в 6 рук: Вальс, Романс

Ройтерштейн М. «Арабский напев»

Рубин Ю. Три пьесы из музыки к опере «Три толстяка» (для двух фортепиано

в четыре руки): Рондо, «Кукла Суок», Марш

Семёнов В. «Восточный экспресс», «Авторалли»

Слонимский С. «Деревенский вальс», «Школьный полонез»

Хачатурян К.

Музыка из

балета

«Чипполино»:

«Погоня»,

«Помидор»,

Та

рантелла, «Шествие»

Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

Шмитц М. «Лабиринт», Маленький фокстрот

Штраус И. Полька «Пиццикато», «Персидский марш»

Щедрин Р. Кадриль из оперы «Не толь любовь»

Четвёртый год обучения - 7 класс

Закрепление приобретённых навыков ансамблевого исполнительства. Освоение

более

сложного репертуара,

с элементами крупной техники,

метро -ритмическим

разнообразием.

Интерпретация

музыкальных

произведений.

Навыки

исполнения

современной

музыки

ХХ-ХХ1

веков.

Навыки

использования

акустических,

тембральных,

регистровых

красок

звучания

инструмента.

Закрепление

навыков

ансамблевого

исполнения

на

двух

роялях

в

4

руки,

в

8

рук.

Преобладающая

14

тенденция

-

общность

музыкального

мышления,

максимальное

сближение

исполнительского уровня участников ансамбля. Навыки творческого состояния на

сцене.

В течение учебного года обучающийся должен освоить 3-4 разностилевых,

разножанровых, разнохарактерных произведений.

Примерный репертуарный список

Бах И.С. Ларго из трио-сонаты (для двух фортепиано в 8 рук)

Бах И.С. Менуэт и шутка из оркестровой сюиты Ьшо11

Белов Ю. «Танцующие имитации»

Брамс Й. Вальс из цикла «Песни любви»

Брамс И. «Русский сувенир»: «Соловей», «На заре ты её не буди», «Ветка»,

«Вот на пути село большое»

Бизе Ж. Антракт к IV действию оперы «Кармен»

Вебер К. «Приглашение к танцу» (для двух фортепиано в 8 рук)

Гаврилин В. Альбом «Зарисовки»: «Одинокая гармонь», «Вальс», «Тарантел -

ла», «Тройка», «Извозчик», «Галоп»

Денисов Э. «Дивертисмент»: Прелюдия, Ария, Менуэт, Хорал, Фуга

Джоплин С. «Артист эстрады»

Крамер Д. «Диснейленд», Фантазия на тему песни «В лесу родилась ёлочка»

Лист Ф. Торжественный полонез

Мийо Д. Сюита для двух фортепиано «Скарамуш»

Мошковский М. Испанский танец. Соч. 12 № 2

Парцхаладзе М. Вальс

Равель

М.

«Испанская

рапсодия»:

«Прелюдия

ночи»,

«Малагуэнья»,

«Хабанера», «Фиеста»

Печерский Д. «Музыкальный антракт»

Свиридов

Г.

Вальс,

Романс

из

музыкальных

иллюстраций

к

повести

А.С.Пушкина «Метель»

Стравинский И. «Русская», отрывок из балета «Петрушка»

Хачатурян А. Вальс, «Колыбельная», Танец девушек» из балета «Гаянэ»

Хачатурян А. «Погоня» из балета «Чиполлино»

Шостакович Д. Концертино (для двух фортепиано в 4 руки)

Примерные программы академических концертов

I вариант

Лист Ф. Торжественный полонез

Гаврилин В. Тарантелла из альбома «Зарисовки»

II вариант

Бах И.С. Менуэт и шутка из оркестровой сюиты Ьшо11

Стравинский И. «Русская», отрывок из балета «Петрушка»

III вариант

Свиридов

Г.

Романс

из

музыкальных

иллюстраций

к

повести

А.С.Пушкина

«Метель»

Джоплин С. «Артист эстрады»

15

Пятый год обучения -8 класс

Навыки

игры

в

ансамбле

на

уровне

данного

класса.

Закрепление

приобретённых навыков ансамблевого исполнительства. Освоение более сложного

репертуара,

с

элементами

крупной

техники,

метро-ритмическим

разнообразием.

Интерпретация

музыкальных

произведений.

Навыки

исполнения

современной

музыки ХХ-ХХ1 веков. Согласованность между партнёрами в вопросах фразировки

и

приёмах

звукоизвлечения.

Способы

достижения

синхронности

при

взятии

и

снятии звука.

Единство дыхания,

фразировки,

звукового

баланса.

Распределение

динамики в звучании двойных звуков и аккордов, разделенных между партиями

партнёров.

Навыки

совместного

выполнения

ритмической

пульсации.

Интонирование.

Умения

выстраивать

кульминацию.

Педализация

при

четырехручном исполнении на одном фортепиано и восьмиручном исполнении на

двух фортепиано. Умения передачи общего эмоционального состояния, настроения

и образов музыкальных произведений. Навыки творческого состояния на сцене.

В

течение

учебного

года

учащийся

должен

освоить

3-4

разностилевых,

разножанровых, разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список

Бетховен Л. Шесть вариаций

Г айдн Й. Анданте из симфонии Оёиг «Сюрприз» (для двух фортепиано в 8

рук)

Гаврилин В. Альбом «Зарисовки»: «Одинокая гармонь», Вальс, «Тарантелла»,

«Тройка», «Извозчик», Галоп

Глинка М. Вальс-фантазия

Г онцов Ю. Сюита-фантазия на темы Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказка

0 царе Салтане»

Гуаставино К. Романс

Денисов Э. «Дивертисмент»: Прелюдия, Ария, Менуэт, Хорал, Фуга

Мийо Д. Сюита для двух фортепиано «Скарамуш»

Печерский Д. Тарантелла

Прокофьев С. Сюита «Зимний костёр»: «Поезд» (для двух фортепиано в 8 рук)

Пуленк Ф. Соната в трёх частях

Рахманинов С. Романс. Соч. 11 № 5. Скерцо

Хачатурян А. Три пьесы для двух фортепиано. «Остинато»

Шостакович Д. Концертино

Шуберт Ф. Рондо Шиг

Примерные программы академического концерта

1 вариант

Рахманинов С. Романс. Соч. 11 № 5

Гаврилин В. Галоп из альбома «Зарисовки»

II вариант

Гуаставино К. Романс

Мийо Д. Сюита для двух фортепиано «Скарамуш», ч. I

III вариант

Г айдн Й. Анданте из симфонии Оёиг «Сюрприз» (для двух фортепиано в 8 рук)

Прокофьев С. Сюита «Зимний костёр». «Поезд» (для двух фортепиано в 8 рук)

16

9 класс

Навыки

игры

в

ансамбле

на

уровне

данного

класса.

Закрепление

приобретённых навыков ансамблевого исполнительства. Освоение более сложного

репертуара,

с

элементами

крупной

техники,

метро-ритмическим

разнообразием.

Интерпретация

музыкальных

произведений.

Навыки

исполнения

современной

музыки ХХ-ХХ1 веков. Согласованность между партнёрами в вопросах фразировки

и

приёмах

звукоизвлечения.

Способы

достижения

синхронности

при

взятии

и

снятии звука.

Единство дыхания,

фразировки,

звукового

баланса.

Распределение

динамики в звучании двойных звуков и аккордов, разделенных между партиями

партнёров.

Навыки

совместного

выполнения

ритмической

пульсации.

Интонирование.

Умения

выстраивать

кульминацию.

Педализация

при

четырёхручном исполнении на одном фортепиано и восьмиручном исполнении на

двух фортепиано. Умения передачи общего эмоционального состояния, настроения

и образов музыкальных произведений. Навыки творческого состояния на сцене.

В течение учебного года обучающийся должен освоить 3-4 разностилевых,

разножанровых, разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный список

Бах И.С. Концерты ёшо11, Гшо11

Бах И.С.-Вивальди А. Концерт для органа ля минор в обработке М.

Г отлиба

Вебер К. Приглашение к танцу (для двух фортепиано в 8 рук)

Г айдн Й. Анданте из симфонии Оёиг«Сюрприз» (для фортепиано

в

8 рук)

Гаврилин В. Альбом «Зарисовки»: «Одинокая гармонь», Вальс, «Тарантелла»,

«Тройка», «Извозчик», Галоп

Г ершвин Дж. «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс»

Глинка М. Вальс-фантазия

Григ Э. Канон

Г онцов Ю. Сюита-фантазия на темы Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказка

о царе Салтане»

Гуаставино К. Романс

Дворжак А. Славянские танцы. Соч. 46

Дебюсси К. «Шотланский марш»

Денисов Э. «Дивертисмент»: Прелюдия, Ария, Менуэт, Хорал, Фуга

Дунаевский И. - Ладыженский П. Фантазия на популярные темы

Караев К. Кавалькада из симфонических гравюр «Дон Кихот» (для двух

фортепиано в 4 руки)

Мендельсон Ф. Серьёзные вариации (переложение К. Черни)

Мийо Д. Сюита для двух фортепиано «Скарамуш»

Моцарт В. Ларгетто (для фортепиано в 8 рук)

Печерский Д. Тарантелла

Прокофьев С. Сюита «Зимний костёр». «Поезд» (для двух фортепиано в 8 рук)

Пуленк Ф. Соната в трёх частях

Рахманинов С. Романс. Соч. 11 № 5

Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета

«Спартак» (для двух фортепиано в

8 рук)

Хачатурян А. Три пьесы для 2-х фортепиано. «Остинато»

17

Чайковский

П.

«Арабский

танец»,

«Китайский

танец»,

Трепак

из

балета

«Щелкунчик»

Шостакович Д. Концертино

Шуберт Ф. Рондо Шиг

Шуберт Ф. Симфония си минор для двух фортепиано в 8 рук

Эшпай А. Колыбельная

Примерные программы академического концерта

I вариант

Эшпай А. Колыбельная

Глинка М. Вальс-фантазия

II вариант

Григ Э. Канон

Гаврилин В. Тарантелла

III вариант

Моцарт В. Ларгетто (для фортепиано в 8 рук)

Караев К. Кавалькада из симфонических гравюр «Дон Кихот» (для двух фортепиано

в 4 руки)

VI.

Ожидаемые результаты обучения по программе

Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы в

области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Ансамбль»

являются:

- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества

-

ансамблевого

исполнительства,

позволяющий

демонстрировать

в

ансамблевой

игре

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

исполнительского

замысла;

- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных как для

фортепианного

дуэта,

так

и

переложений

симфонических,

оперных,

органных,

вокальных и инструментальных (в том числе циклических - сонат, сюит) и других

произведений

отечественных

и

зарубежных

композиторов,

способствующее

формированию

способности к сотворческому исполнительству на разнообразной

литературе);

- знание основных направлений музыки:

эпохи барокко (в том числе сочинений

И.С.Баха), венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной

и зарубежной музыки ХХ-ХХ1 веков;

-

навыки

по

решению

музыкально-исполнительских

задач

ансамблевого

исполнительства,

обусловленные художественным содержанием и особенностями

формы, жанра и стиля музыкального произведения.

18

VII. СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Альбом

пьес

для

фортепиано

в

4

руки

«За

клавиатурой

вдвоём».

/

Составители: А. Бахчиев, Е. Сорокина. - М., «Музыка», 2008

2.

Альбом

нетрудных

переложений

для

фортепиано.

Выпуск

2.

«Государственное музыкальное издательство», 1962

3.

Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1. - М.,

«Музыка», 1989

4.

Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. - М.,

«Музыка», 1994

5.

Ансамбли. Младшие классы. Выпуск 7. - М., «Советский композитор», 1983

6.

Ансамбли. Средние классы. Выпуск 6. - М., «Советский композитор», 1973

7.

Ансамбли. Средние классы.Выпуск 13. - М., «Советский композитор», 1990

8.

Ансамбли. Старшие классы. Выпуск 6. - М., «Советский композитор», 1982

9.

Ансамбли.

Фортепиано.

5-7 классы ДМШ. Редактор Григоренко В.М.

- М.,

«Кифара», 1997

10.

Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. / Составитель Ю. Доля. - Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2005

11.

Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для фортепиано в 4 руки. - М., «Музыка»,

2011

12.

Брамс И.

«Русский сувенир».

Транскрипции в форме фантазии на русские

песни для фортепиано в 4 руки. - М., «Музыка», 1978

13.

Брат

и

сестра.

Альбом

фортепианных

пьес

в

4

руки.

Выпуск

2.

-

СПб,

«Северный олень», 1993

14.

Золотая

библиотека

педагогического

репертуара.

Нотная

папка

пианиста.

Ансамбли. Старшие классы. - М., «Дека», 2002

15.

«Играем вместе». Альбом лёгких переложений для фортепиано в 4 руки. - М.,

«Музыка», 2001

16.

«Играем с удовольствием».

Сборник фортепианных ансамблей

в 4 руки.

-

СПб, «Композитор», 2005

17.

Концертные обработки для фортепиано в 4 руки. - М., «Музыка», 2010

18.

Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. - СПб, «Союз художников»,

2001

19.

Популярные произведения для фортепиано в 4 руки. - СПб, «Композитор»,

2004

20.

Рахманинов С. Два танца из оперы «Алеко». Концертная обработка для двух

фортепиано М. Готлиба. - М., «Музыка», 2007

21.

Составители Антонян Ж.,

Гапсева Г.

Фортепианные

дуэты

композиторов

России. Выпуск 1. - М., ООО «Формула Лимитец», 2004

22.

Составители

Ройзман Л., Натансон В.

«Юный пианист». Выпуск 2. Пьесы,

этюды и ансамбли для средних классов ДМШ. - М., 1964

23.

Составители

Туркины

Г.

и

Ю.

Пьесы

современных

и

зарубежных

композиторов для двух фортепиано. - М., 1967

24.

Составитель Борзенков А. Пьесы русских композиторов в 4 руки «Играем

вдвоём». - СПб, «Композитор», 2004

25.

Составитель Маевский Ю. Сборник весёлых пьес для фортепиано в 4 руки.

Выпуски 1, 2. - СПб, «Композитор», 2004

19

26.

Составитель Печерский Б. Фортепианные ансамбли в 4 руки. - М., «Музыка»,

1993

27.

Составитель Розенблюм

Ф. Лёгкие

пьесы

для фортепиано

в 4 руки.

- Л.,

«Музыка», 1974

28.

Составитель Рубах А. Фортепианная музыка для ДМШ. Средние классы. - М.,

1973

29.

Составитель

Симонова

В.

Чудо-песенки.

Фортепианные

ансамбли.

-

Новосибирск, «Окарина», 2007

30.

Составитель

Смирнова

Т.

Интенсинсивный

курс

обучения

игре

на

фортепиано. Выпуск 3. - М., «Грааль», 2004

31.

Составитель Хондо Н. Бизе Ж. Детские игры в 4 руки. - М., «Классика ХХ1»,

2002

32.

Составитель Хондо Н. Дворжак А. Славянские танцы для двух фортепиано. -

М., «Классика ХХ1», 2001

33.

Составитель Хондо Н. Чайковский П. Лёгкие переложения в 4 руки.

- М.,

«Классика ХХ1», 2002

34.

Составитель Шеффер А. Первые успехи четырёхручной фортепианной игры.

Сборник из народных песен, оперных мелодий, отрывков классической музыки и

танцев. - М., «Музыка», 1989

35.

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. - Ростов-на-Дону, «Феникс»,

2006

36.

Транскрипции

Неволовича

А.

Пьесы

для

двух

фортепиано.

-

СПб,

«Композитор», 2004

37.

«Учитель и ученик».

Хрестоматия фортепианного ансамбля. / Сосотавитель

Лепина Е. - СПб, «Композитор», 2012

38.

Хрестоматия ансамбля для средних классов ДМШ. - М., «Музыка», 1985

39.

Хрестоматия фортепианного

ансамбля в 4 руки.

Младшие классы ДМШ.

/

Составитель Н. Бабасян. - М., «Музыка», 2011

40.

Хрестоматия

фортепианного

ансамбля

в

4

руки.

Средние

классы

ДМШ.

/

Составитель Н. Бабасян. - М., «Музыка», 2011

41.

Хрестоматия

фортепианного

ансамбля

в

4

руки.

Средние

классы

ДШИ

/

Составители: Загний А.С., Новосёлова С.Б., Салаева О.Г., Толмачёва В.А. - Томск,

2019

42.

Хрестоматия

фортепианного

ансамбля

в

4

руки.

Старшие

классы

ДШИ

/

Составители: Губина Е.В., Загний А.С., Новосёлова С.Б., Салаева О.Г., Толмачёва

В.А. - Томск, 2019

43.

Хрестоматия фортепианного ансамбля. - М., «Музыка», 1994

44.

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Выпуск 1. - СПб., «Композитор», 2006

45.

Хромушин О. Композиции на темы Дж. Гершвина в 4 руки. - СПб, «Союз

художников», 2001

46.

Чайковский П. «Времена года». Переложение для фортепиано в 4 руки. - М.,

«Музыка, 2011

47.

Чайковский П. «Детский альбом». Переложение для фортепиано в 4 руки. -

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012

48.

Школа фортепианного ансамбля.

Сонатины, рондо и вариации. Младшие и

средние классы ДМШ. / Состовитель Ж. Пересветова. - СПб, «Композитор», 2012

20

VII.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1978

2.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974

3.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., 1981

4.

Благой

Д.

Искусство

камерного

ансамбля

и

музыкально -педагогический

процесс.

/ В книге «Камерный ансамбль.

Педагогика и исполнительство».

/ Под

редакцией К. Аджемова. - М.: «Музыка», 1979

5.

Булатова Л.

Стилевые черты

артикуляции в

фортепианном классе

XVIII -

первой половины XIX века. - М., «Музыка», 1991

6.

Вопросы музыкальной педагогики. Выпуски 1-6. - М., 1979-1981; 1983-1985

7.

Вопросы музыкальной педагогики, составитель В.И.

Руденко.

Выпуск 7.

-

М., 1986

8.

Вопросы

фортепианного

исполнительства.

Составитель

и

редактор

М.

Соколов. Выпуски 1.-4. - М., 1965, 1968, 1973, 1976

9.

Вопросы фортепианной педагогики. Редакция В. Натансона. Выпуски 1 -4. -

М., 1963, 1967, 1971, 1976

10.

Голубовская Н. Искусство педализации. - Л., 1974

11.

Г отлиб А. Основы ансамблевой техники. - М., 1971

12.

Готлиб

А.

Первые

уроки

фортепианного

ансамбля.

/

В

книге

«Вопросы

фортепианной

педагогики».

Выпуск

3.

/

Под

редактор

В.

Натансона.

-

М.,

«Музыка», 1971

13.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.,

«Классика - XXI», 2000

14.

Зыбцев

А.

Из

опыта

работы

педагога

класса

камерного

ансамбля.

/

В

книге «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». / Под редакцией К. Ад-

жемова. - М., «Музыка», 1979

15.

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М., «Таланты-XXI век», 2004

16.

Коган Г. О фортепианной фактуре. - М., 1961

17.

Коган Г. Работа пианиста. - М., «Классика - XXI», 2003

18.

Люблинский Л. Теория и практика аккомпанемента. - М., «Музыка», 1972

19.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1982

20.

Милъман М. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве. /

В книге «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». / Под редакцией К.

Аджемова. - М., «Музыка», 1979

21.

Сборник статей «Как научить играть на рояле?» - М., «Классика - XXI», 2005

22.

Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на

фортепиано. - М., «Классика - XXI», 2001

23.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М., 1988

24.

Ступель А. В мире камерной музыки. - М., «Музыка», 1970

25.

Теория и методика обучения игре на фортепиано. Под общей редакцией А.

Каузовой,А. Николаевой. - М., «Владос», 2001

26.

Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947

27.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984

21



В раздел образования